Княжеская поддержка нуждающихся в X-XIII вв.




ПЕРИОД КНЯЖЕСКОЙ И ЦЕРКОВНО-МОНАСТЫРСКОЙ ПОДДЕРЖКИ С 10 ПО 13 ВВ.

 

К началу IX века у славян завершилось разложение первобытно - общинного строя, на смену родоплеменным отношениям пришли территориальные, политические и военные. В данный период возникают племенные политические союзы, формируются органы власти. В 988 ᴦ. в период правления князя Владимира христианство в православном варианте становится официальной государственной религией Руси. Жители не всех русских земель добровольно приняли крещение, многие были обращены в новую религию насильно. Было уничтожено большинство памятников языческой славянской культуры.

Христианизация Руси оказала влияние на жизнь славян:

· Русь получила единую религию, которая стала выполнять функции государственной идеологии;

· Церковь стала опорой для княжеской власти;

 

 

Церковно-монастырская система благотворительности

В период (X-XIII вв.) только идет складывание институтов церкви, формируется система их финансирования. Финансовая поддержка церкви осуществляется за счёт государственных отчислений (десятая часть княжеских доходов), в связи с этим вся система церковного призрения подконтрольна государственной власти.

Русские монастыри не «специализировались» на каком-либо одном виде помощи, как это было присуще западной церкви. В основном они выполняли четыре основные функции:

1. лечение;

Первая на Руси больница, предлагающая нуждающимся бесплатное лечение и пропитание, скорее всего была организована Феодосием Печерским в Киево- Печерской лавре. Такие больницы стали организовывать и при других монастырях. Для них существовали более или менее однотипные положения, в которых оговаривались расходы на содержание больных, больничных штатов, порядков управления. Больничные здания размещались за монастырскими стенами, в наименее доступных для обстрела участках. К больницам примыкали «прачки», бани, огороды и кладбища. Больничные помещения делились на небольшие келью, разделение пациентов на взрослых и детей не производилось. Во главе больницы стоял старший над больницей – смотритель, обходы врачи совершали к «наутрию».

 

2. Обеспечение неимущих, в виде оказания единовременной помощи натуральными продуктами;

В XIII веке в «Правилах о церковных людях» были более четко обозначены формы социальной помощи церкви: пособия вдовам, приданное девицам, выкуп пленных и др. кроме того, церковь придерживалась мнения, что не надо проводить разбор просящего, а следует сразу же удовлетворить его просьбу. Больше всего раздавалось жизненно необходимых продуктов, так как денежное обращение к тому времени было еще слабо развито.

 

3. обучение;

Одной из форм социальной помощи выступало обучение нуждающихся грамоте или ремеслам.

 

4. контроль;

В Уставе князя Ярослава упоминается дом церковный (либо божий дом) как мера наказания для женщин, они ссылались в монастырь за неверность. Кроме того, церковь обязали контролировать больных и увечных нищих, чтобы те не ходили по городам собирая милостыню, а находили приют в богадельнях.

При церквях и монастырях, которые первое время были закрытыми благотворительными учреждениями, создаются школы, больницы, богадельни, странноприимницы, центры раздачи милостыни старикам, вдовам, убогим.

· При Киево-Печерском монастыре был построен первый особый дом для нищих, убогих, сирот.

· Церковный деятель Ефрем Переяславский в 1090 ᴦ. построил народную каменную баню, а в 1091 – больницу.

· Устав купеческой организации князя Всеволода Мстиславича регламентировал деятельность монастырей: мир выбирал и финансировал церковный клир, чтобы тот оказывал помощь членам мира в старости или в случае болезней.

· Постепенно оформляется закрытая ктиторская монастырская система. Ее особенность заключалась в том, что постригающийся в монашеский сан был обязан принести дар монастырю (дар приносился, как правило, в виде земельных угодий). Так складывается ʼʼпансионнаяʼʼ система поддержки, которая позволяла обеспечивать членов монашеской общины за счёт пожертвований новообращенных.

 

Приходская система

В период монголо-татарского нашествия формируется открытая приходская система помощи и защиты, которая основана на закреплении за храмом или монастырем близлежащих поселений.

В отличие от монастырской приходская помощь была более открытой. В ней сосредотачивалась вся общинная, гражданская и церковная жизнь. Деятельность приходов не ограничивается только оказанием помощи калекам, увечным, нищим, они осуществляют самую разнообразную поддержку от материального вспомоществования до воспитания и перевоспитания. Приход так же являлся территориальной, административной и податной единицей. В памятках древней письменности есть свидетельства, что почти в каждом из приходов существовали богадельни. Помимо административных функций приход, согласно учению Церкви, выступает в качестве общинного института по поддержке больных, немощных, инвалидов, сирот, нищих, которые сопутствуют переселенцам и обретают там свое пристанище. К особо значимым формам приходской благотворительности можно отнести ссуды из церковной казны денег, хлеба, семян. Ссуды выдавались отдельным лицам, а также обществу, часто под залог имущества.

Помимо благотворительных функций приход становится органом общественного контроля:

· епископские суды вели гражданское судопроизводство;

· приход оказывал общине помощь в организации общественных работ;

· приход контролировал сбор податей и др.

Княжеская поддержка нуждающихся в X-XIII вв.

В своем становлении и развитии княжеское попечительство проходит два этапа:

1. с 988 года (крещение Руси) по вторую половину XII века (образование удельных княжеств и распространение христианства на окраинах русских земель);

2. со второй половины XII века до XIII века включительно. В течение второго периода благотворительные функции князя постепенно сливаются с церковно-монастырским призрением.

Первый этап княжеской социальной помощи характеризуется противоборством языческих и христианских тенденций, двоеверием.

По началу княжеская и церковно-монастырская защита незначительна и охватывает только города (к началу XI в. их насчитывалось 20-25, в XI-первой половине XII вв. – около 70, к середине XIII – 150).

На данном этапе ʼʼнищелюбиеʼʼ князей не было связано с государственными обязанностями, а носило благотворительный, добровольный характер, имело функции поддержания авторитета власти и являлось механизмом ослабления социальной напряженности.

Со второй половины XII века начинается второй этап, в течение которого княжеская защита претерпевает существенные изменения:

· идет формирование феодальных отношений;

· намечается тенденция роста монастырского и церковного призрения, идет накопление капитала внутри монастырских феодов;

· князь становится хозяином вотчинником своего удела;

· административное правление князя осложняют монголо-татарские набеги и данничество.

· Теперь помощь и поддержка осуществляется князем только в пределах своей вотчины.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: