Вершиной в области психологической музыкальной драмы являются оперы Верди «Риголетто», «Травиата».




Д/З: Весь текст темы записать.

Тема урока «Развитие оперы в 19 веке»

Опера родилась в Италии - это синтетический жанр, объединяющий различные виды искусств: музыку, драму, хореографию (балет), пение, пантомиму, изобразительное искусство (декорации, костюмы).

Литературной основой оперы является либретто – это словесный текст оперы, то, что поют артисты.

В театре опера исполняется симфоническим оркестром; содержит хоровые, сольные номера, вокальные ансамбли, танцевальные номера.

Оперное произведение делится на акты, картины, сцены, номера.

В начале оперы звучит увертюра – вступление к опере, исполняемая оркестром до поднятия занавеса (в ней звучат музыкальные темы основных героев).

Перед актами звучат симфонические антракты.

Основными номерами оперы являются

Сольные:

ария - сольное мелодичное пение, выражающее чувства героя;

ариозо – небольшая ария;

каватина – разновидность арии;

песня, романс – сольные номера, имеющие куплетную или трехчастную форму;

речитатив – речь нараспев;

Ансамбли:

дуэт (2), трио, терцет (3), квартет (4), квинтет (5), секстет (6), септет (7), октет (8):

Хор:

(мужской, женский, смешанный), выражающий мнение народа к происходящему.

 

19 век – эпоха романтизма. И первой романтической оперой считается опера немецкого композитора К.М. Вебера «Вольный стрелок» (1821 г) — подлинно народная, национальная опера, утверждающая непобедимую силу добра и света.

Преемником и наследником Вебера явился немецкий композитор Рихард Вагнер. Он стремился раскрыть не только личную трагедию, но и трагедию общества. Он осуществил оперную реформу. В ней он стремился:

- чтобы литературное содержание было на основе мифов и легенд;

- к единству, равноправию музыки и драмы;

- к использованию речитативного стиля;

- к усилению роли оркестра для передачи чувств героев;

- к отказу от традиционных оперных форм (арий, ансамблей) с переходом к свободным диалогам и монологам.

Главным делом своей жизни Вагнер справедливо считал создание тетралогии «Кольцо нибелунга». Это не только самое гигантское по масштабу творение Вагнера, но и самое грандиозное произведение во всей истории музыкального театра. Тетралогия «Кольцо нибелунга» состоит из 4-х опер:

1. сказочно-эпическая опера «Золото Рейна»;

2. лирическая драма «Валькирия»; самый знаменитый оркестровый эпизод этой оперы «Полёт валькирий»

3. героико-эпическая опера «Зигфрид»;

4. трагедия «Закат богов».

Другие популярные оперы Вагнера: «Тангейзер», «Лоэнгрин», «Тристан и Изольда». Всего Вагнер написал 13 опер. Специально для постановок опер Вагнера в баварском городе Байрейте построен театр. Ежегодно в городе проводится Байрѐйтский фестиваль, основанный самим композитором и на котором исполняются только произведения Вагнера.

Параллельно с немецкой развивается итальянская опера.

Известными оперными композиторами являются Дж. Россини, Г. Доницетти, Дж. Верди, Дж. Пуччини.

Важными для композиторов являются темы социальной и психологической драмы героя.

Это конечно Джузеппе Верди. В своих 26 операх обращался к сюжетам великих драматургов и писателей:

«Риголетто» к драме Гюго «Король забавляется»;

«Травиата» - к драме «Дама с камелиями» Дюма-сына;

«Дон Карлос» - к драме Шиллера;

«Отелло», «Фальстаф» - к пьесам Шекспира.

Вершиной в области психологической музыкальной драмы являются оперы Верди «Риголетто», «Травиата».

Он был величайшим музыкальным драматургом.

Верди приблизил серьёзную оперу к простым людям и к современности. Стремился рассказать в своей музыке о людях и жизни, а не создавать эффектные и красивые музыкальные украшения.

Основой оперной музыки считал сильные чувства.

Эти принципы выражают суть оперного искусства в целом.

Но Верди не мог не подчиниться вагнеровскому влиянию. Это заметно в его опере «Аида» в области формы и мелодики. В последних операх «Отелло» и «Фальстаф» композитор совсем отказывается от законченных вокальных номеров. Музыка написана в ариозно-декламационном стиле.

Его сочинения ставятся на всех сценах оперных театров мира как вершины оперного искусства!

Из французских композиторов к жанру оперы обращались Шарль Гуно (это «Фауст», «Ромео и Джульетта») и Жорж Бизе (его «Кармен»).

В литературе ведущим методом в отображении действительности становится реализм. Он вторгся в область оперы, особенно в «Кармен» Жоржа Бизе. «Кармен» - подлинная музыкальная психологическая драма. Эта опера во многом противостоит оперным принципам Вагнера.

Сюжет её взят из современной жизни.

Опера чётко имеет законченные вокальные номера.

Ведущее место занимает близкая городскому фольклору песенная стихия. Творчество Бизе – высшая точка реализма во французской музыке второй половины 19 века.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: