THE ROLE OF EMOTIONAL-VOLITIONAL REGULATION IN THE PROCESS OF OVERCOMING SOCIAL FEARS IN THE PERIOD OF LATE YOUTH




РОЛЬ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ РЕГУЛЯЦИИ В ПРОЦЕССЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СТРАХОВ В ПЕРИОД ПОЗДНЕЙ ЮНОСТИ

THE ROLE OF EMOTIONAL-VOLITIONAL REGULATION IN THE PROCESS OF OVERCOMING SOCIAL FEARS IN THE PERIOD OF LATE YOUTH

Аннотация. В статье представлен системный психологический анализ роли эмоционально-волевой регуляции в процессе преодоления социальных страхов в период поздней юности. Представлена взаимосвязь эмоциональных и волевых процессов, как особого психического образования, направленного не только на регулирование эмоциональных состояний, но и на их активное преобразование. Рассмотрена роль эмоционально-волевой регуляции в разрешении мотивационного конфликта в ситуации переживания социальных страхов.

Ключевые слова: эмоционально-волевая регуляция, волевые качества, социальные страхи, личность, период поздней юности.

Annotation. The article presents a systematic psychological analysis of the role of emotional-volitional regulation in the process of overcoming social fears in the period of late adolescence. The interrelation of emotional and volitional processes is presented, as a special mental education, directed not only at the regulation of emotional states, but also at their active transformation. The role of emotional-volitional regulation in resolving a motivational conflict in a situation of experiencing social fears is considered.

Keywords: emotional-volitional regulation, volitional qualities, social fears, personality, the period of late youth

Введение. В современном обществе возрастает тенденция к переживанию социальных страхов, в основе которых лежит мотивационный конфликт между актуальными потребностями в достижении и одновременно желанием избегания неудач. Во многих исследованиях подчеркивается вторичность переживания биологических страхов, что обусловлено социокультурной действительностью, связанной с предъявлением противоречивых требований («быть инициативным, социально смелым, конкурентноспособным» и при этом «быть послушным, таким как все, незаметным» и др.), что ведет к возникновению повышенной тревожности, переживанию страхов в социальных ситуациях [1;4;16-17]. Преодоление социальных страхов, прежде всего, связано с мобилизацией личностью своих психических и физических возможностей с целью намеренного преодоления препятствий. Следовательно, представляется важным подчеркнуть роль эмоционально-волевой регуляции, как необходимого процесса, включающего в себя эмоциональные и волевые компоненты, направленной не просто на удовлетворение актуальных потребностей и желаний, а отвечающей за создание объективных личностных ценностей, где личность выступает главенствующим субъектом.

Учитывая, что период поздней юности является важнейшим этапом в развитии личности в целом, связанным с приобретением активного опыта взаимодействия в различных социальных ситуациях, проблема преодоления социальных страхов требует подробного рассмотрения.

Целью исследования является системный психологический анализ роли эмоционально-волевой регуляции в процессе преодоления социальных страхов в период поздней юности

Изложение основного материала. В период поздней юности, доминирующими являются социальные страхи, обусловленные социальной ситуацией развития, которая характеризуется отсутствием активного опыта взаимодействия с различными категориями социальных групп, наличием множества ситуаций оценки. С. Ю. Мамонтов, выделяет следующие виды социальных страхов: страх отвержения (страх получить отказ, быть непризнанным, недооцененным, презираемым, страх осуждения, боязнь равнодушия); боязнь потери (оказаться брошенным своим партнером, обеднеть, лишиться красоты); страх принять самостоятельное решение (взять на себя ответственность, нежелание рисковать, начать жить самостоятельно, выбрать себе партнера); страх публично проявлять свои чувства, а также высказываться, обозначать потребности, предъявлять требования, сказать «нет», раскритиковать кого-то, страх конфликтов; страх перед авторитарными личностями [10, С. 45-56].

Особое значение в период студенчества приобретают страхи, связанные с учебно-профессиональной деятельностью: экзаменационный страх, страх в выстраивании межличностных и общественных отношений с новыми категориями партнеров (однокурсниками, преподавателями, сотрудниками деканата и т.д.), страх публичных выступлений, страхи, актуализирующиеся у студентов непосредственно на занятиях, связанные с профессиональным будущим. Анализируя специфику проявления данных страхов, можно утверждать об их актуальности во время всего обучения, отражая тем самым фундаментальные закономерности функционирования психики и личности студента, обусловленные особенностью традиционного учебно-воспитательного процесса.

В преодолении социальных страхов главенствующую роль играет эмоционально-волевая сфера личности, где особую роль играет поддержание баланса между эмоциональным и волевым компонентом системы. В ситуации нарушения баланса, возникает необходимость сдерживать возникающие эмоциональные состояния, с помощью волевой регуляции, в этом случае, волевой процесс противопоставляется эмоциональному, поведение человека становится неконтролируемым, неадаптивным под влиянием эмоций. Воля в данной системе является осознанным, целенаправленным, высшим уровнем регуляции деятельности. На данный момент, в психологии существует несколько теорий объясняющих понятие «воли» [14, С. 99-105].

Рассматривая волю как свободу выбора, представитель функциональной психологии У. Джемс, видел главную функцию воли в выборе социально более значимого объекта, несмотря на его мало привлекательность для личности [5]. В аспекте этой теории В. Франкл, отмечал важность субъектной позиции в понимании воли, он пишет, что: «человек не свободен от внешних и внутренних условий, но он свободен, занять позицию по отношению к ним» [13, С. 21-28]. В независимости от объективных препятствий, человек осуществляет выбор, преодолевать ли ему их или сдаться, будет ли в итоге он определяться этими условиями.

Грузинские психологи Д. Н. Узнадзе и Ш. Н. Чхартишвили, рассматривали волю, как механизм связанный не только с удовлетворением существующих актуальных потребностей и желаний, но и с реализацией потребностей человека как личности [12;14 C. 113-121]. В работах В. К. Калина акцентируется внимание на том, что специфика воли заключается в преобразовании своей психической деятельности. В процессе достижения поставленной цели активность субъекта направлена в первую очередь на себя, а не на объект, с целью создания состояния оптимальной мобилизованности психической активности и выбора наиболее эффективного способа действий, устраняя, таким образом, противоречия, возникающие между актуальными требованиями, обусловленными деятельностью и своим внутренним психологическим состоянием [7].

Л. С. Выготский, В. А. Иванников, представители мотивационной теории воли утверждали, что важную роль играют механизмы волевой регуляции, направленные на сознательное изменение смысла деятельности и действий с целью изменения побуждения к ней. Рассматривая подробнее данные механизмы, важно выделить, переоценку значимости мотива, которая может инициироваться самим субъектом, выделяя в ситуации или предмете потребности наиболее привлекательные стороны, или осуществляться под воздействием объективных оценок других людей. Еще один способ, заключается в изменении роли человека в процессе выполнения деятельности. Также, смысл действий, изменяется вследствие предвиденья ее возможных результатов, анализ негативных и позитивных результатов деятельности может привести к побуждению к ней. Важно отметить значимость внешнего ресурса в изменении смысла действия, обращение к внешним стимулам, неким ритуалам усиливают значимость деятельности. Как отмечает В. А. Иванников, изменение смысла деятельности, заключается в придании ему дополнительного смысла, через конкретизацию целей, через реализацию заданного действия посредством включения его в другое действие. Функцией придания нового смысла обладают самоинструкции, самоубеждения, самоприказы и т.д. Изменения смысла действий осуществляется с помощью включения мотивов и целей из воображаемой ситуации [3;6].

В работах Л. И. Божович, отмечается, что изменение направленности волевых усилий, связанных в первую очередь с разрешением мотивационного конфликта и выбором доминирующего, социально значимого мотива, ведет к достижению сознательно поставленной цели, что играет первостепенную роль в преодолении социальных страхов [2, С. 140-151].

Эмоциональный компонент представляет собой возможность включения в данную систему неосознаваемых регуляторных компонентов, которые участвуют в преодолении возникающих страхов [14]. Изучением единства эмоциональных и волевых процессов занимались такие отечественные психологи, как С. Л. Рубинштейн, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, О. В. Дашкевич, В. А. Иванников, O. A. Конопкин и др. Как отмечает А. Н. Леонтьев, эмоции являются неким индикатором, которой способствует осознанию своих потребностей и соотношению мотивов, помогают, поставит «задачу на смысл» и в полной мере реализовать ее [9, С. 48-54].

Эмоции, с одной стороны, могут подавляться волевым процессом, в том случае, если являются негативными и нежелательными. С другой стороны, сигнальная функция эмоций, определяя, насколько благополучным или неблагополучным будет являться тот или иной процесс, поддерживает эффективные волевые проявления и устраняет неэффективные. Таким образом, при переживании различных страхов в социальных ситуациях можно осуществлять произвольную регуляцию эффективных эмоциональных состояний, активизировать эмоцию интереса, связанную с приобретением нового социального опыта, тем самым направляя и поддерживая волевое усилие. Сознательное регулирование процесса, включение эмоционального компонента, позволяет преобразовывать деятельность, что ведет к большему учету потребностей личности, индивидуальных особенностей, социально значимых ценностей и ставит эмоционально-волевую регуляцию на более высокий уровень, понимая ее как особое психическое образование, которое является не просто частью единого мотивационного процесса. Представляется важным подчеркнуть, что негативные эмоции в процессе преодоления социальных страхов, могут способствовать анализу и коррекции собственных волевых усилий [8;15].

Рассматривая роль эмоционально-волевой регуляции, в преодолении социальных страхов, представляется важным подчеркнуть необходимость выработки волевых качеств личности. Формирование и развитие волевых качеств, опосредованно участием в различных ситуациях социального взаимодействия, выполнением индивидуальной и групповой деятельности. Несомненно, важным фактором являются нейродинамические особенности личности, однако личностные факторы, инициирующие волевое усилие являются главенствующими в структуре волевых качеств. Как отмечает А. Ц. Пуни: ««Конкретные проявления воли обусловлены особенностями препятствий, с преодолением которых приходится сталкиваться человеку. Препятствия многообразны, отсюда многообразны и волевые качества» [11, С. 48-51]. Следовательно, в преодолении социальных страхов важно формировать такое волевое качество как смелость, необходимого для управления своей психической деятельностью в ситуации переживания страха, с возможностью преодоления импульсивных побуждений, ради достижения той или иной поставленной цели.

Выводы. В процессе преодоления социальных страхов роль эмоционально-волевой регуляции заключается в преобразовании психических процессов, мобилизации личностью своих психических и физических возможностей с целью удовлетворения значимой потребности, которая может актуально не переживаться в данный момент. Ситуация переживания социальных страхов связана с доминированием негативных эмоций и в этом отношении эмоционально-волевая регуляция может способствовать устранению таких эмоций и их преобразованию. Единство эмоционального и волевого компонента обеспечивает: сознательное регулирование процесса, учет неосознаваемых регуляторных компонентов, что позволяет преобразовывать деятельность, осуществлять ее с учетом потребностей личности, индивидуальных особенностей, социально значимых ценностей. Важно отметить роль эмоционально-волевой регуляции в преодолении мотивационного конфликта в ситуации переживания социальных страхов и выбором доминирующего, социально значимого мотива, что ведет к достижению сознательно поставленной цели.

 

Литература

1.Абрамова П. А. Общественные страхи: понятие, сущность, стратегии преодоления / П. А. Абрамова // Вестник ВЭГУ. 2013. №1 (63). С. 8-15.

2.Божович Л. И., Славина Л. С., Ендовицкая Т. В. Опыт экспериментального изучения произвольного поведения / Л. И. Божович, Л. С. Славина, Т. В. Ендовицкая // Вопросы психологии. 1976. - №4. - С.140-151.

3.Выготский Л. С. Лекции по психологии / Л. С. Выготский. – М.: Педагогика,1982. – Т. 2. –1136 с. (Собр. соч. в 6 т.)

4.Захаров А. И. Неврозы у детей и подростков: анамнез, этиология и патогенез / А. И. Захаров. – Л.: Медицина, 1988. – 246 с.

5.Ильин Е. П. Психология воли / Е.П. Ильин. – СПб: Питер, 2000. – С. 20–38.

6. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции / В.А. Иванников. - М.: Питер, 2006. - 208 с.

7. Калин В. К. Волевая регуляция деятельности / В.К. Калин. - Тбилиси, 1989. - 85 с.

8. Калин В. К. Воля, эмоции, интеллект/ В. К. Калин // Эмоционально-волевая регуляция поведения и деятельности: Тезисы Всесоюзной конференции молодых ученых. Симферополь, 1983. - С. 58-69

9.Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы и эмоции/ А. Н. Леонтьев // Психология эмоций, тексты / Ред. В. К. Вилюнас, Ю. Б. Гиппенрейтер. М.МГУ, 1984,- С. 162 - 172.

10.Мамонтов С. Ю. Страх. Практика преодоления/ С. Ю. Мамонтов. – СПб: Питер, 2002. С. 45-56.

11. Пуни А. Ц. Психологические основы волевой подготовки в спорте: учеб. Пособие/ А. Ц. Пуни -. Л.: Изд-во ИФК им. П.Ф. Лесгафта, 1977. – С. 48-54.

12. Узнадзе Д. Н. Психология установки / Д. Н. Узнадзе. – СПБ.: Питер, 2001. – 416 с.

13. Франкл В. Человек в поисках смысла/ В. Франкл. - М.: Эксмо, 1990. – С. 21-28.

14. Чхартишвили Ш. Н. Проблема воли в психологии/ Ш. Н.Чхартишвили // Вопросы психологии. 1967. - №4. - С. 113-121.

15. Чумаков М. В. Эмоционально-волевая регуляция личности субъекта // Проблемы социальной психологии личности: межвузовский сб. науч. тр. Вып. 2 / М.В. Чумаков. – Саратов: Изд-во СГУ, 2008. – С. 99–105.

16. Щербатых, Ю. В. Психология страха / Ю. В. Щербатых. – М.: Эксмо, 2005. - 205 с.

17. Сагалакова, О. А., Труевцев, Д. В. Опросник социальной тревоги и социофобии [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: Электронный научный журнал. 2012. С 25-42. Режим доступа: https://medpsy.ru (дата обращения: 01.10.2018).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: