Эпизод второй: отношение работника к своим обязанностям.




УСТНОЕ ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ

 

Вопросы

1. Законы речевого воздействия (см. лекцию № 2).

2. Типы вопросов и стратегии ответа на них.

3. М а ксимы Грайса.

4. Тактики общения.

5. Жанры устного делового общения: телефонный разговор, собеседование, деловые переговоры, совещание, презентация.

 

Сообщения

1. Телефонный этикет // Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Риторика для юристов. М., 2006, с. 229-236; Кузин Ф.А. Культура делового общения // www/i-u.ru; см. книги Формановской

2. Деловая беседа // Кузин Ф.А. Культура делового общения // www/i-u.ru; Эрнст О. Слово предоставлено Вам: Практические рекомендации по ведению деловых бесед и переговоров/ Пер. с нем. – М., 1988; Юри У. Преодолевая «нет», или Переговоры с трудными людьми/ Пер. с англ. – М., 1993; Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности: Учебное пособие. – СПб., 1999

3. Сообщение по книге Щербининой Ю.В. Русский язык. Речевая агрессия и пути ее преодоления: Учеб. пособие. – М.: Флинта, 2006

 

Литература

1. Боженкова Р.К., Боженкова Н.А. Русский язык и культура речи. М., 2004 (2011)

2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. Ростов-на-Дону, 2007

3. Документационное обеспечение государственной службы: Учебно-практическое пособие / Под общей редакцией А.И.Горбачева и Н.Н.Шуваловой. – М.: Статут, 2004

4. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. – М.: Флинта: Наука, 2006 (и последующие издания)

5. Максимов В.И. Русский язык и культура речи. М.: «Гардарики», 2001

6. Рахманин Л.В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов. – М.: высшая школа, 1998 (и последующие издания)

7. Черняк В.Д. Русский язык и культура речи: Учебник для вузов. М., 2010

8. Акишина А. А, Акишина Т. Е. Этикет русского телефонного разговора. М., 2007

 

Задания

1. Какие из приведенных ниже приемов относятся к нормативным правилам общения, а какие – к правилам речевого воздействия?

Обоснуйте свое мнение:

а) здороваться со знакомыми людьми;

б) улыбаться собеседнику;

в) чаще называть собеседника по имени;

г) не перебивать собеседника;

д) благодарить за помощь;

е) говорить о том, что интересует вашего собеседника;

ж) поддерживать идеи собеседника;

з) чаще извиняться;

и) не повышать голос на собеседника, говорить ровно и спокойно.

 

2. Прочитайте текст.

Подмастерье. Ваша милость, пожалуйте сколько-нибудь подмастерьям, чтоб они выпили за ваше здоровье.

Г-н Журден. Как ты меня назвал?

Подмастерье. Ваша милость.

Г-н Журден. « Ваша милость!» Вот что значит одеться по-господски! А будете ходить в мещанском платье – никто вам не скажет: «ваша милость». (Дает деньги) На, вот тебе за «вашу милость».

Подмастерье. Премного довольны, ваше сиятельство.

Г-н Журден. «Сиятельство?» Ого! «Сиятельство!» Погоди, дружок. «Сиятельство!» чего-нибудь да стоит, это не простое слово – «сиятельство!» На, вот тебе от его сиятельства!

Подмастерье. Ваше сиятельство, мы все как один выпьем за здоровье вашей светлости.

Г-н Журден. «Вашей светлости?» О- го –го! Погоди, не уходи. Это мне-то – «ваша светлость!» (В сторону). Если дело дойдет до «высочества», честное слово, ему достанется весь кошелек. (Подмастерью). На, вот тебе за «вашу светлость».

Подмастерье. Покорнейше благодарим, ваше сиятельство, за ваши милости.

Г-н Журден (в сторону). Вовремя остановился, а то я бы все ему отдал.

(Ж.-Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве»)

Использования какого правила речевого воздействия помогло подмастерью достичь желаемого результата?

 

3. Проанализируйте диалог.

- Почему ты все время отвечаешь на вопрос вопросом?

- А почему бы мне не отвечать на вопрос вопросом?

 

1) Какой коммуникативный закон реализован в данном диалоге?

2) Что отражает подобный ответ собеседника?

3) Как нужно вести себя в подобной ситуации?

 

4. Какие указания, распоряжения кажутся вам более эффективными? Почему? Обоснуйте свое мнение с точки зрения действия коммуникативных законов.

- Убери посуду!

- Мне кажется, что нам пора прибраться на кухне!

 

- Сдайте мне отчет!

- Как вы думаете, не пора ли сдать отчет?

- Принесите, пожалуйста, отчет, который я просил вас сделать?

 

- Ждите!

- Не могли бы вы подождать несколько минут?

- Подождите немного!

 

5. Какие из известных вам типов вопросов будут наиболее эффективными в следующих ситуациях (подготовьте свои вопросы):

А. Опрос общественного мнения о политических лидерах, вызывающих наибольшее доверие.

Б. Проведение беседы при приеме на работу с крайне застенчивым претендентом.

В. Стремление научного руководителя помочь студенту в составлении индивидуального плана исследовательской (учебной) работы.

Г. Желание куратора (старосты) понять действительные причины конфликта в группе.

 

6. Дополните ряды речевых конструкций, используемых при проведении деловой беседы:

Начало беседы:

Нам необходимо обсудить следующие вопросы…..

Мне хотелось бы начать наш разговор с …

Сегодня актуальной, важной является проблема …

Прежде всего нужно обсудить …

 

Выражение сомнения и несогласия:

Мне не совсем понятно решение проблемы.

Я не согласен с вашей точкой зрения.

Я хотел бы пояснить данный вопрос и предложить свое решение проблемы.

Мне хотелось бы вернуться к обсуждению этого вопроса (пункта договора) с иных позиций.

Мы не удовлетворены предложенными условиями.

В принципе мы согласны с большинством условий, но у нас есть замечания.

В целом мы согласны с вами, но некоторые пункты требуют дальнейшего рассмотрения.

Я ценю ваши усилия, но принять предложение не могу.

Мы вынуждены отказаться от вашего предложения.

К сожалению, фирма не может принять ваши условия.

 

Одобрение, согласие:

Ваши условия нас устраивают.

Это неплохое решение проблемы.

Мое мнение полностью совпадает с вашим мнением.

Я разделяю вашу точку зрения.

Мы ценим вашу позицию.

Буду счастлив (рад) работать с вами над новым проектом.

 

Благодарность:

Благодарю вас за внимание.

Мы высоко ценим ваши усилия и вклад.

Примите, пожалуйста, нашу искреннюю благодарность.

Мы благодарны вам.

 

Завершение беседы:

Нам нужно подвести итоги.

В заключение беседы хотелось бы …

Мне кажется, проблему можно считать решенной.

Позвольте от лица фирмы поблагодарить вас и выразить надежду на дальнейшее сотрудничество.

Вы будете довольны принятым решением.

 

7. Переведите в формы делового общения переговоры между Попом и Балдой, героями одноименной сказки А.С.Пушкина. Используйте язык бизнеса: совмещение профессий, система оплаты труда, работодатель, работник, претендент на должность, договор, контракт, условия работы, компромисс, консенсус, виды и содержание деятельности и пр.

Эпизод первый: заключение трудового соглашения.

«Нужен мне работник:
Повар, конюх, плотник.
А где мне найти такого
Служителя не слишком дорогого?»
Балда говорит: «Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно,
В год за три щелка тебе по лбу,
Есть же мне давай вареную полбу».
Призадумался поп,
Стал себе почесывать лоб.
Щелк щелку ведь рознь.
Да понадеялся он на русский авось.
Поп говорит Балде: «Ладно.
Не будет нам обоим накладно…»

Эпизод второй: отношение работника к своим обязанностям.

· Все ли условия соглашения выполняются?
· Как выполнил Балда свои обязанности?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: