Введение
Актуальность темы курсовой работы. Основная задача современной экономической политики Российского государства — формирование социально ориентированной рыночной экономики. Рыночная экономика предъявляет особые требования к деятельности функционирования хозяйствующих субъектов. Эффективность отечественной экономики в целом определяется эффективностью деятельности ее отдельных отраслей и предприятий, для которых максимизация прибыли как результирующего показателя эффективности становится главной задачей.
Однако наряду с такими предприятиями в национальной экономике функционируют и другие хозяйствующие субъекты, относимые к некоммерческим и не определяющие в качестве приоритета своей деятельности получение максимальной прибыли. Одним из таких субъектов является система потребительской кооперации, имеющая специфический, некоммерческий, социально ориентированный характер.
Подтверждением этому является главная цель — социальная миссия потребительской кооперации. Это, прежде всего, повышение занятости населения, создание новых рабочих мест, которые открываются при расширении объемов производства, освоении новых видов услуг. Это закупка всей продукции, предлагаемой с личных подворий, продажа товаров в отдаленных деревеньках по единым для района ценам, льготы для ветеранов, инвалидов, малообеспеченных многодетных семей и многое-многое другое. И что важно: эта деятельность кооператоров имеет не только материальную сторону, она несет еще и высокое духовное, нравственное начало. Потребительская кооперация является составной частью рыночной экономики страны, объединяющей некоммерческие организации — потребительские общества и их союзы, которым разрешено заниматься коммерческой деятельностью (торговлей, общественным питанием, сельским хозяйством, заготовками, производством и др.).
|
Потребительская кооперация, созданная народом и служащая народу для удовлетворения насущных потребностей, должна каждодневно стремиться создавать все условия для роста благосостояния людей, особенно самой обездоленной части - сельского населения.
Потребительская кооперация России является одной из крупнейших систем организаций, осуществляющих торговую, заготовительную, производственную деятельность, оказывающих социальные и бытовые услуги населению, производящей сельскохозяйственную продукцию. Система потребительской кооперации России насчитывает более 175 лет истории, обладает огромными традициями и большим человеческим потенциалом.
Цель курсовой работы – это углубление знаний по дисциплинам «Кооперативное движение» и «Теория и история потребительской кооперации».
Задачами курсовой работы являются изучение, изложение, обоснование выводов и предложений по следующим вопросам курсовой работы:
1. Правовые вопросы создания и деятельности потребительских обществ и их союзов.
2. Организационное построение потребительской кооперации.
3. Экономические основы деятельности потребительской кооперации.
4. Пайщик – социальная основа потребительской кооперации
Методологической основой курсовой работы явилась нормативная, специальная, учебная литература, а также материалы в СМИ. На современном этапе основные принципы и подходы к решению проблем становления и развития системы потребительской кооперации в России изложены в работах В. Арефьева, В. Боева, К. Вахитова, В.Ермакова, B. Каширина, И. Корякова, А. Крашенинникова, А.Макаренко, О. Сагайдачной, М.Сероштан, Л.Тепловой, А. Ткача, Н. Фигуровской.
|
1. Правовые вопросы создания и деятельности потребительских обществ и их союзов
В настоящее время в Российской Федерации правовое регулирование кооперации и кооперативных организаций осуществляется на основе Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральных законов и других нормативно-правовых актов федерального и регионального уровней.
В российском законодательстве отсутствует понятие «кооператив». Есть формулировки для отдельных видов кооперативов (производственный, потребительский), которые даны в Гражданском кодексе РФ (часть 1, ст. 107 п.1, ст. 116 п.1). По характеру деятельности они отнесены к разному типу организаций; производственные (коммерческие) и потребительские (некоммерческие)[1].
Согласно ст.116 Гражданского кодекса РФ потребительский кооператив - это юридическое лицо, основанное на добровольном объединении граждан и (или) юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов. Потребительский кооператив признается некоммерческой организацией. Члены потребительского кооператива солидарно несут субсидиарную (т.е. дополнительную, сверх того, что внесли) ответственность в пределах невнесенной части дополнительного взноса каждого из членов кооператива. В последней части этой статьи сказано, что правовое положение потребительских кооперативов а также права и обязанности их членов определяются в соответствии с настоящим кодексом и соответствующими законами о тех или иных видах потребительских кооперативов.
|
Федеральные законы регулируют деятельность различных видов кооперативов, создаваемых и действующих в до - и пореформенный период. Законодательная база для различных кооперативов формировалась в разные периоды под влиянием политической обстановки, которая превалировала в обществе в конкретный период времени. Доказательством тому может служить Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации», который с момента его принятия (1995 г.) и до настоящего времени претерпел многократные изменения.
Правовые, экономические и социальные основы создания и деятельности потребительских обществ и их союзов, составляющих потребительскую кооперацию Российской Федерации, определены Законом РФ "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в РФ" от 19 июня 1992 года N 3085-1 (в ред. Федерального закона от 21.03.2002 N 31-ФЗ)[2] (далее Закон).
Закон раскрывает потенциальные возможности, заложенные в кооперативной системе хозяйствования, обеспечивая возрастание её роли в ускорении социально-экономического развития страны, создавая условия для вовлечения в кооперативы большого круга населения и развития малого предпринимательства. Его положения направлены на использование кооперативных форм хозяйствования для удовлетворения потребностей экономики страны и населения в продовольствии, продукции производственно-технического назначения, работах и услугах.
Положения закона распространяются на все виды потребительских кооперативов и их объединений (союзов, ассоциаций и др.), действующих и вновь создаваемых в разных отраслях экономики. Предметом закона являются организационно-правовые, социально-экономические отношения, возникающие в процессе создания и функционирования кооперативов и их объединений, а также с другими хозяйствующими субъектами и государством.
Закон определяет, что потребительское общество - это добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц, созданное, как правило, по территориальному признаку, на основе членства путем объединения его членами имущественных паевых взносов для торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов. Союз потребительских обществ - добровольное объединение потребительских обществ на основании решений общих собраний потребительских обществ, союзы могут быть районными, областными, краевыми, республиканскими и центральным союзом потребительских обществ.
Закон привел в соответствие с Гражданским кодексом Российской Федерации правовые основы деятельности потребительских обществ и их союзов, закрепил их юридический статус как некоммерческих организаций, ввел новый орган управления - совет, на который возлагаются представительские функции потребительских обществ и союзов.
Закон создал правовую основу для сохранения кооперативной собственности, определив субъектами кооперативной собственности юридические лица: потребительские общества и союзы потребительских обществ. Кооперативная собственность определена как общая, совместная. Также в этом законе были восстановлены контрольные и распорядительные функции союзов по отношению к потребительским обществам или нижестоящим союзам.
Закон впервые ввёл положение об уставе потребительского общества в статье 9: «Устав потребительского общества». Эта статья содержит основные требования государства к уставу общества, нормы, которые обязательно должны быть отражены в уставе.
Пункт 1 статьи 9 указывает, что в уставе потребительского общества должны определяться: наименование потребительского общества; место его нахождения; предмет и цели деятельности потребительского общества; порядок вступления пайщиков в потребительское общество; порядок выхода пайщиков из потребительского общества, в том числе порядок выдачи паевого взноса и кооперативных выплат; размер, состав и порядок внесения вступительных и паевых взносов, ответственность за нарушение обязательств по внесению паевых взносов; состав и компетенция органов управления и органов контроля потребительского общества, порядок принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов; порядок покрытия пайщиками убытков, понесенных потребительским обществом; порядок реорганизации и ликвидации потребительского общества; сведения о его филиалах и представительствах; иные сведения.
Пункт 2 статьи 9 определяет, что уставом потребительского общества могут быть предусмотрены различные социальные льготы по вступлению в потребительское общество, по уплате паевых и членских взносов, определена категория лиц, которая может пользоваться этими льготами: «Уставом потребительского общества может быть предусмотрено, что для граждан, не имеющих самостоятельного заработка, а также для граждан, получающих только государственные пособия, пенсию или стипендию, общее собрание потребительского общества может установить меньший размер паевого взноса, чем для остальных пайщиков»
В преамбуле Закона установлено, что настоящий закон гарантирует потребительским обществам и их союзам с учетом их социальной значимости, а также гражданам и юридическим лицам, создающим эти потребительские общества и их союзы, государственную поддержку. В чем выражается эта государственная поддержка, сказано в разработанных Правительством РФ и другими ведомствами (на разных уровнях власти) на основе этого Закона подзаконных актах.
Так, в частности в 1994 году принятие Постановления Правительства Российской Федерации «Вопросы потребительской кооперации Российской Федерации» внесло значительные изменения в систему потребительской кооперации. Впервые отношения между органами власти и потребительской кооперацией стали строиться на основе соглашений, стал создаваться Фонд развития потребительской кооперации. Сегодня сложно представить развитие потребительской кооперации без возможности образования этого фонда.
Всего было принято более 30 государственных решений по поддержке потребительской кооперации: об освобождении от уплаты подоходного налога, о праве покупки у юридических лиц товаров за наличные до 5 млн. р., о привлечение заемных средств населения, об отнесении на издержки внутрихозяйственных отчислений и фонда подготовки кадров и др.
С 1994 г. взаимоотношения с государством строятся в соответствии с ежегодно заключаемыми соглашениями: Центросоюза России с Правительством РФ, региональных потребительских союзов с органами власти субъектов Российской Федерации.
Новым импульсом повышения роли потребительской кооперации в обеспечении населения продовольствием и расширения ее деятельности по заготовкам сельскохозяйственных продуктов и сырья в крестьянских (фермерских) и личных хозяйствах граждан, у других товаропроизводителей, переработке этой продукции, а также улучшению обеспечения сельских жителей промышленными товарами стало принятие Правительством РФ Постановления от 7 января 1999 г. N 24 г «О повышении роли потребительской кооперации в обеспечении населения продовольствием» (с изм., внесенными Постановлением Правительства РФ от 17.03.2000 N 235). Этим постановлением Правительства РФ в целях повышения роли потребительской кооперации в обеспечении населения продовольствием и расширения ее деятельности по заготовкам сельскохозяйственных продуктов и сырья в крестьянских (фермерских) и личных хозяйствах граждан, у других товаропроизводителей, переработке этой продукции, а также улучшению обеспечения сельских жителей промышленными товарами:
1. Рекомендовано Центросоюзу России, а также другим существующим и создаваемым организациям системы потребительской кооперации сосредоточить свою деятельность первоочередно на:
- развитии торгового и бытового обслуживания проживающего в сельской местности населения, включая граждан, не являющихся пайщиками потребительских обществ, прежде всего, социально нуждающихся лиц: пенсионеров, инвалидов, детей;
- содействии развитию на селе производства изделий народного промысла с целью расширения торговли ими и обеспечения занятости сельского населения.
2. Рекомендовано органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации совместно с органами местного самоуправления:
- оказывать организациям потребительской кооперации поддержку в их деятельности по увеличению объемов закупок сельскохозяйственных продуктов и сырья, переработки этой продукции, продажи населению и поставок для государственных нужд за счет максимального восстановления сети приемозаготовительных пунктов, складов, овощехранилищ, торгово-закупочных предприятий, магазинов, перерабатывающих предприятий и эффективного использования имеющихся производственных мощностей;
- предусматривать выделение средств региональных лизинговых фондов для обеспечения организаций потребительской кооперации оборудованием для пищевых и перерабатывающих предприятий, складским и торговым оборудованием, автотранспортом;
- осуществлять меры по межрегиональному вовлечению в оборот закупаемой в крестьянских (фермерских) хозяйствах и личных хозяйствах граждан сельскохозяйственной продукции, гарантированному сбыту ее, обеспечению активного участия организаций потребительской кооперации в проводимых ярмарках и торгах, создании розничной торговой сети по продаже сельскохозяйственных продуктов в городах и промышленных центрах;
- привлекать организации потребительской кооперации к участию в создании оптовых продовольственных рынков, эффективно используя для этих целей их материально-техническую базу и кадры;
- содействовать открытию магазинов "на дому" в отдаленных малонаселенных деревнях и поселках в целях бесперебойного снабжения продуктами питания и товарами повседневного спроса проживающего в них населения;
- содействовать выполнению организациями потребительской кооперации требований Закона РФ"О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в РФ" об активном участии пайщиков как хозяев потребительских обществ, в управлении ими и контроле за их деятельностью, а также обеспечению информирования пайщиков о работе потребительских обществ через средства массовой информации и кооперативную газету "Российская кооперация";
- содействовать реализации принятых потребительскими обществами и их союзами программ стабилизации и развития потребительской кооперации до 2002 года, предусматривающих практические меры по расширению заготовительной, производственной и торговой деятельности.
В феврале 2008 года была принята Концепция развития потребительской кооперации Российской Федерации до 2015 года (далее – Концепция). Настоящая Концепция подготовлена с целью сформулировать основные направления деятельности организаций потребительской кооперации до 2015 года для обеспечения стабильного поступательного развития потребкооперации, расширения и интенсификации деятельности, приобретения влияния на социально-ориентированном рынке продовольственных и непродовольственных товаров, повышения авторитета в вопросах социального развития, участия в экономическом развитии Российской Федерации, обеспечении ее безопасности в сфере продовольственного обеспечения.
В Концепции учитывается анализ данных статистического наблюдения развития регионов России, в том числе данных о потребительской кооперации. Реализация Концепции предполагает системность и программный подход: каждое положение (группа положений) Концепции должно быть реализовано в конкретной программе, проекте или совокупности проектов, основанных на анализе исходной ситуации и содержащих систему мер и мероприятий для достижения целей и решения задач, определенных в Концепции.
Таким образом, в Концепции сформулированы основные направления деятельности организаций потребительской кооперации для обеспечения стабильного поступательного развития потребкооперации, расширения и интенсификации деятельности, приобретения влияния на социально ориентированном рынке продовольственных и непродовольственных товаров, повышения авторитета и участия в решении социально-экономических проблем и обеспечения безопасности страны в сфере продовольственного обеспечения.
Организационное построение потребительской кооперации
Современная потребительская кооперация выступает как многоотраслевая социально-экономическая система, уставной целью функционирования которой, является удовлетворение личных, экономических, социальных и других потребностей своих членов-пайщиков в товарах, услугах, а также обслуживание экономических интересов объединившихся в ней товаропроизводителей и достижение определенных выгод для ее участников[3].
Характерной особенностью деятельности потребительской кооперации является сочетание хозяйственных и социальных функций.
Именно из социально-экономической природы кооперации вытекают особенности создания и развития организационных форм потребительской кооперации. Организационная форма - есть такая управленческая конструкция, которая несет в себе как бы два начала - одно - организационно-правовая форма - узаконенная форма предприятия как хозяйственного субъекта с правами юридического лица, который, используя закрепленное за ним имущество, производит и реализует товары и услуги.
Второе — управленческая структура, то есть система последовательно соподчиненных, но параллельно работающих органов управления. Выделяются управленческие структуры:
а) внутри потребительского общества;
б) в системе «потребительское общество — союз»;
в) в системе «союз - союз».
Организационная форма является тем конструктивным элементом кооперативного производства, который придает ему следующие характерные моменты:
- обеспечивает правовую регламентацию хозяйственной деятельности кооперативного предприятия;
- включает данное производство в систему единого экономического пространства;
- организационно закрепляет управление технологическими процессами и людьми;
- определяет систему внутренних и внешних финансовых взаимоотношений участников производственного процесса;
- регламентирует механизм взаимодействия профессионального менеджмента и общественного управления.
В этой связи организационные формы потребительской кооперации отличает кооперативная самобытность, то есть статус некоммерческой организации, выполняющей социальную миссию и организующей свою экономическую деятельность на основе кооперативной идеологии, принципах и ценностях, что и определяет их потенциал и преимущества по сравнению с другими рыночными субъектами.
Потребительская кооперация как некоммерческая организация, с одной стороны фиксирует и закрепляет сложившуюся в ней систему экономических отношений между пайщиками и администрацией по поводу реализации объектов кооперативной собственности и распределению продуктов этой реализации между членами кооператива, а, с другой, определяет экономический порядок отношений с внешней средой: с государством и муниципальными органами власти через налоговую систему, финансовые и страховые организации и т. д. Поэтому потребительская кооперация, пожалуй, единственная организационная форма, которая тесно интегрирует интерес государства с его социальными группами.
Современное российское законодательство характеризует потребительскую кооперацию как систему потребительских обществ и их союзов, созданных в целях удовлетворения материальных и иных потребностей их членов.
Следовательно, она включает в себя следующие организационные формы:
- сельскохозяйственные производственные кооперативы, занимающиеся закупкой, переработкой и сбытом сельхозпродукции;
- специализированные потребительские кооперативы, которые для своих участников строят дома, гаражи, подсобные хозяйства, капитальное строительство, предоставляют кредиты, оказывают бытовые, консультационные, сельскохозяйственные и прочие услуги;
- потребительские общества, осуществляющие торговую, заготовительную, производственную и другую деятельность, в том числе и общественное питание;
- потребительские союзы (районный потребительский союз, областной, республиканский, краевой союзы, Центросоюз);
- хозяйственные общества, товарищества на вере, медицинские, образовательные и иные учреждения, а также потребительские общества, которые сами могут быть участниками хозяйственных обществ, кооперативов, вкладчиками товарищества на вере.
Системный характер потребительской кооперации дает основание выделить ее основные свойства, которые и составляют содержание хозяйственной и социальной функций организационных форм потребительской кооперации. На сегодняшний день таковыми являются самоорганизация, системность, адаптация, цикличность и локализованность.
Свойство самоорганизации - это главный способ образования кооперативных формирований любого вида. В основе самоорганизации лежит собственная инициатива и собственные средства людей, которые они добровольно объединяют между собой, чтобы решать свои насущные проблемы. Именно самоорганизация позволяет мобилизовать и включить в хозяйственный оборот неиспользуемые ресурсы на территориальном, региональном и национальном уровне для скорейшего решения экономических и социальных задач пайщиков и некооперативного населения.
Свойство системности потребительской кооперации предусматривает, что ее организационные формы (потребительские общества, их союзы) связаны друг с другом определенным образом, в первую очередь, за счет сохранения вертикальных уровней власти и управления, каналов коммуникаций и механизма принятия решений, что дает возможность проанализировать работу различных элементов структуры потребительской кооперации, к примеру, в отношении производства товаров и оказания услуг, совокупной рабочей силы, реализации единой стратегии развития и т.д.
Потребительское общество — добровольное объединение граждан и юридических лиц, созданное, как правило, по территориальному признаку, на основе членства путем объединения его членами имущественных паевых взносов для торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов [4].
В этом определении отражены следующие черты потребительского общества:
— потребительское общество — коллективная организация, которая объединяет физических и юридических лиц на основе добровольного членства,
— начальный капитал потребительского общества создается путем объединения его членами имущественных паевых взносов, поэтому члены потребительского общества называются пайщиками;
— потребительское общество осуществляет совместную торговую, заготовительную, производственную и иную деятельность;
— цель потребительского общества — его социальная миссия — удовлетворение материальных и иных потребностей своих членов.
Потребительские общества классифицируются на виды:
а) по территориальному признаку:
— сельское потребительское общество — сельпо,
— городское потребительское общество — горпо,
— районное потребительское общество — райпо
б) по социальному или профессиональному составу членов:
— рабочее потребительское общество (рабочий кооператив) — рабкооп,
— рыболовецкое потребительское общество (рыболовецкий кооператив) — рыбкооп,
— студенческое потребительское общество — студпо,
— ученическое потребительское общество — учпо.
Потребительские общества — первичные основные организации системы потребительской кооперации. Они объединяют пайщиков и создают союзы. Если не будут созданы потребительские общества, то не будет и потребительских союзов, значит, не будет системы потребительской кооперации.
Союз потребительских обществ — это добровольное объединение потребительских обществ разного уровня: районного, областного, краевого, республиканского, центрального.
Объединение потребительских обществ в союзы обеспечивает им более прочное правовое положениев регионе и в стране, а их социально-экономическая деятельность становится более организованной и защищенной в условиях рыночных отношений.
Система потребительской кооперации России представляет собой многоуровневую организационную структуру. Рассмотрим организационную структуру системы потребительской кооперации[5].
В основу организационного построения системы потребительской кооперации положен принцип административно-территориального деления страны. Каждая организация и группа организаций находится на определенном вертикальном уровне системы потребительской кооперации.
Первый уровень системы образуют потребительские общества как добровольные объединения граждан (реже юридических лиц) на территории одного или нескольких населенных пунктов (сельпо, горпо).
Второй уровень системы занимают районные союзы потребительских обществ (райпо) — добровольные объединения потребительских обществ на территории районов.
Третий уровень системы составляют областные, краевые, республиканские союзы потребительских обществ — добровольные объединения потребительских обществ областей, краев, республик.
Четвертый уровень системы представлен Центральным союзом потребительских обществ Российской Федерации (Центросоюзом РФ), который является добровольным объединением потребительских обществ страны.
Переход с четырехуровневой на трехуровневую организационную структуру способствует сокращению числа потребительских обществ и их укрупнению, улучшает управляемость системы.
Большинство районных союзов и их потребительские общества преобразованы в районные потребительские общества — райпо.
Основное преимущество создания райпо в условиях рыночных отношений — это юнцентрация капитала, а значит, упрочение положения потребительских обществ. Районные потребительские общества — это крупные конкурентоспособные организации рыночной экономики.
Потребительские общества и потребительские союзы как юридические лица имеют специфические органы управления и контроля.
В зависимости от количества пайщиков и территориального размещения различают: потребительские общества без кооперативных участков (небольшие) и потребительские общества с кооперативными участками (крупные). Их органы управления отличаются.
Потребительское общество без кооперативных участков создается в тех случаях, когда количество пайщиков невелико и можно всех пайщиков привлечь для участия в общем собрании.
Потребительское общество с кооперативными участками создается тогда, когда пайщиками потребительского общества являются жители нескольких населенных пунктов и количество пайщиков велико.
Причем максимальное количество пайщиков в потребительском обществе неограниченно: на одно потребительское общество может приходиться и несколько сотен, и несколько тысяч пайщиков. В потребительской кооперации преобладают крупные потребительские общества. В таких потребительских обществах созыв общего собрания пайщиков невозможен. Поэтому в крупных потребительских обществах для обеспечения участия всех пайщиков в принятии решений создаются кооперативные участки, высшим органом управления которых являются собрания пайщиков кооперативных участков.
Кооперативным участком может быть одно село, один или два населенных пункта, одна улица города или другая территориальная структура, объединяющая определенную группу пайщиков (не более 300 человек).