Модели разделяемой культуры




В этом подразделе мы изучим, каким образом проявляет себя разделяемая организационная культура в виде символов, описание которых предложили Трайс и Бейер, а также разделяемых всеми правил, описание которых дал Ханди.

Но сначала мы должны Вас кое о чем предупредить. До этого момента мы определяли организационную культуру как всеобъемлющий контекст всего, что делается внутри организации, включая отношения и доминирующий образ мышления. Будьте осторожны и не преувеличивайте того, насколько она может быть значимой и сама собой разумеющейся. Помните, что Ваше понимание этой культуры может не совпадать с пониманием тех людей, которые Вас окружают.

Использование символов

Многие организации очень беспокоятся о том, чтобы создать себе имидж: подумайте о золотых арках McDonald’s, разукрашенных фургонах почтовой службы UPS или DHL, фирменной бумаге компании, с которой Вы ведете совместный бизнес, или о фоновой музыке в магазине, который Вы регулярно посещаете.

Организационная культура проявляет себя двумя разными способами: через символы «высокого уровня» и через символы «низкого уровня». Символы высокого уровня направлены на создание внешнего имиджа: миссии компании, её логотипа, годового отчета, корпоративного стиля одежды, архитектуры головного офиса. Символы низкого уровня проявляются в повседневной жизни организации и характеризуют то, как выполняется работа. Вы можете столкнуться, например, с сотрудником, работодатель которого заявляет, что «наши люди являются нашим самым ценным активом», но Ваш личный опыт общения с представителями данной организации может свидетельствовать совершенно об ином. Это лишь один из примеров иногда существующей разницы между тем, что является мифом, или преувеличением, и существующей реальностью.

Символы низкого уровня изучали Трайс и Бейер, которые предложили классифицировать их по четырем категориям: устоявшаяся практика, коммуникации, физические формы и общий язык. Рассмотрим их более подробно:

· Устоявшаяся практика. Это традиционные мероприятия, ритуалы и церемонии, которые могут принимать разнообразные формы: например, торжественный ужин с подведением итогов года, посвящение во врачи (или любую другую профессию), вечер награждения «лучшего продавца года», визит председателя правления в региональные офисы, присвоение почетных званий за выслугу лет.

· Коммуникации. Это истории, мифы, сказания, легенды, бытующие описания, символы и лозунги, которые вращаются в организациях. Как многие повторяемые не раз описания прошлых событий, примечательные случаи из жизни организации имеют тенденцию приукрашиваться и преувеличиваться до тех пор, пока они не достигнут почти мифических форм. Такие истории затем становятся частью культуры организации и оказывают влияние на то, как она себя проявляет. «Мифы и легенды» диктуют предпочтительный способ выполнения работы и цели, к которым следует стремиться.

·Физические формы. Существуют разнообразные физические способы проявления культуры: например, расположение здания, открытые или изолированные офисы, столовая на работе или обеды с дотацией в кафе, костюмы или неофициальный стиль одежды, перекидные листы ватмана или белые доски для писания фломастерами, компьютерная сеть или автономные ПК, мебель и т.д.

·Общий язык. Жаргон встречается во многих организациях. Это своего рода устная стенография, очень удобная форма коммуникации, но она также влияет на поведение организации. В ресторанах «Макдональдс», например, персонал называют «экипажем», творческий коллектив компании «Дисней» называет себя не иначе как «съемочной группой», а в университетах принято называть друг друга «коллегами» и «командой курса». Все эти термины придают дополнительные оттенки значений выполняемой в данных местах работе. Они подчеркивают принадлежность к одной команде и направлены на то, чтобы повлиять на отношение служащих к своей работе.

 

Пример. Символы в организации

· В одной компании при введении новых сотрудников в должность практикуется пересказ ситуаций образцового выполнения сотрудниками своих обязанностей, вследствие чего им удавалось решать сложные вопросы или оказывать услуги своим клиентам на высшем уровне качества.

· Многие организации используют внутрифирменные газеты или информационные листки, где освещаются случаи отличного выполнения персоналом своих обязанностей.

· Несколько лет назад в компании «Бритиш Газ» (British Gas) проводилась программа по переводу Великобритании с угольного газа на природный газ. Осуществление этой программы рассматривалось в самой компании как «крупнейшее из известных в мире мобилизаций, проводимых в мирное время». Она стала частью культуры компании, и о ней часто упоминалось в анекдотах, в ссылках, примерах и т.д.

· Одна компания в качестве примера рачительного отношения к своим обязанностям использует историю о младшем сотруднике, который сделал замечание президенту компании за нарушение правил ношения идентификационного значка.

· В некоторой организации существует два вида подъемных лифтов: один, отделанный дорогим ковровым покрытием и полированным деревом, для высшего руководства, а другой, являющийся одновременно грузовым лифтом и находящийся на другом конце здания, — для персонала.

· Британские компании часто предоставляют своим руководителям в пользование служебные автомобили, что является удобной льготой для сотрудников и позволяет уменьшить налогообложение.

 

Зачастую качество предоставляемого автомобиля зависит от высоты занимаемой должности. Недавно поступивший на работу руководитель на своем первом корпоративном рауте был немало удивлен, когда жена одного из его коллег первым делом спросила: «Какой Вам дали автомобиль?»

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: