Самостоятельная работа студентов (обязательные формы)
1. Прочитайте в учебниках разделы о культуре речи как науке. Выпишите из доступных вам источников определение понятия «норма», «кодификация». (1 балл)
2. Подготовьтесь на основе прочитанного к обсуждению перечисленных ниже вопросов и проблем (участие в обсуждении оценивается от 1 до 2 баллов в графе «Аудиторная работа»).
Самостоятельная работа студентов (формы по выбору студента)
3. Подготовьте сообщение «Типы речевых культур и их признаки», опираясь на работы И.А. Стернина и О.Б. Сиротининой.(3 балла)
Вопросы для обсуждения на занятии.
1. Что такое «культура речи»? В каких, на Ваш взгляд, отношениях культура речи находится с общей культурой человека? Чем отличается речь «культурная» от «некультурной».
2. Норма - что означает это понятие? Нормы в нашей жизни и нормы в языке. Какова природа языковых норм и их функции?
На какую функцию нормы указывает в нижеприведенном рассуждении известный филолог М.А. Кронгауз: «Норма означает, что в языке зафиксирована иерархия возможных ударений, написаний, грамматических форм, некоторые из которых — безусловно, существующие — признаются не вполне правильными, неправильными или, скажем, совершенно недопустимыми. Эта иерархия помогает установить иерархию и среди людей, разделяя их на знающих и не знающих норму (или не вполне знающих), образованных и необразованных. Так, образованные люди знают (их этому научили в школе или в семье), что “надевают одежду”, а “одевают Надежду”, что надо “класть”, а не “ложить”, что в слове “звонит” ударение ставится на втором слоге (а с тем, кто говорит иначе, не надо дружить), что слово “кофе” мужского рода. Каково же возмущение образованных людей, когда они узнают, что норма меняется! Например, словари допускают средний род у слова “кофе”. Это означает, что сосед, говоривший “черное кофе” и тем самым не вполне владевший литературным языком, теперь уравнивается с нами в правах, а мы лишаемся своего бесспорного преимущества — статуса носителя языковой нормы». (Кронгауз М.А. Кто отвечает за русский язык. // Дружба народов.2011.№ 10)
|
3. Система норм литературного языка: нормы устной речи (акцентологические и орфоэпические), нормы письменной речи (орфографические и пунктуационные), нормы, свойственные как устной, так и письменной речи (лексические, грамматические, синтаксические). Этические нормы.
4. Раскройте смысл понятия «кодификация» нормы.
5. Почему норма может меняться? «Динамическая теория нормы» Приведите примеры того, как изменяются нормы произношения, ударения, словоупотребления. Оцените эти изменения.
6. Прочитайте тексты русских поэтов первой половины XIX века. В каких случаях вы фиксируете в них несоответствие нормам современного русского литературного языка?
Но только что сумрак на землю упал,
По кóрням упругим топор застучал,
И пали без жизни питомцы столетий!
Одежду их сóрвали малые дети,
Изрублены были тела их потом,
И медленно жгли их до ýтра огнём. (М. Лермонтов)
Зевéса, мечущего громы,
И всех бессмертных вкруг отца,
Пиры их светлые и дóмы
Увидим в песнях мы слепца. (Н. Гнедич)
Что доказывает такое несоответствие?
7. Речь правильная и речь хорошая – это одно и то же, или это разные понятия? Аргументируйте свой ответ.
|
8. О каких еще качествах хорошей речи говорит профессор И.А. Стернин в приведенном ниже высказывании:
«Есть такая известная фраза: язык - одежда мыслей. Действительно, у нас есть одежда для разных ситуаций. Мы понимаем, что работать в огороде нужно не в той одежде, в которой ты пойдешь в театр. Что дома можно одеваться попроще, а на работу нужно построже. Точно так же носитель языка должен относиться и к своей речи - она должна быть адекватной, то есть соответствовать конкретной ситуации общения. То, что можно сказать в беседе с друзьями, нельзя произносить с трибуны; а то, что можно сказать устно, не всегда можно написать. Кстати, то, что говорят с трибуны, при обсуждении дома тоже не должно выглядеть "как по писаному", это будет совершенно неуместно.» (Стернин И.А. Наблюдается ли кризис в русском языке рубежа веков? https://sternin.adeptis.ru/articles2_rus.html#d)
9. Учение об «уровнях» или «типах речевых культур». (Сообщение) Оцените свою речь и речь окружающих Вас людей с этой точки зрения. К какому типу речевой культуры Вы отнесете себя и их?
10. Сформулируйте для себя ряд мотивов, по которым Вы готовы повышать и совершенствовать свою речевую культуру: «Культура речи даст мне…», «Высокая речевая культура нужна мне для…», «Я готов(а) повышать и совершенствовать свою речевую культуру, поскольку…» и т.п.(в письменном виде, 2 балла)
Список литературы и источников:
1. Десяева Н.Д. и др. Культура речи педагога: Учеб.пособие для студентов высш.пед.учеб.заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
2. Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред. В.Д. Черняк. – Спб:Сага; М.: Форум, 2007.- С 5-52.
3. Введенская Л.А. Русский язык и культура речи: Учеб.пособие для вузов/ Л.А. Введеннская и др. – Изд. 21-е, - Ростов-н/Д.: Феникс, 2007. – С 69- 90;
4. Культура русской речи: Учебник для вузов/ Отв. ред. д.ф.н.. проф. Л.К. Граудина и д.ф.н.. проф. Е.Н. Ширяев. – М.:Норма, 2006. – С 1.-46
Практическое занятие № 2.
Нормы устной речи
(орфоэпические и акцентологические)
Подготовка к занятию.