Национально-территориальное размежевание в Средней Азии. Образование Таджикской автономной советской социалистической республики




Образование Таджикской автономной советской социалистической республики и её преобразование в союзную республику(1924-1929)


План

 

. Национально-территориальное размежевание в Средней Азии. Образование Таджикской автономной советской социалистической республики.

. Преобразования народного хозяйства и культурная жизнь в Таджикской АССР.

. Преобразование Таджикской АССР в союзную республику Таджикскую ССР.

 


Национально-территориальное размежевание в Средней Азии. Образование Таджикской автономной советской социалистической республики

 

Необходимость создания равноправных национальных республик в бывшей Российской империи была основной из задач ленинского плана обустройства советского государства. Во второй программе Коммунистической партии (РКП (б) в 1918г.) в задаче по национальному вопросу, равноправие всех наций и народов и право на самоопределение наций вплоть до создания национальной государственности было одной из главных задач построения социалистического государства. 30 декабря 1922 года был созван I съезд Советов СССР, на котором были утверждены Декларация об образовании Союза Советских Социалистических Республик и Союзный договор. В составе СССР были образованы РСФСР, Закавказская СФСР, Украинская ССР и Белорусская ССР. Вслед за учреждением СССР важным событием явилось национально-территориальное размежевание народов Средней Азии. После установления Советской власти в Средней Азии образовались Туркестанская АССР(1918г.) Хорезмская НСР(1920г.) и Бухарская НСР(1920г.), где коренные народы обширного края жили разбросанно, не имели своей национальной государственности, определённой устойчивой административной территории. Компартия преследовала цель скорее устранить разбросанность народов, искоренить национальную рознь, укрепить сотрудничество и политическую активность масс в борьбе за построение социалистического общества и содействовать процессу формирования социалистических наций в Средней Азии. Вместе с тем, отмечает А. Мамадазимов, «главным для центральной власти была ликвидация двух самостоятельных государств Хорезмской и Бухарской НСР, легитимность создания этих государств была очень проблематичной на международной арене…. Их ликвидации путём создания национальных республик способствовало и конфессиональное (религиозное) единство региона Средней Азии». Идеи о национально-территориальном размежевании в Средней Азии возникли ещё в 1920 году в связи с сепаратистскими выступлениями пантюркистов, мечтавших об отделении и создании в крае «великого Туркестана». Но гражданская война помешала осуществлению цели.

марта 1924г. Исполком ЦК Бухарской компартии утвердил проект, где предусматривалось создание самостоятельных республик - Узбекской и Туркменской ССР. В отношении таджиков было предусмотрено создание автономной области, состоящей из Каратегина, Гарма и Матчи, в составе Узбекистана. 5 апреля 1924г. Политбюро ЦК РКП(б) одобрило проекты, разработанные местными компартиями. Средазбюро ЦК РКП(б) создало Комиссию по национально-территориальному размежеванию в Средней Азии, состоящую из трех подкомиссий: узбекской, казахской и туркменской. Таким образом, не было образовано таджикской подкомиссии, этому способствовали пантюркистские (панузбекские) взгляды некоторых руководителей, которые игнорировали многовековую историю, культуру и численность таджиков. 12 июня 1924 года ЦК РКП(б) приняло постановление «О национальном размежевании республик Средней Азии», согласно которому была организована таджикская подкомиссия с правом совещательного голоса в составе трех членов Ч. Имомова, А. Ходжибоева и М. Саиджанова. Эта подкомиссия не смогла за короткий срок решить территориальный спор в пользу таджиков. Председатель ЦИК Восточной Бухары, опротестовавший материалы Комиссии, написал письмо И.В. Сталину, требуя восстановления справедливости. После этого письма вновь начались работы по определению территорий таджиков. В последующие месяцы после долгих споров и требований было принято решение о создании Таджикской автономной республики.

14 (27) октября 1924 года вторая сессия ЦИК СССР утвердила решения о национально-территориальном размежевании и образовании Туркменской ССР, Узбекской ССР. Таджикской АССР в составе Уз ССР, Казахской АССР, Каракиргизской и Каракалпакской автономных областей - все в составе РСФСР. В состав Таджикской АССР были включены следующие территории - Душанбинский (Гиссарский), Гармский (включая Дарваз и Ванч), Кулябский, Кургантюбинский, Пенджикентский (включая Фалгарскую волость), Уратюбинский (включая Матчинскую волость) и Сари-Асийскую вилояты (области). 2 января 1925 года была образована Горно-Бадахшанская автономная область, которая вошла в состав Таджикской АССР. Общая территория ТАССР составила 135620 км2, население 739503 человека. Образование нового таджикского государства имело ряд последствий для таджикского народа:

во-первых, создание собственного государства способствовало масштабному привлечению таджикского народа к участию во власти (политике);

во-вторых, наличие национального государства способствовало развитию национального самосознания, государственности и культуры;

в-третьих, оно приостановило многовековую политику моноголо-тюрков по ассимиляции таджикского народа и вытеснению его в горные области.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: