гр.МБАВ18-01, МХЗВ18-01
Квалификация (степень) выпускника Магистр Форма обучения очно-заочная
16 часов практических занятий
№ | Темы для изучения | Темы практических занятий и самостоятельной работы магистранта |
Психология и педагогика высшей школы как учебная дисциплина. Предмет и задачи психологии и педагогики высшей школы | 1.Психология как наука о человеке.Основные психологические понятия (категории). Предмет психологии высшей школы. Задачи психологии высшей школы. Педагогика как наука о законах образования и воспитания человека. Основные педагогические понятия (категории). Предмет педагогики высшей школы. Задачи педагогики высшей школы. Связь педагогики с психологией. 2. Работа со справочно-энциклопедическими и периодическими изданиями, учебниками и учебными пособиями: составление тезауруса основных понятий «образование», «воспитание», «развитие» человека; «учение», «обучение», «уяснение»; «учебная деятельность», «субъект учебной деятельности», «студент», «бакалавр», «магистр», «преподаватель». 3. Образование как социокультурный феномен. - Роль высшего образования в современной цивилизации. - Образовательная система в России. - Высшее учебное заведение как образовательная система. - Система высшего образования в мире. - Модернизация образовательного процесса в вузе как актуальная психолого-педагогическая проблема. - Место технического университета в российском образовательном пространстве. | |
Модели обучения и формы организации учебного процесса в вузе. Основы дидактики высшей школы. Образование как педагогический процесс | 1.Общее понятие о дидактике. Педагогический процесс как целостное явление. Структура педагогического процесса: цель – принципы – содержание – методы – средства – формы. Особенности лекционно-практической системы обучения в вузе. Структура педагогической деятельности. 2. Формы организации учебного процесса в высшей школе: - Лекция: роль и место лекции в вузе; структура лекции; оценка качества лекции; развитие лекционной формы в системе вузовского обучения. - Семинарские, лабораторные и практические занятия. Технология проведения семинаров по методу «малых групп». - Методы обсуждения учебного материала. - Самостоятельная работа студентов: виды, уровни, активизация СРС, организационные формы СРС. - Основы педагогического контроля в высшей школе: функции, формы, оценка. - Активные формы обучения в ВУЗе. 3. Педагогическое проектирование и педагогические технологии. | |
Психология личности в образовательном процессе. | 1.Общие представления о личности в психологии. Структура личности. Психическое развитие и личностное становление на разных этапах онтогенеза: - Периодизации психического развития (Э. Эриксон, Б.Д. Эльконин – Л.С. Выготский). - Интегральная периодизация развития субъективной реальности (В.И. Слободчиков). 2.Преподаватель в системе высшего образования: - Специфика деятельности преподавателя ВШ. Стили профессиональной деятельности преподавателя ВШ. - Организационно-педагогическая культура преподавателя высшей школы: сущность, содержание, компоненты педагогической культуры преподавателя. - Имидж преподавателя высшей школы. Нравственно-психологический образ педагога. - Профессиональная компетентность преподавателя. Профессиональные и психологические требования к личности преподавателя. - Этапы профессионального становления педагога. Педагогическое мастерство. 3. Психологические особенности обучения и воспитания студентов высших учебных заведений. Особенности адаптации студентов вузов в процессе обучения. Психологическое сопровождение профессиональной подготовки в вузе. - Специфические особенности развития личности в юношеском возрасте. - Профессиональное самоопределение и развитие личности студента. - Специфика учебной деятельности студентов разных курсов. - Учебный коллектив как малая группа и объект педагогической деятельности преподавателя высшей школы. Психологические основы работы преподавателя с учебными коллективами. | |
Педагогическое общение в условиях высшей школы. | 1.Понятие общения. Общение как обмен информацией, как взаимодействие и как восприятие людьми друг друга. Вербальные и невербальные средства общения. Общение в образовательном процессе. Педагогическое общение как форма взаимодействия субъектов образовательного процесса. Уровни общения: примитивный, стандартизованный, манипулятивный, конвенциональный, деловой, игровой, духовный. Диалогическое общение. Специфика общения преподавателя вуза с аудиторией. 2.Роль коммуникативных способностей в педагогической деятельности. - Культура педагогического общения. - Манипуляции во взаимодействиях преподавателей и студентов (Л.Е. Доценко, Э. Шостром). - Учебное сотрудничество преподавателей и студентов. Условия возникновения учебного сотрудничества. 3. Конфликты в учебном взаимодействии. Пятифакторная модель конфликтных ситуаций в образовании (Б.И Хасан). |
|
|
|
Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
Основная литература
1. Игнатова, В. В. Основы психологии и педагогики высшей школы [Электронный ресурс]: учебное пособие / В. В. Игнатова, Н. А. Красноперова; М-во образования и науки РФ, Сиб. гос. ун-т науки и технологий им. М. Ф. Решетнева. - Электрон. дан. - Красноярск: СибГУ, 2017. - 90 с.
https://library3knew/pdf/izdv/izdv_sibgtu/Ignatova_Osnovyi_psikhologii_2017.pdf
2. Игнатова, В. В. Педагогика и психология высшей школы [Электронный ресурс]: учебное пособие для аспирантов всех направлений подготовки очной и заочной форм обучения / В. В. Игнатова, Н. А. Красноперова, С. А. Сапрыгина; Сиб. гос. ун-т науки и технологий им. акад. М. Ф. Решетнева. - Электрон. дан. - Красноярск: СибГУ, 2018. - 98 с.
https://library3knew/pdf/izdv/izdv_sibgtu/Ignatova_Pedagogika_2018.pdf
2. Коротаева, Е. В. Образовательные технологии в педагогическом взаимодействии: учеб. пособие для вузов / Е. В. Коротаева. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 181 с. — (Серия: Образовательный процесс). — ISBN 978-5-534-10298-7.Режим доступа: https://biblio-online.ru/book/obrazovatelnye-tehnologii-v-pedagogicheskom-vzaimodeystvii-429700
3. Фуряева, Т. В. Психолого-педагогическая диагностика: учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры / Т. В. Фуряева. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 247 с. — (Серия: Авторский учебник). — ISBN 978-5-534-09285-1. Режим доступа: https://biblio-online.ru/book/psihologo-pedagogicheskaya-diagnostika-427570
4. Шнейдер, Л. Б. Психология идентичности: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Л. Б. Шнейдер. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 328 с. — (Серия: Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-09779-5. Режим доступа: https://biblio-online.ru/book/psihologiya-identichnosti-428562
5. Леонов, Н. И. Психология делового общения: учеб. пособие для бакалавриата и специалитета / Н. И. Леонов. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 193 с. — (Серия: Университеты России). — ISBN 978-5-534-09235-6. Режим доступа: https://biblio-online.ru/book/psihologiya-delovogo-obscheniya-427493
6. Смирнов, С. Д. Психология и педагогика в высшей школе: учеб. пособие для вузов / С. Д. Смирнов. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 352 с. — (Серия: Образовательный процесс). — ISBN 978-5-534-08294-4. Режим доступа: https://biblio-online.ru/book/psihologiya-i-pedagogika-v-vysshey-shkole-434305
7. Синякова, М. Г. Педагогическая акмеология: учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры / М. Г. Синякова, Э. Э. Сыманюк. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 210 с. — (Серия: Университеты России). — ISBN 978-5-534-06717-0. Режим доступа: https://biblio-online.ru/book/pedagogicheskaya-akmeologiya-442047
8. Ксензова, Г. Ю. Инновационные процессы в образовании. Реформа системы общего образования: учеб. пособие для вузов / Г. Ю. Ксензова. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 349 с. — (Серия: Образовательный процесс). — ISBN 978-5-534-06899-3. Режим доступа: https://biblio-online.ru/book/innovacionnye-processy-v-obrazovanii-reforma-sistemy-obschego-obrazovaniya-442099
9. Дрозд, К. В. Проектирование образовательной среды: учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры / К. В. Дрозд, И. В. Плаксина. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 437 с. — (Серия: Образовательный процесс). — ISBN 978-5-534-06592-3. Режим доступа: https://biblio-online.ru/book/proektirovanie-obrazovatelnoy-sredy-442026
10. Байбородова, Л. В. Методология и методы научного исследования: учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры / Л. В. Байбородова, А. П. Чернявская. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 221 с. — (Серия: Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-06257-1. Режим доступа: https://biblio-online.ru/book/metodologiya-i-metody-nauchnogo-issledovaniya-437120
Дополнительная литература
1. Матяш, Н. В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение [Текст]: учеб. пособие для вузов / Н. В. Матяш. – М.: Академия, 2011. – 144 с.
2. Педагогические технологии [Электронный ресурс]: электрон. учеб.-метод. комплекс / сост. А. А. Смирная. – Красноярск, 2012. – Режим доступа: https://vk.sibgtu.ru/
3. Самыгин, С. И. Психология и педагогика [Электронный ресурс]: учебное пособие / С. И. Самыгин, Л. Д. Столяренко. – М.: КНОРУС, 2012. – 480 с. ЭБС «BOOK». Ссылка на текст учебника: https://www.book.ru/view/908004/2
4. Столяренко, Л. Д. Психология и педагогика [Текст]: учеб. пособие / Л. Д. Столяренко, В. Е. Столяренко. – М.: Юрайт, 2011. – 671 с.
5. Теория обучения [Электронный ресурс]: учебное пособие / под ред. Г. И. Ибрагомова. – М.: Гуманит. изд. Центр «ВЛАДОС», 2011. – 383 с. ЭБС «BOOK». Ссылка на текст учебника: https://www.book.ru/view/904820/2
6. Янова, М. Г. Профессиональная подготовка педагога в вузе в контексте становления и развития его организационно-педагогической культуры [Текст]: монография / М. Г. Янова, В. А. Адольф. – Красноярск, 2013. – 544 с.
7. Янова, М. Г. Формирование организационно-педагогической культуры будущего учителя (теоретико-методологический аспект) [Текст]: монография / М. Г. Янова, В. В. Игнатова. – Красноярск: КГПУ им. В. П. Астафьева, 2011. – 250 с.