Пайщик – социальная основа потребительской кооперации




 

Пайщик - гражданин и (или) юридическое лицо, внесшие вступительный и паевой взносы, принятые в потребительское общество в предусмотренном уставом потребительского общества порядке и являющиеся его членами.

Закон Российской Федерации «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» определил пайщика центральной фигурой в потребительской кооперации, закрепил его основные права и обязанности. Это положение зафиксировано также в Концепции развития потребительской кооперации Российской Федерации до 2015 года.

Закон уделяет особое внимание правам пайщиков, стимулированию их роли в деятельности потребительской кооперации. Права и обязанности пайщиков фиксируются в уставах потребительских обществ[7].

Членство пайщиков в обществе является добровольным. Пайщиками быть граждане, достигшие шестнадцати лет, и (или) юридические лица.

Пайщики имеют право:

- участвовать в деятельности общества и управлении им.

- избирать и быть избранными в органы управления и контроля, вносить предложения об улучшении деятельности общества, устранении недостатков в работе его органов;

- приобретать (получать) преимущественно перед другими и товары (услуги) в организациях торговли и бытового обслуживания общества, осуществлять на основе договоров гарантированный сбыт изделий и продукции личного подсобного хозяйства

- получать кооперативные выплаты по итогам работы за год пропорционально участию в хозяйственной деятельности общества или паевому взносу в соответствии с решением общего собрания

- завещать, но наследству паевой взнос и кооперативные выплаты без передачи правомочий пайщика;

- пользоваться услугами общества, льготами, предусмотренными для пайщиков законом и уставом. Эти льготы предоставляются за счет доходов, получаемых от предпринимательской деятельности общества;

- пользоваться объектами социального назначения на условиях определяемых органами управления общества;

- быть принятым в первоочередном порядке на работу в общество, при прочих равных условиях, в соответствии с образованием, профессиональной подготовкой и с учетом потребности в кадрах;

- получать направления на учебу в образовательные учреждения потребительской кооперации;

- получать информацию от органов управления общества об их деятельности. Полученная информация не должна быть использован во вред обществу;

- обращаться к общему собранию общества с жалобами на не правомерные действия органов управления и контроля общества;

- обжаловать в судебном порядке решения органов управления общества, затрагивающие их интересы;

- добровольно выйти из общества на основании письменном заявления, которое должно быть рассмотрено советом потребительского общества.

Общее собрание общества может устанавливать и иные права пайщиков, не противоречащие законодательству Российской Феде рации.

Таким образом, пайщики, вступив в потребительское общество, приобретают и экономические, и социальные права, и права участия в деятельности потребительского общества.

Наряду с правами пайщики имеют ряд обязанностей:

- соблюдать устав общества, решения общего собрания общества, других органов управления и органов контроля, а также уставы союзов, членом которых является данное общество, решения органе управления и органов контроля этих союзов;

- выполнять обязательства перед обществом по участию в его хозяйственной деятельности, беречь собственность общества;

- оплатить в течение установленного собранием периода паевой взнос, в ином случае членство в обществе считается несостоявшимся.

Пайщик может быть исключен из потребительского общества решением общего собрания потребительского общества в случаях невыполнения им без уважительных причин своих обязанностей, установленных Законом Российской Федерации «О потребительской кооперации» (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» и уставом общества, совершения действий, наносящих ущерб обществу.

Пайщик – основа кооперативной организации и хозяин в потребительском обществе, поэтому реализация социальной миссии направлена, в первую очередь, на пайщиков. А поскольку пайщики и их семьи – это почти все сельское население, то можно сделать вывод, что потребкооперация практически защищает интересы всего сельского населения.

Государство непосредственно организует деятельность целого комплекса институтов публичной власти через формирование правовых механизмов ее осуществления. Система потребительской кооперации выполняет серьезный социальный заказ, обеспечивая удовлетворение потребностей миллиона пайщиков в товарах и услугах.

В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию преодоление бедности в стране рассматривается как государственная общенациональная задача, а социальная ответственность субъектов рыночной экономики как необходимое условие качественно нового экономического роста. Потребительская кооперация России, как народная некоммерческая организация, проявляет социальную инициативу и берет на себя социальную ответственность, а главное - реализует это в повседневной работе с людьми.

Развиваясь в соответствии со своими демократическими основами, потребительская кооперация представляет собой инструмент самоорганизации и духовно-нравственного объединения пайщиков, позволяющий реализовать богатый потенциал, заложенный в ее принципах деятельности и социальных идеях. Проводя образовательную, просветительскую и научно-практическую деятельность, вовлекая пайщиков в новый механизм управления, в развитие традиционных и новых видов деятельности, предоставляя возможность заработка в форме зарплаты или доходов от реализации выращенной продукции растениеводства, животноводства, сбора лекарственно-технического сырья, дикорастущих плодов, ягод - потребительская кооперация одновременно решает социальные, экономические и духовно-нравственные задачи.

Социальная миссия современной потребительской кооперации в России заключается в создании условий для решения социально-бытовых проблем и снижения социальной напряженности в обществе за счет развития как традиционных для нее отраслей (торговля, заготовки, переработка сельхозпродукции, бытовые услуги, кооперативная промышленность, подсобные хозяйства), так диверсифицированных видов деятельности (освоение новых производств, изменение организационных форм, расширение зон обслуживания, использование рыночных методов инвестиционной деятельности и др.) [8].

Социальная миссия предприятий потребкооперации представляет собой выполнение таких видов деятельности, как:

· доставка и реализация товаров в отдаленных населенных пунктах по ценам, сложившимся в целом по району;

· ежедневная доставка хлеба в отдаленные населенные пункты;

· содержание планово-убыточных магазинов;

· доставка товаров на дом по заявкам населения, в первую очередь инвалидам и пенсионерам;

· продажа товаров по льготным ценам пайщикам и ветеранам потребительской кооперации;

· помощь в обучении пайщиков и их детей в вузах и техникумах:;

· обслуживание бюджетных организаций (школ, детских домов, больниц и др.);

· организация школьного питания;

· предоставление товарного кредита населению.

Коммерческая деятельность кооперации формирует финансовую основу для реализации ее социальной миссии. Иначе говоря, при отсутствии дохода социальная миссия невыполнима. А развитие социальной сферы приводит к росту финансово-экономического потенциала самой кооперативной организации. То есть социальная и экономическая задачи (цели) организаций потребкооперации взаимообусловлены и взаимосвязаны.

Успешная реализация деятельности организаций предполагает наличие целостной программы экономического и социального развития каждого субъекта потребительской кооперации.

Развитие потребительской кооперации по пути социальной ориентации, накопленный практический опыт реализации социальной миссии обуславливают необходимость его обобщения и осмысления, а также требуют всестороннего научного анализа проблемы, связанной с необходимостью усиления социальной направленности деятельности в условиях конкуренции. Выполнение потребительской кооперацией социальной миссии по борьбе с бедностью находит активную поддержку селян и зависит, главным образом, от эффективности управления ее многоотраслевой деятельностью.

В основе динамичного и стабильного развития потребительской кооперации лежит удовлетворение интересов основных вовлеченных групп:

потребителей товаров и услуг – основы экономического развития,

работников потребительской кооперации – движущей силы системы потребительской кооперации,

пайщиков – социальной основы потребительской кооперации.

Интересы потребителей товаров и услуг потребительской кооперации – это получение доступных и качественных товаров и услуг

Интересы работников потребительской кооперации – обеспечение достойного уровня жизни, условий труда, социального и пенсионного обеспечения, вознаграждения труда сообразно вложению собственных сил и средств

Интересы пайщиков – доступ к товарам и услугам потребительской кооперации на льготных условиях, целесообразность вложения средств в развитие потребительской кооперации

Миссия потребительской кооперации в России – участие в развитии социальной инфраструктуры, в первую очередь, на селе, обеспечение стабильного развития потребительского рынка страны за счет удовлетворения потребностей и социальной защиты, повышения занятости населения, вовлекаемого в деятельность и обслуживаемого потребительской кооперацией, укрепление безопасности России в сфере продовольственного обеспечения[9].

Работа с пайщиками по сохранению и приумножению их численности должна расцениваться как один из основных резервов экономического развития организаций потребительской кооперации. Увеличение числа пайщиков, их экономическое и организационное участие способствуют развитию кооперации во всех направлениях:

- восстановление принципов и норм кооперативной демократии;

- рост масштабов за счет укрепления взаимодействия с пайщиками как участниками заготовительной деятельности и лояльными покупателями товаров кооперативных торговых сетей;

- рост объемов закупок сельскохозяйственной продукции и дикорастущего сырья, и, следовательно, объемов переработки и производства;

- увеличение ресурсов торговли за счет продукции пайщиков, индивидуальной трудовой деятельности, народных промыслов, охоты, рыболовства, звероводства;

- пополнение основных и оборотных средств кооперативных организаций за счет паевого фонда в результате вступления новых членов, увеличения паевого взноса, а также заемных средств пайщиков, вовлечения пайщиков в инвестирование организаций потребительской кооперации.

Система взаимоотношений с пайщиками должна отвечать следующим требованиям:

1. Пайщики заинтересованы в деятельности организаций потребительской кооперации. Заинтересованность обеспечивается за счет лояльности пайщика к потребительскому обществу: в части торговой деятельности – на основе постоянного приобретения товаров в магазинах потребительской кооперации; в части заготовительной деятельности – на основе постоянной сдачи продукции в организации потребкооперации.

2. Налажен учет пайщиков, в том числе их возможностей по приобретению товаров и услуг, сдаче сельскохозяйственной продукции, изготовлению собственной продукции, которая может реализовываться потребкооперацией.

Стратегия развития взаимоотношений с пайщиками должна базироваться на дальнейшем укреплении партнёрских отношений, взаимной экономической заинтересованности. С одной стороны, пайщику должен быть гарантирован сбыт сельхозпродукции, кооперативные выплаты, приобретение товаров и услуг на льготных условиях, с другой стороны, потребительскому обществу гарантирован свой покупатель, потребитель услуг, инвестор и продавец продукции сельских подворий. Стимулы для пайщиков предусматриваются при реализации программ развития торговой, заготовительной и других видов деятельности (различные скидки, дисконтные карты, увеличение размера кооперативных выплат для наиболее активных пайщиков и т.д.).

Кроме того, предоставляется зелёная улица детям пайщиков: если они идут учиться в кооперативные учебные заведения, им обеспечена материальная поддержка потребительских обществ. Это, одно из направлений кадровой политики. Её основная цель – сохранение и развитие кадрового потенциала, обеспечение высокого качества подготовки, переподготовки, повышение квалификации специалистов, создание эффективной системы социальной защиты работников потребительской кооперации.

Основной причиной снижения численности пайщиков является низкая информированность пайщиков и населения о деятельности потребительской кооперации.

В Законе указано, что одной из задач потребительской кооперации является «пропаганда кооперативных идей, основанных на международных принципах кооперации, доведение их до каждого пайщика всех потребительских обществ, в том числе через средства массовой информации».

В целях информирования пайщиков о деятельности потребительской кооперации образована газета «Российская кооперация», которая выходит с декабря 1997 года. Газета «Российская кооперация» - это газета для пайщиков, она информирует их о работе кооперативов, потребительской кооперации регионов и страны в целом.

Для повышения информированности пайщиков в магазинах, расположенных в районных центрах и на центральных усадьбах, предусмотрены уголки пайщиков, в которых имеется следующая информация: устав потребительского общества, состав участкового кооперативного комитета, информация о деятельности потребительского общества, перечень льгот для пайщиков, газета «Российская кооперация» и другие необходимые сведения.

Таким образом, объявленная Законом цель потребительского общества - удовлетворение материальных и иных потребностей пайщиков. В практической деятельности потребительских обществ это означает, что должен обеспечиваться приоритет экономических интересов пайщиков по сравнению с работниками.

Только наличие пайщиков, кроме работников системы, сохранит за потребительской кооперацией статус некоммерческой организации, которая может претендовать на федеральные и местные льготы, в том числе и в налогообложении.

Привлекательность потребительской кооперации для пайщиков и населения определяется, прежде всего, теми экономическими выгодами, преимуществами и возможностями, которые она может предоставить.

 


Заключение

 

Цель курсового исследования достигнута путём реализации поставленных задач. В результате проведённого исследования по теме: „ Теоретическое обоснование основ создания и деятельности потребительских обществ и их союзов “ можно сделать ряд выводов:

Потребительские кооперативы могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Потребительский кооператив – одна из важнейших форм кооперативного движения, посредством которой устанавливаются связь и соответствие между производством и потреблением. По сравнению с другими видами кооперации (промысловой, сельскохозяйственной) он имеет ряд особенностей.

Во-первых, в отличие от производственных видов, которые объединяют собственников или пользователей средств производства с целью производства продукции (услуг) и получения доходов, потребительский кооператив объединяет потребителей с целью удовлетворения их материальных и культурных потребностей.

Во-вторых, он не требует от своих членов обязательного личного трудового участия в их деятельности.

В-третьих, потребительские кооперативы включают в свой состав любого потребителя при условии признания им устава.

Недостаточное внимание в настоящее время к интересам организаций потребительской кооперации с одной стороны и уверенность в возможности эффективного самостоятельного существования организаций потребительской кооперации вне единой системы с другой стороны приводят к возникновению и усилению дезинтеграционных процессов. Утрачиваются экономические, транспортные, финансовые, информационные связи.

Дезинтеграционные процессы могут привести к полному исчезновению потребительской кооперации как единой системы и важного элемента социально-экономического механизма России. Организации потребительской кооперации в среднесрочной и долгосрочной перспективе могут полностью утратить конкурентные преимущества, основанные на масштабах и системном единстве.

Потребкооперация может стать серьезной силой не только в достижении индивидуальных целей потребителей, работников системы потребкооперации и пайщиков, укрепления их личного благосостояния и социальной защищенности, но и реализации общегосударственных задач, приоритетных национальных проектов, решении проблем государственной безопасности нашей страны в сфере продовольственного обеспечения и занятости населения.

Потребкооперация может стать основным проводником (оператором) в реализации государственных задач по замещению импортной продукции продукцией отечественных сельскохозяйственных производителей.

Упорядочение формирования собственности, владения, пользования и распоряжения ею должно привести к определенному результату - возрождению всех субъектов отношений в потребительской кооперации как эффективных собственников, экономически заинтересованных в сохранении и приращении кооперативного имущества и рациональном его использовании.

В настоящее время сложились условия для перехода на качественно новый уровень определения содержания социальной миссии потребительской кооперации: от «борьбы с бедностью» – к «примеру, достижения благополучия и повышения благосостояния». Основное предназначение потребительской кооперации не может быть подменой социальных функций государства.

Вместе с тем, социальная парадигма потребительской кооперации обеспечивает необходимые условия для включения её текущей социальной деятельности как элемента и составной части в реализацию государственной социальной политики на условиях партнерства.

 


Список использованных источников

 

1. Конституция РФ

2. Гражданский Кодекс Российской Федерации

3. Закон Российской Федерации «О потребительской кооперации (потребительских обществах и их союзах) в РФ» от 19 июня 1992 года N 3085-1 (в ред. Федеральных законов (в ред. Федерального закона от 21.03.2002 N 31-ФЗ).

4. Указ Президента РФ «О коммерциализации деятельности предприятий потребительской кооперации в Российской Федерации» от 16 февраля 1992 года N 144 (в ред. Указов Президента РФ от 22.12.1997 N 1365, от 21.10.2002 N 1209).

5. Постановление Правительства РФ от 24 января 1994 г. N 24 «Вопросы потребительской кооперации Российской Федерации»(в ред. Постановления Правительства РФ от 20.02.2002 N 121).

6. Постановление Правительства РФ от 7 января 1999 г. N 24 г. «О повышении роли потребительской кооперации в обеспечении населения продовольствием» (с изм., внесенными Постановлением Правительства РФ от 17.03.2000 N 235).

7. Концепция развития потребительской кооперации Российской Федерации до 2015 года.

8. Вахитов, К.И. Организационные и уставные основы системы потребительской кооперации// К.И. Вахитов. История потребительской кооперации России: Учеб. пособие. - М., 1998.

9. Данилова, Л.И. Собственность потребительской кооперации: особенности формирования и владения./ Л.И. Данилова // Региои: экономика и социология.- 2008.- №2, С. 244—254.

10. Законы Российской Федерации о кооперации. Уставы потребительских обществ. – Белгород: Изд-во Белгородского университета потребительской кооперации „Кооперативное образование“, 2000.

11. Петухов В.М. Организационно-уставные вопросы деятельности потребительской кооперации/ В.М. Петухов, В.В. Рыньков. - М.: Экономика, 2002.

12. Потребительский кооператив// Некоммерческие фонды и организации: Правовые аспекты. - М., 1997.

13. Работаем для людей. Интервью председателя Совета Шебекинского райпо Игнатова И. М. / Красное знамя, 1 июля 2005г.

14. Сухова, Л. Ф., Любенкова, Е. П. Система экономических показателей оценки социальной миссии потребительской кооперации./ Л. Ф.Сухова, Е. П. Любенкова //Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия «Экономика», 2005, №1.

15. Семернева, Е. С. Элементы публичности в создании и деятельности потребительских обществ и их союзов./ Е. С. Семернева //Конституционные основы организации и функционирования институтов публичной власти в Российской Федерации. -Екатеринбург: Изд-во УрГЮА, 2001. -С. 388 – 390.

16. Теплова, Л. Е. Основы потребительской кооперации./ Л. Е. Теплова - М.: Вита-Пресс, 2001.

17. Устав потребительского общества: [Образец]// Юридические лица: Правовое положение, порядок создания, учредительные и внутренние документы. - М., 2000.

18. Эльдиев М. Органы управления кооперативом/ М Эльдиев., Б.Лишанский // Экономика сел. хоз-ва России. - 1998. - № 4.


[1] Потребительский кооператив// Некоммерческие фонды и организации: Правовые аспекты. - М., 2004.С.45.

[2] "Российская газета", N 139, 19.06.1992.

[3] Вахитов К.И. Организационные и уставные основы системы потребительской кооперации. История потребительской кооперации России: Учеб. пособие. - М., 2002.С.123-128.

[4] Ст.1. ФЗ "О потребительской кооперации в Российской Федерации",

[5] Петухов В.М. Организационно-уставные вопросы деятельности потребительской кооперации/ В.М. Петухов, В.В. Рыньков. - М.: Экономика, 2002. С.76-78.

[6] Данилова Л.И. Собственность потребительской кооперации: особенности формирования и владения. // Региои: экономика и социология.- 2008.- №2, С. 244—254.

[7] Теплова Л. Е. Основы потребительской кооперации. - М.: Вита-Пресс, 2001. С.135.

[8] Сухова Л. Ф., Любенкова Е. П. Система экономических показателей оценки социальной миссии потребительской кооперации./ Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия «Экономика».- 2005.- №1. -С.102.

[9] Концепция развития потребительской кооперации Российской Федерации до 2015 года.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: