Объем печи,м куб. | Производительность печи, т /сут | Количество примесей кг /т чугуна | |||
пыли | СО | SO2 | |||
1033 1513 2000 2700 5000 | 1720 2520 4350 5500 11500 | 0.7 0.6 0.5 0.4 0.4 | 1.1 0.95 0.85 0.70 0.70 | 0.165 0.15 0.13 0.115 0.11 | |
Можно сказать, что введение данных установок несколько изменило экологическую ситуацию. Но для того, чтобы ситуация не изменилась нужно постоянно поддерживать это оборудование в рабочем состоянии.
Выбросы в атмосферу наиболее распространенных, загрязняющих атмосферу веществ, заметно сократились в 2005 году по сравнению с предыдущими годами: оксид углерода – с 19 до 18 тыс. тонн, диоксид серы –
с 23 до 18 тыс. тонн, углеводороды – с 71 до 66 тыс.тонн. Введенные установки для улавливания и обезвреживания вредных веществ из отходящих газов значительно увеличили свои показатели – с 621,4 до 1260 тыс. м3 газа за час.
Также на предприятии решены вопросы переработки и утилизации доменного шлака, отработанных масел, автошин, аккумуляторов, ртутьсодержащих люминесцентных ламп. Огненно-жидкий шлак, образующийся при выплавке чугуна, перерабатывается и реализуется предприятиям стройиндустрии в виде шлакового щебня и гранулированного шлака.
В условиях острого дефицита финансовых средств большой ошибкой было бы намерение решить все проблемы одновременно, ожидать мгновенного результата. Следует, поэтому, правильно определить важнейшие экологические приоритеты, путем программно-целевого планирования и финансирования постепенно перейти от ликвидации последствий загрязнения к его предупреждению. Для управления сбалансированным развитием системы "природа-хозяйство-население" предполагается разработка целевой комплексной программы в качестве механизма реализации экологической политики. Главной задачей программы является формирование городской политики практических природоохранных мер на ближайшую и отдаленную перспективу в условиях рыночной экономики. На основе этой программы будут приниматься соответствующие управленческие решения.
|
В плане ближайших 2-3 лет администрацией города определено то, что следует сделать, прежде всего, для улучшения среды обитания человека. Это проведение следующих требований, таких как:
1) разработка и организация экологического мониторинга, мониторинга источников воздействия на среду с условием централизованного сбора и комплексного анализа информации; система информации должна быть закреплена решением администрации и городскими законодательными актами с созданием службы информации;
2) жесткие требования к предприятиям в отношении соблюдения технологических нормативов (административные и фискальные);
3) ужесточение контроля за выбросами (сбросами) загрязняющих веществ и безусловное применение экономических санкций;
4) введение повышенных требований и нормативов для предприятий, выбрасывающих тяжелые металлы;
5) проверка современности технологий производств и сооружений отрасли;
6) разработка мероприятий по рационализации автомобильного движения;
7) принятие мер по завершению строительства и пуску Окского водозабора;
8) реконструкция городских очистных сооружений со строительством цеха механического обезвоживания.
Следует отметить, что сокращение выбросов вредных веществ, безусловно, изменило ситуацию к лучшему, но масса уже накопленных токсичных продуктов (в почвах, воде, донных осадках) будет продолжать действовать и оказывать свое пагубное влияние на следующие поколения.
|
Понадобятся годы последовательной и упорной работы, чтобы полностью компенсировать негативное воздействие городской среды обитания на население. В связи с этим при осуществлении всех аспектов природоохранной деятельности исключительно важным является стабильность управления. Частая смена управленческих структур не способствует проведению планомерной природоохранной работе.
Администрация города призывает все население и, в первую очередь, общественные организации (как выразителей мнения большинства жителей г. Тулы) принять посильное участие в борьбе за оздоровление окружающей среды, хорошо понимая, что вопросы защиты окружающей среды и улучшения качества жизни населения успешнее всего решаются при практическом участии всех граждан, как в городе, так и на предприятиях. Ведь многое можно достичь просто благодаря нормальному ведению хозяйства, честному отношению к работе - лучшей эксплуатации рабочего оборудования, борьбе с утечками загрязняющих веществ. Все эти меры являются эффективными и беспроигрышными, они повысят экономические результаты деятельности предприятия и снизят уровень причиняемого ими экологического ущерба.
В свою очередь администрация города обязуется публиковать информацию об экологическом состоянии города и основных загрязнителях.
Глава 4. Разработка бизнес-плана.
В результате производственной деятельности ОАО «Тулачермет», сложилась неблагоприятная экологическая обстановка на территориях, прилегающих к заводу. Образующиеся шлаки из-за несоответствия существующим стандартам, не находят применения. Шлаковые терриконы ежегодно возрастают, занимая свободные территории. Для устранения этих серьезных последствий решено инвестировать средства в переработку отходов, образующихся в результате деятельности предприятия. То есть использовать отходы шлакопереработки в промышленных целях, например, для производства песка.
|
Для этих целей разработаем бизнес-план по переработке шлаков и производству песка. На подготовку и реализацию данного производства затрачено 19200 тысяч рублей.
В таблице, представленной ниже, приведен следующий перечень затрат:
Виды затрат | Годы 1 2 | Итого | |
Капитальные вложения | 5400 т.р. | 12600 т.р. | 18000 т.р. |
Вложения в оборотные активы | - | 9 млн. | 9 млн. |
Вложения в нематериальные активы | - | 2700 т.р. | 2700 т.р. |
Итого | 5400 т.р. |
Полная себестоимость тонны продукции составляет 3075 р., цена тонны продукции 3705 р. Составим таблицу, в которой рассчитаем и укажем, ожидаемые результаты от реализации проекта.
Показатели | Годы | |||
Объем отходов | ||||
Объем реализации | ||||
Себестоимость | ||||
Балансовая прибыль | ||||
Налог на прибыль | 1814.4 | |||
Чистая прибыль | 5745.6 | |||
Рентабельность | 0.155 | 0.154 | 0.154 | 0.154 |
Помимо чистой прибыли, которая будет полностью направлена в качестве инвестиций на погашение единовременных затрат и на эти же цели будут идти амортизационные отчисления.
АО = капитальные вложения + вложения в нематериальные активы
Н- среднегодовая норма амортизацационных отчислений в % (33.3%)
АО = (18000 + 2700) ∙ 33,3/100 = 6893,1 т.р.
Тогда годовые затраты на переработку отходов составят:
Показатели | Годы | |||
Затраты | 49356,9 | 49356,9 | 49356,9 | |
Амортизационные отчисления | 6893,1 | |||
Затраты без амортизации | 30006,9 | 42463,8 | 42463,8 | 42463,8 |
Расчет показателей экономической эффективности проекта осуществляется на основе табличных данных денежных потоков, где отражается с одной стороны поступление средств на инвестирование проекта, а с другой стороны их расходование на реализацию проекта.
Показатели | Годы | |||||
Поступления от продаж | - | - | ||||
Затраты на производство и реализацию | - | - | 34312.5 | 43537.5 | 43537.5 | 49356.9 |
Налоги от производства | - | - | 1814.4 | |||
Затраты на приобр | ||||||
Другие издержки подг. периода | -5400 | -24300 | ||||
Выплаты дивидендов от финансовой деятельности: | ||||||
-баланс на начало периода | - | -5400 | -24300 | 8333.1 | 9769.5 | 9769.5 |
-баланс на конец периода | -5400 | -24300 | -14680 | 36726.9 | 45310.5 | 53266.6 |
- баланс нарастающим итогом | -5400 | -29700 | -38980 | -45060 | -55080 | 63035.6 |
Рассчитаем основные показатели финансовой реализации проекта.
Расчет NPV
Показатели | Годы | |||||
Баланс на конец периода | -5400 | -24300 | 8333.1 | 9769.5 | 9769.5 | 9769.5 |
(1+r)-t Р(r=12%) | 1.33 | 1.2 | 1.065 | 0.985 | 0.955 | 0.765 |
Дискон. ден. поток на кап. | -4806 | -19440 | 5916.45 | 6154.8 | 6568.6 | 5982.4 |
NPV | -4806 | -24236 | -18319.55 | -12164.7 | -5596.15 | 386.25 |
Период окупаемости данного инвестиционного проекта 6 лет
Индекс рентабельности = (5916,45 + 6154,8 + 6568,6 + 5982,4)/(- 4806 -19440) = 1,01
Рассчитаем внутреннюю норму доходности. Внутренняя норма доходности IRR-специализированная ставка дисконтирования, при которой сумма поступлений и затрат денежных средств дает нулевую чистую текущую стоимость.
Внутреннюю норму доходности рассчитаем с помощью графического метода.
Так как IRR=25% >I=12% - проект целесообразен.
Показатели | Годы | |||||
Денежный поток на конец пери | -5400 | -24300 | 8333.1 | 9769.5 | 9769.5 | 9769.5 |
(1+0.12)-t | 0.89 | 0.8 | 0.71 | 0.63 | 0.57 | 0.51 |
Диск. ден. поток, при I=12% | -4806 | -19440 | 5916.5 | 6154.7 | 5568.6 | |
(1+0.2)-t | 0.83 | 0.69 | 0.58 | 0.48 | 0.4 | 0.33 |
Диск. ден. поток, при I=20% | -4482 | -16767 | 4833.1 | 4689.36 | 3907.8 | 3223.9 |
(1+0.3)-t | 0.77 | 0.59 | 0.46 | 0.35 | 0.27 | |
Диск. ден. поток, при I=30% | -4158 | -14337 | 3833.2 | 3419.3 | 2637.7 |
Далее сведем все рассчитанные показатели в таблицу.
Наименование показателей | Единица измерения | Расчетная величина | Условие эффективности реализации проекта | Соблюдения условий |
NPV | т. р. | 1156,6 | >0 | 1156,6>0 |
Период окупаемости | годы | |||
Индекс рентабельности | доли | 1.01 | >0 | >0 |
Внутренняя норма доходности | % | >0 | >12 |
Из всех выше проделанных расчетов можно сделать следующие выводы. Совокупность показателей, отражающих эффективность инвестиционного проекта, указывает на возможность принятия данного проекта к реализации, так как:
− чистый приведенный доход - больше нуля;
− индекс рентабельности - больше процентной ставки по кредитам;
− срок окупаемости - экономически минимален;
− внутренняя норма доходности – больше нуля.
Проект позволяет городским властям, предприятиям и организациям, предпринимателям и общественности в короткие сроки современными методами решить проблему отходов, экологически оздоровить территории вокруг комплекса и обеспечить ощутимые предпосылки для социального и экономического развития города
Заключение.
Несмотря на негативные тенденции, существуют реальные возможности стабилизации экологической ситуации и поэтапного оздоровления окружающей среды Тульской области и города Тулы. Для осуществления этих возможностей необходим комплекс политических, экономических, административных и организаторских мер, основанных на реальной экологической ситуации в городе и регионе.
Что касается ОАО «Тулачермет», то завод проводит в последние годы высокоэффективные мероприятия, которые имеют экологическую направленность. Созданные очистные сооружения заметно улучшили экологическую обстановку в городе.
На предприятии решены вопросы переработки и утилизации доменного шлака, отработанных масел, автошин, аккумуляторов, ртутьсодержащих люминесцентных ламп. Огненно-жидкий шлак, образующийся при выплавке чугуна, перерабатывается и реализуется предприятиям стройиндустрии в виде шлакового щебня и гранулированного шлака.
В условиях острого дефицита финансовых средств большой ошибкой было бы намерение решить все проблемы одновременно, ожидать мгновенного результата. Следует, поэтому, правильно определить важнейшие экологические приоритеты, путем программно-целевого планирования и финансирования постепенно перейти от ликвидации последствий загрязнения к его предупреждению.
Для управления сбалансированным развитием системы «природа-хозяйство-население» предполагается разработка целевой комплексной программы в качестве механизма реализации экологической политики. Главной задачей программы является формирование городской политики практических природоохранных мер на ближайшую и отдаленную перспективу в условиях рыночной экономики. На основе этой программы будут приниматься соответствующие управленческие решения.
В плане ближайших 2-3 лет администрацией города определено то, что следует сделать, прежде всего для улучшения среды обитания человека. Это:
− разработка и организация экологического мониторинга, мониторинга источников воздействия на среду с условием централизованного сбора и комплексного анализа информации; система информации должна быть закреплена решением администрации и городскими законодательными актами с созданием службы информации;
− жесткие требования к предприятиям в отношении соблюдения технологических нормативов (административные и фискальные);
− ужесточение контроля за выбросами (сбросами) загрязняющих веществ и безусловное применение экономических санкций;
− введение повышенных требований и нормативов для предприятий, выбрасывающих тяжелые металлы;
− проверка современности технологий производств и сооружений отрасли;
− разработка мероприятий по рационализации автомобильного движения;
− принятие мер по завершению строительства и пуску Окского водозабора;
− реконструкция городских очистных сооружений со строительством цеха механического обезвоживания.
Администрацией города Тулы и Областным комитетом по охране окружающей среды и природных ресурсов принимаются большие усилия по решению таких проблемных вопросов, как загрязнение атмосферного воздуха выбросами автотранспорта, ликвидация токсичных выбросов и отходов, развитие и озеленение Тулы, и других; проведению первоочередных мероприятий по экологическому оздоровлению Тулы, улучшению медико-демографических показателей здоровья населения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Статистический сборник/Ростат. - М., 2006 – 819 с.
2. Статистический сборник/Туластат: Т., 2006.- 308 с.
3. Тульский экологический бюллетень – 2007. выпуск 1, выпуск 2. −
Тула: «Инфра», 2007. – 344 с.
4. В.Е. Василенко, А.А. Попов, В.Ю. Пушкарев Чем мы дышим? Источники загрязнения атмосферы в областях Центрального федерального округа. - Экология и жизнь 4(45) 2005.
5. Вестник Совета Федерации, № 3
6. Здоровье населения и среда обитания. - №5,2005 г.
7. Иватанов Н.П. Методические указания по выполнению КР и ККР по курсу «Инвестиционные стратегии и инвестиции». – Тула, 2003 г.
8. Известия Академии Промышленной Экологии, № 1 /2005 г.
9. Экология и промышленность России, июнь 2005 г.
10. Экология и жизнь, 4/54,2005 г.
11. Экология и жизнь, 5/45,2005 г.
12. www. ecolife. Ru
13. www. kipia. ru
14. www. recyclers. ru
15. www.tulachermet.ru