Для борьбы с инфляцией государство проводит антиинфляционную политику, т. е. комплекс взаимосвязанных мероприятий, которые предпринимаются с целью стабилизации общего уровня цен. Поскольку окончательно избавиться от инфляции невозможно (рыночная экономика инфляционна по своей сути), задача антиинфляционного регулирования состоит в установлении контроля над инфляцией, снижении темпа роста цен до умеренного уровня. Поэтому антиинфляционная политика является постоянным элементом макрорегулирования.
Выбор наиболее эффективных методов борьбы с инфляцией возможен только тогда, когда определены ее основные причины.
Как известно, инфляция вызывается нарушениями равновесия между совокупным спросом и совокупным предложением Нарушения равновесия могут быть вызваны, либо ростом спроса, либо сокращением предложения. Обе причины могут существовать либо в отдельности, либо вместе, В некоторых странах они действуют одновременно, что усложняет борьбу с инфляцией. Соответственно комплекс антиинфляционных мер условно можно разбить на две группы. К одной относятся мероприятия, которые направлены на сокращение спроса, а к другой — те, которые способствуют развитию, совершенствованию производства.
Основной причиной чрезмерного спроса является наличие в экономике избыточной денежной массы, которая возникает в результате выпуска денег, не обеспеченных товарами и услугами. Поэтому важнейшим методом борьбы с инфляцией является рестрикционная денежно-кредитная политика, главная задача которой — ограничение прироста денежной массы в обращении. Следует подчеркнуть, что в условиях перехода к рыночной экономике невозможно бороться с инфляцией, используя только монетарные инструменты. Наряду с ними большое значение имеют прямые методы регулирования денежной массы, а также селективные инструменты денежно-кредитной политики.
|
Борьба с инфляцией требует осуществления бюджетной политики, направленной на сокращение бюджетного дефицита. Во время инфляции, особенно когда она налагается на спад производства, в качестве антиинфляционной, меры может применяться политика доходов. Она заключается в одновременном сдерживании роста цен и номинальной заработной платы. Как правило, правительство замораживает их или устанавливает верхние пределы роста. Такая, политика помогает сдерживать рост совокупного спроса. Замораживание цен также позволяет преодолеть инфляционные ожидания населения, предпринимателей, которые раскручивают спираль инфляции. Применение политики доходов проблематично в связи со снижением реальных доходов населения и его обнищанием.
Модель IS-LM.Условие одновременного равновесия на товарном и денежном рынке.
Товарный и денежный рынки взаимосвязаны. Это позволяет определить условия, при которых наступает одновременное равновесие на обоих рынках.
Модель двойного равновесия была разработана известным английским экономистом Дж.Хиксом и получила название «IS-LM модели».
Дж.Хикс был последователем Дж.М.Кейнса, и модель базируется на кейнсианских теоретических положениях. Согласно им национальный объем производства равен национальному доходу.
Чтобы построить модель IS-LM, необходимо определить параметры, связывающие товарный и денежный рынки. Основным параметром товарного рынка является реальный объем национального производства или национального дохода. Известно, что он определяет спрос на деньги для сделок и значит общий спрос на деньги и процентную ставку, при которой достигается равновесие на денежном рынке. В свою очередь уровень процентной ставки влияет на объем плановых инвестиций, являющихся элементом совокупных расходов. Но, согласно Кейнсу, именно равенство совокупных расходов национальному доходу определяет равновесие на рынке товаров.
|
Таким образом, денежный и товарный рынки взаимосвязаны через национальный доход Y, инвестиции процентную ставку i.
Рассмотрим эти взаимосвязи графически сначала на товарном, а затем на денежном рынках. Уровень цен будем считать постоянным.
Товарный рынок. Обратная зависимость между уровнем процентной ставки i и плановыми инвестициями I отражена на рис. 20.4, а. При уровне процентной ставки i1 объем плановых инвестиций будет I1. Соответственно совокупные расходы АЕ (рис. 20.4, б) показаны линией С + I1 +G, которая, пересекаясь с биссектрисой, определяет точку равновесия Е1 и равновесный объем национального дохода У1. Таким образом, при процентной ставке i 1 равновесным будет национальный доход У 1. Эти параметры определят точку A (рис. 20.4, в).
Допустим, процентная ставка снизилась с i1 до i2, что приведет к росту плановых инвестиций с I1 до I2 и увеличению совокупных расходов. Кривая совокупных расходов сдвинется вверх, в положение С + I2 + G (рис. 20.4, б). Новое положение равновесия на товарном рынке будет достигнуто в точке Е2, а равновесным будет национальный доход У2. Так как инвестиции обладают мультипликационным эффектом, то определить прирост национального дохода можно умножив прирост инвестиций на мультипликатор. На рис. 20.4,в значениям i2, У2 будет соответствовать точка В.
|
Если непрерывно изменять значения процентной «ставки и для каждого находить соответствующие значения национального дохода, то на графике получим кривую IS (рис. 20.4, в). Каждая ее точка выражает такую комбинацию i и У, при которой наступает равновесие на товарном рынке, то есть выполняется кейнсианское условие равновесия: совокупные расходы равны произведенному национальному доходу.
Кривая IS имеет нисходящий вид, что объясняется обратной зависимостью между уровнем процентной ставки и величиной совокупных расходов, национального дохода. Все точки, лежащие вне кривой IS дают неравновесное состояние товарного рынка.
Денежный рынок.
Допустим, произведен национальный доход Y. Его объем определяет спрос на деньги для сделок и соответственно совокупный спрос на деньги Dm1 Если предложение денег S т, то денежный рынок будет находиться равновесии в точке E1 (рис. 20.5, а).
Следовательно, при национальном доходе Y1 денежный рынок будет равновесным, если процентная ставка будет i1. Значения У1, i1 определяют на рис. 20.5, б точку А. Предположим национальный доход возрос с У1 до У2 Соответственно увеличился спрос на деньги для сделок и совокупный спрос с Dт1 до Dт2 (рис. 20.5, a). Спрос на деньги превысил их предложение. Это привело к росту ставки процента до i2
i Sm а i б
Dm2 B
i2 i2
i1 Dm1 E2 i1 A
E1 LM
Y
Y2 Y1 Количество денег
Рис. 20.5. Равновесие денежного рынка. Кривая LM
При национальном доходе У2 денежный рынок будет находиться в равновесии, когда ставка процентам будет равна i2 Значения У2 и i2 определят на графике точку B. Изменяя непрерывно объем национального дохода, можно определить множество, процентных ставок, при которых рынок денег будет находиться в равновесии и построить кривую L М (рис. 20.5, б). Каждая точка кривой показывает такую комбинацию i и У, при которой рынок денег — равновесный. Кривая LМ имеет восходящий вид, что объясняется прямой зависимостью между i и У.
Модель IS-LM.
Кривая IS отражает все соотношения между У и i, при которых товарный рынок, находится в равновесии. Кривая LМ — все комбинации У и i, которые, обеспечивают равновесие денежного рынка. Чтобы определить общее равновесие на товарном и денежном рынках, необходимо совместить на одном графике обе кривые (рис. 20.6.).
i IS LM
Рис.20.6. Модель IS-LM
iE E
YE Y
Точка Е единственная, в которой оба рынка будут находиться в равновесии.
Кривые IS, LM могут изменять свое положение под воздействием различных факторов (исключая i и У). Так, изменения потребления, государственных закупок, чистых налогов приводят к сдвигам кривой IS. Изменения спроса на деньги, предложения денег сдвигают кривую LM.
Наибольший интерес представляют сдвиги кривых, происходящие при изменениях государственных расходов и предложения денег, ибо они являются объектами регулирования в фискальной и денежно-кредитной политике. н предложения денег, ибо они являются объектами регулирования в фискальной и денежно-кредитной политике.
Рассмотрим сдвиг кривой IS, вызванный ростом государственных расходов. Предположим, что первоначально общее равновесие на рынках товаров и денег достигалось в точке Е при процентной ставке i и национальном доходе YE (рис. 20.7).
Допустим экономическая ситуация в стране потребовала увеличения государственных расходов. Они привели к увеличению совокупных расходов, что обусловливает рост национального объема производства и национального дохода (следует учитывать, что государственные расходы обладают эффектом мультипликатора). Это приводит к сдвигу кривой IS в положение IS1. Если бы при этом процентная ставка осталась прежней iE, то новое положение равновесия было бы достигнуто в точке E2, а национальный доход был бы У2. Но растущий национальный доход увеличивает совокупный спрос на деньги, который начинает превышать предложение денег, что ведет к росту процентной ставки.
На товарном рынке увеличение совокупных расходов побуждает предпринимателей соответственно увеличивать объем инвестиций. Однако рост процентной ставки начинает сдерживать этот процесс, заставляя предпринимателей сокращать планируемый при процентной ставке прирост инвестиций. В результате национальный доход увеличится до Y1, а не до У2. В этом случае новое положение равновесия на рынках товаров и денег будет достигнуто в точке Е1 при знениях i1, Y1. Таким образом, модель IS-LM показывает, что рост государственных расходов вызывает как увеличение объема национального дохода с уE до Y1,
так и рост процентной ставки с iE до i1.
Рис. 20.7. Модель 15-1.М Рис. 20.8. Модель 15-1.М.