ГЛАВА 1.Роль розничного кредитования в решении




Макроэкономических задач в Республике Абхазия.

1.1Социально-экономическое развитие Республики Абхазии на

современном этапе

1.2 Место и роль банковского сектора в экономической системе

Абхазии

1.3 Проблемы развития розничного кредитования в банках

Абхазии

ГЛАВА 2.Условия функционирования системы потребительского

Кредитования в России

2.1 Современный рынок банковского потребительского

кредитования в России

2.2 Законодательные основы и нормативное регулирование

потребительского кредитования в России

2.3 Организация системы кредитного процесса в российских

банках

2.4 Анализ оценки доходности потребительского кредитования

в российских коммерческих банках

2.5 Анализ и оценка рисков потребительского кредитования

 

ГЛАВА 3.Перспективы формирования системы потребительского

Кредитования в банках Республики Абхазия

3.1Общие направления совершенствования банковского сектора

Абхазии

3.2 Условия внедрения российского опыта потребительского

кредитования в банковскую практику Абхазии

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

 

 

II. Основное содержание работы

Во введении отражена актуальность темы, сформулированы цели и задачи, определены предмет и объект исследования, теоретическая и методологическая основы исследования, показаны научная новизна и практическая значимость полученных результатов.

В первой главе диссертации рассмотрены макроэкономические аспекты развития Абхазии на современном этапе, а также состояние банковской системы Абхазии и проблемы ее функционирования, доказана необходимость развития банковского потребительского кредитования в Абхазии с целью повышения уровня жизни населения, стимулирования макроэкономического развития. Выявлены проблемы развития розничного кредитования в Абхазии.

В настоящее время главным фактором, негативно влияющим на экономическое развитие Абхазии, является незавершенность политического урегулирования грузино-абхазского конфликта, а также невозможность осуществления внешнеэкономической деятельности в полном объеме вследствие непризнанности политического статуса республики.

При этом развитие Абхазии находится под непосредственным влиянием процессов, происходящих вокруг нее, прежде всего в Российской Федерации. Это обусловлено тем, что Россия – это государство, с которым Абхазия связана исторически, геополитически и экономически. Кроме того, в 2003 году 80% жителей Абхазии приняли российское гражданство, подавляющая часть пенсионеров Абхазии стала получать российскую пенсию, открылось морское и железнодорожное сообщение с Россией, что является прочной основой для дальнейшего усиления интеграционных процессов. Российская направленность внешнеэкономической деятельности Абхазии еще больше усиливается на фоне использования российского рубля в качестве официального универсального платежного средства. Абхазия осталась в едином с Россией рублевом пространстве, хотя официальной договоренности с Россией по этому поводу не имеется. Это означает, что в настоящее время предложение денег в экономике в основном определяется состоянием платежного баланса Абхазии. Следствием этого становится значительное ограничение функций Национального банка Абхазии.

Вместе с тем преимущество Абхазии состоит в том, что при проведении экономических преобразований государственными органами власти учитываются недостатки экономических реформ, имевших место в России, чтобы максимально избежать их повторения и минимизировать их негативные последствия. На переходном этапе в руках государства остаются основные богатства, принадлежащие всему народу Абхазии. В соответствии с Конституцией РА земля является достоянием народа и не подлежит продаже.

Исследования статистических материалов по экономике Абхазии свидетельствуют о положительных тенденциях, достигнутых за последний период в республике. Среднегодовые темпы роста валового объема продукции[1] составляют около 20%. О росте экономики свидетельствуют динамичный рост доходов государственного бюджета и растущая из года в год занятость.

Однако анализ отраслевой структуры производства товаров и услуг показывает, что особенностью развития экономики Абхазии является рост удельного веса торгово-посреднической деятельности, куда перемещается в поисках заработка, большая часть трудовых ресурсов Республики.

В исследовании автор также отмечает, что в настоящее время в РА наибольшую долю в валовом объеме продукции занимает малый и средний бизнес. Малому бизнесу принадлежит важная роль в смягчении социальной напряженности и демократизации рыночных отношений, поскольку они являются основой формирования среднего класса и, следовательно, смягчения присущей рыночной экономике тенденции к социальной дифференциации. Значительный вклад вносит малое предпринимательство в формирование конкурентной среды. Вышеназванные преимущества малого предпринимательства обязывают государство оказывать ему всемерную поддержку, что и осуществляется в настоящее время в Республике. В частности, в 2003 г. был создан «Специальный внебюджетный фонд приватизации», основная задача которого заключается в мобилизации финансовых ресурсов за счет средств от приватизации государственных объектов в целях инвестиционной поддержки субъектов малого бизнеса. За это время 20 млн. руб. было направлено на финансирование проектов малого бизнеса, из них 60% - индивидуальным предпринимателям.

Развитие малых предприятий в Абхазии происходит в основном в посреднической сфере и отраслях, не требующих значительных капитальных вложений – в розничном товарообороте, общественном питании, мелком производстве, отдельных видах сельскохозяйственного производства и в сфере услуг. Между тем, не охваченными рынком остаются сфера научно-технических новшеств и информации, отдельные сферы реального сектора экономики.

Ввиду того, что индикатором социально-экономического развития государства является социальная сфера, автор анализирует ее состояние в Республике на современном этапе.

Проведенный анализ социально-экономического развития Абхазии позволил автору сделать вывод о том, что современная Абхазия сталкивается с комплексом нерешенных социально-экономических проблем, среди которых особое место занимает низкий уровень жизни населения.

По мнению автора работы, улучшение благосостояния населения Абхазии напрямую зависит от развития потребительского кредитования, т.к. кредитование позволяет расширить объем потребления платных услуг и товаров народного потребления, а также позитивно влияет на производство.

Роль потребительского кредита заключается в том, что он очень сильно стимулирует эффективность труда. То есть, получая заработную плату, недостаточную для покупки за наличный расчет необходимых товаров, в частности предметов длительного пользования, люди имеют возможность покупать эти товары в кредит или брать кредит под их покупку. Впоследствии деньги за эти товары должны быть выплачены, поэтому каждый взявший кредит старается не потерять свое рабочее место. Только так клиент банка может быть уверенным в возможности выплатить кредит и зарекомендовать себя перед кредиторами как платежеспособное и добросовестное лицо для дальнейших связей.

Важно также заметить, что потребительский кредит уменьшает текучесть кадров, так как вынуждает людей как можно крепче держаться за своё рабочее место и не терять свою работу, чтобы оставаться платежеспособным и иметь возможность выплатить долг перед банком. Уменьшение текучести кадров благоприятно влияет на экономику страны.

Таким образом, можно отметить, что потребительский кредит является сильным фактором, стимулирующим макроэкономическое развитие.

Главный вопрос, связанный с банковской системой, - это всегда вопрос о ее устойчивости и эффективности функционирования в интересах развития экономической системы страны в целом и ее денежного оборота. Поэтому далее автор раскрывает, что представляет собой банковская система Абхазии, как проходило ее становление и как в действительности обстоят дела с оказанием банками своим клиентам базовых банковских услуг.

Анализ ключевых показателей развития банковского сектора РА в течение 2001-2005 гг. свидетельствует о положительной динамике в этом направлении. За указанный период банковский сектор рос достаточно высокими темпами, росли основные показатели его деятельности: величина активов, капитала, прибыли.

Через кредитные, расчетные и кассовые операции банковская система мобилизирует денежные ресурсы национального хозяйства для кредитования и банковский кредит служит надежным источником обеспечения средствами потребности развивающейся экономики республики. В этой связи автор отмечает, что по данным НБ РА итоги 2005 г. в целом свидетельствуют о стабильном состоянии наличного денежного оборота.

Переход Абхазии к рыночной экономике, преодоление кризиса, повышение эффективности функционирования экономики, создание необходимой инфраструктуры невозможно обеспечить без использования и дальнейшего развития кредитных отношений.

Поэтому автор рассматривает динамику показателей отечественных банков по кредитным отношениям за последние годы, которая свидетельствует о значительной доле розничного кредитования в общем объеме кредитных вложений.

Структура кредитных вложений в Республике Абхазия в 2004-2006 гг. [2]

Таблица 2

№ п/п Наименование ссудозаемщиков на 01.01.04 г. на 01.01.05 г. на 01.01.06 г.
тыс.руб. уд.вес (%) тыс.руб. уд.вес (%) тыс.руб уд.вес (%)
  Госпредприятия   13,2   12,9   14,3
  Негосударственный сектор       39,8   36,3
  Физические лица   46,7   47,2   49,4
  Другие банки   0,1   0,1 - -
  Всего по Абхазии            

 

По мнению автора работы, основными причинами, препятствующими в настоящее время расширению кредитования реального сектора экономики, являются: низкая доходность и кредитоспособность производственного сектора экономики, отсутствие у отечественных банков в достаточном объеме ресурсов долгосрочного характера для авансирования капитальных затрат в расширенное воспроизводство, завышенные процентные ставки коммерческих банков, высокие инвестиционные риски инвестирования реального сектора экономики.

Усиление взаимодействия банков с реальным сектором экономики по линии активного кредитования производства, по мнению диссертанта, может быть обеспечено лишь при соблюдении двух условий: создания экономических предпосылок в реальном секторе экономики и усиления капитальной базы коммерческих банков и повышения их заинтересованности в размещении своих активов в производственной сфере.

Весьма актуальным в настоящее время является развитие в Республике розничного кредитования банками. Это обусловлено, прежде всего, его ролью в социально-экономической жизни страны.

Проанализировав практику предоставления потребительских кредитов банками Абхазии, автор пришел к выводу, что основными недостатками деятельности банков в этой сфере являются:

- отсутствие четко сформулированной кредитной политики, долгосрочных стратегий развития операций на рынке кредитных услуг, отсутствие письменно зафиксированного в виде документа – кредитного меморандума;

- недостаточность внутрибанковской инструктивной базы: отсутствие точных стандартов и утвержденных методик кредитования в виде набора инструкций и положений, регламентирующих порядок проведения операций, списка обязательной кредитной документации, нормативно – методического обеспечения анализа кредитных заявок;

- поверхностная оценка кредитоспособности заемщиков, предъявление заниженных требований к уровню их платежеспособности и надежности;

- отсутствие контроля за целевым использованием кредитов заемщиками, что не позволяет принять превентивные меры в целях избежания ситуации непогашения кредитов и процентов по ним;

- неэффективное управление кредитным портфелем;

- недостаточно частые контакты с клиентом;

- недостаточный внутрибанковский мониторинг за процессом кредитования.

Автор отмечает, что банкам Абхазии предстоит еще создать систему кредитных отношений, способствующую экономическому, политическому и социальному развитию республики.

Во второй главе рассмотрены теоретические аспекты потребительского кредитования, вопросы банковского законодательства в области потребительского кредитования, исследованы основные направления системы потребительского кредитования в России, в частности: организационные аспекты, материально-техническая база и финансовый механизм потребительского кредитования.

Автор отмечает тенденцию «разворота» банков в сторону развития розничных операций, необходимость диверсифицировать активы в условиях снижения доходности всех основных финансовых инструментов.

Банки меняют свою кредитную политику в направлении увеличения объемов потребительского кредитования. Доля кредитов населению в общем объеме кредитов нефинансовому сектору постоянно растет, о чем свидетельствуют данные ЦБ РФ. По данным ЦБ РФ последние четыре года объем выданных потребительских ссуд удваивался ежегодно (на конец 2004 г. объемы кредитования физических лиц составили 573 266 млн. руб., а уже на начало 2006 г. – 1 трлн. 92 млрд. руб.)

Это объясняется рядом причин. Во-первых, кредитовать население значительно доходнее. Кроме того, выдача кредитов населению обычно обременена различными дополнительными сборами и комиссиями. Во-вторых, кредитование населения имеет гораздо большие перспективы для экстенсивного расширения. Лишь относительно небольшой процент граждан пользуется сегодня кредитами. Нет сомнений, что по мере роста благосостояния населения вовлеченность его в кредитные операции будет только возрастать. В-третьих, в кредитовании реального сектора значительно выше конкуренция, подстегиваемая развитием фондового рынка и проникновением иностранных банков. Чтобы продвигать бизнес дальше, банки должны ценить каждого, даже самого мелкого клиента.

Анализ современного российского рынка потребительского кредитования, проведенный во второй главе, позволил автору сделать следующие выводы:

· потребительское кредитование одно из самых динамично развивающихся направлений банковского бизнеса. Оно включает обширный набор программ кредитования;

· взрывной рост рынка во многом объясняется его низкими относительными показателями. В совокупном портфеле ссуд банковского сектора кредиты физическим лицам занимают незначительную долю по сравнению с зарубежными банками;

· валютная структура портфеля кредитов частных лиц распределяется в пользу рублевых ссуд. На наш взгляд, это объясняется следующими факторами, благоприятствующими рублевым кредитам: укреплением реального курса рубля, большими операционными издержками валютных кредитов, простотой выдачи рублевых экспресс-кредитов, связью с товарными кредитами, предоставляемыми магазинами;

· наибольшими конкурентными преимуществами обладают государственные и иностранные банки. Их преимуществом в конкурентной борьбе является дешевизна ресурсов.

В последнее время на рынок розничных услуг все активнее выходят иностранные банки. Они активно импортируют капитал в Россию, обеспечивая тем самым свои кредитные операции дешевыми ресурсами, опираясь на капитал из-за рубежа. Конкуренцию иностранным банкам в этом плане могут составить только ведущие российские банки, имеющие хорошую репутацию, связи на Западе и с высокими правительственными отечественными кругами. Кроме того, конкурентными преимуществами иностранных банков являются более эффективные технологии и системы управления.

В результате при активизации иностранных банков российские банки могут столкнуться с серьезным конкурентным давлением, и как следствие – с потерей значительной части рынка.

На основании проведенной сравнительной характеристики банков России автор делает следующий вывод: банки-лидеры предлагают в сфере потребительского кредитования похожие виды кредитов, варьируются преимущественно программы кредитования - они у каждого банка свои. Процентные ставки на кредиты достаточно высокие, кредиты выдаются на сравнительно небольшой срок, причем заемщик должен выплатить часть стоимости товара, под который приобретается кредит, сразу.

В диссертации рассматриваются также вопросы банковского законодательства в области потребительского кредитования. Автор отмечает основные проблемы, связанные с неурегулированием законодательства в области потребительского кредитования, как с точки зрения банка (кредитные истории, целевое использование кредита, залог), так и заемщика (переложение рисков, информирование заемщика, договорные условия) и делает вывод о том, что в области потребительского кредитования существует ряд нерешенных юридических проблем, которые связаны с недостаточностью нормативной базы, отсутствием необходимой правоприменительной практики.

Далее в диссертации проведен анализ оценки доходности потребительского кредитования в российских банках и сделаны выводы о том, что:

· потребительское кредитование является наиболее доходной операцией российских банков, т.к. характеризуется высоким уровнем процентных ставок, который формируется в результате взаимодействия макроэкономических и политических факторов, степени риска, стоимости привлеченных ресурсов и т.д.;

· финансовая деятельность по предоставлению потребительского кредита предполагает использование различных методов погашения задолженности, а также последовательности определения параметров кредитной сделки, выбор которых зависит чаще всего от статуса кредитора;

· в тарифной политике всех российских банков, работающих на рынке потребительского кредитования, наряду с декларируемой процентной ставкой по кредитному дого­вору, присутствуют различные виды комиссионного вознаграждения. Очевидно, что многочисленные комиссионные существенно увеличивают стоимость потребительско­го кредита по сравнению с указанной в договоре про­центной ставкой. Кроме того, различная база расчета величины вознаграждения банка создает значитель­ные затруднения для определения фактической стои­мости услуги ее непосредственным потребителем.

Большое внимание в работе автор уделяет вопросам кредитного риск-менеджмента, и выделяет проблемы, связанные с риском при потребительском кредитовании.

1. Кредитные операции важны для банков, а, значит, важным становится и разработка комплекса мероприятий по снижению риска кредитных операций и управлению кредитным риском. Управление кредитным риском основывается на выявлении причин невозможности или нежелания заемщика выполнять свои обязательства и определении методов снижения риска. Целью управления кредитным риском является расчет вероятности дефолта заемщика и минимизация потерь банка в случае невозврата кредита.

2. Поскольку потребительское кредитование весьма рисковая операция банков, нужно вырабатывать методы оценки рисков, чтобы в дальнейшем правильно ими управлять. Для этого необходима разработка специфического продукта – системная оценка кредитоспособности заемщиков.

3. Существуют различные подходы к определению риска потребительского кредитования, начиная с субъективных оценок специалистов банка, основанных на личном опыте и на впечатлении о конкретном клиенте, и заканчивая автоматизированными системами оценки риска, основанными на применении математических моделей. Каждая кредитная организация, конечно, сама определяет, какими методами пользоваться, но мировой опыт показывает, что основанные на математических моделях системы являются более действенными, надежными и маневренными. Одной из таких прогрессивных моделей оценки кредитного риска, использующей математические алгоритмы, является модель кредитного скоринга.

4. С учетом происходящих в экономике изменений, а также изменений в структуре населения (главным образом в структуре среднего класса, как основного потребителя данной услуги) систему скоринга необходимо обновлять с учетом цикличности экономики. При разработке систем скоринга должен тщательно изучаться вопрос дифференциации доходов и классификации населения по различным группам.

Из-за высокой стоимости адаптации, подобные системы необходимо разрабатывать каждому банку под свои нужды, либо организовать специальный фонд или ассоциацию, которая за определенные проценты с кредитов будет корректировать систему. Это позволит снизить риски (а соответственно и отчисления на резервы); при этом, не увеличивая проценты по кредитам, т.е. подобная услуга будет полезна как банкам, так и заемщикам.

В этой связи автор отмечает, что на рынке все больше стало появляться услуг, связанных с созданием и адаптацией скоринговых систем. Притом разработчиками выступают как российские компании, так и иностранные. В качестве примера автор рассматривает систему кредитного скоринга dm-Score, построенную на основе технологии углубленного анализа данных data mining, которая может применятся для аналитического обеспечения различных программ потребительского кредитования, в зависимости от имеющихся исходных данных и особенностей программ.

Однако, до тех пор, пока в России не сложились качественные технологии оценки кредитоспособности заемщиков, целесообразно совмещать скоринговый метод с логическим, так как в неотлаженной системе просто необходимо присутствие эксперта, делающего поправки на некоторый ряд факторов.

В третьей главе предложены основные направления развития розничного кредитования в банковском секторе Абхазии и перспективы формирования эффективной системы потребительского кредитования в условиях последовательного преобразования банковского сектора республики и применения российского опыта к условиям Абхазии.

Внедрение и адаптация современных технологий потребительского кредитования в практику банков Абхазии – крупномасштабный и сложный процесс, требующий существенных материальных, трудовых и временных затрат, а также соответствующего уровня развития менеджмента банков. Автор признает, что в настоящий момент большинство банков не готово к их комплексному внедрению. Поэтому автор останавливается на общих стратегических макропроблемах, без решения которых освоение данных технологий невозможно.

В этой связи автор выявил основные проблемы, препятствующие нормальному функционированию банков в сегодняшней Абхазии. Среди наиболее важных и нерешенных на сегодняшний день проблем автор отмечает следующие:

1. современная банковская система Абхазии строилась хаотично, в отсутствии какой- либо политики или стратегии;

2. дефицит дешевых ресурсов для кредитования экономики, вызываемый, в частности: высокими ставками отчислений в фонды обязательного резервирования, режимом формирования данных фондов, отсутствием полноценно работающей системы рефинансирования банков Национальным банком РА, ограниченностью источников пополнения долгосрочной ресурсной базы банков;

3. банковская система не является инвестиционно привлекательной сферой, и ее капитализация находится на недопустимо низком уровне и не позволяет эффективно обслуживать потребности заемщиков. По данным БА на конец 2005 г. суммарный показатель собственного капитала банков Абхазии составил всего 44,8 млн. руб., а его доля в структуре пассивов банков составляет всего 18%;

4. неразвитая инфраструктура и неконкурентный характер банковского рынка;

5. высокие риски кредитования, что обусловлено, во-первых, макроэкономической и политической ситуацией в республике, а во-вторых, тем, что данная услуга сама по себе является высокорискованной. О степени кредитных рисков свидетельствуют данные о значительных суммах задолженности по просроченным ссудам и процентам. На балансах коммерческих банков Абхазии числятся задолженности по просроченным ссудам – 13,7 млн. руб. и просроченным процентам – 6,5 млн. руб.;

6. слабая юридическая защита законных прав и интересов кредиторов;

7. значительные затраты и низкая рентабельность банковской деятельности;

8. низкая доступность банковских услуг для населения и предпринимателей и т.д.

Автор выявил также факторы юридического, экономического, бюрократического характера, препятствующие развитию кредитования населения в Абхазии, в том числе:

· недостаточность правового обеспечения потребительского кредитования;

· проблемы и противоречия в действующем законодательстве, его несоответствие по ряду важных параметров правовым нормам, принятым в развитых странах, особенно в части защиты интересов кредиторов и возможностей органов банковского надзора по применению корректирующих мер к проблемным кредитным организациям;

· неразвитость и системная неустойчивость отечественного банковского сектора, порождаемые, с одной стороны, малым количеством банков, а с другой - преобладанием кредитных организаций с крайне низким уровнем собственной капитализации;

· низкая степень взаимного доверия между экономическими контрагентами вследствие отсутствия должной ответственности за выполнение принятых обязательств, включая в понятие экономических контрагентов и государство.

В целом развитие кредитных отношений в Республике Абхазия происходит довольно неравномерно, существуют нерешенные теоретические и практические вопросы кредитного процесса. Автор полагает, что неудачи в банковской сфере и неразвитость системы кредитования в Абхазии непосредственно связаны с отсутствием понимания и реализации процесса кредитования как системы.

В целях разработки методики оценки кредитоспособности физических лиц, которую могли бы использовать банки Абхазии, автором проведен сравнительный анализ методик, основанных на логическом и скоринговом методах на основе критериев оценки, важных с точки зрения возможности их применения банками Абхазии. В результате проведенного анализа автором сделан вывод о том, что балльные системы оценки кредитоспособности заемщиков по модели скоринга в банках Абхазии применяться не могут, так как их создание требует высокого профессионализма, постоянного обновления информации и методик, существенных затрат на их подготовку, что на современном этапе абхазским банкам не под силу.

Автор считает, что формирование системы кредитования в банках Абхазии должно пойти по пути адаптации российского опыта кредитования к условиям Абхазии в процессе последовательного преобразования банковского сектора Республики. В качестве рекомендаций, обеспечивающих освоение и продвижение современных подходов, автором отмечена необходимость следующих шагов:

Ø Для реформирования банковского сектора Абхазии необходимо:

- разработать «Стратегию развития банковского сектора РА», рассчитанную на среднесрочную перспективу (5 лет), взяв за основу «Стратегию развития банковского сектора РФ на 2004 г. и на период до 2008 г.».В качестве основных целей развития банковского сектора необходимо выделить:

· повышение общеэкономической эффективности осуществляемых банковским сектором функций по аккумулированию денежных средств населения, предприятий и их трансформации в кредиты и инвестиции;

· укрепление функциональной роли банков в экономике Республики;

· укрепление устойчивости банковского сектора, усиление защиты интересов вкладчиков и других кредиторов банков;

· предотвращение использования кредитных организаций в недобросовестной коммерческой деятельности;

· развитие конкурентной среды, рыночной дисциплины и транспарентности в деятельности кредитных организаций;

· укрепление доверия к банковскому сектору со стороны инвесторов, кредиторов, вкладчиков, в первую очередь населения.

Так, в сфере правового регулирования необходимо обеспечить дальнейшее совершенствование правовых условий функционирования кредитных организаций в соответствии с международно-признанными нормами:

· укрепить права кредиторов, в первую очередь залоговые;

· обеспечить совершенствование правовых механизмов ликвидации кредитных организаций, у которых отозваны лицензии на совершение банковских операций;

· укрепить нормативные механизмы конкуренции и предотвращения действий по ограничению свободы коммерческой деятельности в банковской сфере;

· создать условия для применения в банковском деле современных электронных технологий;

· продолжить работу по совершенствованию системы налогообложения банковской деятельности и другие.

В сфере укрепления роли банков в системе финансового посредничества требуется:

· принятие мер по повышению открытости предприятий, организаций и других хозяйствующих субъектов на основе раскрытия информации о финансовом состоянии и хозяйственной деятельности в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности;

· развитие инструментов рефинансирования и управления ликвидностью;

· наращивание долгосрочной ресурсной базы.

Основными факторами удлинения ресурсной базы отечественных банков, по мнению автора, должны стать:

– рост вкладов населения, которые являются одним из важнейших источников кредитных ресурсов и капитализации банков. Росту вкладов населения в банках может способствовать разработка мер по повышению доверия населения к банкам. В частности, необходимо принять закон о «Страховании вкладов физических лиц в банках Республики Абхазия», который усилит государственную защиту интересов вкладчиков.

– привлечение иностранных инвестиций. Для привлечения инвестиций в экономику Абхазии, в частности в ее банковский сектор, повышения доверия иностранных партнеров к банковскому сектору предстоит улучшить законодательное обеспечение прав инвесторов, повысить качество корпоративного управления на предприятиях и организациях всех отраслей экономики, обеспечить снижение некоммерческих рисков вложений, ускорить переход предприятий и организаций на международные стандарты бухгалтерского учета и финансовой отчетности. На наш взгляд, приток иностранного (в частности российского) капитала необходимо, рассматривать в качестве важного фактора развития банковского сектора республики, так как иностранный капитал привносит современные банковские технологии, новые финансовые продукты, культуру банковского корпоративного управления, способствует развитию конкуренции в банковском деле и выступает фактором его совершенствования.

Актуальность присутствия российского капитала в банковской системе Абхазии непосредственно связана также с заинтересованностью Республики в дальнейшей интеграции с российской экономикой.

В сфере развития конкурентной среды, транспарентности кредитных организаций, укрепления рыночной дисциплины необходимы следующие меры:

· перевод всех хозяйствующих субъектов на международные стандарты бухгалтерского учета и финансовой отчетности, так как развитие транспарентности банков Абхазии ограничено общим уровнем прозрачности хозяйственных процессов в экономике, прежде всего в реальном секторе.

· становление аудита в Республике. Начинать становление системы аудита надо с установления правил аудиторской деятельности и создания органа, который будет осуществлять организационное и методическое руководство аудитом.

В сфере корпоративного управления кредитных организаций особое внимание необходимо уделить:

· разработке конкретных документов в области совершенствования корпоративного управления, содержащих методические рекомендации, в которых будет декларироваться необходимость современных методологий;

· обеспечению эффективного управления рисками, возникающими в банка. В деле управления рисками особая роль должна отводиться системе внутреннего контроля;

· развитию и повышению эффективности систем внутреннего контроля.

Ø Для развития кредитных операций с розничными клиентами необходимо развивать кредитование малого и среднего бизнеса и потребительский кредит.

Отечественными банками, по мнению автора, могут быть заимствованы для использования из российской банковской практики такие виды потребительских кредитов, как кредиты на приобретение дорогостоящих предметов домашнего обихода и кредиты на образование.

Образовательный кредит может предоставляться банками гражданам Абхазии для оплаты обучения на дневном отделении высших учебных заведений России, осуществляющих подготовку специалистов на коммерческой основе.

Однако в настоящее время достижение таких параметров не под силу банкам Абхазии в силу отсутствия у них долгосрочных кредитных ресурсов. Автор считает, что этот вопрос должен решаться на государственном уровне с привлечением международных организаций.

По мнению автора, потребительское кредитование должно стимулировать развитие малого бизнеса в Республике, т.к. взятые обязательства побудят заемщиков усердно трудиться. А развитие малого и среднего производства в Республике создаст благоприятные условия для оздоровления национальной экономики, т.к. будет развиваться конкурентная среда, будут создаваться дополнительные рабочие места, расширятся потребительский сектор путем насыщения рынка товарами и услугами.

Проблема развития малого бизнеса актуальна и для России, так как перспектива развития российской экономики связана не только с крупными инвестиционными проектами, но в не меньшей степени и с развитием кредитования в незначительных объемах, развитием малого бизнеса, небольших наукоемких предприятий. Решению этой задачи, по мнению автора, в большей степени может содействовать именно малый банковский бизнес. Целесообразно создавать малые банки в регионах и муниципалитетах, капитал которых может быть сформирован за счет средств местных бюджетов и местных хозяйствующих субъектов. Преимущества региональных банков состоит в том, что они ближе к реальной экономике, их отношения с предприятиями имеют долгосрочную основу, они более полно учитывают интересы малого и среднего бизнеса, без которых сбалансированное экономическое развитие регионов просто невозможно. Перспектива местных банков определяется тем, что они будут различаться между собой в зависимости от специфики региона и муниципалитета.

Кроме того, целесообразно изучить опыт стран, практикующих так называемые «передвижные офисы», перспектива развития которых связана с тем, что далеко не во всех городах и регионах банковское обслуживание представлено в необходимых объемах, следствием чего является низкий уровень банковского обслуживания на единицу населения. Соответственно, должна быть выработана четкая система поддержки всех форм малого банковского бизнеса в регионах и городах со стороны банковской системы и государства (в частности, в форме муниципального самоуправления). Необходимость решения данной проблемы была озвучена Президентом РФ Владимиром Путиным.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: