Анализ объема производства и реализации продукции предприятия




 

Ассортимент вырабатываемой продукции ООО «Махаон» широк и разнообразен, насчитывает до 180 наименований. Это хлеб, булочные изделия, кондитерские изделия, бараночные, пряничные, конфеты в ассортименте, неженка, мармелад, рулеты, торты, пирожные, восточные сладости мучнистые и типа вязких конфет.

Начало 2000 г. проходило для фирмы под знаком жесткой конкуренции внутри города и республики со стороны аналогичных предприятий (в частности ГУП «Марийский хлеб», «Сувенир»), производящих однотипную продукцию. Это привело к снижению объемов валовой выручки за реализованную продукцию по сравнению с 1999 г. К тому же предприятие имеет большие объемы просроченной дебиторской задолженности, что негативно сказывается на наличии собственных оборотных средств. Во второй половине 2000 г. положение несколько улучшилось. Крупные объемы стали реализовывать в Нижегородской области, в Москве, где покупатели рассчитываются своевременно; часть продукции реализуется по обмену на сырье. Все цеха, кроме тортового, перешли на двухсменную работу.

Если рассматривать основную часть рынка сбыта, на которой действует ООО «Махаон», то конкурентами являются предприятия, выпускающие сходную продукцию (хлеб, хлебобулочные и кондитерские изделия). Это хлебозаводы №№ 1, 3 (государственное предприятие фирма «Сувенир»), 4 (фирма «Марийский хлеб») и частные хлебопекарни. Но, учитывая, что хлебозавод №1 находится на реконструкции, а частные хлебопекарни выпускают около 20% от общего объема продукции на рынке, то основными конкурентами остаются фирмы «Сувенир» и «Марийский хлеб». Данные предприятия предлагают также широкий ассортимент хлеба, сдобных булок и батонов, тортов и пирожных, имеют собственные торговые точки. Внедрение прогрессивных технологических схем, предусматривающих интенсификацию приготовления теста, сокращения потерь сырья, уменьшения отходов, полученных в процессе производства и улучшение качества изделий являются гарантом выживаемости фирм на рынке. В целях завоевания рынка фирмы выбрали неценовую конкуренцию (выделение товаров посредством качества, продвижения, упаковки, поставки, сервиса и других маркетинговых факторов)

Анализ объема производства ООО «Махаон» по показателям реализованной и товарной продукции приведен в табл. 1.1.

 

Таблица 1.1. Динамика объема производства ООО «Махаон»

Год Реализация / Товарная продукция в сопоставимых ценах 2000 г., тыс. р. Темпы роста товарной продукции, %
базисные цепные
  59894 / 60523    
  72503/73086 120,8 120,8
  89851/90586 149,7 123,9

 

Наблюдаем постоянное увеличение объемов как реализованной, так и товарной продукции предприятия, в целом, за 2000-2001 года товарная продукция предприятия возросла на 49,7%.

Анализ показателей производства в натуральных единицах измерения приведен в табл. 1.2.

 

Таблица 1.2. Динамика объемов производства по видам продукции за 2000-2002 гг. (тонн)

Вид продукции Объем производства Изменение (+, -) Темп роста, %
2000 г. 2001 г. 2002 г. 2001 г. к 2000 г. 2002 г. к 2001 г. 2001 г. к 2000 г. 2002 г. к 2001 г.
1. Хлебобулочные изделия 2. Кондитерские изделия 3. Макаронные изделия 4. Тортовые изделия                             -609     -8            

 

Итак, объем производства рассматриваемого предприятия по всем видам продукции возрос по сравнению с базисным 2000 годом, кроме хлебобулочных изделий.

Производство хлебобулочных изделий увеличилось в 2001 году на 6% по сравнению с 2000 годом, что в натуральном выражении составляет 228 тонн. В 2002 году производство данного вида изделия упало на 16% по сравнению с предыдущим годом.

Объем производства кондитерских и макаронных изделий вырос на протяжении всего рассматриваемого периода (соответственно на 76% и 40%). Выпуск тортовых изделий вырос в 2001 году на 30% (25 тонн) по сравнению с 2000 годом, в 2002 году незначительно уменьшился по сравнению с прошлым 2001 годом.

Реализация хлебобулочной продукции в ООО «Махаон» осуществляется самостоятельно, через единую сбытовую сеть, на основе связей с заготовительными, транспортными организациями и прочими посредническими структурами. Наиболее выгодными каналами сбыта продукции на рассматриваемом предприятии являются одноуровневые посредством фирменной торговли и торговли на рынке.

Наибольшая реализация на предприятии приходится на нулевой канал сбыта. Но за 2000-2002 гг. его удельный вес снизился с 48,2% до 40,4%. Доля же двухуровневого канала сбыта, наоборот, значительно увеличилась (с 23,5% до 39,6%). Это значит, что с каждым годом возрастает активность частных предпринимателей, которые являются посредниками по реализации. Сбыт через магазины и выездную торговлю возрос с 20,3% до 28,0%.

Предприятие имеет собственные торговые точки по продаже горячего хлеба и других сдобных изделий как в г. Йошкар-Ола, так и в районах центрах республики. Хорошо организованная торговая сеть помогает лучшему сбыту своей продукции с наилучшими его качествами, всегда свежий хлеб привлекает потребительский спрос, тем быстрее для предприятия оборачиваемость оборотных средств.

ООО «Махаон» является крупным поставщиком хлебобулочных изделий. Предприятие поставляет продукцию, кроме столичных магазинов, в Суслонгер, Красный Мост, Озерки, Килемары и другие дальние населенные пункты Республики Марий Эл. Завод также обеспечивает своей продукцией около 20 бюджетных организаций республики Марий Эл (дома-интернаты, детские дошкольные учреждения, школы, больницы и др.). Поскольку тортовые изделия, кроме ООО «Махаон», вырабатывают фирмы «Диана и К» и «Сувенир», предприятие крупные партии тортов поставляет на торговые предприятия Москвы, Самары, Нижнего Новгорода и многих других городов.

Рис. 1.3. Каналы реализации продукции ООО «Махаон» за 2002 год

 

Объем реализации в пределах Республики Марий Эл снижается, это произошло за счет увеличения объемов поставок за пределы республики и расширения основного круга потребителей. Значительную долю в реализации занимают такие регионы, как Татарстан, Чувашия, Москва, а в 2002 г. ещё и Башкирия и Рязанская область. То есть предприятию РООО «Махаон» следует ориентироваться на потребителей республики Марий Эл (особенно г.Йошкар-Олы) и вышеназванных регионов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: