Синкретизм как главная характеристика первобытной культуры: понятие протокультуры.




СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1

ПЛАН:

1. Первобытная культура: ее периодизация.

2. Синкретизм как главная характеристика первобытной культуры.

3. Тотемизм, фетишизм, анимизм и пр.

4. Миф как универсальная структура первобытного сознания: классификация мифов.

 

Первобытная культура: ее периодизация

Первобытная эпоха – это наибольший период в истории человечества – от возникновения человека (около млн. лет тому назад) и до появления государственности. У разных народов этот период длился неодинаково, некоторые даже в настоящий момент живут при условиях первобытности. Поэтому современная наука различает собственно первобытную культуру – что существовала до возникновения первых цивилизаций на Земле (конец IV – начало III тысячелетия до н.э.), и традиционную первобытную культуру.

В течение первобытной эпохи происходили такие процессы:

1. антропогенез – биологическая эволюция человека, которая завершилась приблизительно 40 тысяч лет тому назад возникновением вида «человека разумного» (Homo Sapiens), а также основных человеческих рас:

– формирование мышления (или интеллекта) человека, его языка;

– расселение человечества по всем континентам;

– переход людей от присваивающего ведения (охота, сборщица) хозяйства к воспроизводящему труду (земледелие и скотоводство).

2. социогенез – формирование общественных форм жизни в виде родовой, а затем родовой племенной организации;

3. культурогенез – появление первых мировоззренческих, религиозных представлений, мифологических систем.

Среди этих важнейших процессов, которые заложили фундамент истории человечества, свое место занимает формирование культуры как особенной сферы человеческого общества. Причем для ранних этапов истории разных народов характерно единство закономерностей, общность проявлений становления культуры.

Первобытную историю человечества традиционно разделяют на:

1. каменный век – самый длительный период в истории человечества, который делится на

а) древнекаменный век – палеолит (40 – 12-е тыс. до н.э). Палеолит – древний каменный век, первый период каменного века, время существования ископаемого человека (палеоантропы и др.), который пользовался оббитыми каменными, деревянными, костяными орудиями, занимался охотой и собирательством.

б) среднекаменный век – мезолит (12 – 8-е тыс. до н. э.);

в) новокаменный век – неолит (10 – 4-е тыс. до н.э.). Неолит – эпоха, характеризующаяся использованием исключительно кремнёвых, костяных и каменных орудий.

2. С конца 4 тысячелетия каменный век сменяется бронзовым, и эта эпоха называется энеолитом (медным веком) – переходным периодом от каменного века к бронзовому (IV – III тыс. до н.э.). Преобладают орудия из камня, появляются медные.

3. Далее следует железный век.

Используя эту периодизацию, дадим общую характеристику эволюции материальной культуры и искусства первобытного общества.

 

ПАЛЕОЛИТ

Появление первых памятников изобразительного искусства относится к концу среднего палеолита (эпоха Мустье) и к позднему палеолиту (эпохи Ориньяк, Солютре и Мадлен). Все эпохи названы по местам первых находок. В это время возникают гравированные рисунки на камне, роге, росписи пещер, рельеф и круглая пластика. Почти все сюжеты посвящены животным, реже – человеку.

 

ЭПОХА МУСТЬЕ

Эпоха Мустье (конец среднего палеолита или 80-40 тысячелетия до н. э.), мустьерская культура, мустьерская эпоха – наиболее поздняя эпоха древнего палеолита, следует за ашельской культурой (эпохой)[1] и сменяется культурами позднего (верхнего) палеолита. Многими исследователями выделяется под названием «средний палеолит».

Впервые определена Г. Мортилье в конце 60-х гг. XIX в. и названа по пещере Ле-Мустье (Le Moustier) на юго-западе Франции (департамент Дордонь). Распространена в Европе, на севере Африки, Ближнем Востоке и в Средней Азии.

Для мустьерской техники обработки камня характерны дисковидные и одноплощадочные нуклеусы (ядрища), от которых откалывались довольно широкие отщепы, превращаемые с помощью оббивки по краям в различные орудия (скрёбла, остроконечники, свёрла, ножи и т. д.). Обработка кости развита слабо.

Носителями Мустьерской культуры были неандертальцы. Они жили в пещерах и под открытым небом, иногда в жилищах, сооружённых из крупных костей мамонта и шкур, занимались охотой на мамонтов, пещерных медведей и др. животных, а также собирательством. Погребения неандертальцев свидетельствуют о зарождавшихся религиозных верованиях.

Искусство в эпоху мустье тесно связано с зарождающимися религиозными представлениями и ритуалами. Среди небольшого количества найденных предметов этого времени, носящих следы искусственной обработки и не являющихся орудиями труда или охоты, чаще всего встречаются изготовленные из костей или зубов животных амулеты, из которых могли быть составлены целые ожерелья или браслеты. При их создании применялась полировка и гравировка.

В период перехода от мустье к верхнему палеолиту появились ожерелья, изготовленные из распиленных и просверленных раковин морских моллюсков. Об этом говорят бусины из белемнита, найденные в палеолитическом поселении Костенки (Дон, Воронежская обл.).

Уже в эпоху Мустье человек меняет форму и вид предмета не только с целью создания практических орудий. Таковы небольшие каменные плиты с нанесенными на них красочными полосами и пятнами и с выдолбленными чашечками, расположенными в определенном порядке (пещера Ля-Ферраси, Франция). Нельзя переоценивать значение этих предметов, но все же они свидетельствуют о достаточно сложной умственной работе первобытного человека.

Ла Ферраси (фр. La Ferrassie) – палеолитический навес под скалами в 40 км к юго-западу от города Монтиньяк, в департаменте Дордонь во Франции.

 

Раскапывался в 1902-1922. Содержит 11 культурных слоев. Нижние относятся к мустьерской эпохе, верхние – к началу позднего палеолита. В мустьерском слое найдено 6 погребений неандертальцев: мужчины, женщины и 4 детей. Над погребением одного из детей располагалась плита известняка с несколькими выдолбленными в ней углублениями. Она рассматривается как одно из первых проявлений зарождавшегося в мустьерскую эпоху изобразительного искусства.

 

О том, что в этот период наряду с изобразительным искусством зарождалась и музыка, говорит флейта, найденная в 1996 г. на неандертальской охотничьей стоянке в Словении. Флейта изготовлена из полой медвежьей кости, в которой просверлены боковые отверстия.


ЭПОХА ОРИНЬЯК

К эпохе Ориньяк (40–35 тысячелетия до н. э.) относится серия рисунков в пещерах Франции и Испании. Названа по раскопкам в пещере Ориньяк (Aurignac) в департаменте Верхняя Гаронна (Франция). Впервые выделена в начале XX в. Ориньякская культура в широком смысле слова представлена в ряде стран Западной и Центральной Европы. Носителями ориньякской культуры были кроманьонцы. Для Ориньякской культуры характерны кремнёвые пластины с ретушью и выемками по краям, скребки, нуклевидные орудия, довольно развитая обработка кости (в частности, костяные наконечники копий с рассеченным основанием), остатки долговременных жилищ и относительно развитое изобразительное искусство. В это время начинают появляться первые произведения первобытного искусства, которыми являются схематичные контурные рисунки звериных голов, обычно выполняемые на известняковых плитах. Рисунки очень несовершенны, пропорции не соблюдены, неясно обозначены голова и ноги. Но эти рисунки ценны тем, что показывают первые попытки осмыслить и передать виденное.

 

 

В этот же период создаются и первые произведения круглой пластики: женские фигурки из мягких пород камня (размером в 5–10 см). Конечности у таких фигурок едва намечены, голова обработана суммарно без обозначения черт лица, но зато резко подчеркнуты половые признаки женщины. Такого рода женские статуэтки были широко распространены на территории Испании, Франции и СССР. Эта эпоха – время матриархата, время господства материнского рода, когда женщина руководила жизнью коллектива, и счет родства велся по женской линии.

 

 

Венера с рогом, Франция

Германия, пещера Холе-Фельс

 

В эпоху Ориньяк встречаются на стенах пещер изображения рук; краской обводился контур руки, и рисунок заключался в круг. Последнее обстоятельство свидетельствует, что это не случайные отпечатки, а магические знаки.

 

 

Кроме изображения животных, на стенах пещер встречаются изображения человеческих фигур в уродливых звериных масках. Это охотники, которые надевали маски и для совершения религиозных обрядов и для магического танца.

ЭПОХА СОЛЮТРЕ

Эпоха Солютре (35–25 тысячелетия до н.э.).Солютрейская культура – археологическая культура середины позднего палеолита, распространённая на территории Франции и Северной Испании. Сменила ориньякскую культуру и перигорскую культуру и, в свою очередь, сменилась мадленской культурой. Впервые выделена Г. Мортилье в конце 60-х гг. XIX в. и названа по стоянке Солютре (Solutre, департамент Сона и Луара во Франции). Характеризуется тщательно изготовленными, обработанными совершенной отжимной ретушью кремнёвыми, т.н. солютрейскими, наконечниками в форме лаврового или ивового листа, а также с выемкой. Часть из них служила наконечниками копий и дротиков, часть – ножами и кинжалами.

 

 

Вместе с ними находят кремнёвые скребки, резцы, проколки, острия, костяные наконечники, иглы с ушками, жезлы, произведения искусства и др. В ряде позднепалеолитических стоянок Центральной Европы и Европейской части России обнаружены отдельные черты сходства с Солютрейской культурой. Также существует версия о проникновении носителей Солютрейской культуры в Северную Америку, где они создали Культуру Кловис (так называемая Солютрейская гипотеза (англ.), предложенная в 1998 году и предполагающая что именно люди из Европы были первыми поселенцами в Америке).

Локальным вариантом солютрейской культуры является культура Гримальди.

 

 

 

Пещера Ласко или Ляско (фр. Grotte de Lascaux) во Франции – один из важнейших палеолитических памятников по количеству, качеству и сохранности наскальных изображений. Иногда Ласко называют «Сикстинской капеллой первобытной живописи». Живописные и гравированные рисунки, которые находятся там, не имеют точной датировки: они появились примерно в XVIII–XV тысячелетии до н. э. Долгое время их приписывали древней мадленской культуре, но последние изыскания показали, что они скорее относятся к более ранней солютрейской культуре.

 

Пещера была случайно открыта 12 сентября 1940 года четырьмя подростками. Они наткнулись на узкое отверстие, образовавшееся после падения сосны, в которую попала молния. Марсель Равида, Жак Марсаль, Жорж Аньель и Симон Коенка сообщили об этом открытии своему учителю Леону Лавалю.

Животные, изображенные на стенах Ласко, – те же самые, что и во многих других пещерах с наскальными изображениями во франко-кантабрийском регионе: в основном это лошади, зубры, бизоны, олени и каменные бараны. Другие изображения животных встречаются реже и часто представляют потенциальную опасность для человека (например, медведи, носороги и крупные животные из семейства кошачьих).

 

 

Виды нарисованных животных не соответствуют тем, на которых люди палеолита охотились и которых они использовали в разнообразных целях (ради мяса, шкур, костей и т. д.). Только гравированный северный олень (хотя такая интерпретация рисунка до сих пор вызывает сомнения), был определен как животное, чьи кости есть в пещере (более 88 % из найденных).

Изображения очень реалистичны, особенно это касается телосложения и поз животных, однако художники Ласко не стремились к исчерпывающему и натуралистическому отображению действительности: на рисунках нет ни флоры, ни ландшафтов в отличие от многих других палеолитических наскальных изображениях.

Тщательное изучение росписей Ласко открыло одну из особенностей работы древних мастеров: рисунок на стенах пещеры иногда наслаивался на предыдущий. Нередко художники изображали целые стада животных, особенно часто они встречаются в гравюрах на кости. В таких изображениях фигуры на переднем плане переданы детально, а остальные – схематично.

Несомненно, некоторые элементы рисунков несут символическую нагрузку. Такая интерпретация касается трех пар точек, которые нашли в глубине «кошачьего лаза» и в «шахте» на границах изображений. Это же относится и к зазубренным символам, «гербам» и отдельным точкам, расположенным в разных частях пещеры.

А. Леруа-Гуран считает, что пещера Ласко была святилищем, чем-то вроде культового места для людей того времени.

В эпоху Солютре расширяется и углубляется образное познание окружающего мира, уточняется представление о животном мире, который и в этот период остается главной темой искусства. Фигура животного рисуется теперь более уверенной линией, контур делается четче, пропорции правильнее; появляется штриховка, открывшая возможность перехода от плоскостного контурного рисунка к более объемному изображению. Встречаются попытки показать животное в различных позах, и к концу эпохи Солютре в этом отношении достигается значительный успех (пещеры Франции – Нио, Фон-де-Гом; Испании – дела Пенья, Пасегья, Кастильо).

 

ЭПОХА МАДЛЕН

Наивысший расцвет искусства палеолита падает на эпоху Мадлен (25–8 тысячелетия до н.э.). Мадленская культура (культура Мадлен) – культура позднего палеолита; была распространена на территории Франции, Испании, Швейцарии, Бельгии, Германии. Преобладают разнообразные кремневые резцы, проколки, скребки. Высоко развита обработка кости. Характерны резные изображения на роге и кости, скульптура из рога, кости и бивня мамонта, гравированные и др. изображения на стенах и потолках пещер.

 

 

Произошел переход к микролитам, то есть мелким орудиям труда из камня. Мадленские охотники жили преимущественно в пещерах, а также в жилищах из костей и шкур. Мадленская культура в широком смысле охватывает заключительный этап развития позднепалеолитической культуры всей европейской приледниковой области от Франции до Приуралья. Мадленское население оставило нам великолепное пещерное искусство и предметы из кости.

Животное остается главной темой искусства, но изображается оно теперь в движении. Лучшие рисунки этого времени показывают животных пасущимися, лежащими, бегущими, дерущимися.

 

В более ранние эпохи краска служила лишь для обведения контура; если в конце эпохи Солютре закрашиваются лишь отдельные части фигуры, то в эпоху Мадлен все изображение покрывается краской и постепенно от одноцветной росписи переходят к двум-трем цветам различной силы тона и интенсивности.

 

Шедевры мадленской живописи из Альтамирской пещеры (Испания) и пещеры Фон-де-Гом (Франция) передают животное почти в натуральную величину с поразительной жизненной убедительностью.Альтамира – пещера в Испании с полихромной каменной живописью эпохи верхнего палеолита (Солютрейская культура). Находится около Сантильяна дель Мар в Кантабрии, Испания, в 30 км западнее Сантандера. Пещера с живописью – объект всемирного наследия ЮНЕСКО с 1985. Именно ее рисунки впервые открыл Марселино Санс де Саутуола вместе со своей 9-летней дочерью.

 

Пещера длиной 270 м состоит из серии двойных коридоров и зал. Главная зала составляет в длину 18 м и от 2 до 6 м в высоту. Некоторое время в пещере никто не жил кроме животных. Рисунки представляют изображения бизонов, лошадей, кабанов, отпечатки ладоней и др. Они выполнены углем, охрой, гематитом и другими естественными красками. Рисунки расположены на потолке и стенах не только главного зала, но и в главном коридоре и других залах. Древние художники использовали естественные контуры стены для создания трёхмерного эффекта, возможно это было связано с их религиозным взглядом на мир. Похожие изображения имеются в пещерах Скандинавии и Северной Италии.

 

Почти все изображения животных эпохи Мадлен изолированы, не связаны между собой композиционно. Лишь к концу периода художники начинают группировать фигуры животных. К лучшим памятникам такого характера относится изображение группы оленей на стене пещеры Лимейль (Франция), рисунок на кости стада оленей из грота Мэри около Тейжа (Франция) и табун лошадей из грота Шаффо (Франция).

Обычны для палеолитического искусства и такие рисунки и гравюры, на которых изображено и то, что художник знал об изображаемом животном. Так, в пещере Пиндаль (Испания) изображен мамонт, у которого красным цветом отмечена область сердца. Или в пещере Абри дю Пуассон художник выгравировал рыбку, внутри которой изображены ее внутренности.

При более детальном рассмотрении наскальных гравюр и рисунков, невольно обращаешь внимание на то, что художник старался изображать движение, а застывших, неподвижных фигур почти нет. Движение выражено наклоном или поворотом головы, положением пересеченных конечностей. Так, в пещере Пеш-Мерль найдено изображение бегущего большерогого оленя. Рисунок выполнен пальцем на глине, отложившейся на стенах пещеры. Стремительный бег животного передан вытянутыми ногами. Совершенно отчетливо изображено движение лошади, приготовившейся к прыжку (пещера Абри де Монтастрюк): туловище поднято на дыбы, голова, шея и круп вытянуты параллельно задним ногам, готовым к толчку; передние нога согнуты в коленях и прижаты к груди.

 

 

 

В монументальном наскальном искусстве иногда встречается комбинированная техника росписи и гравюры. Для гравюр художники применяли различные минеральные красители. Желтую, красную и коричневую краски обычно приготовляли из охры, черную и темно-бурую – из окиси марганца. Белая краска вырабатывалась из каолина (белой глины), различные оттенки желто-красного цвета – из лемонита и гематита, черный цвет – из древесного угля. В качестве вяжущего вещества чаще использовалась вода, реже – жир.

В позднепалеолитических слоях были обнаружены запасы порошковых красителей или комки красителей, которые использовались наподобие цветных карандашей. Вполне возможно, что красная краска использовалась для раскрашивания тела в некоторых ритуалах. Были найдены также отдельные фрагменты посуды из-под красок.


МЕЗОЛИТ

В среднем каменном веке – мезолите (10-7 тыс. лет назад для Европы) – условия существования человека в очередной раз изменились. Ледник откатывается к северу, затапливая Европу своими водами. Исчезает фауна приледниковой зоны – стада северных оленей, мамонты – и, соответственно, связанная с ней охотничья культура. В мезолитическом хозяйстве повышается значение собирательства и рыболовства. Люди, если и не вполне оседают, то уходят недалеко от своих стоянок, собирая водоросли, ракушки, рыбу на берегах морей и водоемов, а затем изобретают лодку.

Мезолитические стоянки располагаются в дюнах и торфяниках: выкопать временное убежище в мягком грунте нетрудно, а пещер на равнине нет. Ставить постоянное солидное жилище человек еще не пытается. Изобретены лук и стрелы, приручена собака (она прибивается к человеку еще в палеолите), одомашнена свинья.

Комплекс находок на острове Гёдик, Франция

Многие из открытых археологами стоянок этого времени представляют собой скопление пищевых отбросов – кухонные кучи. Самые внушительные холмы объедков обнаружены в Дании и достигают 300 м длины и до 3 м высоты. Их состав позволяет судить о мезолитическом хозяйстве. В кухонных кучах есть кости дикого быка, оленя, лося, собаки, рыб, но больше всего – раковин. Значит, основой пропитания был съедобный моллюск. Его собирали на мелководье женщины и дети, пока мужчины охотились и рыбачили.

К концу мезолита женщина изобрела глиняный горшок. С керамикой связано появление орнамента. На влажной глине кончиками пальцев проводились волнистые линии, а палочкой – черточки. Узоры на глине имеют магическое предназначение, они должны укреплять изделие, но это, естественно, не исключает их эстетического характера. Орнамент – искусство женское. Оно приходит на смену мужской живописи позднего палеолита. Могучих зверей на скалах больше не рисуют.

Там, где этому способствовали природные условия, человек уже в мезолите сделал первый шаг от присваивающего хозяйства (собирательство, охота, рыболовство) к производящему (животноводство и земледелие). На Ближнем Востоке мезолит датируется 10-7 тыс. лет до н.э. Здесь, на территории теперешней Палестины, около 10 тыс. лет назад существовала так называемая Натуфийская культура.

 

Костяная рукоятка с изображением животного

Ее создатели жили в гротах и пещерах, а на открытых местах строили уже достаточно долговременные и большие поселки. Эти первые в истории городища имели до 50 овальных полуземлянок со стенами из камней и крышами из тростника. Найденные археологами серпы, ступки и песты свидетельствуют о том, что натуфийцы собирали дикорастущие злаки и, видимо, находились на пороге земледелия.

 

Древнейшие поселяне оставили погребения по 3-10 скелетов в каждом. Причем часто только одного покойника украшали раковинами и костяными поделками. Детей хоронили под полом жилищ. Погребальные обычаи натуфийцев наталкивают на мысль об усложнении социальной организации, верований и культуры в целом.

 

Натуфийское погребение, Нахаль Меарот, Израиль

 

Если следовать историко-лингвистической гипотезе Дж. Джайнза, то наступает век имен и обозначений человека. Человек получает имя и место в системе брачно-генеалогических классификаций, которые достигают большой сложности. Родовая организация перестает совпадать с экономическими объединениями – общинами, как в развитом палеолите, и служит преимущественно для регуляции брачных отношений.

Из сохранившихся к Новому времени первобытных племен черты мезолита более всего были выражены у австралийских аборигенов. Обитатели континента занимались охотой, собирательством, рыболовством. Из орудий труда располагали заостренной палкой, копьем, каменным топором, бумерангом. Обходились минимумом одежды, а из жилищ знали только ветровые заслоны, навесы и временные хижины. Жили племенами по 500-600 человек, составленными из территориальных общин по 30-100 человек. Параллельно с территориальной организацией племя разделялось по брачно-половому признаку на роды и брачные классы. Всеми делами заправляли мужчины среднего и пожилого возраста. Процветали магия, тотемизм, знахарство.

Если верить этнографам, аборигены мало задумывались о смерти, но очень боялись колдунов. Кончина человека обычно приписывалась враждебным козням, так же как и болезнь. За помощью обращались к «специалистам» – магам и знахарям.

НЕОЛИТ

В неолите люди научились обжигать глину, появилась расписная керамика. В захоронениях находят многочисленные драгоценности, что свидетельствует о заупокойном культе. Развитие культуры в этот период в различных регионах начинает идти разными путями: неолит Египта, Двуречья, Китая и других различается по росписи и орнаменту изделий, формам керамики. Но существуют и сходные черты: повсеместно распространена мелкая пластика из глины и камня, общим для всех является и стремление украсить предметы повседневного быта.

Первые архитектурные сооружения первобытного общества – мегалиты (от греч. мegos – большой, litos – камень), появились в эпоху бронзы, когда в связи с накоплением богатств, имущественным и социальным расслоением общества происходит усложнение социальной системы. Существует три вида мегалитов – построек из огромных грубо обработанных камней:

а) дольмены – четырехугольные строения из крупных каменных плит, поставленных на ребро и плитою же перекрытых, служащие гробницами, реже – жилищами;

Дольмен, Россия

Дольмен, Южная Корея

 

 

Дольмен, Нидерланды

 

 

б) менгиры – вертикальные столбы, иногда до 20 метров высотой (Франция, Бретань, Карнак), покрытые рельефом (Монголия), оформленные в виде фигуры человека («каменные бабы» юга России, Сибири), животного (Армения);

Менгир, Западный Кавказ, р. Аше

 

Радстонский менгир, Великобритания

в) кромлехи – самые сложные сооружения древности. Обычно это менгиры, установленные на большой площадке концентрическими кругами вокруг жертвенного камня, иногда попарно перекрытые плитой (Англия, Стоунхедж). Это первые известные нам культовые сооружения, при создании которых преследовались не только утилитарные цели, но учитывалось и художественное воздействие на зрителя.

Кромлех Броугар, Оркнейские острова

 

Кромлех Свинсайд, Англия

 

В эпохи бронзы и железа большое распространение получили металлическое оружие и декоративно-прикладное искусство. Это доказывают находки из скифских курганов, погребений Кубани, Северного Кавказа.

Первобытный человек еще далек от того, чтобы сделать познавательную ориентацию сознания самостоятельной формой своей духовной деятельности, еще не были выработаны психические механизмы абстрактно-логического мышления. Свойственное ему художественно-образное мышление метафорично, чувственно и является единственным средством духовного освоения мира. Сопоставление памятников культуры различных очагов первобытного искусства позволяет сделать вывод об общих закономерностях развития художественного сознания, которое эволюционирует очень медленно.

К концу первобытной эпохи появился новый вид архитектурных сооружений – крепости. Чаще всего это сооружения из огромных грубо отесанных камней, которые сохранились во многих местах Европы и Кавказа. А в средней, лесной. Полосе Европы со второй половины 1 тыс. до н.э. распространились поселения и погребения.

Поселения делят на укрепленные (стоянки, селища) и укрепленные (городища). Селищами и городищами обычно называют памятники бронзового и железного веков. Под стоянками разумеются поселения каменного и бронзового веков. Термин «стоянка» очень условен. Сейчас он вытесняется понятием «поселение». Особое место занимают мезолитические поселения, называемые къекенмеддингами, что означает «кухонные кучи» (выглядят они как длинные кучи отбросов устричных раковин). Название это датское, так как в Дании были впервые обнаружены эти виды памятников. На территории нашей страны они встречаются на Дальнем Востоке. Раскопки поселений дают сведения о жизни древних людей.

Особый вид поселений – римские террамары – укрепленные поселения на сваях. Строительный материал этих поселений – мергель, вид ракушечника. В отличие от свайных поселений каменного века римляне строили террамары не на болоте или озере, а на сухом месте, а потом все пространство вокруг строений заполняли водой для защиты от врагов.

Погребения делятся на два основных вида: надмогильными сооружениями (курганы, мегалиты, гробницы) и грунтовые, то есть без каких-либо надмогильных сооружений. В основании многих курганов ямной культуры выделялся кромлех – пояс из каменных блоков или плит, поставленных на ребро. Размер ямных курганов очень внушительный. Диаметр их кромлехов достигает 20 метров, а высота иных сильно оплывших насыпей даже сейчас превышает 7 метров.

Иногда на курганах возвышались каменные надгробья, надмогильные статуи, каменные бабы – каменные изваяния человека (воинов, женщин). Каменная баба составляла с курганом неразрывное целое и создавалась с расчетом на высокий земляной пьедестал, на обзор со всех сторон самых отдаленных точек.


Синкретизм как главная характеристика первобытной культуры: понятие протокультуры.

Протокультура – это культура, которая характеризуется альтернативностью и открытостью моделирования развития человека и общества, высокой инновационной и созидательной активностью, характерной для нестабильных культурных систем.

Специфической чертой первобытной культуры является синкретизм (неразделенность), когда формы сознания, хозяйственные занятия, общественная жизнь, искусство не отделялись и не противопоставлялись друг другу.

Синкретизм – 1) нерасчлененность, характеризующая неразвитое состояние какого-либо явления (напр., искусства на первоначальных стадиях человеческой культуры, когда музыка, пение, поэзия, танец не были отделены друг от друга). 2) Смешение, неорганическое слияние разнородных элементов, напр. различных культов и религиозных систем.

Любой вид деятельности содержал в себе другие виды. Например, в охоте были соединены – технологические приемы изготовления оружия, стихийные научные знания, о привычках животных, социальных связях, которые выражались в организации охоты. Индивидуальные, коллективные связи, религиозные представления, – магические действия по обеспечению успеха. Они, в свою очередь, включали элементы художественной культуры – песни, танцы, живопись. Именно в результате такого синкретизма характеристика первобытной культуры предусматривает целостное рассмотрение материальной и духовной культуры, четкое осознание условности такого распределения.

Ритуальный танец племени Калапало, Бразилия, Амазония

Основой такого синкретизма был ритуал.

Ритуал (лат. rutis – религиозный обряд, торжественная церемония) – одна из форм символического действия, выражающая связь субъекта с системой социальных отношений и ценностей. Структуру ритуала составляет строго регламентируемая последовательность действий, связанных со специальными предметами, изображениями, текстами в условиях соответствующей мобилизации настроений и чувств действующих лиц и групп. Символическое значение ритуала, его обособленность от повседневно-практической жизни подчеркивается атмосферой торжественности.

Скарификация. Жители Папуа-Новой Гвинеи из племени Канингара проводят ритуал, в процессе которого юноша становится мужчиной. В течение двух месяцев они проводят обряд шрамирования, нанося на спину узор, напоминающий кожу крокодила, который, по их мнению, приобщает их к богам – прародителям человека. Такими прародителями они считают крокодилов.

Посмертные обряды. Жители племени Яномами, живущие на Амазонке, считают, что если съесть пепел сожжённого тела усопшего с бананами, то его дух останется жить с ними.

 

Накалывание. В курортном городе Таиланда Пхукете ежегодно проходит опасный фестиваль. Местные жители пронзают свою плоть металлическими предметами, доводя себя до транса, помогая таким образом духам войти в их тело и помочь им в будущем либо исцелиться от болезней.

 

Танцы с мертвыми. Жители Мадагаскара считают, что человеческая душа освободится только тогда, когда тело человека полностью разложится, и раз в несколько лет они перезахоранивают усопших, танцуя с трупом вокруг могилы в ходе этого процесса.

Огненные прогулки. Малазийские жители считают, что огонь может очистить их и освободить от болезней. Они практикуют хождение по углям и прыжки через костёр, причем не так, как это было принято в Древней Руси, а через стену огня, доходящую до середины человеческого роста.

 


Небесные погребения. Тибетские буддисты относятся с пренебрежением к земному миру и считают желания источником всех бед. После смерти, по их представлениям, человек переродится, и нет никакой необходимости сохранять его телесную составляющую. Усопших отдают на растерзание стервятникам.

 

Вуду и духовные владения. Последователи культа Вуду практикуют различные ритуалы, в ходе которых под действием трав и ритмичных танцев вводят себя в состояние транса, в котором, как они считают, в их тело вселяется дух и находятся там несколько дней. Это позволяет им не только общаться с духами, но и просить у них исцеления или выполнения своих пожеланий.

 

Прыжки с лозы Гкол. Жители небольшого острова в Тихом океане проводят ритуал, который не все из них могут пережить. Как современные бейдж-джамперы прыгают на эластичной веревке с мостов и различных сооружений, индейцы прыгают на сплетенных лианах со специально построенной башни, бросаясь вниз головой. Они считают, что чем дольше длится полет, тем больше благосклонности богов они получают за свой рискованный прыжок.

Самобичевание. Каждый год радикальные мусульмане-шииты проводят обряд самобичевания в память мученической смерти Хусейна, внука пророка Мухаммеда. Они истязают себя цепями с прикрепленными к ним лезвиями, молясь и впадая в транс, пока вся спина не покроется кровью.

 

Танец солнца. Американские индейцы, поклоняя



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: