Классификация психодиагностических методик




Постановка диагноза осуществляется с помощью специальных диагностических процедур - методов.

Как правило, под методом понимается широкий класс методик, объединённых родством технологических приёмов и процедур. Частная методика привязывается к решению узкого класса задач.

Все методы психодиагностики можно условно разделить на две группы: методы высокого уровня формализации и малоформализованные.

К малоформализованным методам относятся: наблюдение, анализ продуктов деятельности, опрос. Они плохо поддаются объективизации, очень трудоёмки и в большей степени опираются на профессиональный опыт, интуицию самого психодиагноста.

К формализованным методам относятся тесты, проективные техники, психофизиологические методики. Для них характерна жёсткая регламентация процедуры обследования (точное соблюдение инструкций), стандартизация (наличие норм или других критериев оценки результатов), надёжность и валидность. Эти методики позволяют собрать диагностическую информацию в относительно короткие сроки и в таком виде, который даёт возможность количественно и качественно сравнивать индивида с другими людьми.

Формализованные и малоформализованные диагностические методы, как правило, взаимодополняют друг друга. В полноценном диагностическом обследовании необходимо гармоничное сочетание тех и других методик.

Психодиагностический метод конкретизируется в трех основных диагностических подходах, которые охватывают практически все множество имеющихся диагностических методик:

1. «Объективный» подход – диагностика осуществляется на основе успешности (результативности) и способа (особенностей) выполнения деятельности.

2. «Субъективный» подход – диагностика осуществляется на основе сведений, сообщаемых о себе, самоописания особенностей личности, поведения в тех или иных ситуациях.

3. «Проективный » подход – диагностика на основе анализа особенностей взаимодействия с внешне нейтральным, как бы безличным материалом, становящимся в силу его неопределенности (слабоструктурированности) объектом проекции.

Также выделяют номотетический и идеографический подходы.

Номотетический подход – типизация на основе установленных закономерностей. Используются статистически обобщенные модели. Нацелен на выявление широких обобщений и установление универсальных законов, применимых к множеству частных случаев (например, ко всем людям или достаточно широким человеческим общностям). В нём отдельный факт практически не имеет научной ценности, поскольку в нем может быть много случайных совпадений. Почти все психодиагностические методики соответствуют этому подходу.

Идеографический подход – учитывается своеобразие и уникальность личности. Описание и анализ конкретных, индивидуальных, единственных в своем роде случаев, явлений без стремления к обобщениям на другие аналогичные случаи. Примером является Техника репертуарных решеток Дж. Келли.

МЕТОД НАБЛЮДЕНИЯ

Это старейший метод психодиагностики, относится к малоформализованным методам. Под наблюдением понимается научно-целенаправленное, организованное и определённым образом фиксированное восприятие, осмысление и фиксации психических особенностей исследуемого объекта. Он является незаменимым везде, где не разработаны или неизвестны стандартизованные процедуры.

Предметом наблюдения в психологии служат вербальные и невербальные акты поведения отдельного человека или группы или нескольких групп в определённой социальной среде и ситуации.

Наблюдают:

а) речевые акты, их содержание, последовательность, направленность, частоту, продолжительность, интенсивность, экспрессивность, особенности лексики, грамматики, фонетики, т.е. кто, что, кому, о чём и каким образом говорит;

б) выразительные движения, жесты, экспрессию лица, мимику, физическое воздействие (касания, толчки, удары, совместные усилия, передача, отнятие, задержки, дистанция между людьми);

в) обстановку (фон).

В ходе наблюдения фиксируются максимально возможные внешние проявления, непрерывный процесс, а не отдельные моменты. В нашей стране в 20-е годы М.Я. Басовым была разработана методика психологических наблюдений. Он использовал этот метод при изучении поведения детей.

Поскольку в методе наблюдения в качестве "измерительного инструмента" выступает сам наблюдатель, то очень важно, чтобы он владел техникой наблюдений на высоком уровне и в полном объёме.

Наблюдение - незаменимый метод в работе с маленькими детьми, хотя может применяться при изучении развития человека любого возраста.

Необходимо соблюдение принципа регулярности. Интервалы, с которыми должно проводиться наблюдение за детьми, зависят от их возраста. Чем более ранний возраст берется, тем меньше должен быть интервал времени между очередными научными наблюдениями.

По степени формализованности наблюдение может быть неконтролируемым (не стандартизованным) и контролируемым (стандартизованным, когда регистрация поведения идёт по детально разработанной процедуре). Например, исследователь изучает социально-психологический климат коллектива, в котором сам работает.

Наблюдение как научный метод характеризуется наличием:
1) цели и предмета наблюдения;
2) процедурной схемы наблюдения (условия, продолжительность и периодичность наблюдения);
3) стандартизованности процедуры наблюдения;
4) способов наблюдения;
5) способов регистрации;
6) обработки и интерпретации.

Поэтому основными требованиями к использованию метода наблюдения являются:
- чёткая формулировка цели;
- разработка соответствующей схемы и способов фиксации;
- способов обработки и интерпретации результатов.

Основными достоинствами метода являются:
- многомерность;
- естественность условий применения.

Недостаток метода наблюдения проявляется:
- в однократности исследуемой ситуации.

Протоколирование наблюдения осуществляется с помощью фиксации наблюдаемых признаков в разных системах знаков, категорий, шкал.

Когда протоколирование ведётся в системе признаков, то заранее описывают конкретные виды поведения, симптоматические для исследуемой поведенческой сферы, и потом фиксируют, какие из них появляются в тот или иной период наблюдения. Признак должен быть однозначным и не требовать дополнительного разъяснения.

В системе категорий должны быть полностью описаны все виды поведения наблюдаемого.

В соответствии со способом, задачей, особенностями объекта, сложившейся ситуацией, характером взаимодействия между наблюдателем и наблюдаемым объектом различают:

1) Включённое наблюдение – когда наблюдатель является членом исследуемой группы.

2) Невключённое наблюдение. Осуществляется исследователем, который не связан с изучаемым объектом никакого рода служебными или иными отношениями. Это наиболее распространённый вид наблюдения.

3) Открытое (простое) наблюдение. Когда объект может заметить, что за ним наблюдают. Когда событие регистрируется со стороны.

4) Скрытое наблюдение. Это наблюдение исподтишка или с помощью технических средств (например, видеокамеры).

5) Полевое наблюдение. Это наблюдение, осуществляемое в естественных условиях (в школе, в детском саду, на предприятии). Для повышения надёжности метода наблюдения используется метод экспертных оценок, когда наблюдение исследуемого объекта осуществляется несколькими исследователями.

Наблюдение может быть организовано как сплошное и выборочное. Сплошное наблюдение охватывает одновременно многие стороны поведения ребенка в течение длительного времени и, как правило, проводится в отношении одного или нескольких детей. При выборочном наблюдении фиксируется какая-либо сторона поведения ребенка или поведение в определенных ситуациях, в определенные промежутки времени (так, Ч. Дарвин наблюдал за выражением эмоций сына, лингвист А.Н. Гвоздев записывал речевые проявления сына в течение первых 8 лет жизни).

 

Образцы оформления протоколов психодиагностических исследований.
Образец № 1.
Выписка из протокола психодиагностического исследования.
Предмет исследования: Темперамент.
Цель исследования: Определение типа темперамента.
Метод исследования: Невключённое наблюдение.
Объект исследования: Ученик 3-его класса К.Л.
Ситуация исследования: Урок математики.

Факты поведения Особенности темперамента
Быстро, мгновенно устно считал, первым правильно решал задачи Быстрая реакция, сообразительность, подвижность нервных процессов
Бурно проявлял радость, улыбался, глаза светились при получении отличной отметки. Яркое выражение эмоциональных переживаний в мимике, высокая эмоциональная возбудимость
На месте сидел неспокойно, постоянно крутился Неусидчивость, нетерпеливость На сделанное учителем замечание сразу успокоился и продолжил работу Быстрая, адекватная реакция на замечание, устойчивость, контроль внимания
При объяснении нового материала старательно записывал его Высокая интенсивность внимания и мыслительных процессов

Заключение психолога: Предположительно, для учащегося К.Л. характерен холерический тип темперамента с элементами сангвинического типа.

Образец № 2.
Выписка из протокола психодиагностического исследования.
Предмет исследования: Школьная тревожность.
Цель исследования: Определение уровня школьной тревожности.
Метод исследования: Невключённое стандартизованное наблюдение (по схеме).
Объект исследования: Учащиеся 5-го класса (3 человека).
Ситуация исследования: Ответ у доски.
Условные обозначения: ТРМ - мышечный тремор, дрожь в голосе, в руках (оценивается в 3 балла); ВЗМ - сосудистая вазомоторика, покраснение или побледнение лица (оценивается в 2 балла); ЗПК - речевая запинка, оговорка (оценивается в 1 балл).

Признаки тревожности Испытуемые
1. 2. 3.
ТРМ + + + +
ВЗМ + +
ЗПК + + + + + + + + +

Заключение психолога: Для учащегося 1. характерен высокий уровень школьной тревожности - 15 баллов, проявляющийся в дрожании голоса, рук, покраснении лица в состоянии волнения, речевых запинках.
Учащийся 2. характеризуется средним уровнем тревожности в ситуации ответа у доски - 8 баллов. Наблюдалась однократная дрожь в голосе, побледнение лица в начале ответа, несколько незначительных оговорок.
Учащийся 3. показал практически полное отсутствие тревожности в ситуации ответа у доски - 2 балла. Им были допущены лишь 2 речевые оговорки.

МЕТОД ОПРОСА

Метод опроса относится к числу наиболее распространённых в психологии.
Опрос - это метод сбора первичной информации, основанный на непосредственном (беседа, интервью) или опосредованном (анкета) взаимодействии исследователя и опрашиваемого (респондента). Источником информации в данном случае служит словесное или письменное суждение индивида.

Основные трудности в использовании этого метода - получение искренних ответов и способности исследователя объективно оценить результаты.

Интервью - это метод получения необходимой информации путём непосредственной целенаправленной беседы интервьюера с респондентом, когда опрашивающий (интервьюер) только задаёт вопросы, а опрашиваемый (респондент) на них отвечает.

В процессе интервью до некоторой степени ослаблена обратная связь - интервьюер лишь фиксирует высказывания респондента, стараясь сохранить нейтральную позицию.
Интервью может быть стандартизованным (по плану, с возможными вариантами беседы, с разработанной стратегией и тактикой), нестандартизованным (свободным - без строгой детализации вопросов, со свободной тактикой) и частично стандартизованным.
Интервью может быть диагностическим и клиническим в зависимости от целевого назначения.

Диагностическим целям в большей мере соответствует стандартизованная форма интервью, поскольку даёт возможность получить сравнимые данные по разным испытуемым, ограничивает влияние посторонних воздействий, позволяет в полной мере и в нужной последовательности "отработать" все вопросы.

Клиническое интервью - это метод терапевтической беседы, помогающий человеку осознать свои внутренние проблемы.

Правила проведения интервью:

1. Правило добровольности;

2. Правило доступности. Вопросы должны быть понятными, краткими, по возможности, не раздражающими и не унижающими;

3. Интервью не должно быть продолжительным и скучным.
Чаще всего интервью имеет следующую структуру:
а) введение, настройка на беседу, на сотрудничество;
б) общие вопросы;
в) свободные высказывания испытуемого;
г) уточняющие вопросы;
д) снятие возникшего напряжения и выражение признательности за участие в беседе.

Главным условием успешного проведения интервью является создание дружественной атмосферы, установление контакта с опрашиваемым. И здесь большую роль играет вступительное слово и первые вопросы исследователя, которые должны вызвать у опрашиваемого доверие и желание сотрудничать.

Преимущества стандартизованного интервью:
а) получение данных более надёжных и более сравнимых друг с другом;
б) ошибки в формулировании вопросов сводятся к минимуму;
в) не требуется высокая квалификация интервьюера.

Недостатки:
а) затруднён более тесный контакт с респондентом;
б) могут быть неоднозначно поняты вопросы респондентом;
в) невозможность дополнительных вопросов.

Преимущества нестандартизованного интервью:
а) возможность изложения вопросов в соответствии с уровнем респондента;
б) возможность создания более естественной, непринуждённой обстановки;
в) гибкость в изменяющейся ситуации;
г) возможность получения более глубинной информации.

Недостатки:
а) трудности в сопоставлении полученных данных.

 

Образец проведения психодиагностического исследования с использованием интервью.
Выписка из протокола психодиагностического исследования.
Предмет исследования: Отношение молодёжи к милиции.
Цель исследования: Определение отношения молодёжи к милиции.
Метод исследования: Стандартизованное интервью.
Объект исследования: Студенты КемГУ, факультеты: социально-психологический, филологический, юридический. Возраст 18 - 22 года. Всего 42 человека, в т.ч. 20 - мужчин, 22 - женщины.
(В качестве примера приводятся данные исследования, проведённого одним из студентов КемГУ).
Вопросы интервью Ответы
1. Какие чувства возникают у Вас при виде не знакомого Вам милиционера в форме? 28% отметили равнодушие, нейтральность чувств при виде стражей порядка;23% - возникающее у них чувство опасения, настороженности, напряжения, тревожности;19% - чувства любопытства, заинтересованности;19% - указали на чувства антипатии, презрения;9% - отметили чувство уважения.
2. Как Вы считаете, увидев милиционера на улице, Ваше поведение меняется? 52% ответили отрицательно;47% - что при виде милиционера они начинают больше контролировать свои действия, избегают встречаться взглядом с ними, стараются обойти;9% - заявили, что при виде милиционера у них появляется улыбка.
3. Как Вы думаете, защищает или может защитить Вас милиция реально? 33% заявили, что милиция ничего для них не делает;28% - что милиция защищает их;9% заявили, что милиция в состоянии лишь им навредить: забрать в КПЗ, в вытрезвитель;4% ответили, что милиция может одновременно и защитить и незаслуженно обидеть;13% полагают, что милиция защищает, но недостаточно эффективно: если вовремя приедет - жизнь спасёт, но украденного не вернёт;9% уверены, что милиция их защитит в случае необходимости.
4.Если бы Вам представилась возможность внести изменения в деятельность милиции, что бы Вы предложили сделать в первую очередь? 43% предложили изменить культуру общения и в целом уровень образования сотрудников УВД;23% указали на необходимость усиления личной ответственности;44% внесли бы изменения в форму сотрудников, в некоторые законы.

Заключение: Результаты проведённого психодиагностического исследования свидетельствуют о том, что сложившийся у большинства респондентов образ милиции во многом не соответствует идеальному, он не несёт в себе черты обязательной, строгой, справедливой системы, способной эффективно решать задачи охраны правопорядка. Милиция большинству респондентов видится как сильная, но часто неуправляемая, несправедливая и ошибающаяся система.

 

ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА КАК РАЗНОВИДНОСТЬ МЕТОДА ОПРОСА

Беседа - это метод получения информации на основе вербальной (словесной) коммуникации. Это сравнительно свободный диалог между исследователем и исследуемым на определённую тему.

Психологическая беседа подразделяется на психодиагностическую и психокоррекционную.

Беседа, как правило, не ограничена во времени и, порой, с трудом укладывается в первоначально заданное русло. Интервьюер же сам задаёт тему.
Главное условие успешного проведения беседы - это создание дружеской атмосферы, установление контакта с опрашиваемым.

Беседа требует особой чуткости и гибкости, умения слушать и одновременно вести её по заданному плану, разбираться в эмоциональных состояниях собеседника, реагируя на их изменения, фиксировать внешние проявления (жесты, мимику), видеть подтекст общения.

Рекомендуется начинать беседу с нейтральных вопросов, опираясь на предполагаемое обоюдное согласие по поводу очевидных фактов. Проводя беседу, надо помнить об особенностях возраста опрашиваемого.

Требования к проведению беседы: проводить беседу в естественной обстановке; установить доверительные отношения; подготовить вопросы заранее; фиксировать ответы, по возможности не привлекая беседующего; быть тактичным.

 

АНКЕТИРОВАНИЕ КАК РАЗНОВИДНОСТЬ МЕТОДА ОПРОСА

Анкетирование - метод получения информации о человеке на основании ответов на специально подготовленные вопросы, составляющие анкету.

Анкета - это структурно организованный опросник, на который даются ответы в письменной форме.

Преимуществами анкетирования как метода являются:

- возможность одновременно исследовать мнение большого количества людей по какому-либо вопросу;

- относительная лёгкость статистической обработки, особенно при использовании компьютерных программ.

С помощью метода анкетирования исследуются отношения групп населения к тем или иным явлениям социальной действительности (удовлетворённость условиями труда, решениями правительства и т.д.), социально-психологические характеристики личности (потребности, интересы, мотивы, ценностные ориентации, установки, стереотипы).

По содержанию вопросы подразделяются на вопросы: о фактах сознания (планы на будущее, мнения детей,, родителей и педагогов, их ожидания, пожелания), о фактах поведения (поступки, действия, результаты деятельности), о личности (пол, возраст, образование, профессия); по функциям вопросы можно разделить на основные, предполагающие сбор информации о содержании исследуемого явления («Нравятся ли тебе учить стихи?») и неосновные: вопросы-фильтры («Как называется твое любимое стихотворение?») и контрольные вопросы («Можешь ли ты прочитать его наизусть?»); по форме вопросы бывают открытые — ответ дается в свободной форме и отражает, компетенцию отвечающего («Как ты понимаешь, что такое дружба?»), закрытые, альтернативные вопросы («Ты принимаешь участие в художественной самодеятельности? Регулярно. Иногда. Никогда») и полуоткрытые вопросы («Какие черты больше всего нравятся тебе в твоем учителе? Знание предмета. Доброта. Справедливость. Какие еще?»), прямые вопросы («Какими особенностями обладают современные подростки?») и косвенные вопросы («Что думают ваши знакомые о современных подростках?»).

Анкета, как правило, состоит из:

а) вводной части, содержащей обращение к респонденту, разъясняющее цели опроса, указание о правилах заполнения, адресат использования полученных данных;

б) как правило, анкета начинается с, так называемой, паспортички, где респондента просят сообщить о себе некоторые сведения (например, пол, возраст, уровень образования, место работы, жительства, семейное положение, количество детей и т.д.). Выбор вопросов для паспортички обусловлен дальнейшим ранжированием полученной информации.

в) затем в анкете идут основные вопросы. Их не должно быть много (на весь опрос не более 15 - 25).

В заключение анкеты требуется поблагодарить респондента.

Для получения качественной психологической информации необходимо соблюдать следующие правила при составлении анкет.

Требования к формулированию вопросов:

- они должны быть понятны для исследуемой категории людей;
- лаконичны;
- исключать двусмысленность в понимании;
- не раздражать, не унижать достоинства;
- хорошо и чётко напечатаны.

Общие рекомендации к составлению анкет

►► Определите, что именно вы хотите выяснить (сформулируйте цель исследования: например, изучение распространения наркотизма в группе подростков; анализ представления учащихся о причинах, заставляющих людей использовать наркотики и т.п.).

►► Продумайте, существуют ли какие-либо важные взаимосвязи изучаемой вами проблемы с другими характеристиками (например, реальная проба наркотика и депрессивное состояние подростка и т.п.). Собираетесь ли вы изучать эти взаимосвязи?

►► Выберите форму анкеты: закрытая, полуоткрытая; открытая. Тщательно продумайте формулировки вопросов.

►► Анкету следует проверить на 10—15 учащихся из предполагаемой аудитории. Узнайте, какие вопросы показались им удачными, а какие были непонятны.

►► Все замечания и пожелания учтите при составлении окончательного варианта анкеты.

Для массовых опросов используются анкеты самой различной длины: от 3—5 вопросов до 100 и более. В психологическом опросе, опросе родителей лучше использовать небольшие анкеты (5—6 вопросов).

Образец проведения психодиагностического исследования с использованием метода анкетного опроса.

Выписка из протокола психодиагностического исследования.
Предмет исследования: Процесс социализации современного подростка.
Цель исследования: Изучение социально-психологических особенностей социализации современного подростка в 5 сферах: семье, школе, референтной группе, интимно-личностном общении, социально-экономической деятельности.

Метод исследования: Анкетный опрос

Объект исследования: 533 учащихся 9 - 10 классов средней школы.
ВОПРОСЫАНКЕТЫДА (%)

1. Тебе нравится общаться с членами твоей семьи?2. Рассказываешь ли ты в семье о своих переживаниях, тревогах, неудачах?3. Чувствуешь ли ты себя уверенно в семейном кругу?4. Когда у тебя складывается тяжёлая ситуация, ты хочешь получить совет от родителей? 20% - 68%

5. Считаешь ли ты, что высокое благосостояние человека - это результат упорного труда?6. Задумываешься ли ты над тем, как можно заработать деньги?7. Ты зарабатываешь деньги?8. Нужны ли тебе деньги на собственные нужды?9. Хотел бы ты иметь право не учиться, а идти зарабатывать деньги? 27,5%;75,5%; 19,7%; 87,8%; 30,1%
10. Хотел бы ты после окончания школы учиться в институте?11. Тебе нравится получать в школе знания по предметам?12. Используешь ли ты знания, получаемые в школе по предметам, в своей реальной жизни?13. Рассказывают ли тебе учителя в школе о том, как в жизни быть успешным и избежать неприятностей?14. Нравится ли тебе критиковать учителей? 92,5%52,6%11,6%51,5%32,5%
15. Проводишь ли ты свободное время в компании своих сверстников? 16. Любишь ли ты находиться в центре внимания своей компании?17. Следуешь ли ты тем законам, которые приняты в твоей компании?18. Всегда ли ты можешь постоять за себя?19. Можешь ли ты защитить слабого? 69,7%46,8%37,5%25%25%
20. Нужно ли в твоём возрасте иметь настоящего друга?21. Можешь ли ты сказать, что у тебя есть настоящий друг?22. Можешь ли ты сказать, что ты сам настоящий друг?23. Считаешь ли ты, что в твоём возрасте можно испытывать чувство глубокой симпатии, любви?24. Имеет ли любовь отрицательные последствия в твоей жизни? 98%74,5%63,2%95%53,4%

Заключение психолога: У современного подростка затруднено формирование таких ценностных ориентаций, которые бы способствовали его безболезненному вхождению в систему социально-экономических отношений. Причиной тому служит изменившаяся социально-экономическая ситуация и, как следствие этого - ослабление референтной функции современной семьи в плане формирования долговременных личностных установок ребёнка (вопросы 1 - 4).

В настоящее время подростки не спешат создавать близкие и долговременные отношения со своими сверстниками, а предпочитают более лёгкие и ни к чему не обязывающие контакты, однако потребность в глубоком интимно-личностном общении сохраняется, не находя своего удовлетворения (вопросы 15 - 19).

Современный подросток стремится получить от школы не только предметные знания, но и определённый жизненный опыт, который бы помог ему в дальнейшем быть более эффективным в социальной среде. Но данная потребность сегодня в значительной степени депривирована в виду неспособности современной школы транслировать такой опыт (вопросы 10 - 14, 20 - 24).

Возникшая на современном этапе развития социально-экономических отношений потребность подростка в индивидуальной экономической деятельности, не находит своего полного и истинного удовлетворения.

Негативные проявления, сопровождающие раннюю вовлечённость подростка в экономические отношения, обусловлены, с одной стороны, отсутствием реальной возможности наиболее полного и адекватного удовлетворения данной потребности, а с другой - несформированностью соответствующих культурных традиций (вопросы 5 - 9).

 

ФОРМАЛИЗОВАННЫЕ МЕТОДИКИ. ТЕСТЫ

Тестирование — метод психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи (тесты), имеющие определенную шкалу значений.

Тест – система специально подобранных заданий, предлагаемая в строго определенных условиях и позволяющая быстро измерить уровень определенного психологического качества.

Тесты можно классифицировать в зависимости от того, какой признак взят за основание деления.

По форме тесты могут быть индивидуальные и групповые; устные и письменные; бланковые, предметные, аппаратурные и компьютерные; вербальные и невербальные.

Индивидуальные тесты.

Это такой вид методик, когда взаимодействие экспериментатора и испытуемого происходит один на один. Индивидуальное тестирование имеет свои преимущества: возможность наблюдать за испытуемым (за его мимикой, другими непроизвольными реакциями), слышать и фиксировать непредусмотренные инструкцией высказывания, что позволяет оценить состояние испытуемого, его отношение к тестированию и т.д.
Индивидуальная диагностика необходима при работе с детьми, в клинической психологии - для тестирования лиц с нервно-психическими и иными нарушениями. Пример индивидуальных тестов - тесты интеллекта Д. Векслера, Р. Амтхауера, цветовой тест М. Люшера, Т. Лири.

Групповые тесты.

Это такой тип методик, который позволяет одновременно проводить испытания с большой группой людей (до нескольких сот человек).
Их преимущества в массовости, в простоте процедуры проведения и обработки данных (при использовании ПК). Но в то же время при использовании таких методик у экспериментатора меньше возможностей добиться взаимопонимания с испытуемым. Негативно сказаться могут также любые случайные состояния испытуемого, такие как болезнь, утомление, тревожность, которые могут повлиять на результаты тестирования. Примером методик этого типа являются тесты: 16-факторный опросник Кэттелла, Айзенка, СМИЛ, тест акцентуаций Леонгарда и т.д.

Устные по форме ответа тесты.

В своём большинстве это индивидуальные проективные тесты.
Пример: Методики ТАТ, Роршаха, Розенцвейга, Незаконченные предложения.

Письменные по форме ответа тесты.

В таких тестах ответы даются на специальных бланках.

По материалу оперирования различают бланковые, предметные, аппаратурные, компьютерные тесты.

Бланковые тесты.

Представлены в виде брошюр, в которых содержится инструкция по применению, сами задания, графы для ответов.

Предметные тесты.

В предметных тестах материал тестовых задач представлен в виде реальных предметов: кубиков, карточек, деталей геометрических фигур, технических устройств и т.п. Наиболее известные из них кубики Косса.

Аппаратурные тесты.

Это такой тип методик, который требует применения специальных технических средств или специального оборудования для проведения исследования или регистрации полученных данных.

Широко известны приборы для исследования времени реакции (реактометры, рефлексометры, устройства для изучения особенностей восприятия, памяти, мышления).
В последние годы аппаратурные тесты широко используют компьютерные устройства. С их помощью моделируются различные виды деятельности (например, водителя, оператора). В большинстве случаев использование аппаратурных тестов проводится индивидуально.

Компьютерные тесты.

В этом случае тестовые задания предъявляются на экране дисплея, а ответы испытуемый вводит в память ЭВМ с клавиатуры. Стандартные статистические пакеты позволяют очень быстро проводить математико-статистическую обработку полученных результатов по разным направлениям. Информация при этом получается в виде графиков, диаграмм, таблиц, профилей. Большим преимуществом таких тестов является контроль за временем выполнения заданий, что особенно важно в тестах интеллекта.
По характеру стимульного материала тестовые методики подразделяются на вербальные и невербальные, опросники и проективные методики.

Вербальные тесты.

В вербальных тестах основным содержанием работы испытуемых являются мыслительные действия, осуществляемые в словесно - логической форме. Эти тесты очень чувствительны к различиям в языковой культуре, уровню образования, профессиональным особенностям. Вербальный тип заданий наиболее распространён среди тестов интеллекта, специальных способностей.

Невербальные тесты.

Это такой тип методик, в которых тестовый материал представлен в наглядной форме (в виде картинок, чертежей, графических изображений и т.п.).
Невербальные тесты уменьшают влияние языковых и культурных различий на результат обследования. Это также облегчает процедуру обследования испытуемых с нарушениями речи, слуха или с низким уровнем образования.

Одним из известных невербальных тестов являются Прогрессивные матрицы Равена.
Невербальные тесты широко используются в оценке пространственного и комбинаторного мышления. В качестве отдельных субтестов они включены во многие тесты интеллекта, общих и специальных способностей, тесты достижений.

Тесты - опросники.

Опросники - это большая группа методик, задания которых представлены в виде вопросов или утверждений, а задачей испытуемого является самостоятельное сообщение некоторых сведений о себе в виде ответов.

Искусная косвенная постановка вопросов, маскирующая их оценочную направленность, стандартизованная процедура предъявления и подсчёта баллов - основные достоинства этого типа тестов.

Но существенным недостатком их является проблема социальной желательности. Наиболее популярный в последние пятьдесят лет - тест MMPI.

Проективные методики.

Позволяют направить сознание на решение особых заданий, которые позволяют непроизвольно проявиться бессознательному в особой проективной продукции - бессюжетных словесных ассоциациях, сюжетных фантазиях, образах, выражениях, например, в рисунках.

Несомненным достоинством проективных методик является относительная замаскированность цели исследования, что уменьшает вероятность правильных социально желательных ответов, которые свойственны опросным методам. Но тем же минусом их является сложность, неоднозначность обработки и интерпретации, стандартизации данных.

Принято различать следующие группы проективных методик:

- Методики структурирования: формирование стимулов, придание им смысла (тест Роршаха);

- Методики конструирования: создание из оформленных деталей осмысленного целого - складывание картинок, геометрической фигуры (кубики Косса);

- Методики интерпретации: истолкование какого-либо события, ситуации (ТАТ);

- Методики дополнения: завершение предложения, картинок, рассказа, истории (Методика Незаконченные предложения);

- Методики катарсиса: осуществление игровой деятельности в особо организованных условиях (Роршах);

- Методики изучения экспрессии: рисование на свободную или заданную тему (тест Коллективный рисунок семьи /КРС/, тест рисование человека Маховера, тест "Несуществующее животное");

- Методики изучения импрессии: предпочтение одних стимулов другим (Методика цветовых выборов М. Люшера, Методика портретных выборов Л. Сонди).

По содержанию тесты делятся на 4 типа: личностные, интеллекта, специальных способностей, достижений.

Личностные тесты.

Диагностируют эмоционально-волевые, личностные особенности, которые измеряются с помощью опросников и проективных методик. Это большинство методик, в их числе, тесты: Кэттел, ММPI, Леонгард, Люшер, СМИЛ, и т.д.

Тесты интеллекта.

Предназначены для исследования и измерения уровня интеллектуального развития человека. Под интеллектом как объектом измерения подразумеваются познавательные процессы и функции (мышление, память, внимание, восприятие).

По форме тесты интеллекта могут быть групповыми и индивидуальными, устными и письменными, бланковыми, предметными и компьютерными.

Пример: тесты Векслера и Амтхауэра.

Тесты способностей.

Этот тип методик предназначен для оценки возможностей индивида в усвоении знаний, умений, необходимых для овладения одной или несколькими деятельностями.
По своей форме тесты способностей носят разнообразный характер (индивидуальный и групповой, устный и письменный, бланковый, предметный, аппаратурный и т.д.).

Тесты достижений.

Предназначены для оценки степени продвинутости способностей, знаний, навыков, умений после прохождения человеком обучения, профессиональной и другой подготовки. Они широко используются для оценки школьных, учебных, а также профессиональных достижений.

По форме эти тесты являются, в основном, групповыми и бланковыми. Могут быть письменными и устными, могут быть и в компьютерном, аппаратурном вариантах.

 

Выписка из протокола психодиагностического исследования.
Предмет исследования: Черты личности.
Цель исследования: Выявление черт личности.
Метод исследования: 16-факторный опросник Р. Кэттелла.
Объект исследования: Женщина 29 лет.
Показатели по методике Р. Кэттелла (факторы):
Факторы A B C E F G H I L M N O Q1 Q2 Q3 Q4
Показатели 9 10 3 6 4 6 6 8 10 6 5 6 5 6 10 7

Психологический портрет испытуемой:
Испытуемая N. характеризуется высоким уровнем развития интеллекта, особенно его логического компонента (В=10, У=8), что характеризует её как человека сообразительного, хорошо обучаемого, способного к восприятию абстрактного материала, формированию понятийного мышления, при этом наделённого хорошим воображением, фантазией, художественным эстетическим вкусом. На фоне её отличной организованности, старательности (Q3=10), осторожности, серьёзности, дотошности (F=4), напряжённой работы (Q4 =8) это может дать прекрасные результаты.
Испытуемая характеризуется большей склонностью к теоретической деятельности, чем к практической. Мечтательна, порой оторвана от каждодневных проблем, реальной жизни (М=6), индивидуалист по натуре (Е=6).
Что касается



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: