Лингвистическая прагматика изучает функционирование языковых единиц в речи, а также отношения между высказыванием, говорящими и контекстом (ситуацией) в аспекте человеческой деятельности. Поэтому результаты исследований в области прагматики оказываются весьма полезными для риторики. Ведь успех ораторского выступления, да и любой другой речи зависит от того, как высказывания соотносятся с ситуацией.
Лингвистическая прагматика исследует структуру речевого акта, что также представляет большой интерес для практик
· В структуре речевого акта прагматика выделяет следующие основные компоненты:
o говорящий;
o адресат;
o исходный материал сообщения (включая общие знания говорящих);
o цель сообщения;
o развитие сообщения (внутренняя организация сообщения);
o контекст и ситуацию общения;
o межличностные отношения участников общения.
Эти компоненты отражаются в самом высказывании, и потому успех речи зависит от умения учитывать их при планировании содержания и формы высказывания.
Не меньшее значение имеет и установленное прагматикой деление речевых актов на информативные и неинформативные. Неинформативные речевые акты служат для установления контакта между говорящими и обозначения социальных и личных отношений между ними.
Прагматика занимается также изучением тех средств языка, которые в речи используются для обозначения характера и особенностей речевого акта.
· В связи с субъектом речи (говорящим) в прагматике исследуются:
o явные и скрытые цели высказывания;
o речевые стратегии и типы речевого поведения;
o правила коммуникативного сотрудничества;
o косвенные смыслы высказывания (намёки, иносказания);
o оценка говорящим общего фонда знаний, информированности, характера и интересов собеседника;
o отношение говорящего к предмету высказывания.
· В связи с адресатом речи изучаются:
o правила вывода косвенных и скрытых смыслов высказывания;
o воздействие высказывания на эмоциональное состояние, взгляды и оценки адресата, а также на его поступки;
o типы речевого реагирования.
· В связи с отношениями между участниками рассматриваются:
o формы речевого общения (информативный диалог, дружеская беседа, ссора, спор и т.д.);
o социально-этикетная сторона речи.
Все эти аспекты имеют существенное значение для риторики и культуры речи, так как конкретные рекомендации относительно построения речи зависят от типа речевого акта и других его прагматических характеристик.
Лингвистическая прагматика, изучающая отношение знаков языка к людям, которые ими пользуются, показывает, зачем была сказана данная фраза, что должно последовать далее.
· В прагматике используется разработанная Дж. Серлем классификация речевых актов в соответствии с которой выделяются:
o информативные речевые акты (сообщения);
o предписывающие речевые акты;
o речевые акты принятия обязательств;
o речевые акты, выражающие психологические состояния;
o декларации (акты осуществления власти, вынесения оценки и т.п.).
Каждый тип речевого акта предполагает соблюдение некоторых специальных условий коммуникации.
1. Каждый тип речевого акта предполагает соблюдение некоторых специальных условий коммуникации.
o способность адресанта оценить имеющиеся в его распоряжении сведения:
§ с точки зрения их значимости,
§ с точки зрения их релевантности (соответствия ситуации);
o готовность адресата принять сведения.
2. 2. Для предписывающих актов существенны такие условия:
o единство участников общения во взгляде на:
§ социальные роли друг друга,
§ уровень конвенциональности ситуации;
o способность говорящего представить себе возможности адресата;
o способность адресата осознать мотивы говорящего.
3. 3. Для речевых актов принятия обязательств важны:
o наличие у адресата заинтересованности или потребности в действии говорящего;
o способность говорящего трезво оценивать свои возможности.
4. 4. Речевые акты выражения психологических состояний связаны с такими условиями, как:
o единство участников общения в оценки конвенции (принятых в обществе правил понимания человеческих отношений);
o единство участников общения в соответствии данной конвенции случаю.
5. 5. Для деклараций существенны те же условия, что и для актов выражения психологических состояний, а также условие единства собеседников в оценке друг друга в качестве лиц, полномочных осуществить данную конвенцию (Клюев Е.В. Речевая коммуникация: успешность речевого взаимодействия. М.: Рипол классик, 2002, С. 289-290).
Изучаемые прагматикой условия и средства соотнесения мира вещей с миром слов и в обратном направлении представляют большой интерес для риторики и культуры речи, так как каждый говорящий в общении с людьми заинтересован в максимально точном описании мира вещей словами и верном раскрытии смысла слов собеседника.
В лингвистической прагматике уделяется большое внимание структуре коммуникации, которая изображается с помощью различных схем. Е.В.Клюев (Речевая коммуникация. С.13) предлагает следующую схему:
В учебнике "Речевая коммуникация" О.Я.Гойхмана и Т.М.Надеиной приводится следующая модель речевой коммуникации (С. 14):