Конспект по развитию речи на тему: «Сами виноваты»
Цель: Побуждать детей аргументировано высказывать свое мнение, рассуждать. Передавать содержание сказки в свободной игре-театрализации. Подбирать эпитеты к заданному слову. Развивать речевое дыхание, артикуляционный аппарат детей.
I. Организационный момент.
(Игра на произнесение проблемных звуков).
- Я хочу пригласить тебя на прогулку в лес. Ты согласен? (Да!)
- На прогулку мы отправимся на автомобиле.
Игра «Мой автомобиль».
Сначала «проверяем» колеса машины. Попеременно левой и правой ногой нажимаем на «педаль насоса»: накачиваем шину, произнося звук «с» на каждое нажатие педали. Затем «цокаем» языком, проверяем, хорошо ли накачены шины и выпускаем «лишний» воздух со звуком «шшшшш».
Затем «наливаем» бензин в бак со звуком «буль-буль-буль» и «закручиваем» крышку бака «вжик-вжик». Настало время проверить «мотор». Нужно «повернуть ключ» - «чик-чик». Мотор начал работать: «ддддд», потом «бр-брбр», потом «жжж» и «ззз». Наконец мотор заработал в полную силу – «ррр». Можно ехать на прогулку в лес.
II. Произношение слов с изменением интонации голоса.
- Поздоровайся с лесом как испуганный человечек.
(Ребенок, «здоровается с лесом» с интонацией испуга.)
- Поздороваемся с лесом грустно.
(Ребенок, «здоровается с лесом» с интонацией грусти.)
- Поздороваемся все с лесом радостно.
(Ребенок «здоровается с лесом» с радостью.)
- Молодец!
III. Чтение сказки «Сами виноваты» С. Михалкова.
Садись, поудобнее на полянке и послушай:
Построили себе Заяц и Зайчиха небольшой домик. Все вокруг убрали, расчистили, размели. Только остался у дороги большой камень.
- Давай оттащим его в сторонку, - предложила Зайчиха.
- А ну его! – ответил Заяц. – Кому надо будет, пусть убирает.
И остался камень, лежать у крыльца.
Бежал однажды Заяц домой. Забыл, что камень на дороге лежит, споткнулся и
расквасил себе нос.
В другой раз несла Зайчиха кастрюлю со щами, налетела на камень, щи пролила.
Пригласили как-то Заяц и Зайчиха в гости Михаила Ивановича Топтыгина на пирог.
- Приду, - обещал Медведь. – И мед принесу.
Спешил Михаил Иванович в гости, большую бочку меду нес. Споткнулся о камень, да так, что перевернулся через голову и попал прямо в заячий домик. Бочку с медом разбил, дом развалил. Схватился Медведь за голову. Плачут зайцы от горя. А зачем плакать? Сами виноваты!
Ответить на вопросы:
- Как можно по другому, назвать сказку? (Рассуждение.)
- Сказка называется «Сами виноваты», как ты думаешь, почему?
- О чем рассказывается в начале этой сказки?
- Зайчиха предложила убрать камень. А что сказал Заяц? (Ответы.)
- Бежал однажды Заяц домой, и что с ним произошло?
- А что случилось с Зайчихой?
- Пригласили как-то Заяц и Зайчиха Медведя в гости. Что произошло дальше?
- Молодец! Тебе понравилась сказка?
- Как вы думаете, какие Заяц и Зайчиха? (Ленивые, …)
IV. Физкультминутка: «Я по камушкам пошел…»
- Хорошо. Отправляемся дальше. Смотрите, дальше дорожка выложена из камней. (Дорожку можно имитировать)
Я по камешкам пошел,
Шубу новую нашел.
(Ребенок идут по камушкам, изображают, как будто надевают шубу.)
VI. Пересказ сказки «Сами виноваты» С. Михалкова.
- Ты уже знаешь, что сказку можно рассказать по картинкам. Послушайте, сначала я расскажу сказку, а потом ты.
- Ребенок, рассказывает сказку.