Источники права
· правовой обычай (неписанные правила поведения, сложившиеся в результате многократного применения),
· нормативно-правовой акт (- письменный документ, имеющий опред.формат выполнения, прошедший обсуждение, закрепление, утверждение и потом только вступивший в силу; может действовать внутри страны, метро, общества),
· юридический прецедент (древний источник права),
· договор нормативного содержания (,
· юридическая наука.
Правовые акты
5. Правоотношения - общественные отношения, урегулированные правовой нормой. Возникают между людьми, гос.органами, предприятиями, предпринимателями, фирмами, кооперативами и иными организациями.
6. Правонарушения (понятие, виды)- виновное противоправное деяние, противоречащее требованиям правовых норм и совершенное праводееспособным лицом или лицами, влечет за собой юридическую ответственность.
Виды:
1. Проступки (дисциплинарные, процессуальными, международными, административные, гражданские) регулируется административной отв.
2. Преступления – уголовное правонарушение. Различаются по категории тяжести.
7. Конституция - основной нормативный правовой акт конституционного права, обаладающий высшей юридической силой по отношению к другим законам. Конституция России принята в 1993 г.
8. Россия как Федерация является демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления.
Правовой статус личности (права, свободы, ответственность)
- это комплексная, интеграционная категория, отражающая взаимоотношения гражданина и государства, каждый из которых наделен соответствующими правами и обязанностями.Права бывают: гражданские, политические и личностные.
|
10. Правовой статус гражданина - это правовое положение в обществе человека, обладающего гражданством данного государства. Виды правового статуса гражданина:
-общий статус, т.е. одинаковый для всех граждан Украины (закреплен Конституцией Украины);
-специальный статус, т.е. закрепляющий особенности правового положения некоторых категорий граждан (государственные служащие, предприниматели, учащиеся и т.д.);
-индивидуальный статус, т.е. выражающий всю полноту субъективных юридических прав и обязанностей данного гражданина(определяется, например, его полом, возрастом, семейным положением, наличием образования, занимаемой должностью и т. д.)
Гражданство, подданство
Подданство было исторически первым юридическим состоянием индивида, определяющим его обязанности по отношению к носителю государственного суверенитета в ту эпоху — Государю. Подданство отличается от гражданства отсутствием обязательств государства перед индивидуумом, отсутствием гражданских прав у любого частного лица. Как заявлял Лабанд, подданный есть объект государственной власти, но не в смысле имущественном, а как субстрат этой власти; все же субъективные права являются рефлексом подданства.
Термин «гражданство» имеет три основных значения:
§ одно из суверенных прав государства;
§ публично-правовое состояние индивидов;
§ конституционно-правовой институт.
Края, области, города федерального значения, количество субъектов
Республика охарактеризована в Конституции России как «государство» (часть 2 статьи 5); статус определяется Конституцией России и своей конституцией (часть 2 статьи 5, часть 1 статьи 66); вправе устанавливать свои государственные языки (часть 2 статьи 68).
|
край, область, город федерального значения: статус определяется Конституцией России и своим уставом, принимаемым краевым (областным, городским) законодательным (представительным) органом (часть 2 статьи 5, часть 2 статьи 66).
автономная область: статус определяется Конституцией России и своим уставом, принимаемым законодательным (представительным) органом автономной области (часть 2 статьи 5, часть 2 статьи 66); может быть принят федеральный закон об автономной области (часть 3 статьи 66).
автономный окру г: статус определяется Конституцией России и своим уставом, принимаемым законодательным (представительным) органом автономного округа (часть 2 статьи 5, часть 2 статьи 66); может быть принят федеральный закон об автономном округе (часть 3 статьи 66); отношения автономных округов, входящих в состав края или области, могут регулироваться федеральным законом и договором между соответствующим автономным округом и краем или областью (часть 4 статьи 66)
Законодательная, исполнительная и судебная власти в РФ
Президент РФ (полномочия, срок, процедура формирования, кого может лишить должности) Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. г) представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;
|
д) по предложению Председателя Правительства Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров;
е) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации; назначает судей других федеральных судов;
е.1) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации; вносит в Совет Федерации предложения об освобождении от должности Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации; назначает на должность и освобождает от должности прокуроров субъектов Российской Федерации, а также иных прокуроров, кроме прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров;
ж) формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации, статус которого определяется федеральным законом;
з) утверждает военную доктрину Российской Федерации;
и) формирует Администрацию Президента Российской Федерации;
к) назначает и освобождает полномочных представителей Президента Российской Федерации;
л) назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации;
м) назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.
· Правительство РФ (полномочия, срок, процедура формирования,состав)
В состав Правительства Российской Федерации входят Председатель Правительства, заместители Председателя Правительства и федеральные министры.
Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации с согласия Государственной Думы. В соответствии Конституцией (ст. 111) предложение о кандидатуре Председателя Правительства вносится не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента Российской Федерации или после отставки Правительства либо и течение недели со дня отклонения кандидатуры Председателя Правительства Государственной Думой.
Заместители Предстателя Правительства и федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации по предложению Председателя Правительства Российской Федерации. Заместители Председателя Правительства ч федеральные министры вправе подавать заявления об отставке.
На основании статьи 114 Конституции Российской Федерации Правительство осуществляет следующие полномочия:
· разрабатывает и представляет Государственной думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной думе отчёт об исполнении федерального бюджета; представляет Государственной думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной думой;
· обеспечивает проведение в государстве единой финансовой, кредитной и денежной политики;
· обеспечивает проведение единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;
· осуществляет управление федеральной собственностью;
· осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики государства;
· осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
· осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.
Правительство РФ действует в пределах срока полномочий Президента РФ (4 года) и слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом.
· Федеральное собрание (-//-//-//+сколько депутатов Гос.Думы)
Функции и полномочия Федерального собрания распределены между двумя палатами — Государственной думой (нижняя палата) и Советом Федерации (верхняя палата) (согласно статье 95 Конституции Российской Федерации).
Государственная Дума состоит из 450 депутатов, избираемых на четыре года непосредственно избирателями на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании
Государственная Дума избирается сроком на пять лет.Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливается федеральными законами.
1. К ведению Государственной Думы относятся:
а) дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;
б) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;
в) заслушивание ежегодных отчетов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;
г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;
д) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;
е) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;
ж) объявление амнистии;
з) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.
1. К ведению Государственной Думы относятся:
а) дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;
б) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;
в) заслушивание ежегодных отчетов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;
г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;
д) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;
е) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;
ж) объявление амнистии;
з) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.
· Судебная власть
Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.
Судебная власть осуществляется посредством конституционного,
гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
Судебная система Российской Федерации устанавливается
Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом.
Создание чрезвычайных судов не допускается.
Конституционный Суд Российской Федерации - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.
Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским делам, делам по разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации" и федеральными законами.