Ранняя осень в Любимовске.




Действие первое.

Картина первая

Летний день. Каменные (бывшие монастырские) кельи, в которых размещается интернат для душевнобольных в малонаселенной деревне. На одной келье вывеска самыми крупными буквами «ПНИ». Недалеко деревянный старинный барский дом, выстроенный как сказочный терем, с луковкой-макушкой третьего этажа, но разрушающийся. По деревенской улице рядом с интернатом ходят личности в разнообразной, обыкновенной одежде. Пара человек – в полосатых пижамах. Это обитатели интерната.

Подъезжает легковая машина. Шофер – дядя Петр -- сигналит. Душевнобольные не реагируют, только одна пожилая сумасшедшая подходит к машине. Из машины выходит дядя Петр. Потягивается, разминает ноги, радуясь тому, что долгая езда закончилась.

Дядя Петр. ( Весело, сумасшедшим ) Ну что, шальная братия! Где тут ваш главный? Начальница где живет?

Душевнобольные не реагируют на вопрос. Один ходит, заложив левую руку за спину, правая же опущена и мнет обшлаг рукава робким, скованным движением, не до конца. Другой, с острым птичьим профилем, так же, как это делают птицы, опасливо скосил глаза на машину. Третий повернул голову к машине и открыл кособоко рот. Четвертый -- крепкий упитанный мужик, но что-то тревожное в его выражении лица. У пятого -- интеллигентное лицо, патлы художника и большие глаза, но он выглядит замученным какой-то тихой мыслью, точащей его изнутри. Только пожилая женщина отвечает дяде Петру.

Пожилая сумасшедшая (тревожно). Здравствуйте. Вы откуда?

Дядя Петр. О! Трезвый вопрос. Я корреспондента вам привез, мамаша.

(Из машины выходит Лидия) Вот вам девушка красивая. Из областной газеты. Будет про вашу новостройку писать! Жили вы, мамаша, тужили в монашеских кельях. Говорят, тут монастырь в царские времена был? Потом вас устроили. Районный психический интернат! Психо-не-вро-ло-гический, пардон… А теперь начальство ремонт вам организует. Кельи ваши отреставрируют. Будете жить, как боги.

Лидия (приветливо подтверждает). Да, евроремонт. Здравствуйте. Федеральная программа. Деньги уже пришли. Миллионы. Так что на хорошую жизнь хватит.

Дядя Петр (весело). Да-да, все-е-ем хватит! (Многозначительно подмигивает Лидии) И даже на ремонт останется!!

Пожилая сумасшедшая. (тревожно). Я из Любимовска. Из районного центра. Я там живу! У меня там квартира! Однокомнатная!!! На улице Ленина!

Дядя Петр. Очень приятная весть.Так где же тут ваша начальница? Мне корреспондента провести надо.

Пожилая сумасшедшая. (так же тревожно, глядя куда-то вбок от дяди Петра и Лидии). Я здесь ненадолго! Живу-то я в Любимовске.

Дядя Петр. (ласково обнимает пожилую сумасшедшую за плечи.) Я понял вас, мама. Будем искать. (Отходит от сумасшедших на поиски дома начальницы вместе с Лидией.)

Слышится гогот гусей.

Лидия. Да здесь и деревня! Дым из труб идет. Собаки лают. Вон женщина идет с коромыслом. Неужели еще пользуются коромыслами?

Женщина с коромыслом. Здравствуйте.

Лидия и Петр здороваются.

Лидия. Вы извините. Как же вы тут… живете? С таким экзотическим соседством... (Кивает в сторону гуляющих неподалеку душевнобольных) Не страшно?

Женщина с коромыслом. (ставит коромысло и вёдра на землю) А чего бояться? Они, чудики-то, и по деревне гуляют. И в лес ходют. Тот раз идешь за грибами, а он тут, за кустиком. Да того ведь не страшно, кто сам боится.

Лидия. А Вы полагаете, они сами боятся? Кого же? Вас?

Женщина с коромыслом. А и нас тоже.Кругомбоятся. За себя дюже боятся!!

Дядя Петр. Как бы нам начальницу сего приюта отыскать, поселянка столь же приветливая, как и красивая?

Женщина с коромыслом. Ой, ой, а я гляжу, ты, дяденька, до женского полу охоч. Вон в том доме.

Дядя Петр. (явно не желая отпускать «поселянку») А это что ж у вас вон там (показывает на старинный барский дом) за терем деревянный стоит? Поди, лет двести ему? И пустой, брошенный. Тут бы музей устроить!

Женщина с коромыслом. (ей явно приятно поболтать с приезжими) Ну, двести не двести, а сто тридцать годов есть, старые люди говорят. То дом сумасшедшего барина. И дом-то не простой! Вишь, чего издумано! Тут тебе и два этажа, и перильцы резные, и балконцы. А вон, гляди – последний-то этаж, третий, с луковкой, как у церквы! (таинственным тоном) Тот третий этаж чу-удом построен! Потому как лестницы к нему внутрях – нету!

Дядя Петр. Сломалась лестница, что ли?

Женщина с коромыслом. Нету, тебе говорят, и не было. Так сумасшедший барин придумал. Необъяснимое, говорю, чудо! Не ведет на тот этаж ни единая ступенька в доме!! И вот, слышь-ко, только построил сумасшедший барин тот третий этаж, как сам туда -- неизвестным путём! -- пробрался и там (показывает на себе петлю) повесился! Господи, прости! (крестится)

Лидия. Обожаю легенды! Что же – за сто тридцать лет, наверное, многие пытались туда залезть? (дяде Петру, торжественным тоном, в котором слышится ирония) На таинственный третий этаж, куда не ведет ни одна лестница в доме?

Женщина с коромыслом. (серьезно)Барин завещалпосле смерти его выстроить у деревни женский монастырь. И чтобы завсегда одна монахиня брала грех на душу и молилась за него, значит, за самоубивца. В революцию монашек-то отсюда повымели. А красному комиссару нашептали, будто на третьем этаже барского дома, куда не ведет ни одна лестница, скелет сумасшедшего барина стережет золото. Комиссар за золотом полез. (таинственным тоном) Дошел, слышь, до второго этажа.

Дядя Петр. Ну?!

Кричит неожиданно петух. Все вздрагивают.

Женщина с коромыслом. Кыш, кыш, треклятый! Фу, напужал! (продолжает так же таинственно) Замахнул комиссар топором на потолок. Говорят, слышали крик привидения.

Дядя Петр. Ну?!!

Женщина с коромыслом. (будничным тоном) Провалился комиссар через гнилые доски на первый этаж. Шею сломил и помер. С той поры уж сто лет никто на третий этаж не лазит. А в кельях монашек теперь ПНИ.

Лидия. Какие пни?

Из кельи с вывеской «ПНИ» выходит Тамара Афанасьевна.

Тамара Афанасьевна. ПНИ расшифровывается как «психоневрологический интернат». А я его начальница. Тамара Афанасьевна. День добрый.

Лидия. Очень приятно. Здравствуйте. Корреспондент областной газеты. Лидия Никольская. А это, как он мне рекомендовал себя, дядя Петр. Мой любезный провожатый. (взглядывая на дядю Петра) Он из райцентра, Любимовска. Приехал сюда за какой-то вашей пациенткой.

Дядя Петр. Да-да, позже… Вы беседуйте. А я, пожалуй, погляжу на таинственный (иронично, но заинтересованно) дом сумасшедшего барина!.. Вдруг золото отыщу?! (Женщине с коромыслом) Позвольте Вам помочь? (Берет на плечи от нее коромысло и уходит с женщиной, бравым голосом скандируя) «Двенадцать человек на сундук мертвеца. Йо-хо-хо. И бутылка рома!»

 

Лидия и Тамара Афанасьевна проходят сквозь двери с вывеской «ПНИ»

За дверью оказывается жилая комната. В ней стол со скатертью, цветы в горшках, прочие разнообразные предметы домашней обстановки. Слышится недалеко мычание коровы.

Лидия (Тамаре Афанасьевне). Вы здесь и живете? В интернате?

Тамара Афанасьевна. Отсюда удобнее. За ними глаз да глаз. Вот только (показывает) -- плотные занавески на окнах. Больные в окна заглядывают. А собаку нельзя, собака их зажрёт. Кинут в нее камнем, она и зажрет. Хотите молока? Я корову с утра доила.

Лидия. (восторженно) Я – очень! -- люблю парное молоко! Меня в детстве бабушка поила… Да! Я с удовольствием!

Тамара Афанасьевна (сильно прижимает к груди трехлитровую банку и ловко переворачивает ее над чашками, чтобы не пролить ни капли). Наши больные ещё не то могут, погодите, я вам расскажу! (садится и с удовольствием начинает рассказывать). Одна больная всё ходит с блокнотом и ручкой, записывает. Чего, спрашиваю, пишешь? А она мне: всё-о пишу, все непорядки в интернате записываю. Потом, мол, письмо отошлю, куда следует. Я блокнот у ней отобрала. (отпивает молоко, вольготно откидывается на стуле). И что вы думаете? В блокноте -- каракули! Вот как у трехлетнего ребенка, как дети царапают и думают, что пишут. (Смеется) А вот вам свежий анекдот! Привезли недавно -- ну, в рамках программы ремонта -- новое оборудование для прачечной. Дорогое, импортное! Супермашинка для глажки. С одной стороны в машинку пижаму надо сувать, с другой она глаженая выходит! Так наши идиоты пижамы вместе с тапочками закладывают! Тапочки застряли, поломали прибор!!!» (приглашает смехом Лидию смеяться вместе с нею, Лидия нерешительно улыбается).

В окно через небольшую щель между приоткрытыми занавесками заглядывает чье-то любопытное лицо.

Тамара Афанасьевна. Кыш! Кыш! (машет, как на собаку. Лицо исчезает.)

Лидия. Вы давно тут живете?

Тамара Афанасьевна. Двадцать лет.

Лидия. Скажите… Как сходят с ума?

Тамара Афанасьевна. Если бы это знали, девочка, то и сумасшедших было бы меньше! Вы видали дом сумасшедшего барина?

Лидия. С третьим этажом, куда не ведет ни одна лестница…

Тамара Афанасьевна. Вот и здесь так. (показывает на себе) На третий этаж (показывает на голову) вдруг исчезает лестница. Все, что ниже, функционирует нормально. А в этом месте – провал – и третий этаж – недоступен! У некоторых, скажу я Вам, при этом первый этаж (показывает на себе) та-ак хорошо функционирует (качает головой) - - и смех, и грех!! Да вот Вам и образец. (Показывает на бегущего к дому дядю Петра. За ним гонится молодая сумасшедшая, в полосатой пижаме, странно, осторожно, на кончиках носков.

Дядя Петр. (вбегает в дом и захлопывает дверь. Весело) Уф! Весело тут у вас! Насилу отбился!!! Представьте: пошел к озеру купаться. Жара! И тут – этакая русалка! (молодая сумасшедшая робко стучит у двери, к концу речи дяди Петра уходит). Говорит, я в тебя влюбилась! У тебя, говорит, грудь волосатая! И за волосы на груди -- хвать! (Довольно гладит вожделенную молодой сумасшедшей грудь и смеется) Тамара Афанасьевна! Могу я у вас свою жемчужину взять?

Тамара Афанасьевна. Жемчужину? Моё сокровище? Да она моей дочке пятерку по английскому наколдовала. А грант на ремонт мы бы выиграли? Никогда, если б не жемчужина!!!

(Лидия смотрит недоуменно на обоих. Привстает и поворачивается к двери.)

Тамара Афанасьевна (Дяде Петру, обращая внимание на Лидию). Напугали девушку! Она думает, мы с вами тоже того… с катушек съехали. Жемчужина, Елена Анатольевна - - пациентка моя. Да вот она и идет! (Заходит Жемчужина) Голова – Дом советов! Все бумаги она мне на грант по ремонту оформила. Дочку, Маруську, английскому на пять выучила. Учительница она. В школе Любимовска, райцентра.

Жемчужина молчит и явно стесняется.

Дядя Петр. Ну, расхвалили племянницу мою.А и то – за дело расхвалили!Пойдем, Ленушка, собираться! (Уводит Жемчужину, взяв ее за руку, как ребенка)

Лидия (Тамаре Афанасьевне, с крайним удивлением и несогласием). Учительница???

Тамара Афанасьевна. А Вы думаете, в Любимовске – городке с населением в десять тысяч человек – богатый выбор учителей английского? Ха-ха. Вам, жительнице областного центра, этого не понять. Жемчужина – на данный момент единственный учитель английского в единственной школе Любимовска. Да и потом… Жемчужина не такая как наши сумасшедшие. (машет и деловито снова прогоняет от окна нескольких больных) Её диагноз -- делириум тременс...

Лидия. О!...

Тамара Афанасьевна. В просторечии -- белая горячка.

Лидия. Но… Учительница!!!

Тамара Афанасьевна. А Вы думаете, белая горячкаизбирательна к профессиям? Тут, скорее, важны семейные традиции...Не волнуйтесь. На работе она не пьет.Да… Была когда-то наша Елена Жемчужина отличница, гордость школы. На олимпиады районные ездила. В институт областной поступила -- без блата! Выучилась, учительницей английского стала.(задумывается)

Лидия. Но как же она поступила в школу работать, если?..

Тамара Афанасьевна. Не заметили. Скажу Вам как врач. Грань между патологией и нормой весьма расплывчата! Особенно в наше сумасшедшее время… Вот Вы – Вы сами не боитесь ли сойти с ума? (дружески смеется) Нет-нет. Вы нормальны… Это оттого, что Вас еще жизнь не била по голове… (Лидия смеется, а Тамара Афанасьевна пристально вглядывается ей в лицо и продолжает раздумчиво) А между тем, Вы весьма восторженны...

Лидия. О, поверьте, не боюсь! Для этого у меня было слишком счастливое, благополучное детство! Моя психика защищена щитом. Бронёй!

Тамара Афанасьевна. Это сильный щит. Но не всемогущий. (доверительно)

Открыть Вам тайну – как всё-таки сходят с ума?

Лидия. Да! Очень интересно! Так Вы всё же знаете?!

Тамара Афанасьевна. Да, знаю. Не претендую на научное открытие. Это - - мои наблюдения в течение 20-ти лет. Пойдемте. Я продемонстрирую Вам.

(На улице, соседней с ПНИ, гуляют больные. Лидия и Тамара Афанасьевна выходят из ПНИ и идут по направлению к ним.)

Тамара Афанаьевна (Лидии) Замечаете ли Вы, глядя на наших больных, что-то особенное?

Лидия. Пожалуй. Они гуляют каждый сам по себе! Никто не разговаривает с другими. Но вот – смотрите – смотрите! -- двое все-таки беседуют!

На деревенской улице слышится гогот гусей. Действительно, у забора два человека стоят близко друг к другу и жестикулируют, но несколько заторможенными жестами. Первый: крепкий парень, у второго -- интеллигентное лицо, патлы художника.

Тамара Афанасьевна жестом приглашает Лидию подойти близко к беседующим. Оказывается, что двое сумасшедших говорят одновременно, не слушая друг друга.

Первый сумасшедший. (Декламирует).Я встретил Вас, И всё былое В отжившем сердце ожило, Я вспомнил время золотое – И сердцу стало так тепло… Тут не одно воспоминанье, Тут жизнь заговорила вновь…

Второй сумасшедший. Если в некоторой однородной и изотропной среде два точечных источника возбуждают сферические волны, то в произвольной точке пространства M может происходить наложение волн в соответствии с принципом суперпозиции... Колебание по принципу суперпозиции описывается формулой… Эта формула неверна! Я создал новую формулу!!! {\displaystyle s=s_{1}+s_{2}

Опять гогот гусей.

Тамара Афанасьевна (отходит с Лидией). Гогот гусей гораздо ближе к понятию «общение», чем разговор наших больных. (объявляет) Вот Вам моя теория! Люди сходят с ума от любви -- к себе!!! Здесь (прикладывает руку к своей голове) -- на третьем этаже -- у каждого из нас – клад! Золото! А сердце (прикладывает руку к своему сердцу) – последняя ступенька, ведущая к этому золоту. Если сердце прогнило, рухнет вся лестница. Вот почему наша Елена Жемчужина окончательно не сходит с ума. Я бы сказала больше – в отношении сердца Лена Жемчужина -- самый здоровый на свете человек!

Дядя Петр. (Появляется с Жемчужиной. Поёт «Песню индийского гостя» из оперы Н.Римского-Корсакова «Садко»). Не счесть алмазов в каменных пещерах, Не счесть жемчужин (шутливо кланяется Елене) в море полуденном… (весело говорит) Ну, товарищ корреспондент, машина готова. Едемте в Любимовск!

Лидия, Жемчужина и дядя Петр прощаются с Тамарой Афанасьевной, уходят. Шум мотора. Тамара Афанасьевна несколько поникает головой, ей грустно, но через мгновения она бодрится и возвращается в здание с вывеской «ПНИ».

Картина вторая.

Любимовск, районный центр. На центральной площади стоят вышедшие из машины дядя Петр, Лидия, Жемчужина.

Лидия. Здравствуй, Любимовск!! Город моего детства! Вы знаете? - - я двадцать лет не была здесь!!! Я так соскучилась!!! И теперь готова целовать вот эти камни, круглые милые булыжники его мостовой. Они всё те же! Нет! Я лучше побегу -- поцелую озеро!!! Вон оно – плещется в конце той улицы, я знаю!!! Простите мне мою восторженность! Но здесь проходило каждое мое лето. Детство, бабушка, Любимовск… Мне нужно опустить руки в озеро, омыть лицо его водой. Это вода детства. Она воскресит меня! Я скоро приду. Простите - - вы подождете меня несколько минут?

Дядя Петр. (дружелюбно) Идите, целуйте свое озеро. (вслед убегающей Лидии). Только что Вы нашли хорошего в булыжниках на мостовой? Ходить по ним крайне неудобно! А ездить на машине – еще хуже!

Жемчужина (дяде Петру). А что хочет Лидия посмотреть в Любимовске?

Дядя Петр. О! Наш восторженный корреспондент ищет для своей газеты интересных людей этого города.

Жемчужина. Разве бывают неинтересные?

Дядя Петр. Я так понял, ей нужны чудаки. Те, кто ведет себя необыкновенно. Такой, знаешь ли, племянница, изюм, а, может, перец в нашем пресном ежедневном и насущном каравае!

Жемчужина (задумывается) Я могу познакомить ее с Сэром Амбассадором.

Дядя Петр. Твой Сэр Амбассадор – самый разумный и наихитрейший человек в городе. Что ж, знакомь. Может, хотя бы она выведет его на чистую воду?!

Лидия (появляясь) Я не стала вытирать лицо! Так и шла! Вода из родного озера. Вот мы и встретились, и поцеловались, мой город детства!

Жемчужина. (Лидии) Я могу Вас познакомить… С теми, кого Вы ищете.

Лидия (несколько растерянно глядит с вопросом на дядю Петра и видит, что тот одобрительно кивает головой) Да? Что ж. Я готова.

Втроем они идут по городской улице.

Лидия (жадно вглядывается, оборачивается). Вот детский мир. Сюда бабушка водила меня. Каждую субботу. И покупала игрушку. Это был наш ритуал. Игрушка была дешевая, пластмассовая. На дорогую у бабушки не хватило бы пенсии. Но я ее выбирала сама. (Прохожему, с затаенным волнением) Простите! Что теперь с детским миром? Вы не знаете?

Первый прохожий в Любимовске. Лет десять здесь хозяйственный магазин.

Лидия. Как грустно! А вот почта. (Радостно) Она до сих пор работает! Сюда мы тоже ходили с бабушкой! Довольно часто. Однажды я попросила, чтобы она купила мне открытку. (Дяде Петру). Вы помните – в восьмидесятых годах в Советском Союзе не было такого выбора красивых вещей, как сейчас. И девочки собирали красивые открытки. Обменивались. Я собирала. (Задумывается). Я попросила на этой почте у бабушки открытку, но она мне отказала. Почему? Я не поняла… Открытка стоила пять копеек! (Жемчужиной, весело). А еще, знаете, девочки собирали фантики от конфет! Вы моложе меня, верно, при Вас этого уже не было... Мы заводили альбомы и вклеивали фантики. Открываешь альбом - - и вспоминаешь вкус конфеты. Фантиками тоже менялись…

Жемчужина. Мы пришли. Вы искали самого чудного чудака в этом городе? Он живет здесь!!!

Слышится громкая музыка. Высоцкий, «Ой, Вань, смотри какие клоуны…».

Картина третья.

Те же и Сэр Амбассадор.

Обычный деревенский бревенчатый дом. Но чердак его превращен в жилой полуэтаж, с улицы покрашен в синий цвет и украшен вырезанными из жести серебряными и золотыми звездами. На верхушке дома вместо флюгера – золотая звезда и полумесяц. На полуэтаже есть маленький балкон. Сквозь прутья балкона виден стул, тумбочка, столик – все это украшено так же нелепо, вырезанными из картона красочными фигурками, фестонами и проч. На стуле восседает хозяин нелепого дома. Он завернут в белую простыню наподобие тоги, пристегнутой на груди женской брошью, на голове - - венок из лавровых листьев. Над его головой – яркая вывеска от руки самыми крупными и неровными буквами «AMBASSADOR». Из магнитофона, поставленного рядом, слышится громкая музыка.

Лидия машет хозяину дома. Тот замечает пришедших. Выключает магнитофон с записью Высоцкого.

Лидия с Жемчужиной поднимаются к хозяину дома на балкон. Дядя Петр остается внизу, курит, прохаживается, сидит на скамейке.

Жемчужина. Я привела Вам корреспондента областной газеты.

Лидия. Лидия.

Хозяин дома. Люди зовут меня Сэр Амбассадор. Презрительно, разумеется. Не зовите меня никак. Мы даем друг другу названия, но не называем человеческую сущность.

Дядя Петр (с улицы, язвительно) Принц Гамлет Любимовского уезда. Ха!

Лидия. (сбитая с толку) У Вас… необычный дом!

Сэр Амбассадор. О, самый обыкновенный. Просто я живу (доверительно наклоняясь к Лидии, вполголоса) не здесь. Я живу в другой стране.

Дядя Петр. В другой стране тебя за такие слова посадили бы.

Сэр Амбассадор (беря под локоток Лидию, демонстративно не обращая внимания на дядю Петра).Что Вы видите с этого балкона, милая фея?

Лидия (добросовестно вглядываясь).Улицу. Двухэтажный коттедж. Довольно богатый. Это, кажется, дом здешнего мэра?

Сэр Амбассадор. Это сказочный замок. В нем даже есть лифт с первого этажа на второй. А в замке живет дракон. Каждую ночь ему приводят по красавице. Нет, я возвожу поклёп на красавиц – они приходят сами. Здесь когда-то жила дочь дракона. Но она уехала в Испанию. Или Францию… Или Москву… Сбежала от отца. Это для нее он выстроил лифт с первого этажа на второй. Но лифтом никто не пользуется. Этаж закрыт на ключ. А вот – соседний дом с замком дракона. Это владение доброй графини. Она так добра, что поселила у себя двенадцать кошек. «Я кормлю двенадцать душ», -- говорит она соседям. Графиня выгнала из дома родную дочь с маленьким внуком. Однажды дочь вышла погулять с коляской, а вернувшись, обнаружила, что дверь закрыта на ключ изнутри. Теперь девушка и новорожденный ютятся в трущобах. О, я многое еще могу вам порассказать о жителях нашей сказочной страны!..

Дядя Петр. Расскажи лучше о себе, шут гороховый.

Лидия. (улыбаясь) А кто в этой сказочной стране Вы сами?

Сэр Амбассадор. Я -- дурак. В этой сказочной стране живут только дураки, драконы вроде нашего мэра, добрые люди, как графиня, и невидимки. (последнее слово и следующую фразу Сэр Амбассадор произносит, наклоняясь вниз, громко и явно обращаясь к дяде Петру). Быть невидимкой я считаю самой большой подлостью. А быть драконом или добрым человеком не умею. Поэтому я – дурак.

Лидия. А что значит все-таки слово «Амбассадор» (она указывает на вывеску)

Сэр Амбассадор. Я говорю всем, что это – память об отеле, в котором я отдыхал в юности. В дружественной социалистической Болгарии.

Жемчужина. (Робко) На английском языке «амбассадор» - - посланник.

Дядя Петр. Бездельник он. Пустой человек.

Сэр Амбассадор. В прошлом веке в провинциальной Калуге пускал в небо бумажных змеев взрослый нелепый человек. Мальчишки бросали в него камнями. Это был гениальный Циолковский…

Дядя Петр. Циолковский ракету придумал. А ты только болтаешь. (Лидии, громко) Не очаровывайтесь, товарищ корреспондент! Этого бездельника из Москвы телевидение приезжало снимать. Он тогда в эту простыню завернулся, а еще водочные бутылки с балкона отнес в стеклотару. Мой Вам совет: не глядите на него такими глазами! Та девушка, которую мать выгнала из дома с новорожденным младенцем – она тоже на него так глядела…

Лидия (смущается и отводит глаза от Сэра Амбассадора). Я сделаю несколько снимков для газеты? Хорошо? (снимает Сэра Амбассадора, тот охотно позирует). (Жемчужиной) Идемте, да?

Жемчужина и Лидия спускаются. Дядя Петр вновь присоединяется к девушкам. Они втроем прогуливаются по улице.

Дядя Петр. (Лидии) Чудаки у нас есть. Но… осторожные чудаки! Тут, знаете, меру заставят знать. Но и без чудачества нельзя. Нельзя без чудачества в городе, где население десять тысяч человек… Вот – смотрите – в стену деревянного дома кто-то вделал старый негодный телевизор. Это допустимое чудачество. А вот надпись на заборе. Новенькая! Племянница, что сие значит? Небось, неприличное?

(На доске старого забора выведено красками «desine sperare qui hic intras»)

Жемчужина затрудняется ответить.

Лидия. Это по-латыни. «Оставь надежду всяк сюда входящий»

Дядя Петр. Это дом городского судьи. Видеокамера наверху. Чудака-художника, верно, скоро найдут… Вот кто-то вытащил на улицу из дома игрушечного кота и лошадь-качалку и сделал с ними композицию на цветочной клумбе. А вот, глядите – на одном из кольев забора – выточенный деревянный большой шахматный конь. Ну, вот Вам и все, пожалуй, наши местные чудачества. Чудаки закончились.

Жемчужина. Это дом моего дедушки. Он известный в городе шахматист, еще известный актер местного самодеятельного театра. И тайно пишет мемуары. Об этом знает весь город. Хотите – зайдемте к нему? (Стучит под окном) Ах, его нет дома.

Лидия. Очень жаль.

Жемчужина. Ничего. Мы встретим его в городе.

Лидия. У него есть сотовый телефон?

Жемчужина. Есть, но это не нужно. Мы -- непременно -- встретим его в городе!

Дядя Петр. Это еще одна особенность города с населением в десять тысяч человек. Вы всегда встречаете на улице знакомых. А если человека нет дома – он непременно в одном из трех главных магазинов. Или на одной из трех главных улиц. Больше ему некуда деться. В нашем городе некуда деться!

Лидия. (вспоминает, мечтательно)Да, это правда!Узнаю мой Любимовск! В детстве мы шли по улице с бабушкой, и много прохожих здоровалось с нами! (неожиданно решительно) Я переезжаю к вам!

Дядя Петр и Жемчужина (хором) Вы? Переезжаете?

Лидия. Да. Я сейчас решила. (Елене) Мы не будем встречаться с Вашим дедушкой, известным актером и звездой шахмат. Я познакомлюсь с ним после. (раздумчиво и решительно) Мне всегда не хватало чего-то в жизни!!! И теперь я открыла -- это был – мой Любимовск. Посмотрите только – какие здесь люди!!! Вы все - - все -- прекрасны! И вы, и Ваш дедушка, которого я уже люблю! (Горячо обнимает вместе растерявшихся Жемчужину и дядю Петра). (Затем продолжает горячо) Я всю жизнь прожила в областном центре. И всю жизнь мечтала о побеге. Когда-то я ездила в Москву. Хотела устроиться там. Но Москва – это иная планета. Я рада, что сошла с ее орбиты. Любимовск - - моя планета! Я нашла свою родину! Здесь нет столичного ледяного хамства – этой маски одинокого человека, нет погони за карьерой и мерзостями. Здесь чувства и люди открыты, чисты, как озеро. Здесь время течет, как дождик по крыше любимого дома… Я буду жить… (задумывается и моментально решает) в доме моего отца! Он давно звал меня. Я буду трудиться… (взглядывая на Жемчужину) – в вашей школе! Вам ведь не хватает учителей английского?

Жемчужина. (робко) Да, но… (пытается через робость переубедить Лидию) Не стоит этого делать! Наша жизнь не для Вас!

Лидия (не слушая) Да, это решено! Ведите меня к директору вашей школы!

Дядя Петр (мрачно) Надеюсь, не Сэр Амбассадор причиной этому безумству!? (Уходят втроем)

Картина четвертая.

Школа в Любимовске. Приемная, дверь смежного с приемной кабинета директора закрыта, на ней вывеска «Кабинет директора». За столом в приемной - - секретарша, сидит за компьютером. На столе стоит желтая, среднего размера сумка секретарши.

Жемчужина и Лидия сидят, ждут прихода директора. Входит учительница.

Учительница. (всем) Здравствуйте. (секретарше) Катенька, у Вас сумка новая?

Секретарша. (оправдывающимся голосом) Да нет, какая новая. Давно уже куплена. Просто не носила.

Учительница. Я за журналом восьмого «А» (берет журнал со стола секретарши, оглядывает Лидию, выходит)

Голоса за дверью. Ну как там столичная штучка?

Учительница. Ничего особенного.

Вторая учительница (заходит, здоровается, также берет что-то со стола, оглядывает Лидию). Я за журналом. А у Вас, Катюша, сумка новая?

Секретарша. (вновь оправдывается) Да нет, что Вы, старая. Я про нее забыла! Достала из анналов! (Смеется, приглашая смеяться над последним словом)

Вторая учительница без улыбки оглядывает сумку, Лидию и уходит. Молчание. Секретарша увлеченно смотрит в компьютер.

Лидия. (секретарше) Скажите, пожалуйста. Какая у вас зарплата учителей в школе?

Секретарша. Ой, я такими цифрами не владею. Это у бухгалтера надо спросить.

Лидия. А учителя… в целом довольны?

Секретарша. (отвлекаясь и откровенно глядя на Лидию). Давайте откровенно! Что я думаю, того я Вам не скажу. А что я скажу, того я не думаю. Так зачем мне, извините, зря рот открывать?

Появляется директор. Жемчужина и Лидия здороваются.

Директор школы. Добрый день. (Делает вид, что ей неизвестно о приезде корреспондента, притворно, любезным тоном) Вы ко мне? Я – директор школы.

Жемчужина. Татьяна Макаровна, э то корреспондент областной газеты, Лидия Никольская. (вполголоса, напоминая) Я Вам просила передать…

Директор (без удовольствия) Да, что-то говорили. (Лидии, любезно) Так что Вы хотели?

Лидия. Вообще я приехала сделать репортаж о школе. Как ученикам здесь живется, как учителям. (достает ручку и блокнот)

Директор. (всё тем же радушным тоном, но настаивая на своем) Всё отлично. Зачем репортаж? Не нужно людей тревожить. У нас учебный процесс. Я сама Вам всё расскажу! Школа на пятом месте в районе. Успеваемость хорошая.

Лидия. Участвуют ли учителя во всероссийском конкурсе «Учитель года»? Районном этапе или областном?

Директор. У нас, знаете, коллектив единодушен. Не надо высовываться. Я хочу сказать: не надо себя рекламировать. (с пафосом) Нужно просто работать. Работать хорошо. С любовью к этим… к детям. (указывает на блокнот Лидии) Так и запишите.

Жемчужина смотрит искоса на Лидию.

Лидия (решившись). И второе дело. Я хочу устроиться к вам в школу. Работать. Учителем английского.

Директор. Как же Вы будете совмещать? Вы же в газете работаете? В областном центре к тому же.

Лидия. (объявляет) Я переезжаю сюда, в Любимовск.

Директор (осторожно) И уволитесь из газеты?

Жемчужина деликатно трогает Лидию за рукав, пытаясь ее остановить.

Лидия. (дружелюбно, директору) А я работаю вне штата. Свободна душою как ветер. И телом тоже. Обе этих субстанции готова переместить сюда! А знаете что? Я сейчас, сию минуту подпишу договор с Вами! Перехожу в Ваше распоряжение! (делает шутливый полупоклон)

Секретарша откидывается на стуле, изумленно. В приемной словно темнеет. За дверью приемной в коридоре подходят и прислушиваются несколько учителей. Они негромко переговариваются.

Директор. (осторожно) Что же, нам учителя английского нужны. Не передумаете?

Лидия. Нет. Теперь я знаю, что мечтала об этом всегда!

Директор (секретарше) Екатерина Васильевна, подайте нам бланк договора.

Секретарша приносит бумагу.

Директор (Лидии, осторожно). Это Ваше желание. Подписывайте.

Лидия подписывает документ. За дверью в коридоре умолкают учителя, в приемной становится очень тихо. Жемчужина закрывает одною ладонью глаза…

Директор. (Лидии, резко поменявшимся тоном с любезного и вкрадчивого на властный) Завтра в восемь. Шесть уроков. Форма одежды стандартная для педагога. И больше никакого ветра в голове и прочих местах. За ветром я слежу лично. Приду с проверкой на урок. Катя, у тебя новая сумка? (Секретарша прячет сумку под стол. Директор, не прощаясь, уходит за смежную дверь с надписью «Кабинет директора»)

Секретарша (Лидии) Не наряжайтесь завтра. Директор не любит, чтобы кто-то был одет лучше, чем она. Да и вообще быть чересчур нарядной в Любимовске – большая смелость. При директоре -- одежда похуже. Желательно старая. Никаких украшений. Упаси Вас Боже от туфле / й на каблуках. И не вздумайте сделать прическу.

Лидия. (смеясь, как над шуткой) Какая прелесть! А что будет, если я ослушаюсь?

Секретарша. (серьезно) Не советую Вам это узнать.

Лидия. (Секретарше, стараясь, чтобы прозвучало деликатно) Вы меня извините… Но правильно говорить не «туфлей», а «туфель»…

Секретарша. (Тоже стараясь, чтобы это прозвучало не резко) Советую Вам держать при себе такиемысли.

Учителя за дверью приемной на цыпочках расходятся.

Лидия, забыв про Жемчужину, выходит на улицу за пределы школы. Жемчужина остается в кабинете.

Лидия на улице оглядывается мечтательно.

Лидия. (Пожав плечами) Вот чудаки! Ах, милый, милый город детства! Вот мы и наедине с тобой! Твои улочки, мощеные старинным булыжником! Они бегут то вверх, то вниз. Город стоит на горках. С такой горки я бегала в детстве. Раскрывала руки, как птица, и чувствовала, что лечу-у-у-! Кажется, никто не видит? Я бегу к тебе, мой город! К тебе, мое счастливое прошлое и счастливое будущее! Лови же меня в объятья!!! (раскрывает руки, как крылья самолета, и бежит со сцены за кулисы)

Антракт.

 

Действие второе.

Ранняя осень в Любимовске.

Картина первая.

Дом сэра Амбассадора с улицы. Лидия сдирает вывеску «Амбассадор», бросает вниз с чердачного балкончика все украшения из жести и проч.

Сэр Амбассадор (стоя под балкончиком). Любимая моя Фея! Я сочувствую Вашей личной трагедии. Но к чему же рушить мою крепость?

Лидия. Это не крепость. Видите – не крепость! (кидает вниз очередную рухлядь). И моя личная трагедия не при чем! Начните, наконец, жить как нормальный человек! Я еще (с усилием отдирает что-то и бросает вниз; Сэр Амбассадор отскакивает) я еще заставлю Вас на работу пойти! Фу! Какая комедия! Зачем мы говорим друг другу «вы»? Ты устроишься на работу! И завтра же! Бросишь пить. При этих условиях я останусь с тобой!

Сэр Амбассадор. Вас заколдовали, милая Фея! Лидия! Спуститесь до меня. Расскажите мне обо всём! Ведь Вам некому больше рассказать обо всём!!

Лидия спускается вниз и с Сэром Амбассадором садится на выброшенные с балкона деревянные ящики, в каких перевозят фрукты и из которых прежде были сооружены сидения на балкончике.

Лидия. Что же рассказывать?Я сбежала от своего отца. Пожила в его доме и сбежала. Узнала, что все они меня обманывали! (Плачет, уткнувшись в плечо Сэру Амбассадору).

Сэр Амбассадор. Вы что-то рыдали мне про почту. Что приключилось с Вами на почте?

Лидия. Со мной ничего. Моя бабушка… Мне сорок лет. И сорок лет я считала свою бабушку святым человеком! Она водила меня в детстве здесь, в Любимовске, в детский мир…

Сэр Амбассадор. Да-да, я помню, Вы рассказывали. И покупала Вам игрушку. И вы вместе ходили на почту.

Лидия. На почте бабушка отсылала меня смотреть открытки. А сама – как оказалось -- тайно получала письма. От фронтового друга. Я была увлечена открытками. И ничего не замечала! Теперь, когда мне сорок лет, я узнала о семейной тайне. Двадцать лет назад бабушка умерла. И дедушка обнаружил пачку писем от фронтового друга под ее кроватью.

Сэр Амбассадор. Чем же плохо получать письма от фронтового друга? Я хочу сказать, видимо, это плачевно для Вашего дедушки. Но не для Вас!!!

Лидия. Для меня!!! Для меня тоже!!! Она предала и меня!

Сэр Амбассадор. Чем же?

Лидия. (плача)Всё катастрофичнее.На фронте, в Великую Отечественную… когда бабушка была молодой! и неопытной! она случайно полюбила человека. И… и родила от этого фронтового друга моего папу… Только сейчас я узнала, что мой дедушка мне не родной!

Сэр Амбассадор (утешая) Что ж! Это единственное, за что можно сказать спасибо даже войне. Благодаря ей на свет явились Вы!

Лидия. Вы не понимаете!Вы все не понимаете!! Это означает, что Любимовск - - не моя Родина. Моя бабушка родилась не здесь. А мой дедушка, как выясняется, тоже не отсюда. Я вообще не знаю, откуда он взялся. А так как бабушка, Царство ей небесное… впрочем, уже не знаю… умерла, то никто не может сказать, откуда родом мой настоящий дед. Любимовск – не моя Родина! У меня украли Родину!!! Я нетвердо стою



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: