РАБОЧИЙ ГРАФИК И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ
на практику. Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (преддипломная) _
(наименование практики)
Обучающегося: Ахадова Елена Геннадьевна
___________________________________________________________________
(Фамилия И.О. (при наличии) полностью)
1. Сроки практики с 08.06 2018г.… по 06.07.2018...г.
2. Место прохождения практики _МАДОУ № 70 «Солнечный город»
3. Сроки сдачи студентом отчёта 06.07. 2018..г.
(указывается последний день практики)
4. Календарный план
№ п/п | Наименование работ1 | Дата |
Установочная конференция по практике: ознакомление с программойпрактики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (преддипломная)._ | 08.06.2018. | |
Этап 1.Ознакомительно-аналитический. Знакомство с местом прохождения педагогической практики. Составление индивидуального плана прохождения педагогической практики под руководством группового руководителя и научного руководителя ВКР. | 09.06.2018. | |
Этап 2.Конструктивно-прогностический. Познакомиться с воспитателями и другими специалистами, обслуживающими детей ДОО. Познакомиться с детьми группы, изучить списочный состав. Изучить программу образовательной деятельности группы. Познакомиться с кабинетной системой ДОО. | 10.06.2018-11.06.2018. | |
Этап 3Конструктивно-исполнительский.Определить задачи исследовательской деятельности и провести промежуточную диагностику детей в рамках написания ВКР. | 12.06.2018 – 16.06.2018. | |
Этап 4. Организационно – исполнительский. Овладеть содержанием, формами и методами проведения педагогических мероприятий в группах детей в ДОО по плану написания формирующей части ВКР. Познакомиться с содержанием и методами работы воспитателя в группе, с проведением режимных моментов; обобщить результаты исследовательской деятельности. | 17.06.2018 -04.07.2018. | |
Этап 5. Анализ проделанной работы на практике. Составить отчетную документацию о проделанной работе на педагогической практике: результатом работы практиканта является написание ВКР в черновом варианте. Участвовать в итоговом совещании в ДОО по результатам практики, организовать выставку пособий и игр, изготовленных самостоятельно. | 05.07.2018 | |
Индивидуальное задание. Отчет о выполнении индивидуального задания по теме: Индивидуальное задание на преддипломной практике разрабатывается бакалавром под контролем научного руководителя по материалам формирующей части квалификационного исследования (ВКР). : «Дидактические игры и игрушки, направленные на обогащение словаря младших дошкольников» (тема) | 04.07.2018. | |
Оформление отчетной документации | 06.07.2018. | |
Итоговая конференция | 06.07.2018. | |
Примечания: 1. Указано примерное наименование работ 2. Указать индивидуальные темы для каждого обучающегося |
Выписка из журнала вводного инструктажа (МАДОУ № 70)
Дата | ФИО инструктирующего | Подпись | |
08.06.2018. | Малова О.А. |
Групповой руководитель практики __Кузь Н.А._________________ __________ __ ___________ 20.18.г.__
(Фамилия И.О.) (подпись)
Соруководитель практики от организации _Малова О.А._____________ ________ __ ___________ 2018.г._
(Фамилия И.О.) (подпись)
Задание принял к исполнению __Ахадова Е.Г.___________________ ____________ __ ___________ 2018..г.
(Фамилия И.О.) (подпись)
Технологическая карта самостоятельной работы обучающихся
№ п/п | Этапы практики | Виды работы, включая самостоятельную работу практикантов | Трудоемкость в часах Форма обучения (заочная) |
1. | Подготовительный | На подготовительном этапе приняла участие в работе установочной конференции по педагогической практике. Руководителем практики были представлены основные требования к реализации программы практики. При ознакомлении с программой педагогической практики «Преддипломная» были усвоены: цель, содержание и компетенции как конечный результат деятельности практиканта на педагогической практике. Целью преддипломной практики является сбор, обобщение и анализ материалов, необходимых для подготовки выпускной квалификационной работы, по защите которой Государственной аттестационной комиссией оценивается готовность будущего специалиста к самостоятельной трудовой деятельности. В процессе ознакомления с содержанием практики был составлен рабочий график и обозначена тема индивидуального задания, разработанная под руководством научного руководителя ВКР. В рабочем графике содержатся пять этапов последовательной деятельности практиканта на практике. В процессе проведения конференции был установлен порядок промежуточной отчетности практиканта при выполнении заданий на каждом этапе практики. На установочной конференции был обозначен срок предоставления медицинской комиссией допуска практиканта к работе с детьми дошкольного возраста. На конференции был проведен соруководителем практики вводный инструктаж по вопросу безопасной жизнедеятельности детей в системе детской организации. | |
2. | Ознакомительно – адаптационный | На ознакомительно - адаптационном этапе была поставлена задача познакомиться с дошкольной образовательной организацией и ее педагогическим составом. МКДОУ № 70 «Солнечный город» современное дошкольное учреждение, расположенное в трехэтажном здании. В детском саду работают 19 дошкольных групп. Было проведено знакомство с воспитателями и другими специалистами, обслуживающими детей групп дошкольного возраста (психологом, логопедом, дефектологом, музыкальным работником, воспитателем по физической культуре и другими). В основе образовательной деятельности детской организации лежит адаптированная программа «Истоки» и требования стандарта по дошкольному образованию. Педагогическая практика проходила в группе младшего дошкольного возраста, под руководством воспитателей группы. В группе имеется отдельный вход, большие окна, помещение светлое с высокими потолками, группа оборудована детской мебелью мягкой и корпусной, оформление группы соответствует возрасту детей. В группе широко представлены такие зоны как: художественно-изобразительное творчество, интеллектуальная, сюжетно-ролевая и строительно-конструктивная игры, экспериментальная зона, зона природного уголка, зона патриотического воспитания, зона библиотеки. Списочный состав детей группы - 23 человека. Примерно одинаковое количество мальчиков и девочек. С большим количеством детей группы логопед ведет дополнительную индивидуальную работу. Планирование образовательного процесса строится с учетом следующих принципов: - принципа интеграции; - принципа последовательности; - комплексно-тематического принципа. В беседе с практикантами воспитатель отмечала, что младший дошкольный возраст это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками. Ребенок открывает для себя мир разных видов деятельности и общественных функций. | |
3. | Диагностико - прогностический | Решая задачи исследовательской деятельности, на диагностико – прогностическом этапе были осуществлены мероприятия по сбору практического материала (наблюдения, измерения и т. д.) по теме выпускной квалификационной работы «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игры и игрушки». Были диагностированы 20 детей.
Для выявления уровня развития речи у детей младшего дошкольного возраста были использованы четыре диагностические методики:
Методика№1, автор М. Васильева
Цель: изучение активного словаря младших дошкольников, владение существительными и глаголами.
Методика№2, автор М. Васильева
Цель: изучение активного словаря младших дошкольников, владение прилагательными и наречиями.
Методика№3, «Покажи маму с детёнышами», автор О. Ушакова
Цель: исследование пассивного словаря детей третьего года жизни.
Методика№4, «Урожай», автор О. Ушакова
Цель: исследование пассивного словаря детей третьего года жизни.
Представим данные обследования детей по методикам на рисунке 1.
Рисунок 1 - Показатели обобщающих результатов развития речи детей экспериментальной и контрольной групп на диагностико – прогностическом этапе.
![]() | |
4. | Конструктивно-исполнительский | На конструктивно – исполнительском этапе была изучена рекомендованная и самостоятельно подобранная психолого-педагогическая литература по вопросам развития детей дошкольного возраста, был систематизирован полученный материал предыдущего этапа. На его основе был разработан и апробирован комплекс дидактических игр и игрушек, который положен в основу формирующей части ВКР. При разработке и проведении дидактических игр были учтены следующие дидактические принципы: -Занимательность – чем больше положительных эмоций, тем увереннее, комфортнее чувствует себя ребёнок, тем быстрее формируются представления и действия; -Доступность – игры проводились с учетом возрастных особенностей дошкольников; -Наглядность – показ упражнений (артикуляционных, пальчиковой гимнастики и т.д.); -Систематичность и последовательность заключается в непрерывности, регулярности, планомерности педагогического процесса. В дидактических играх использовались следующие методы и приемы обучения: -Обогащение и уточнение словаря: показ с называнием, многократное повторение нового слова или фразы, использование взрослым нового слова в сочетании со знакомыми детям словами; -Активизация словаря: вопросы и ответы, дидактические упражнения, договаривание нужных слов, сочетание показа и объяснений воспитателя с игрой детей; -Формирование правильного звукопроизношения: артикуляционная гимнастика, упражнения на звукоподражание, словесные игры, пальчиковая гимнастика; -Развитие понимания речи и навыков связной речи, рассказывание и чтение сказок, потешек и т.д. -Обеспечение содержательного общения со взрослыми и сверстниками. Дидактические игры проводились во второй половине дня. Чтобы дидактические игры дали положительный результат в развитии речи, было определено количество детей в подгруппах (5-7 человек). Дидактические игры в программе подобраны по направлениям: -дидактические игры, направленные на активизацию словаря; -дидактические игры, направленные на развитие грамматического строя речи. На этапе экспериментального исследования были использованы отдельные дидактические игры следующих педагогов-методистов: А. М. Бородич [8] А. И. Максаковой [23], О.Е. Громовой [12], В. В. Гербовой [10], Е.И. Тихеевой [42], а также игры, разработанные автором. Для последовательной реализации цели исследовательской работы был составлен перспективный план проведения дидактических игр, направленных на обогащение словаря детей младшего дошкольного возраста. | |
5. | Аналитический | На аналитическом этапе была составлена отчетная документация о проделанной работе на педагогической практике. Приняла участие в итоговом совещании в ДОО. По окончанию практики проведена выставка дидактических пособий, подготовленных для проведения игр с группой детей. По результатам практики был представлен черновой вариант ВКР. | |
ИТОГО |
Отчет о выполнении индивидуального задания по теме:
«Дидактические игры и игрушки, направленные на обогащение словаря младших дошкольников»
На основании полученных результатов обследования детей был разработан комплекс дидактических игр и игрушек, направленных на обогащение словаря детей младшего дошкольного возраста.
При разработке и проведении дидактических игр были учтены следующие дидактические принципы:
-Занимательность – чем больше положительных эмоций, тем увереннее, комфортнее чувствует себя ребёнок, тем быстрее формируются представления и действия;
-Доступность – игры проводились с учетом возрастных особенностей дошкольников;
-Наглядность – показ упражнений (артикуляционных, пальчиковой гимнастики и т.д.);
-Систематичность и последовательность заключается в непрерывности, регулярности, планомерности педагогического процесса.
В дидактических играх использовались следующие методы и приемы обучения:
-Обогащение и уточнение словаря: показ с называнием, многократное повторение нового слова или фразы, использование взрослым нового слова в сочетании со знакомыми детям словами;
-Активизация словаря: вопросы и ответы, дидактические упражнения, договаривание нужных слов, сочетание показа и объяснений воспитателя с игрой детей;
-Формирование правильного звукопроизношения: артикуляционная гимнастика, упражнения на звукоподражание, словесные игры, пальчиковая гимнастика;
-Развитие понимания речи и навыков связной речи, рассказывание и чтение сказок, потешек и т.д.
-Обеспечение содержательного общения со взрослыми и сверстниками.
Дидактические игры проводились во второй половине дня. Чтобы дидактические игры дали положительный результат в развитии речи, было определено количество детей в подгруппах (5-7 человек).
Дидактические игры в программе подобраны по направлениям:
-дидактические игры, направленные на активизацию словаря;
-дидактические игры, направленные на развитие грамматического строя речи.
На формирующем этапе экспериментального исследования были использованы отдельные дидактические игры следующих педагогов -методистов: А. М. Бородич, А. И. Максаковой, О.Е. Громовой, В. В. Гербовой, Е.И. Тихеевой а также игры, разработанные автором.
Для последовательной реализации цели исследовательской работы был составлен перспективный план проведения дидактических игр, направленных на обогащение словаря детей младшего дошкольного возраста.
Таблица 6 - Перспективный план проведения дидактических игр
Дата | Название игры и игрушки Цель: | Краткое описание дидактической игры | Методы и приемы обогащения словаря детей |
Кукла Маша. Знакомство Создавать эмоционально-положительное отношение к игре с куклой, активизировать словарь «платье», «юбка», «пояс»,«зеленое», «красное» | Игра «Солнышко». «Кто, кто в этой комнате живет? Кто, кто вместе с солнышком встает» (кукла Маша). Воспитатель обращает внимание детей на шкаф с одеждой, дети рассматривают ее, называют. | использование взрослым нового слова в сочетании со знакомыми детям словами; | |
Кукла Маша заболела Учить детей употреблять уменьшительные слова для обозначения маленького предмета (куколка, кроватка, ножка, ручка и т.д.), побуждать проговаривать новые слова вслух | Педагог говорит, что кукла Маша заболела и предлагает измерить кукле температуру. Чем будем мерить температуру? Градусником Как пожалеем куклу, что скажем? И т.д. | договаривание нужных слов, сочетание показа и объяснений воспитателя с игрой детей; | |
Машин день рождения Учить передавать свои представления о назначении предметов, с которыми они постоянно встречаются в повседневной жизни. Развитие активного словаря: день рождения, подарок, кукла, машина, большая, красивая, умная, конструктор | Воспитатель достаёт нарядную куклу Машу предлагает выбрать ей подарок на день рождения и рассказать о нём. | метод рассказывания, обеспечение содержательного общения со взрослыми и сверстниками, | |
Машин подарок Учить раскрывать назначение предмета, опираясь на вопросы воспитателя, учить детей произносить слова отчётливо, правильно называть предметы. Обогащение словаря: лента, ванна, лейка, банка, дудка, вагон, диван, петух, утка, пальто, ботинок | Маша хочет вместе с вами посмотреть, что лежит в подарке. Давайте откроем эту коробочку и расскажем Маше, что же там лежит. Затем воспитатель раздаёт всем детям по картинке, где изображены: банка, дудка, вагон, диван, петух, утка, пальто, ботинок. Воспитатель задаёт вопросы, дети показывают картинки. | артикуляционная гимнастика, упражнения на звукоподражание, словесные игры, пальчиковая гимнастика; | |
Расскажем про животных Учить детей называть детёнышей животных; обогащение словаря: слова «мышь - мышонок», «лошадь - жеребёнок», «кошка-котёнок» | Воспитатель -На столе стоит домик ширма, в котором спрятались животные. -Я вам буду их показывать,- говорит педагог,- а вы называть (показывает все игрушки). Все животные спрятались в домике и кричат, а вы должны отгадать, кто кричит: мама или её детёныш. В конце игры педагог показывает детям всех детёнышей и говорит: Это детёныш мышки. Как он называется? Это детёныш лошади. И т.д. | показ с называнием, многократное повторение нового слова или фразы, использование взрослым нового слова в сочетании со знакомыми детям словами; | |
Кто что ест Активизировать в речи детей слова: зерно-зёрнышки, капуста, корочки Учить чётко и отчётливо проговаривать слова, развивать у детей воображение | Воспитатель показывает детям картинки птиц. Рассказывает о зимующих птицах и просит их покормить. Что едят птицы? | договаривание нужных слов, сочетание показа и объяснений воспитателя с игрой детей; | |
«Подскажи словечко» Цель: развитие мышления, быстроты реакции. Научение образованию глаголов: стрекочет, бегает, летает, и т.д. | Педагог, бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, спрашивает: – Ворона каркает, а сорока? Ребёнок, возвращая мяч, должен ответить: – Сорока стрекочет. Примеры вопросов: – Сова летает, а кролик? – Корова ест сено, а лиса? – Крот роет норки, а сорока? – Петух кукарекает, а курица? и т.д. | сочетание показа и объяснений воспитателя с игрой детей; | |
Отгадай и назови Обогащение активного словаря дошкольников. Слова: гриб, ягоды, малина, земляника, брусника, ежевика, черника, клюква, голубика, морошка | Педагог загадывает загадки про гриб и ягоды, задаёт вопросы, побуждает детей называть знакомые названия ягод. | многократное повторение нового слова или фразы, использование взрослым нового слова в сочетании со знакомыми детям словами; | |
Добавь слово Развивать речь, находить нужное по смыслу слово (глагол). Слова: убирать, подметать, вытирать, мыть, полоскать, поливать, накрывать, убирать | Игра начинается с беседы о том, как дети помогают родителям, что умеют делать. Далее воспитатель просить детей закончить фразу Я умею постель (глагол подбирают дети) убирать. Я умею пол... (подметать). Я умею пыль... (вытирать). Я умею посуду... (мыть, полоскать) и т.д. При повторном проведении игры дети от хоровых высказываний переходят к индивидуальным. | находить нужное по смыслу слово, хоровое повторение | |
Чаепитие с Машей Закрепить знания детей о столовой посуде, активизировать их речь чашка с блюдцем, сахарница, чайник, маленькая ложка, воспитывать культуру поведения во время еды. | Дети, к нам в гости пришла кукла Маша. Давайте напоим ее чаем. (Воспитатель указывает на стол, стоящий в стороне). Будем играть так: на стол будем ставить лишь то, что нужно для чаепития. Поочередно по приглашению воспитателя дети находят нужный предмет. Если предмет правильно отобран, все дети хлопают в ладоши. В случае ошибки грозят пальчиком. | договаривание нужных слов, сочетание показа и объяснений воспитателя с игрой детей; | |
Кормим птичек Обогащение активного словаря дошкольников Учить детей следить за рассказом воспитателя, принимать участие в рассказывании, добавлять слова, заканчивать фразу, начатую педагогом Развивать речь детей: корм – кормушка, зёрнышки, синичка, снегирь, воробей, сова (у-ух-у-ух) | Ребята кукле Маше мама поручила покормить утят и напоить гусят, а Маша запуталась. Где же здесь утки? Где же здесь гуси? Давайте поможем Маше выполнить поручение мамы. Дети составляют рассказ, отвечают на вопросы. | метод рассказывания, обеспечение содержательного общения со взрослыми и сверстниками, | |
Транспорт Обогащение активного словаря дошкольников. Учить детей различать по внешнему виду и называть грузовой, легковой транспорт Расширять словарный запас детей словами: автобус, автомобиль, грузовик Развивать внимательность, память | Воспитатель. Ребята посмотрите, к нам пришла кукла Маша. Она хочет навестить ребят из соседнего детского сада, но не знает на чем же ей уехать. Давайте поможем Маше разобраться. Дети рассказывают об игрушках-транспорте, отвечают на вопросы воспитателя. | использовать в рассказе внешние признаки предметов | |
«Что бывает круглым?» Цель: расширение словаря детей за счёт прилагательных, развитие воображения, памяти, ловкости. | Педагог, бросая мяч детям, задаёт вопрос, ребёнок, поймавший мяч, должен на него ответить и вернуть мяч. – что бывает круглым? (мяч, шар, солнце, луна, яблоко…) – что бывает длинным? (верёвка, лента, шнур, нитка…) – что бывает высоким? (дерево, человек, столб, дом, …) – что бывает колючим? (кактус, иголки, ёлка, … | метод рассказывания, обеспечение содержательного общения со взрослыми и сверстниками, | |
Обобщающее занятие- развлечение «Едем в деревню» Цель: Расширить словарь за счет имён существительных, обозначающих части тела животных (рога, копыта, вымя, грива); имён прилагательных (пёстрый, острый, шершавый, пушистый, гладкий, бархатный и др.); глаголов (лает, мычит, ржет, хрюкает, блеет, скачет, грызёт, жуёт, лакает и др.); активизировать употребление антонимов (длинный - короткий), учить отвечать на вопросы полными ответами; учить образовывать имена существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. | Дидактические игры «Отгадайте действие», «Поручения», «Назови ласково», отгадывание загадок, пальчиковая гимнастика | показ с называнием, повторение нового слова или фразы, использование взрослым нового слова в сочетании со знакомыми детям словами; |
ОТЗЫВ руководителя о работе студента на практике.
Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (преддипломная) _
студент __Ахадова Елена Геннадьевна ________________________________________
направления специальности 44.03.02 Психолого- педагогическое образование
1. Характеристика студента:
· проявлена высокая степень самостоятельности при выполнении задач практики;
· в процессе выполнения задач практики была проявлена инициативность, дисциплинированность, ответственность, трудолюбие;
· отношение к процессу выполнения задач практики проявлено ответственное; в полном объеме осуществлены рекомендации руководителя практики по проведению психолого-педагогической деятельности с учетом общих и специфических закономерностей и индивидуальных особенностей развития детей дошкольного возраста;
· проявлена собранность, организованность, ответственность, решены стандартные задачи профессиональной деятельности на основе научно-методической культуры;
· консультации с руководителем практики посещал (-а) регулярно, к советам прислушивалась.
2. Характеристика отчета практики:
· педагогическая деятельность практиканта совмещена с теоретическим анализом;
· обнаружено стремление к качественной и современной реализации профессиональной деятельности в качестве бакалавра психологии и педагогики дошкольного образования в своей практической работе;
· педагогическая практика осуществлена успешно и позволяет применять полученные материалы в работе с детьми дошкольного возраста;
· индивидуальное задание для студента является обязательным, тематика разработана в соответствии с целью и задачами практики.
3. Уровень практической подготовленности студента, уровень сформированности компетенций (в соответствии с программой практики) представлен в таблице 1.
Примечание – Уровень сформированности компетенций оценивается в баллах: 3 балла – высокий уровень,
2 балла – средний уровень, 1 балл – достаточный (базовый) уровень. Если компетенция не сформирована, то выставляется 0 баллов.
Компетенция | Уровень сформиро-ванности |
ПК-2: готовность реализовывать профессиональные задачи образовательных, оздоровительных и коррекционно-развивающих программ | |
ПК-6: способность осуществлять взаимодействие с семьей, педагогическими работниками, в том числе с педагогом-психологом, образовательной организации по вопросам воспитания, обучения и развития дошкольников | |
ПК-25:способность к рефлексии способов и результатов своих профессиональных действий | |
ПК-29: способность формировать психологическую готовность будущего специалиста к профессиональной деятельности | |
ПрК-1: Способность конструировать содержание образования для детей раннего и дошкольного возраста с учетом возрастных и индивидуальных особенностей в условиях вариативных форм дошкольного образования |
Руководитель педагогической практики
доцент кафедры теории и методики
дошкольного образования Института детства НГПУ. Кузь Н.А.
_________________________
Оценка подпись
«_06_» ____07________ 2018.. г.