С точки зрения вещественного содержания общественного способа производства являются: — быстрое развитие и использование таких основных видов восстанавливаемой энергии, как солнечная и ветровая, океаническая и гидроэнергия рек; — структурные изменения в использовании существующих невосстанавливаемых видов энергии, а именно: увеличение доли угля в энергобалансе и уменьшение доли нефти и газа, поскольку запасы последних на планете значительно меньшие, а их ценность для химической промышленности намного большая; — создание экологически чистой угольной энергетики, которая работала бы без выбросов вредных газов. Все это требует больших затрат государства на природоохранные цели. В США уже создана экологически чистая угольная энергетика Страны. Поэтому доля угля в энергобалансе США возросла с 12,5 до 23 %, доля нефти снизилась с 45 до 41 %, а газа — с 56 до 21 %; — разработка конкретных мер по соблюдению экологических стандартов: стандартов чистоты воздуха, водных бассейнов, рационального потребления энергии, повышения эффективности своих энергетических систем; — изучение запасов всех ресурсов с использованием новейших достижений НТР. Как известно, сегодня разведан относительно неглубокий слой земной коры — до 5 км. Поэтому важно открыть новые ресурсы на большей глубине Земли, а также на дне Мирового океана; — интенсивное развитие развивающимися странами собственного сырьевого хозяйства, включая перерабатывающие отрасли сырья. Для решения проблемы голода в этих странах необходимо расширять объемы посевных площадей, внедрять передовую агротехнику, высокопродуктивное животноводство, высокоурожайные культуры, эффективные удобрения и средства защиты растений и т. д.; — поиск эффективных рычагов управления процессом роста народонаселения с целью его стабилизации на уровне 10 млрд чел. к началу XXII в.;
|
— прекращение вырубки лесов, особенно тропических, обеспечение их рационального использования; — формирование у людей экологического мировоззрения, что дало бы возможность рассматривать все экономические, политические, юридические, социальные, идеологические, национальные, кадровые вопросы как в рамках отдельных стран, так и на межнациональном уровне, прежде всего, с точки зрения решения экологических проблем, внедрять на всех уровнях принципы их приоритета; — комплексная разработка законодательства об охране окружающей среды, в том числе об отходах. Так, в США, Франции и других странах правительство обязано оказывать предприятиям и организациям техническую и финансовую помощь в переработке отходов, извлечении из них ценных компонентов, проведении научно-исследовательских работ в этой сфере, распространять передовой опыт и др. С этой целью используются налоговые льготы, предоставляются субсидии, снижаются тарифы на перевозку вторичного сырья и т. д.; — наращивание экологических инвестиций.
Основные пути решения экологической, топливно-энергетической и сырьевой проблемы с точки зрения общественной формы (или отношений собственности) таковы: — установление национальной народной собственности на все природные ресурсы. Это защитит их от хищнического использования и в определенной мере ослабит процесс грабежа империалистическими государствами, прежде всего, ТНК, топливно-энергетических и сырьевых ресурсов развивающихся стран; — существенное изменение механизма ценообразования на природные ресурсы; — противопоставление развитым странам стратегии объединения действий стран-экспортеров топливно-энергетических и сырьевых ресурсов. Эта стратегия должна касаться как объема добычи всех видов ресурсов, так и квот их продажи на внешних рынках; — списание всех долгов слаборазвитых стран, сумма которых превысила 2,5 трлн дол. Для выплаты только процентов по этим долгам не хватает средств, полученных от империалистических государств за экспорт сырьевых ресурсов; — необходимость избавления от диктата международных капиталистических организаций, прежде всего, МВФ, заключающегося в том, что предоставление «помощи» развивающимся странам осуществляется при условии выполнения ими практических рекомендаций МВФ (Международный валютный фонд) в области внутренней социально-экономической политики. Так, в Латинской Америке, крупнейшем после США экспортере продовольствия, 25 млн. детей голодают. После того, как МВФ на своих условиях предоставил Аргентине кредит в размере 290 млн дол. и ее экономика стала быстро переходить в частные руки, голод охватил почти половину населения страны; — прекращение гонки вооружений;
|
— наращивание выпуска готовой продукции. Это дало бы возможность
даже при нынешней конъюнктуре цен на мировом рынке значительно увеличить доходы от экспорта; — выделение развитыми капиталистическими странами значительных финансовых, человеческих и технических ресурсов странам третьего мира для разведки, разработки природных ресурсов, их переработки, транспортировки, распределения по справедливым (трансформированным) ценам с целью значительного увеличения валютных доходов, установления экономического суверенитета. За счет этих средств следует интенсивно развивать сельское хозяйство; — прогрессивные аграрные преобразования на селе, ликвидация неоколониальных форм аграрных отношений; — объединение усилий всех стран для решения глобальных проблем, значительное увеличение расходов на преодоление экологического кризиса за счет ослабления гонки вооружений, уменьшения военных расходов. Сегодня на охрану окружающей среды в мире расходуется в два раза меньше средств, чем необходимо для стабилизации экологической обстановки на планете. Целесообразно создать за счет стран, которые причинили наибольший ущерб планете, своеобразный фонд экологической безопасности для ликвидации наиболее угрожающих окружающей среде источников опасности; — проведение природоохранной политики с помощью административно-экономических рычагов стимулирования производства таких автомобилей, техники, электростанций, которые бы не загрязняли окружающую среду, обеспечивали экономию всех топливно-энергетических, сырьевых ресурсов, расширение лесных насаждений, уменьшение отходов и т. д.; — активизация деятельности различных общественных организаций, политических партий, направленной на решение глобальных проблем, создание новых организаций, которые бы считали своей основной задачей сохранение жизни на Земле, создание адекватных, с точки зрения сущности человека, условий для существования на планете; — использование комплекса экономических рычагов управления качеством окружающей среды, в том числе субсидий и дотаций за изготовление экологически чистой продукции, за выполнение государственных экологических проектов; экологические платежи за все виды загрязнения окружающей среды; выплаты за сохранение и улучшение экологических результатов; льготное или дискриминационное кредитование, налогообложение и ценообразование; экологическое страхование и др. В странах ОЭСР используется, в частности, около 150 разных экономических рычагов в этой сфере, из них более 80 видов разнообразных штрафов, свыше 40 видов различных субсидий.
|
Список использованной литературы:
1. Экономическая теория: Учебник / под общ. Ред.акад. В.И.Видяпина, А.И. Добрынина – М.: ИНФРА-М, 2000 – (Серия ''Высшее образование'').
2. Экономическая теория. Учебник / Под ред. Камаева В.Д. М., 2002.
3. Курс экономической теории. Учебник / Под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. Киров, 2002.
4. «Федеральный бюджет России», www.wikipedia.org
5. газета «Бизнес Информ» от 22.01.2007 г.