Основные расхождения в догматике




В православии существуют две точки зрения на католиков. Первая считает католиков еретиками, исказившими Символ Веры (путём добавления Filioque). Вторая – схизматиками, отколовшимися от Единой Соборной Апостольской Церкви.

Католики, в свою очередь, однозначно считают православных схизматиками, отколовшимися от Единой, Вселенской и Апостольской Церкви, но не считают их еретиками.

Православие не принимает латинскую формулировку Никео-Константинопольского Символа Веры с филиокве, где речь идёт об исхождении Духа Святого не только от Отца, но и от Сына (Filioque).

Православие отвергает догмат о непогрешимости (безошибочности) Римского папы и его главенство над всеми христианами.

В католицизме, в отличие от православия, существует догмат о непорочном зачатии Девы Марии, а также Её телесном вознесении.

В католицизме, в отличие от православия, существует догматическое понятие о чистилище, а также учение о сверхдолжных заслугах святых.

Обрядовые различия

Среди различий между православием и католицизмом часто упоминают обрядовые различия между наиболее распространённым в православии византийским литургическим обрядом и наиболее распространённым в Католической церкви латинским обрядом. Однако обрядовые различия, в отличие от догматических, не носят принципиального характера – существуют католические церкви, использующие византийскую литургию в богослужении и православные общины латинского. Различные обрядовые традиции влекут за собой различные канонические практики, например, католические священники западного обряда соблюдают целибат (безбрачие), а католические священники восточного обряда из числа белого духовенства вступают в брак, как и православные священники.

Среди главных обрядовых и канонических различий между западной и восточной традициями:

В латинском обряде священник не может быть женатым (за исключением редких, особо оговорённых случаев) и обязан перед рукоположением дать обет безбрачия, а в восточном перед принятием священства человек имеет право либо вступить в церковный брак, либо принять монашеские обеты. В порядке исключения в православии также допускается принятия обета безбрачия перед рукоположением (без принятия ставленником иных монашеских обетов).

Существуют заметные обрядовые различия в общественном богослужении – главным из которых является Евхаристическая Литургия и практике совершения Таинств:

– в латинском обряде распространено совершение крещения путём окропления, а не погружения, а миропомазание совершается после достижения сознательного возраста (в византийском обряде сразу же после таинства крещения).

– в восточном обряде детей начинают причащать с младенчества, в западном только после дня первого причастия (примерно с 7-8 лет).

– совершение Литургии на пресном (Гостия) или квасном хлебе (Просфора).

– осенение крестом производится справа налево у православных и слева направо у католиков латинского обряда.

Православные и католики признают права светских властей.

Православные не признают явления Девы Марии в Лурде и Фатиме истинными, Ватикан же определяет их как «достойные веры».

Православные считают подозрительными католические мистические практики, связанные с усиленным представлением (медитацией) страданий Христа. В частности, православные считают стигматы проявлением самогипноза, а опыты блаженной Анджелы из Фолиньо, святого Франциска Ассизского, святой Терезы Авильской – как минимум спорными.

Ряд православных богословов критикует методы католических богословов, по их мнению, излишне рациональные, юридические и схематические.

Наиболее ярко различие в богословских методах проявилось в споре о Фаворском свете между Варлаамом Калабрийским (пользовавшегося методами западного богословия) и прп. Григорием Паламой. Католическая и Православная Церкви до сих пор придерживаются противоположных позиций в объяснении Фаворского света.

В католицизме существует учение об индульгенциях. В современном православии отсутствует подобная практика, хотя ранее «разрешительные грамоты», аналог индульгенций в православии существовали в Константинопольской православной церкви в период османской оккупации, вызвавшей глубокий упадок как церковной жизни в целом, так и богословского образования в частности; см. Индульгенции за пределами Католической Церкви.

Между католицизмом и православием официально отсутствует евхаристическое единство.

Протестантизм – одно из основных (наряду с православием и католицизмом) направлений в христианстве, состоящее из различных вероучений, возникших в связи с Реформацией как протест против католицизма.

Своими корнями протестантизм уходит в раннее христианство. Главное отличие протестантизма в том, что за основу христианской жизни принимается только Священное Писание – Библия. Остальные же предания, возникшие позже, признаются полезными для изучения, но по статусу не являются непререкаемыми основами веры. Сами же протестантские церкви возникли после явления, которое определило и мышление, и образ жизни, и культуру Европы – Реформации XVI века.

18 октября 1517 года в целях покрытия расходов на строительство собора святого Петра в Риме, Римский папа Лев X ввел практику индульгенций (платных сертификатов об отпущении грехов). Запуганные, бедные крестьяне попали под непосильную кабалу разлагающегося духовенства. В ответ на постановление Папы в народе стали подниматься недовольства политикой Рима. Относительно правомерности отпущения грехов за деньги возникали дебаты и в среде самого духовенства. Так Католический монах и Доктор теологии Мартин Лютер затронул теологический аспект этой практики в своих 95 тезисах, предложенных для обсуждения на соборе.

Главные идееи тезисов: 1) Истина открывается только в Священном Писании (Библии); 2) Спасает только Бог через веру в Иисуса Христа; 3) За всё слава только Богу.

Несмотря на то что за свои убеждения Лютер был отлучен от Католической церкви, в его поддержку выступили многочисленные представители крестьян и дворянства. В 1526 году Шпейрский сейм (светский собор) по требованию немецких князей-лютеран принял постановление о праве каждого лично выбирать вероисповедание для себя и своих подданных. Но Второй сейм 1529 года под предводительством Фердинанда, брата императора и ярого противника реформации, принял решение, направленное на полное уничтожение реформ и возвращение в католичество тех областей Германии, где укрепилось лютеранство (был зачитан указ императора, ограничивавший религиозную свободу и запрещавший дальнейшее распространение реформационного учения). Пять германских князей и пятнадцать свободных городов подписали протест против такого решения (принявшие протестантскую веру посовещались и единодушно решили: «Мы отвергаем этот указ. В вопросах совести большинство не имеет силы»). Отсюда термин «протестантизм».

Этот термин прижился благодаря тому, что в него вкладывали более широкое значение. Это протест против навязывания какой-либо религии, против обрядоверия, против выхолощенного христианства.

Протестантизм разделяет общехристианские представления о бытии Бога, его триединстве, о бессмертии души, аде и рае, отвергая, однако, католическое представление о чистилище. Протестантизм вернул церковь к трем самым важным (утерянным католицизмом) Библейским принципам: спасение личной верой, священство всех верующих, исключительный авторитет Священного Писания.

Протестантизм сосредотачивает все вероучение вокруг Священного Писания, которое считается Словом Самого Бога, и побуждает верующих к регулярному чтению Библии.

В протестантизме снято принципиальное различие между священником и мирянином, упразднена церковная иерархия. Служитель протестантской церкви подотчетен Богу и общине.

В протестантизме упразднены многие таинства (за исключением крещения и причастия), отсутствует целибат. Отвергнута молитва за умерших, поклонение святым и праздники в честь святых, почитание мощей и икон. Молитвенные дома освобождены от алтарей, икон, статуй, колоколов. Отсутствуют монастыри и монашество.

Богослужение в протестантизме максимально упрощено и сведено к проповеди, молитве и пению псалмов и гимнов на родном языке. Библия признана единственным источником вероучения.

 

Секты ислама

Суфизм – мистико-аскетическое учение в исламе, отрицающее обрядовую сторону религии и проповедующее аскетизм. Восточный суфизм представляет оригинальную пантеистическую теософию. Мир есть только эманация Божества, его видимое разнообразие призрачно. Человек должен стремиться отрешиться от своего материального «я», чтобы слиться с Божеством. Это достигается прохождением, через четыре ступени: 1) шариат – закон, точное исполнение религиозных предписаний, 2) тарикат – путь, подавление воли и любовь к Богу, 3) марифат –познание единства вселенной в Боге, 4) хакикат – истина, полное погружение в Боге. Для прохождения этих степеней возникли аскетические монашеские ордена дервишей.

Шиизм – одно из двух (наряду с суннизмом) основных направлений ислама, признающее Коран источником веры, но отвергающее большинство положений Сунны.

Суннизм – одно из двух (наряду с шиизмом) основных направлений ислама, признающее Сунну источником веры наряду с Кораном.

Исмаилиты – приверженцы мусульманской шиитской секты, возникшей в Халифате в VIII в. и названной по имени Исмаила (старшего сына 6-го шиитского имама), сына которого исмаилиты, в отличие от других шиитов, считали законным 7-м имамом.

В середине VIII в. среди шиитов возник раскол, связанный с тем, что 6-й шиитский имам Джафар ас-Садик еще при жизни назначил преемником своего четвертого сына Мусу аль-Казима, отстранив своего старшего сына Исмаила. Часть шиитов признала 7-м имамом Мусу, однако другая группа шиитов посчитала это решение несправедливым, хотя на самом деле Исмаил скончался в 762, раньше своего отца. Эти люди провозгласили имамом Мухаммада, старшего сына Исмаила. Это поставило его жизнь под угрозу, и он был вынужден скрываться от своих преследователей.

Весь последующий период истории исмаилизма называют периодом сатр, то есть «сокрытия», ибо имена потомков Мухаммада ибн Исмаила были известны немногим. Тем не менее, сторонники потомков Исмаила создали, благодаря народной поддержке, жизнеспособную и хорошо структурированную секретную организацию, которая к X в. имела многочисленные филиалы в Южном Ираке, Бахрейне, Западном Иране, Хорасане, Сирии, Египте и даже Магрибе. Однако на рубеже VIII – IX вв. н. э. внутри исмаилитов произошел очередной раскол. Сторонники Мухаммада ибн Исмаила посчитали, что он должен быть последним седьмым имамом (по аналогии с числом пророков). Это направление, признававшее только семь имамов, получило название сабийа («семиричники»).

Ассасины (от араб. «хашиши» – «употребляющий гашиш») – наименование, под которым получили широкую известность в Средние века и в настоящее время исмаилиты-низариты (шиитская ветвь ислама). Название связано с комплексом расхожих представлений о низаритах как о террористической секте, члены которой, одурманенные наркотиком фанатики, совершают многочисленные убийства на политической и религиозной почве. Слово «ассасин» вошло во многие европейские языки и понимается как наёмный убийца.

Друзы – арабы – приверженцы из мусульманских шиитских сект (начало 11 в.) Живут гл. образом в Ливане и Сирии.

Религия друзов, «друзизм» – по происхождению ранее являлась одним из ответвлений шиитской секты исмаилитов, однако в XI веке откололась от неё и прекратила конфессиональные контакты с исмаилитами ещё в Средние века, претерпев в последующем значительные изменения. Друзское вероучение возникло в начале XI века под влиянием проповеди миссионера Мухаммеда бен Исмаила Наштакина ад-Дарази (и названа по его имени) среди исмаилитов Египта и Южного Ливана. Сами друзы нередко негативно относятся к личности Дарази и слово «друзы», как самоназвание не употребляют. Они используют в отношении себя слово «мувахиддун» (или Ахль ат-таухид), которое может быть переведено как «единобожники», а может быть переведено как «объединившиеся».

Переход друза в другую религию, по мнению друзов, невозможен. Друзом считается тот, чей отец и мать – друзы. Принять вероисповедание друзов невозможно, так как не существует института перехода в друзскую веру. Сами друзы, верящие в переселение душ, утверждают, что каждой душе человеческой была представлена возможность принять друзское вероисповедание в период так называемых «отворенных врат» (до XV века н. э.). Все души, которые приняли решение о принятии друзской веры, перерождаются в друзов, остальные души отказались от перехода в друзскую веру.

Друзы принимают доктрину такыйя («мысленная оговорка», которая может использоваться для сокрытия подлинных взглядов), согласно которой верующий, живущий во враждебной среде, может внешне принять её условности, сохраняя в душе истинную веру. Дезинформация иноверцев во благо общины не является предосудительной.

Друзское общество представляет собой замкнутую организацию, возглавляемую уккаль (умные, знающие, множественное число от акиль), которые руководят массой верующих (джуххаль – невежественные, множественное число от джахиль). Представляется, что существует довольно сложная иерархия уккаль. Есть также высшие духовные авторитеты, которых называют «аджавид» (множественное число от джеййид) – совершенные. Уккаль можно стать только по достижении 40 лет, пройдя серию специальных многолетних курсов и программ религиозного и философского обучения.

Кандидаты («одетые в белое») – одна из многочисленных сект исламизма. Она возникла на Кавказе. Во главе этой секты стоял «Закрытый Покрывалом Пророк» – Гакем-бен-Гашем. Он носил золотую маску и учил тому, что Бог принял человеческую форму с того дня, как приказал ангелам обожать первого человека и что с этого самого дня божественная натура переходила от пророка к пророку; что после смерти злые люди превращаются в зверей, а добрые переходят к Богу.

Марабуты – одна из мусульманских сект. Члены религиозных братств марабутов верят, что уединенно живущие и посвятившие всю свою жизнь молитвам мусульмане стоят на более высокой ступени общения с Богом, чем обыкновенные верующие. Более того, они источают «Божественную благодать» – барака, которая якобы заполняет их жилища.

Благодаря этой благодати они могут совершать разного рода чудеса. Барака, по представлению верующих, сохраняется и после смерти святого, она окружает его могилу. Поэтому жилища марабутов и места их захоронения стали объектами паломничества. Здесь находят убежище и те, кто скрывается от преследования или опасается мести; никто из верующих не посмеет поднять руку на человека, находящегося «под защитой святого». Чаще всего обители марабутов – рибаты – становились центрами, вокруг которых формировались и действовали религиозные братства.

Основная организационная ячейка братства – завия – может включать в себя как селения с несколькими жителями, так и большой город, существовать самостоятельно или входить в состав другого, большего по размеру ордена. Поэтому часто слова «братство» и «завия» означают одно и то же.

Во главе братства стоит шейх – марабут, якобы обладающий полученной по наследству барака. Свою «духовную преемственность» от святого, основателя братства, он постоянно подчеркивает и рьяно оберегает.

Гезиды – народ на север Ирака, живут в основном в губернаторстве Мосул. Исповедуют особую религию – езидизм. Относительно происхождения езидизма существуют две основные точки зрения:

1. Езидизм древнйшая религия, реформированные шейхом Ади.

2. Езидизм возник из суфийского учения Шейха Ади путём смешения его с доисламскими верованиями, и христианскими гностическими учениями, но это не имеет точной достоверности.

Однако существует и третья точка зрения, отстаиваемая частью современных езидов, которая заключается в отождествлении езидизма с зороастризмом. Фундаментальные основы двух вероучений в одних случаях совпадают, в других – прямо противоречат друг другу.

Религия езидов опирается в основном на устную традицию. Имеются также две священные книги с изложением догматики, канонов, космогонии и обрядов: Кетебе Джилве («Книга откровения») и Масхафе раш («Чёрная Книга»).

Из-за гонений религия езидов носит закрытый характер и плохо изучена. Их вероучение, реформатором которого является шейх Ади ибн Мусафир (ум. 1160 или 1162), араб по происхождению, окончательно сложилось к XIV – XV вв., вобрав элементы зороастризма, иудаизма, христианства, ислама и манихейства.

Мусульманские и христианские критики езидизма ошибочно ассоциировали почитаемого езидами верховного ангела Мелек-Тавуси (Ангела-Павлина) с Иблисом или с падшим ангелом, в связи с этим езидов считали поклонниками злого духа. В действительности езиды признают единого Бога-Творца, Малак Тавуса и Шейха Ади. Однако в езидской священной книге Кетебе Джилве («Книга откровения») сказано следующее: «Нельзя произносить слово шайтан, потому что это имя нашего Бога»

Верховный ангел Малак Тавус (Мелик-Тавус (= Царь-Павлин), Малаки-Таус, Эзазил или Азазель), изображаемый в образе павлина, является символом езидизма.

Шейх Ади – святая фигура в езидизме, Шейх Ади является реформатором езидизма, а не основоположником или создателем езидской религии. Тавуси-Мелек является главным из семи созданных Богом «архангелов» (хафт мере диване), куда также входят Эзраил (Эсраил), Джибраил (Гавриил), Михаил, Дирдаил, Симкаил и Эсрафил (Рафаил), активно участвующие в мирских делах. Тавуси-Мелека считают падшим ангелом и отождествляют с Азазель у христиан и мусульман, отчего у окружающих народов ошибочно возникло представление о езидах как о поклонниках злого духа, что, естественно, не является верным. Езиды верят, что в конце времен Бог помирится с падшим ангелом, а до тех пор езидам запрещено упоминать падшего ангела под разными названиями. Своеобразным мировоззрением езиды навлекали на себя ненависть окружающих народов, несмотря даже на свою лояльность ко всем религиям.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: