ВВЕДЕНИЕ
Социально-культурные процессы - явление сложное, многогранное, отражающее проблемы и противоречия современной жизни. Проблемы, возникающие в этом процессе, всё менее поддаются решению привычными способами. Для изучения и решения проблем социально-культурной деятельности необходим междисциплинарный научно-исследовательский подход. Практическая деятельность в сфере культуры в значительной степени зависит от умения осмысливать происходящие процессы с научных позиций.
Выполнение курсовой работы предполагает умение не только осваивать и пользоваться научными знаниями, но и в определенной степени их производить Профессиональная подготовка менеджера социально-культурной деятельности предполагает освоение студентом методологии научного познания и умение применять её в процессе решения практических задач.
Овладение закономерностями, усвоение логики, изучение методов исследовательской деятельности является важной составной частью подготовки специалистов социально-культурной сферы. В процессе учебно-исследовательской деятельности студенты приобретают умения, необходимые им для решения как практических, так и исследовательских задач.
Цель и задачи курсовой работы
Курсовая работа по социально-культурной деятельности является формой учебно-исследовательской деятельности студентов, в процессе которой приобретаются и углубляются теоретические знания, развиваются исследовательские умения и творческие способности. Главная цель курсовой работы - приобретение навыков теоретического и практического изучения вопросов социально-культурной деятельности. В процессе выполнения курсовой работы реализуется идея взаимосвязи учебной, научной и практической деятельности. Соответственно студентам важно ориентироваться на реализацию следующих учебных задач:
- освоение теоретических положений, составляющих основу социально- культурной деятельности;
- овладение навыками научно-исследовательской деятельности;
- развитие научно-творческих способностей;
- освоение ценностно-смысловых значений культуры;
- изучение и анализ практики социально-культурной деятельности.
2. Выбор темы курсовой работы
Из предложенного списка студенты, по согласованию с руководителем выбирают одну из тем. При выборе темы важно учитывать следующее:
- степень разработанности проблемы и наличие литературы и публикаций
по данной теме;
- наличие опыта работы учреждений культуры по данной теме и возможности студента для изучения практики социально-культурной деятельности;
- знакомство с темой по литературе или практической деятельности;
- профессиональный и личный интерес к теме.
Студенту предоставляется право выбора темы курсовой работы. Возможна переформулировка темы, данной в списке, в соответствии с научными и профессиональными интересами студента. Студент может предложить свою тему с обоснованием целесообразности её исследования. После того как выбрана и согласована с научным руководителем тема работы, составляется календарный план - график, в котором определяется содержание различных этапов работы и сроки выполнения.
По каждому этапу выполнения работы студент получает консультацию у научного руководителя и отчитывается о проделанной работе.
Содержание курсовой работы
Содержание курсовой работы должно соответствовать её теме и плану.
1. Во введении должны быть сформулированы:
а) актуальность темы;
б) проблема, на решение которой направлено исследование;
в) цель исследования;
г) задачи исследования;
д) объект исследования;
е) предмет исследования;
ж) база исследования;
з) методы исследования;
и) указаны основные теоретические идеи (и их авторы), взятые за основу исследования.
2. Основная часть курсовой работы должна состоять из двух глав.
Первая глава (в зависимости от темы) может быть историко-теоретико-
прикладной.
В первом параграфе возможно рассмотрение возникновения и развития изучаемого явления или историческое развитие научных представлений о предмете изучения.
Во втором параграфе могут быть представлены различные общие онтологические и теоретические концепции и идеи по изучаемому вопросу, сопоставлены взгляды разных авторов (ученых) на изучаемое явление.
В результате изучения различных теорий должна быть сформулирована теоретическая концепция, которая должна быть основной для дальнейшего развития темы курсовой работы.
В третьем параграфе можно рассмотреть конкретные теоретико-прикладные вопросы, связанные с типологией, систематизацией, структуи-рованием и т.п. изучаемого явления.
Вторая глава должна быть теоретико-прикладной. Основное внимание необходимо уделить изучению особенностей социально-культурной деятельности в современных условиях. Во второй главе может быть три пара-графа.
В первом параграф е рассматриваются особенности социально-культурной деятельности в конкретной сфере или учреждении культуры (праздничная культура, народное творчество, отдых и развлечения, деятель-ность культурно-развлекательных центров и т.п.)
Во втором параграфе рассматриваются основные структурные элементы: цели, содержание, средства, формы, методы, субъекты, объекты, результаты социально-культурной деятельности.
В третьем параграфе должны быть представлены материалы эмпирического исследования, то есть изучения практики социально-культурной деятельности. Эмпирические исследования должны быть обоснованы и отвечать научным требованиям. Основными методами исследования могут быть: изучение документов, опрос, наблюдение, эксперимент и т.п. Полученная информация должна быть обработана и на этой основе сделаны научно обоснованные выводы и практические рекомендации. Возможно составление или создание модели (плана) социально-культурной деятельности.
3. В заключении необходимо ясно представить конкретные идеи, выво-ды, полученные в результате изучения темы и разработать конкретные ре-комендации по совершенствованию социально-культурной деятельности.
Список использованной литературы должен содержать не менее 15 на-званий книг, брошюр, статей, других печатных работ и интернет-материалов, оформленных в соответствии с правилами библиографического описания (см. Приложение).
Приложения могут содержать следующие материалы: таблицы, графики, схемы, программы, отчеты, сценарии, анкеты, буклеты, фотографии и т.п., которые связаны с текстом основной части работы, в которой имеются ука-зания на приложения.
Оформление курсовой работы
1. Общий объем работы должен быть в пределах 20-30 страниц, не считая
приложений.
2. Структура курсовой работы:
а) титульный лист;
б) план (оглавление);
в) введение;
г) основная часть;
д) заключение;
е) список литературы;
ж) приложение.
3. Курсовая работа выполняется на листах форматом А-4 в машинопис-
ном варианте по существующим стандартам и с пронумерованными страни-
цами.
4. Курсовая работа оформляется в специальную папку-скоросшиватель.
5. Каждый раздел (параграф) курсовой работы должен быть озаглавлен в
тексте работы.
6. В тексте работы должны быть ссылки на использованную литературу в
соответствии с правилами библиографического описания.
7. В курсовой работе не должно быть грамматических, лексических и
стилистических ошибок и сокращений слов за исключением общепринятых.
Все перечисленные требования являются критериями при оценке курсо-вой работы.
Защита курсовой работы
Выполненная студентом курсовая работа передается на рецензирова-ние преподавателю. В письменной рецензии отмечается глубина изучения темы, степень и масштабы теоретического освоения материала, практиче-ская направленность и значимость выполненной работы, системность в подходе к изучению темы, новизна полученных результатов и оформление работы.
Непосредственно на защите студент произносит (читает) перед пре-подавателями и студентами заранее подготовленный текст выступления (примерно 5 минут), в котором кратко излагаются основные конкретные по-ложения курсовой работы.
После основного выступления студент отвечает на замечания, сделан-ные в рецензии. Присутствующие на защите преподаватели и студенты мо-гут задать вопросы по теме исследования, а студент ответить на эти вопро-сы.
По результатам защиты преподаватели выставляют дифференциро-ванную оценку.
Курсовая работа, получившая положительную оценку, не возвращается студенту. Тема курсовой работы в её полной формулировке заносится в при-ложение (вкладыш) к диплому о высшем образовании.
ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ ПО СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Типологическая характеристика учреждений культуры
2. Социально-культурная деятельность Домов культуры
3. Социально-культурная деятельность парков
4. Социально-культурная деятельность музеев
5. Социально-культурная деятельность учреждений искусств
6. Социально-культурная деятельность библиотек
7. Социально-культурная деятельность центров культуры
8. Социально-культурная деятельность внешкольных учреждений
9. Социально-культурная деятельность в школе
10. Социально-культурная деятельность средств массовой информации
11. Социально-культурная деятельность детских и подростковых клубов
12. Социально-культурная деятельность национальных культурных центров
13. Деятельность культурно-развлекательных комплексов
14. Праздник как социально-культурное явление
15. Массовая культура как социально-культурное явление
16. Социализация как социально-культурное явление
17. Традиции как социально-культурное явление
18. Общение как социально-культурное явление
19. Дополнительное образование как социально-культурное явление
20. Отдых и развлечения как социально культурные явления
21 Социально-культурная деятельность туристско-экскурсионных органи-зации
22. Физическая культура и спорт как социально-культурные явления
23. Этикет как социально-культурное явление
24. Творческая и репродуктивная деятельность как социально-культурные явления
25. Мода как социально-культурное явление
26. Семья как социально-культурное явление
27. Зрелище как социально-культурное явление
28. Субкультура как социально-культурное явление
29 Психологические механизмы социально-культурной деятельности
30 Возрождение национальной культуры в современных условиях
31 Особенности бытования традиционных народных праздников в
современной культуре
32. Национальное и интернациональное в современной культуре
33. Традиционное народное художественное творчество в современной
культуре
34. Народные календарные праздники в современной культуре
35. Праздничная культура России
36. Христианские праздники как социально-культурное явление
37. Гражданские (светские) праздники как социально-культурное явление
38. Обряды и ритуалы как социально-культурное явление
39. Массовые формы социально-культурной деятельности
40 Неформальные молодёжные объединения
41. Современные формы молодёжного досуга
42. Культура и досуг пожилых людей
43 Культура и досуг людей среднего возраста
44 Культура и досуг детей и подростков
45. Современное состояние в тенденции развития любительского искусства
46. Социально-культурная деятельность в системе социальной защиты
населения
47. Факторы социально-культурного развития личности
48. Культурные потребности молодёжи
49. Ценностные ориентации молодёжи в сфере культуры
50. Структура общества и культура социальных групп
51. Жизненный путь человека как процесс социально-культурного развития
52. Социально-культурная деятельность как педагогическое явление
53. Социально-культурная деятельность как сфера творческой деятельности
54 Социально-культурная деятельность как способ социализации личности
55 Социально-культурная деятельность как процесс хранения и распростра-
нения информации
56 Социально-культурная деятельность как ценностно-нормативный регу-
лятор жизнедеятельности человека
57 Социальные технологии в сфере культуры и досуга
58 Социально-культурная деятельность как способ самореализации лично-
сти
59 Организация и проведение фестивалей художественного творчества
60 Руководство детским художественным коллективом
61 Культура досуга
62 Культура быта
63 Культура общения
64 Культура семейного досуга
65 Культура семейных отношений
66 Эстетическая культура общества и личности
67 Художественная культура общества и личности
68 Политическая культура общества и личности
69 Экологическая культура общества и личности
70 Нравственная культура общества и личности
71 Правовая культура общества и личности
72 Валеологическая культура общества и личности
73. Дифференцированный подход в организации социально- культурной
деятельности
74 Предпринимательская деятельность в социально-культурной сфере
75 Экстремальные формы культурно-досуговой деятельности
Приложение Оглавление курсовой работы
Оглавление
Введение С.
Глава 1 (название) С.
1.1 (название параграфа) С.
1.2 С.
1.3 С.
Глава 2 (название) С.
2.1 (название параграфа)С.
2.2 С
2.3 С.
Заключение С.
Список литератур С.
Приложения С.
Приложение
Образец оформления списка литературы
Список литературы
1. Беляева Л.И. Психологические основы культурно-просветительной работы /
Л.И. Беляева. - М., 1988.
2. Бондаренко Э.О. Праздники христианской Руси: Русский народный право-
славный календарь / Э.О. Бондаренко - Калининград, 1993.
3. Воловик А.Ф. Педагогика досуга / А.Ф. Воловик, В.А. Воловик. - М., 1998.
4. Генкин Д.М. Массовые театрализованные праздники и представления / Д.М.
Генкин, А.А. Конович. - М, 1985.
5. Генкин ДМ. Массовые праздники / Д.М. Генкин. - М., 1975.
6. Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности / А.Д.Жарков. -М., 1998.
7. История мировой и отечественной культуры / Отв. Ред. Н.И.Воронин. – Са-
ранск, 1994.
8. Каргин А.С. Воспитательная работа в самодеятельном художественном кол-
лективе / А.С. Каргин. - М., 1984.
9. Киселёва Т.Г. Социально-культурная деятельность: поиски, проблемы, пер-
спективы / Т.Г. Киселёва // Научно-исследовательская лаборатория социо-
культурных инноваций: Сб. науч. ст. - С. 123-157.
10. Киселева Т.Г., Основы социально-культурной деятельности / Т.Г. Киселёва,
Ю.Д. Красильников. - М.,1995.
11. Клубоведение / Под ред. С.Н. Иконниковой. В.И. Чепелева. - М.,1979.
12. Круглый год. Русский земледельческий календарь / Сост. А.Ф. Некрылова.
М., 1999.
13. Конович А.А. Театрализованные праздники и обряды в СССР / А.А. Конно-
вич. - М., 1990.
14. Крапивенский С.Э. Социальная философия / С.Э. Крапивенский. - М.,1998.
15. Культурно досуговая деятельность / Под ред. А.Д. Жаркова, В.М. Чижикова.-
М. 1998.
16. Культурно-просветительская работа в СССР / Под ред. Т.А. Ремизовой. - М,
17. Культурология / Под ред. Г.В. Драча. - М., 1995.
18. Куруленко Э.А. Воспитание творчеством / Э.А. Курулетсф, - Самара, 1994.
19. Левяш И.Я. Культурология / И.Я. Левяш. - Минск. 1998.
20 Михайлова Л.И. Социология культуры / Л.И. Михайлова. - М., 1999.
21 Мосалёв Б.Г. Досуг: методология и методика социологических иследова-
ний / Б.Г. Мосалёв. - М., 1995.
22. Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зре-
лища / А.Ф. Некрылова. - Л., 1988.
23. Новаторов В.Е. Культурно-досуговая деятельность: словарь-справочник
В.Е. Новаторов. - Омск, 1992.
24 Опарин Г.А. Завтрашний день любительства в оценках экспертов /ГА. Опарин // Досуг и культура Самарского края: актуальные проблемы теории, ис-тории культурно-досуговой политики и современная практика: Межвуз сб. на-уч. ст.. - Самара. 1997 - С. 132-140.
25. Панфилов В.В. По старому русскому обычаю: Сборник обрядовых пред-
ставлений / В.В. Панфилов. - М., 1997.
26. Разумный В.А. Клуб и культура общения / В.А. Разумный. - М., 1989.
27. Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия • Репринт,
воспроизведение издания 1880 года / Собр. М. Забылин - М.,1992
28. Смирнова Е.И. Клубные объединения / Е.И. Смирнова. - М.,1977.
29. Социальная педагогика: Курс лекций / Под ред. М.А. Галагузовой. - М,
2000.
30. Социальная работа: теория и практика / Отв. ред. Е.И. Холостова, А.С Со-
рвина. - М., 2002.
31. Степанов Н.П Народные праздники на святой Руси / Н.П. Степанов. - М.,
1991.
32. Стрельцов Ю.А. Общение в сфере свободного времени / Ю.А.Стрельцов М., 1991.
33. Технологиисоциальной работы / Под ред. Е.И. Холостовой. - М. 2002
34.Тульцева Л.А. Современные праздники и обряды народов в СССР / Л.А. Тульцева. - М., 1985.
35. Туманов И.М. Режиссура массового праздника и театрализованного концерта / И.М. Туманов. - М., 1976.
36. Чечётин А.И. Искусство театрализованных представлений / А.И. Чечётин. - М, 1988.
37. Чечётин А.И. Основы драматургии театрализованных представле-ний / А.И. Чечётин.-М., 1981.
38. Шароев И.Г. Режиссура эстрады и массовых представлений / И.Г. Шароев. - М, 1986.
39. Энциклопедия обрядов и обычаев / Сост. Л.И. Брудная, З.М. Гуревич, О.Л. Дмитриева. - СПб, 1997.
40. Энциклопедия российских праздников / Сост. В. Воскобойников,
Н. Голь. - М, 1997.