Технологическая карта занятия
ФИО ___________________________________
Образовательная область: «Речевое развитие», интеграция с игровой деятельностью
Тема занятия: Слушание русской народной сказки «Крошечка-Хаврошечка»
Возрастная группа: старшая группа
Цель занятия: понимание смысла волшебной русской народной сказки в процессе ее обсуждения и оценки поступков героев; выполнение игровых заданий по содержанию произведения на интерактивной доске.
Задачи занятия:
обучающие: узнать особенности волшебной народной сказки, ознакомиться с содержанием сказки «Крошечка- Хаврошечка» через ее прослушивание, ответить на вопросы по содержанию произведения, определить смысл, нравственные качества характера, поступки героев сказки.
воспитательные:
- высказать свое отношение, определить нравственный урок сказки «чему нас учит?» (если быть добрым, трудолюбивым и бескорыстным, счастье всегда придёт к человеку, справедливость восторжествует, а зло будет наказано, или останется без вознаграждения);
- соблюдать правила участия в беседе: внимательно слушать собеседника, не перебивать говорящего; правила игры, правила работы с интерактивной доской.
развивающие: проанализировать поступки, черты характера отрицательных и положительных героев сказки, высказать к ним свое отношение и соотнести их со смыслом выражений «Сделав худо, не жди добра» (три сестрицы были очень злые и завистливые, поэтому, когда они хотели сорвать яблочко, деревцо начало их бить ветками). «Доброе дело без награды не останется» - (Крошечка-Хаврошечка делала добрые дела, коровушка -матушка не оставила свою любимицу и после смерти ей помогла. В конце сказки Крошечка-Хаврошечка выходит замуж за доброго молодца);
- воспроизвести по памяти последовательность событий сказки;
- расположить иллюстрации к сказке в определенном порядке; узнать по фрагменту картинки эпизод сказки; собрать из частей целую картинку, назвать эпизод сказки.
Дополнительные задачи (в зависимости от специфики задания):
Игровая: правильно выполнить задания дидактической игры и стать победителем.
Техническая: перемещать изображения по поверхности интерактивной доски с помощью стилуса.
Словарная работа: ознакомиться со значением новых слов, встречающихся в тексте сказки: Хаврошечка – уменьшительное имя Хаврония (радость, солнышко); журят- ругают; рябая коровушка – пестрой окраски, сработано-сделано; глаза смежила- закрыла; холсты-ткань, лиха не знать – горя не знать.
Планируемые результаты занятия:
- дети поймут смысл сказки - если быть добрым, трудолюбивым и бескорыстным, счастье всегда придёт к человеку, справедливость победит, а зло будет наказано, или останется без вознаграждения; выражения «Сделав худо, не жди добра», «Доброе дело без награды не останется» в процессе обсуждения и оценки поступков героев сказки «Крошечка- Хаврошечка»
- выполнят три игровых заданий по содержанию сказки в процессе дидактической игры на интерактивной доске.
Подготовительная работа: разработка дидактической игры «Знатоки русской народной сказки «Крошечка- Хаврошечка», внесение в Центр книги хрестоматию, книгу со сказкой «Крошечка - Хаврошечка»
Материалы и оборудование: SMART – доска, стилусы, хрестоматия для детей старшей группы; интерактивная дидактическая игра по сказке, стол детский, стулья детские по числу участников.
№ | Этапы, продолжительность | Задачи этапа | Деятельность педагога | Методы, формы, приемы | Предполагаемая деятельность детей | Планируемые результаты | |
1. | Организационно-мотивационный этап (3 мин) | Создание у детей положительного эмоционального настроя и направленного внимания на предстоящую деятельность. | 1.Задает вопросы: - знаете ли вы, что такое сказка и какие сказки называются волшебными? (Сказка -вымышленная история, чего не бывает, со счастливым концом. В волшебной сказке происходят чудеса, есть волшебные герои или предметы) | Словесный: репродуктивный и эвристический вопрос | Отвечают на вопросы? | Дети проявят интерес и готовность к знакомству с русской народной сказкой «Крошечка-Хаврошечка» | |
2. Показывает книгу, обращает внимание на ее обложку, аннотирует содержание книги. Предлагает подумать над смыслом пословиц «Сделав худо, не жди добра», «Доброе дело без награды не останется». К каким героям сказки подойдут эти пословицы | Словесный: рассказ; разговор о смысле пословиц Наглядный: показ книги | Рассматривают обложку книги, слушают рассказ воспитателя, высказывают свое понимание пословиц. | |||||
3. Предлагает детям сесть на стулья, напоминая правила сохранения правильной осанки. | Словесный: напоминание, указание | Садятся на стулья, занимают правильную позу. | |||||
2. | Основной этап | ||||||
2.1. | Этап ознакомления с материалом (8 мин.) | Знакомство с содержанием литературного произведения | 1.Проводит словарную работу, объясняет значение незнакомых слов. | Словесный: объяснение | Знакомятся со значением незнакомых слов | Восприятие сказки (эмоциональный отклик на содержание сказки, сопереживание и сочувствие героям сказки) | |
2.Рассказывает сказку. | Словесный: рассказывание сказки | Слушают сказку (восприятие) | |||||
3. Проводит динамическую паузу «Волшебники» | Наглядный: показ Практический: выполнение упражнений. | Выполняют динамические упражнения по показу воспитателя. | |||||
2.2. | Этап анализа изученного материала. Беседа по содержанию сказки | Уточнение характеристик героев сказки и мотивов их поступков. Подведение к пониманию смысла пословиц «Сделав худо, не жди добра», «Доброе дело без награды не останется». | Проводит беседу по содержанию сказки: 1. Что я вам причитала, рассказ или сказку? Почему вы так думаете … 2. О чем эта сказка? Почему так называется? 3. Какими словами говорится в сказке о хозяйке и ее дочерях? 5.Какими словами можно описать крошечку-Хаврошечку (терпеливая, добрая, трудолюбивая...) 4. Кто и как помогал Хаврошечке справляться с тяжелой работой? 5. К кому из героев сказки подходит эта пословица «Сделав худо, не жди добра» 6. Как понимаете слова «Доброе дело без награды не останется» 7. Чему нас учит сказка. | Словесный: беседа, вопросы, - повторное чтение отрывков сказки: - Есть на свете люди хорошие, есть и похуже. К таким-то и попала Крошечка-Хаврошечка. Осталась она сиротой, взяли ее эти люди, выкормили и над работой заморили: … - Дочери только и знали, что у ворот сидеть, на улицу глядеть, а Крошечка-Хаврошечка на них работала: их и обшивала, для них пряла и ткала — и слова доброго никогда не слыхала. - словесный портрет героев сказки | Принимают участие в беседе, отвечают на вопросы, подводящие к пониманию смысла сказки и пословиц «Сделав худо, не жди добра», «Доброе дело без награды не останется». | Дети озвучат смысл/нравственный урок сказки: если быть добрым, трудолюбивым счастье всегда придёт к человеку,справедливость победит, а зло будет наказано, или останется без вознаграждения. Назовут главных героев сказки: зло- отрицательные герои сказки и их качества (мачеха и ее дочери) – злые, ленивые, завистливые. Положительные герои Хаврошечка -трудолюбивая, добрая/заботливая, бескорыстная Коровушка-матушка/яблонька -волшебством помогают девочке сироте, жалеют ее. | |
2.3. | Этап закрепления изученного материала. Дидактическая игра на интерактивной доске. (5 мин) | Закрепление содержания сказки в процессе выполнения дидактической игры на интерактивной доске. | 1. Проводит игру «Знатоки сказки «Крошечка - Хаврошечка». Задание 1. Расставь картинки по порядку развития событий сказки. Задание 2. «Узнай эпизод сказки по фрагменту». Задание 3. «Собери картинку из частей». | Игровой: соревновательная ситуация Практический: выполнение заданий Словесный: инструкция, напоминание. | Выполняют игровые задания, связанные с содержанием сказки. Совместно с воспитателем подводят итог игры, выявляют победителя. | Закрепят содержание сказки (последовательность событий, героев сказки) в процессе выполнения заданий дидактической игры на интерактивной доске. | |
2. Совместно с детьми подводит итоги игры. | |||||||
Зрительная гимнастика | Снятие зрительного напряжения после работы на ИКТ оборудовании. | Проводит зрительную гимнастику | Наглядный: показ Практический: выполнение упражнений. | Выполняют упражнения по показу воспитателя. | |||
3. | Заключительный этап (2 мин) | Подведение итогов деятельности, обобщение полученного результата. Установка на последующую деятельность. | 1. Проводит разговор: о чем интересном и полезном узнали, чему научились. 2. Дает установку на последующую деятельность: в следующий раз познакомиться с другими волшебными сказками. | Словесный: вопросы, напоминание пословиц. | Отвечают на вопросы, высказывают свое отношение к содержанию деятельности. | Дети выскажут свое отношение к содержанию деятельности. | |