В современной науке есть несколько различных подходов к определению понятия речевой стратегии, которые опираются на теоретическую базу различных наук, изучающих общение: психологии, логики, этики, теории информации, лингвистической прагматики.
В учебнике О.Я.Гойхмана и Т.М.Надеиной "Речевая коммуникация" (М.: Инфра-М, 2001) под речевой стратегией понимается "осознание ситуации в целом, определение направления развития и организация воздействия в интересах достижения цели общения" (С. 208).
В учебном пособии Е.В.Клюева "Речевая коммуникация: успешность речевого взаимодействия" (М.: Рипол классик, 2002) под коммуникативной стратегией понимается "совокупность запланированных говорящим заранее и реализуемых в ходе коммуникативного акта теоретических ходов, направленных на достижение коммуникативной цели" (С. 18).
Коммуникативная цель - это стратегический результат, на который направлен коммуникативный акт, заключается эта цель в том, чтобы адресат понял смысл сообщения и цели говорящего.
Е.В.Клюев предлагает также понятие коммуникативной перспективы, которую он рассматривает как "возможность вызвать желаемые последствия в реальности" (там же, С. 19).
По Е.В.Клюеву, "рабочий набор коммуникативных стратегий, присущих индивиду или группе индивидов" составляет коммуникативную компетенцию.
Коммуникативная тактика рассматривается Е.В.Клюевым "в качестве совокупности практических ходов в реальном процессе речевого взаимодействия" и соотносится с набором коммуникативных намерений (С. 19).
Коммуникативное намерение трактуется "в качестве тактического хода, являющегося практическим средством движения к соответствующей коммуникативной цели" (там же).
Коммуникативный опыт в пособии Е.В.Клюева понимается как "совокупность представлений об успешных и неуспешных коммуникативных тактиках, ведущих или неведущих к реализации соответствующих коммуникативных стратегий" (там же).
· Голландский ученый Т.А. ван Дейк, один из основателей лингвистики текста, рассматривая стратегии общения, выделяет следующие ходы:
o ход "обобщение" используется для того, чтобы показать, что неблагоприятная информация не является случайной (типовые выражения этого хода: "И так всегда", "С этим сталкиваешься на каждом шагу", "Это без конца повторяется");
o "приведение примера" - ход, показывающий, что общее мнение основано на конкретных фактах (типовые выражения: "Вот пример", "Например, на прошлой неделе");
o "усиление" направлено на лучший и более эффективный контроль за вниманием слушающего, на улучшение структурной организации неблагоприятной информации, на подчёркивание субъективной макроинформации (типовые выражения: "Это ужасно, что…", "Это позор, что…");
o "уступка" даёт возможность для условного обобщения даже в случае привлечения противоречивых примеров либо позволяет продемонстрировать реальную или воображаемую терпимость и сочувствие ("Среди них попадаются и хорошие люди", "Не стоит обобщать, но…");
o "сдвиг" - ход стратегии положительной самопрезентации ("Мне-то, в общем, всё равно, но другие соседи с нашей улицы возмущаются");
o "контраст" - ход, привлекающий внимание к логической или качественной противоположности ("Нам приходилось долгие годы трудиться, а они получают пособие и ничего не делают").
· И.Н.Кузнецов выделяет следующие типы стратегий общения:
o открытое - закрытое общение;
o монологическое - диалогическое;
o ролевое (исходя из социальной роли) - личностное.
Открытое общение - желание и умение выразить полностью свою точку зрения и готовность учесть позиции других.
Закрытое общение - нежелание либо неумение выразить понятно свою точку зрения, своё отношение, имеющуюся информацию
· Использование закрытых коммуникаций оправдано в случаях:
1. если есть значительная разница в степени предметной компетентности и бессмысленно тратить время и силы на поднятие время и силы на поднятие компетентности "низкой стороны";
2. в конфликтных ситуациях открытие своих чувств, планов противнику нецелесообразно. Открытые коммуникации эффективны, если есть сопоставимость, но не тождественность предметных позиций (обмен мнениями, замыслами)".
(Кузнецов И.Н. Риторика. Минск: Амалфея, 2000, С. 177-178).