Имеется ряд возражений, касающихся эффективности проведения фискальных мероприятий в экономике. Согласно классической концепции, фискальная политика рассматривается лишь как инструмент финансового обеспечения выполнения государством своих функций, но не как стабилизационная политика.
Классическая концепция основана на рикардианском равенстве, согласно которому фискальное воздействие вызовет не изменение величины ВВП, а перераспределение денежных средств между частным и государственным сектором в силу действия эффекта «вытеснения» при нейтральности денег. Поэтому на графических интерпретациях классиков кривая LM и кривая AS (Приложение 10, рисунок 17) имеют вид вертикальных прямых. В первом случае это объясняется тем, что спрос на деньги у классиков не зависит от ставки процента, а во втором – тем, что вследствие полной загрузки производственных мощностей объем предложения строго фиксирован.
При росте государственных расходов происходит увеличение эффективного и, следовательно, совокупного спроса. При этом кривая AD сдвигается вправо. Возрастает также объем инвестиций в результате роста совокупных доходов, следовательно, кривая IS сдвинется вправо. Равновесие в модели IS-LM установится на новом уровне при ставке процента i 1. Затем повышение ставки процента с i до i 1 вызовет снижение деловой активности, объем инвестиций упадет. Обычно такое падение компенсируется по размеру объемом роста государственных расходов. Таким образом, на инвестиционном рынке ничего не изменится: общий объем инвестиций останется тем же, увеличится лишь доля государственных инвестиций в их общем объеме и уменьшится доля частных. Объем ВВП останется тем же, но при росте уровня цен с Р1 до Р2. Такое явление получило название “эффект вытеснения”. Таким образом, по мнению неоклассиков, фискальная политика не оказывает действенного влияния на макродинамику.
|
С учетом того, что предложение благ жестко фиксировано, предприниматели на рост совокупного спроса ответят лишь повышением цен с Р до Р1. Величина же ВВП не изменится: Y = Y1.
Математически «эффект вытеснения» можно представить следующим образом:
DG = dI.
Согласно кейнсианской концепции, при росте государственных расходов растет совокупный спрос и ВВП. Кривая AD сдвигается вправо, как и кривая IS. В результате не возрастает уровень цен, но растет ставка процента и уровень ВВП (Приложение 11, рисунок 18).
Государство в целях выхода из кризиса увеличивает государственные расходы на величину dG, в результате чего кривая IS сдвигается вправо, эффективный спрос возрастает с Y0 до Y1, а ставка процента увеличивается с I0 до I1. Вследствие роста эффективного спроса кривая совокупного спроса также сдвигается вправо с AD0 до AD1. Это вызовет, в свою очередь, рост спроса на труд и рост занятости с N0 до N1 при неизменном предложении труда. Таким образом, в результате стимулирующей фискальной политики в краткосрочном периоде наблюдается оживление экономической активности.
Снижение реальных кассовых остатков вызывает рост спроса на деньги, в результате чего кривая LM сдвигается влево до положения LM1, и новое равновесие на рынке товаров и денег устанавливается при ВВП равном Y2 и номинальной процентной ставке I2.
Уменьшение заработной платы сдвигает кривую спроса на труд в положение N2D. Так как предложение труда не меняется, то занятость возрастает до N2.
|
Таким образом, в результате фискальных мероприятий в экономике наблюдается оживление экономической активности при некотором росте уровня цен, но в краткосрочном периоде.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
1. По поводу финансов возникают экономические отношения, которые государство может использовать в проводимых фискальных мероприятиях. Фискальная политика является одним из основных инструментов макроэкономического регулирования.
Фискальная политика в зависимости от механизмов ее регулирования на изменение экономической ситуации делится на дискреционную и автоматическую фискальную политику (политику встроенных стабилизаторов).
Под дискреционной политикой понимают сознательное манипулирование правительством государственными расходами и налогами. Ее еще называют активной фискальной политикой. На практике уровень государственных расходов, налоговых поступлений может измениться даже в случае, если правительство не принимает соответствующих решений. Это объясняется существованием встроенной стабильности, которая определяет автоматическую (пассивную, недискреционную) фискальную политику
2. Наиболее значительными инструментами фискального воздействия являются налоги и государственные закупки. В периоды спада производства необходимо увеличивать государственные расходы, снижать налоги или делать и то и другое, т.е. проводить стимулирующую (экспансионистскую) политику. В целях снижения темпов инфляции реализуют сдерживающую (рестрикционистскую) фискальную политику. Она заключается в сокращении государственных расходов, увеличении налогов или в сочетании тех и других мер.
|
3. Одним из важных инструментов воздействия на темпы экономического роста, а, следовательно, на уровень безработицы является финансовая, в том числе налоговая система. Среди инструментов финансового регулирования экономики особое место отводится государственным расходам и налогам. Налоги выполняют не только фискальную, но и экономическую функцию. Фискальная функция налогов состоит в формировании денежных доходов государства. Являясь важнейшим рычагом воздействия на социально-экономические процессы, налоги в то же время обеспечивают основную массу доходной части государственного бюджета. Прямые налоги, являясь пропорциональными, оказывают прямое воздействие на динамику ВВП и относятся к автоматическим (встроенным) стабилизаторам экономики. Местные налоги, занимающие в структуре доходной части бюджета значительный удельный вес, подчеркивают фискальный характер налоговой системы.
4. Налоговая система любой страны эффективна в том случае, если сформирована на общих методологических подходах, учитывающих платежеспособность населения, налоговые льготы для стратегических целей экономики, равномерное распределение налогов по субъектам хозяйствования, оптимальность налогового бремени и др. Важным звеном налоговой политики государства являются критерии налогообложения. В качестве первого критерия экономисты называют справедливость (равенство), в качестве второго – эффективность. Первый критерий строится на том, что государственные налоги и их расходование влияют на распределение доходов в обществе, возлагая тяготы на одних и предоставляя блага другим. Общество, в конечном счете, стремится к справедливому распределению этих тягот и благ.
Но основным в системе налогообложения является все же критерий платежеспособности. В соответствии с ним налоги должны расти по мере роста доходов, так как в результате этого неравенство в материальном положении сокращается. Такая налоговая система называется прогрессивной. Напротив, если после выплаты налогов неравенство в обществе возрастает, налицо регрессивная система налогообложения. Согласно кейнсианскому подходу, применение налогов как важного инструмента фискальной политики может стимулировать деловую и инвестиционную активность, так как снижение налогов оставляет в распоряжении предпринимателей значительно большую часть денежных средств, чем величина снижения уровня налога
Государство не ограничивает свое вмешательство в экономику лишь варьированием налоговых ставок. Целями государственной политики могут быть обеспечение выравнивания уровня доходов граждан, поддержание социально значимых отраслей дотациями и инвестициями, стимулирование малого бизнеса, чистого экспорта, стабилизация экономики. В связи с этим государство будет осуществлять определенные расходы из государственной казны
5. Благодаря мультипликативному эффекту на каждую единицу сокращения пропорционального налога приходится гораздо больше единиц прироста ВВП.
6. Дискреционная и недискреционная фискальные политики применяются в комплексе, в зависимости от текущей динамики ВВП. Дискреционная политика дает эффект в краткосрочном периоде.
7. Согласно кейнсианской концепции фискальной политики, дефицит госбюджета, как правило, увеличивается в период спада и сокращается в периоды оживления и подъема экономики. При этом не всегда обеспечивается стабилизация экономики и рост ВВП. Если рост государственных расходов финансируется за счет роста подоходных налогов, то конечный прирост национального продукта равен первоначальному приросту государственных расходов.
8. Согласно классической концепции, фискальная политика рассматривается лишь как инструмент финансового обеспечения выполнения государством своих функций, но не как стабилизационная политика. Классическая концепция основана на рикардианском равенстве, согласно которому фискальное воздействие вызовет не изменение величины ВВП, а перераспределение денежных средств между частным и государственным секторами в силу действия эффекта «вытеснения» при нейтральности денег.
9. Государственный бюджет – смета доходов и расходов государства на определенный период, чаще всего на год, составленная с указанием источников поступления государственных доходов и направлений расходования средств. Бюджет имеет доходную и расходную части, которые в планируемой перспективе должны быть сбалансированы.
Роль бюджета в национальной экономике значительна. Он является частью финансов страны, которую контролирует государство, поэтому с помощью бюджета государство способно вмешиваться в рыночные механизмы.
Во-вторых, бюджет является способом аккумуляции денежных средств для решения крупных, глобальных экономических проблем.
В-третьих, наличие бюджета позволяет решать сложные социальные проблемы (бедности, безработицы, голода, грамотности, здоровья нации и др.).
10. Существует три способа финансирования бюджетного дефицита:
ü Путем дополнительной эмиссии денег;
ü За счет кредитов ЦБ;
ü Посредством заимствований у населения и фирм.
Бюджетный дефицит и государственный долг тесно связаны: нарастание бюджетного дефицита приводит к росту государственного долга. Но абсолютная величина бюджетного дефицита, а следовательно, государственного долга, малопоказательна для экономического анализа. Надо знать, какие процессы обслуживает бюджетный дефицит, какие изменения в воспроизводственном цикле он отражает. Кроме того, очень важно измерять изменения государственного долга по отношению к изменениям ВВП.
Государственный долг зачастую показывает уровень финансовой стабильности экономики. Поскольку государственный долг влияет на складывающееся в дальнейшем налоговое бремя, то за последние десятилетия многие ученые пытаются сформировать различные методологические подходы к выбору путей по его сокращению. Можно выделить три основные концепции регулирования бюджетного дефицита:
· ежегодного балансирования;
· циклического балансирования;
· функциональных балансов.
Имеется ряд возражений, касающихся эффективности проведения фискальных мероприятий в экономике. Согласно классической концепции, фискальная политика рассматривается лишь как инструмент финансового обеспечения выполнения государством своих функций, но не как стабилизационная политика.
Классическая концепция основана на рикардианском равенстве, согласно которому фискальное воздействие вызовет не изменение величины ВВП, а перераспределение денежных средств между частным и государственным сектором в силу действия эффекта «вытеснения» при нейтральности денег.
11. Изменения в бюджетно-налоговой сфере и бюджетно-налоговая политика играют ключевую роль в хозяйственном развитии страны и проведении эффективной экономической политики.
Приложение 1
Совокупные расходы
С+I+G
Е2
C+I 20 млрд.руб.
E1
Q1 Q2 Доход, выпуск
Рисунок 1. Государственные закупки и равновесный национальный продукт.
Совокупные расходы
C1+I+G
E1 C2+I+G
12 млрд.руб
Е2
Q2 Q1 Доход, выпуск
Приложение 2.
Рисунок 2. Аккордные налоги и равновесный национальный продукт
Совокупные расходы
C+I+G
E1
C’+I+G
E2
Q2 Q1 Доход, выпуск
Рисунок 3. Пропорциональные налоги и равновесный национальный продукт
Совокупные расходы
C+I+G1
E2
C1+I+G1
C+I+G
E3
E1
Q1 Q3 Q2 Доход, выпуск
Приложение 3.
Рисунок 4. Государственные закупки, налоги и равновесный национальный продукт Налоги, государственные
расходы
T
N
K E M G
L
Q1 Qe Q2 Доход, выпуск
Рисунок 5. Бюджетные дефициты, излишки. Бюджет полной занятости.
Доходы до вычетов налогов (D)
Приложение 4
Рисунок 6. Пропорциональные налоги и доходы
Доходы до и после
вычета налогов (D, D-T)
Налоги
Доходы после вычета налогов
D0 Доходы до вычета налогов (D)
Рисунок 7. Прогрессивные налоги и доходы
Средняя налоговая ставка (t)
Прогрессивная
Пропорциональная
D0 Доходы после вычета налогов
Приложение 5.
Таблица 1. Структура налогообложения в группе ведущих промышленных стран (в % от ВВП)
Виды налогов | США | ФРГ | Англия | Япония | Франция |
Все налоги В том числе Ø Подоходный Ø Налог на корпорации | |||||
Взносы на соцстрах: Ø Рабочих, служащих Ø Предпринимателей | |||||
Акцизы | |||||
Налоги на предметы потребления | - |
Приложение 6.
Процент
доходов
Кривая Лоренца после уплаты налогов
Линия абсолютного равенства
Кривая Лоренца до уплаты налогов
0 Процент населения
Рисунок 9. Кривая Лоренца
Р
S’ So
P1 E’
Po Eo
P2 D
0 Y1 Yo Y
Приложение 7.
Рисунок 10. Эффект от введения потоварного налога.
Совокупный спрос (AD),E
Y=E
A2 AD2=a+0,640Y+I
A1 AD1=a+576Y+I
Y2 Y1 ВВП(Y)
Рисунок 11. Последствия изменения ставки пропорционального налога на ВВП в кейнсианской модели
Поступления в
госбюджет от налогов (Т)
Т max
50% 100% Налоговая ставка (t),%
Приложение 8.
Рисунок 12. Кривая Лаффера.
Совокупный спрос (AD),E
Y=E
AD1 = MPC*Y+a+I
AD2 = MPC(Y-T)+a+I
0 Y2 Y1 ВВП (Y)
Рисунок 13. Влияние аккордных налогов на динамику ВВП.
Правительственные закупки (G),
чистые налоги (Т), млн.долл.
Чистые налоги (Т)
Н
А D Z Государственные
закупки (G) B
0 C E F ВВП (Y), доходы(D)
Приложение 9.
Таблица 2. Баланс бюджета
Доходы | Расходы |
Налоговые поступления | Социальные выплаты (трансферты) |
Доходы от эмиссии и продажи ценных бумаг | Инвестиции в экономику, дотации, субсидии (инъекции) |
Внутренний и внешний займы | Расходы на содержание аппарата управления |
Доходы от таможенной деятельности | Расходы на оборону и поддержание внутреннего порядка |
Доходы от пользования государственной собственностью | Предоставление кредита внутренним и внешним субъектам хозяйствования |
Доходы от разгосударствления и приватизации | Погашение задолженности по кредиту |
Доходы от конфискации имущества и др. | Расходы на науку, культуру, здравоохранение, образование и др. |
Приложение 10.
Рисунок 14. Дефицит и избыток государственного бюджета.
Налоговые поступления, ед.
Бюджетный
избыток
200 Сбалансированный
бюджет
Бюджетный
дефицит
0 1000 2000 Y,ден.ед.
Рисунок 15. Связь между бюджетом и объемом ВВП
Приложение 11.
ВВП(Y)
ВВП потенц 1
.
1 2
0
время (Т)
Рисунок 16. Влияние стимулирующей 2 и сдерживающей 1 фискальной политики на стабилизацию темпов роста ВВП соответственно при спаде и экономическом подъеме.
Номинальная ставка
процента (i)
IS1
LM
i 1
i 2
IS
0 Y=Y1 ВВП (Y)
Цена (Р)
AS
P1
AD1
P
AD
0 Y=Y1 ВВП (Y)
Приложение 12.
Рисунок 17. «Эффект вытеснения» в классической концепции фискальной политики.
I
LMo
I1
IS1
Io
Y0 Y1
IS0
P
AS
P0
AD Y0 Y1 Y Y(N)
W0
AD0 ND0 N0
W
ND2 N1
N
NS
Приложение 13.
Показатели | Изменения в % (+ или -) | Аналогичные показатели 2001г |
Валовой внутренний продукт | +3,2 | |
Внутренние потребительские продажи | +15,7 | 12,4 |
Инвестиции | +7 | -4 |
Экспорт | -8,1 | |
Импорт | +1,6 | -3,7 |
Таблица 3. Основные макроэкономические показатели (I квартал 2002г).
Январь 2002г | Январь-февраль | Справочно январь-февраль2001г | |
ВСЕГО | 47,2 | 47,7 | 39,4 |
В том числе: | |||
Промышленность | 43,7 | 44,6 | 34,9 |
Транспорт (включая трубопроводный) | 48,3 | 47,4 | 48,3 |
Связь | 29,4 | 27,5 | 17,6 |
Строительство | 44,0 | 43,9 | 29,9 |
Торговля и общественное питание | 47,0 | 48,2 | 41,9 |
Материально-техническое снабжение, и сбыт | 54,5 | 52,2 | 48,8 |
Жилищно-коммунальное хозяйство | 40,3 | 39,7 | 33,9 |
Непроизводственные виды бытового обслуживания населения | 39,0 | 32,8 | 32,8 |
Таблица 4. Удельный вес убыточных предприятий в их общем числе.
1 квартал | 2 квартал | 2 квартал в % к 1 кварталу | |
Валовой внутренний продукт | 103,7 | 105,6 | 101,8 |
Продукция промышленности | 102,0 | 105,6 | 103,5 |
Продукция сельского хозяйства | 101,8 | 105,8 | 103,9 |
Инвестиции в основной капитал | 107,0 | 105,5 | 98,6 |
Розничный товарооборот | 115,7 | 115,0 | 99,4 |
Приложение 14.
Таблица 5. Темпы роста (2002 г. к соответствующему периоду 2001г в %)
2002 год в % к 2001г (в сопоставимых ценах) | |||||||
По прогнозу на год | По прогнозу на1 полугодие | Фактически январь- июнь | Необходимо иметь | ||||
основной | повышенный | В оставшийся до конца года период для выхода на основной прогноз | |||||
Валовой внутренний продукт | 104-105 | 106,5 | 104,9 | 104,7 | 103,3-105,3 | ||
Продукция промышленности | 105-106 | 105,5 | 104,0 | 106-108 | |||
Продукция сельского хозяйства | 103-104 | 104,1 | 104,3 | 101,7-103,7 | |||
Инвестиции в основной капитал | 106-107 | 105,0 | 106,1 | 105,9-107,9 | |||
Производство потребительских товаров | 4,5-105,5 | 105,0 | 104,2 | 104,8-106,8 | |||
В том числе: | |||||||
Продовольственных | 105-106 | 102,8 | 107,2-109,2 | ||||
Непродовольственных | 104,5-105,5 | 104,0 | 105-107 | ||||
Объем внешней торговли- – всего | 106,8 | 102,2 | 110,1 | ||||
В том числе: | |||||||
Экспорт | 106,6 | 103,0 | 109,0 | ||||
Импорт | 107,1 | 101,5 | 111,1 | ||||
Реальные-денежные доходы населения | 105-106 | 118,0 | 95,7-97,4 | ||||
Розничный товарооборот | 105-106 | - | 104,5 | 115,3 | 97,6-99,4 | ||
Платные услуги населению | 105-106 | 106,5 | 106,0 | 106,0 | 104,2-106,0 | ||
Материалоемкость валового выпуска (рост «+», снижение «-» в % | (-1,4)- (-1,7) | -0,4 | (-2,1)-(-2,6) | ||||
Энергоемкость ВВП (рост «+», снижение «-» в % | (-4,2)- (-5,2) | -4,9 | (-3,7)-(5,4) | ||||
Ввод в эксплуатацию жилья за счет всех источников финансирования, тыс. кв.м. | 2500-3000 | - | 1000-1200 | 1113-1613 | |||
Лекция № 7 ГОСУДАРСТВО В СИСТЕМЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ.
План лекции:
Рынок и государство.