Фокусированное интервью - разновидность интервью, определяющая качественную оценку в понимании одной и той же проблемы или явления множеством людей. Группы интервьюируемых в целом должны репрезентировать некую общность, относительно которой решается данная проблема. |
Состав группы определяется целью и задачами исследования. Это могут быть представители полярных общностей (сторонники и противники политических партий, и др.); гомогенная группа (студенты, пенсионеры, представители одной профессиональной группы), «целевая» аудитория (слушатели какого-либо источника средств массовой информации), «случайная» аудитория (люди, внезапно пережившие общее бедствие). Численность таких групп – от 6 до 12 человек.
Дискуссия, как правило, фиксируется на аудио- и видеокассеты, чтобы в дальнейшем проанализировать вербальные и невербальные реакции членов фокус-группы с точки зрения цели и задач исследования.
Проводит дискуссию модератор- специалист по проведению фокус-групп.
Заранее разрабатывается план проведения дискуссии. Он называется «гайд», «топик-гайд» или «сценарий».
По итогам проведения фокусированного интервью формируется документ «транскрипт»- запись беседы с участниками.
Условия проведения фокус-группы:
1) интервьюируемые лица должны быть участниками определенной ситуации (они просмотрели фильм, приняли участие в психологическом эксперименте…и т.д.);
2) гипотетически важные элементы, характер, процессы и общая структура данной ситуации заранее проанализированы социологом (на основе этого социологом выдвигаются гипотезы);
3) разрабатывается руководство для исследователя, проводящего интервью, в котором очерчиваются важные для исследования гипотетические предположения;
|
4)интервью фокусируется на субъективных переживаниях лиц по поводу заранее проанализированной ситуации в попытке получить от респондентов их собственное определение данной ситуации.
«Фокусирование на проблеме» означает концентрацию усилий модератора на изучении одной проблемы или какого-либо ее аспекта.
Типы фокусировокзависят от цели и задач исследования:
Фокусирование на «проблеме»: (фокусирование проблемы; принятие решения по поводу необходимой информации; формулирование конкретных вопросов, которые следует задать для получения необходимой информации; принятие решений по поводу стратегии, методов, при помощи которых предстоит получать ответы на вопросы);
Фокусирование на источнике информации – тенденция некоторых слушателей оценивать источник информации, а не саму информацию. Возможна ситуация фокусировки внимания на каком-либо респонденте, в случае если он чем-то не понравится интервьюеру;
Фокусировка на фактах: факты вторичны по отношению к мыслям и идем. (Интервьюер может получить большое количество ненужной информации) – ошибочный тип фокусировки;
Самофокусирующееся интервью (клиническое, психологоаналитическое) – применяется в практике психологов. Роль интервьюера здесь – помочь респонденту самому сфокусировать свои мысли.
Глубинное интервью
Глубинное интервью - неструктурированное, прямое и личное интервью, неформальная личная беседа, проводимая по заранее намеченному плану и основанная на использовании методик, побуждающих респондентов к продолжительным и обстоятельным рассуждениям по интересующему исследователя кругу вопросов. |
|
ВИДЫГЛУБИННЫХ ИНТЕРВЬЮ: По количеству респондентов: -индивидуальное интервью; -диады -триады -квадры |
В диадах, триадах и квадрах требуется интервьюер более высокой квалификации, чем в индивидуальных интервью (из-за возможных конфликтов).
Структурная единица глубинного интервью в опросном листе, не вопрос, а тема. По итогам проведения глубинного интервью формируется транскрипт (стенограмма), - документ, в котором зафиксирован текст проведенного глубинного интервью.
Индивидуальные интервью –интервью с одним респондентом.
Парные интервью – интервью с двумя респондентами одновременно (знакомые люди, супружеские пары, родитель с ребенком и др.). Используются в случаях, когда необходимо исследование разницы отношения и поведения, а также когда целью исследования является глубинное понимание относительно тех проблем, которые решаются совместно.
Триангулярные интервью – интервью с тремя респондентами. Каждый респондент отбирается таким образом, чтобы представить определенную точку зрения относительно предмета обсуждения. Исследование проводится таким образом, чтобы стимулировать выражение разных точек зрения и таким образом моделировать разные модели поведения.
«Квадры» – четыре респондента.