Феноменологическое исследование




Данная тактика ориентируется на поиск общего смысла, значения жизненного опыта индивида или индивидов. При этом жизненный опыт рассматривается безотносительно к реальным фактам жизни, а строится его общая картина, основываясь на интуиции исследователя. Из значения опыта одного индивида строится его общее универсальное значение для тех, кто имел аналогичный прожитый опыт. При этом предполагается, что исследуемый смысл действительно есть и он исследуется как определенный социальный феномен.

Восхождение к теории (grounded theory)

Тактика предполагает рассмотрение конкретной жизненной ситуации как формы проявления определенного феномена, который подлежит теоретизированию – обобщенному абстрактному представлению в виде теоретического утверждения или гипотез относительно данного феномена, наблюдаемого в реальной практике.

Технология: исследователь собирает из разных источников информации многоаспектные данные о конкретных событиях, действиях или отношениях людей; группирует и связывает разнородные данные в обобщенные категории. Поэтапно поднимаясь ко все более абстрактным категориям и научным концепциям он в результате конструирует их в «теоретический случай». Это позволяет представить наблюдаемый случай в виде самостоятельной авторской версии относительно природы данного феномена.

Социолог, выбирающий тактику «восхождения к теории» должен:

-Ориентироваться на теоретическое видение ситуации и ее составляющих;

-Несмотря на индуктивный и творческий характер методики, помнить, что она предусматривает систематический подход и определенные стадии анализа;

-Прочувствовать ту степень абстракции, которая обеспечивает, с одной стороны, конкретность (заземленность) теории, а с другой – ее категориальный характер в научных терминах.

-Созданная теория должна хорошо объяснять центральный феномен, определять условия, при которых она «работает», и предусматривать следствия, вытекающие из данной теории.

 

Методы качественного исследования: общий обзор

Качественные методы – методы, в которых основой исследования является способность (мастерство) интервьюера или наблюдателя получать уникальные данные от объекта исследования. Инструментарий – неструктурированный, нестандартизированный (то есть, иногда нет конкретного плана работы). Качественные методы часто используются на начальных стадиях соц. исследований для описания проблемы, а также в этнографических и других исследованиях.

 

  Примеры качественных методов: наблюдение глубинное интервью фокусированное интервью традиционный анализ документов визуальные методы анализа: (анализ рисунков, анализ фотографий, фоторепортажи и др.)

Общие черты, характерные для качественных методов:

1. Ориентация на изучение каждодневной практики социального взаимодействия;

2. Изучение неструктурированных источников текстовой информации как живых образцов устной или письменной речи, содержащих субъективные свидетельства о социальном существовании индивидов и практике взаимодействий с другими людьми;

3. Кроме текстовой информации используются и другие разноплановые данные об объекте интереса;

4. Анализ предполагает всестороннее описание и интерпретацию состояния социального феномена в единстве его внутренних взаимосвязей.

 

Метод наблюдения

 

  Наблюдение – прямая регистрация события очевидцем. Наблюдение – метод целенаправленного, определенным образом фиксируемого восприятия объекта

 

 

 

 

Классификация разновидностей метода наблюдения:

 

1. По положению наблюдателя:

А) Включенное (соучаствующее): исследователь опосредовано или непосредственно включен в процесс жизнедеятельности наблюдаемых и принимает в нем активное участие.

-«Участник» - чье истинное лицо и цели неизвестны наблюдаемым. Он вступает в группу и работает наравне с другими членами. Недостаток: опасность необъективности материала, сложно по реализации.

-«Участник-наблюдатель» - участие социолога не секрет для группы.

-«Наблюдатель-участник» - наблюдение носит более формальный характер, контакт минимален. Исследователь не скрывает своих целей.

-«Наблюдатель». Сходно с невключенным наблюдением. Наблюдаемые не знают задачи, контакт осуществляется, когда к этому принуждает ситуация.

 

«Стимулирующее» - наблюдатель – источник поведения наблюдаемых. Он их провоцирует.

Степень включенности наблюдателя в исследование определяется целями и задачами исследования.

Б) Невключенное наблюдение – исследователь находится в стороне от исследуемой ситуации, не участвуя в ситуации наблюдения.

2. По степени формализованности:

Неструктурированное – Вид наблюдения, при котором исследователь не определяет заранее, какие элементы изучаемого явления он будет наблюдать. Задача – наблюдение за объектом в целом или за его основными составляющими. Техника данного вида наблюдения заимствована из антропологии. С помощью данного вида наблюдения мы можем выяснить границы объекта и его основные элементы, определить какие из этих объектов наиболее значимы, и получить информацию о взаимодействии элементов. Применяется на начальных этапах разведывательных, аналитических исследований.

 

3. От элементов контроля при проведении наблюдения:

Неконтролируемое (нестандартизированное): исследуется реальная жизненная ситуация при постановке лишь общей задачи – описать то или иное явление. Зависимость от квалификации наблюдателя, нет плана наблюдения. Опасность субъективного отношения наблюдателя к объекту.

 

4. По условиям организации:

А) Полевое (в реальной жизни);

Б) Лабора торное (условия окружающей среды определены исследователем – в исследованиях экспериментального плана).

 

5. Самонаблюдение- (хронометраж).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: