Краткая биография композитора




Михаил Иванович Глинка родился 20 мая 1804 года В Новоспасском Смоленской губернии. На фортепиано М. Глинка стал играть уже в десятилетнем возрасте. С 1817 года обучался в Благородном пансионе при педагогическом институте в Санкт-Петербурге. Закончив пансион всё время уделял музыке. Тогда же были созданы первые сочинения. Стремился расширить бытовой жанр музыки. После путешествия на Кавказ отправляется в Италию, Германию. Под влиянием итальянский композиторов Беллини, Доницети меняет свой музыкальный стиль. В Берлине велись работы над полифонией, композицией, инструментальной музыкой. Вернувшись в Россию Глинка с усердием работал над национальной оперой "Иван Сусанин". Следующая опера - "Руслан и Людмила" в 1842 году. Многие произведения были написаны во время заграничных поездок. С 1851 года в Петербурге преподавал пение, под его влиянием формировалась классическая музыка. Уехав в Берлин в 1856 году, Глинка скончался там в феврале 1857. Песен и романсов Глинки насчитывается около 20, также 6 симфонических произведений, камерно-инструментальных, 2 оперы. Музей Глинки расположен в Новоспасском селе. (на примере хора "Славья")

Опера "Иван Сусанин" ("Жизнь за Царя") М.И. Глинки была впервые поставлена 9 декабря 1836 года. Главное чувство, рождаемое этой музыкой, - чувство Родины. Велико было воодушевление композитора показать страницы нашей истории, грани народной жизни, русский национальный характер. Глинка явился первопроходцем, создававшим совершенно новый образный мир, раскрывая его новым музыкальным языком - русским.

Сюжетом для оперы послужило предание о героическом подвиге костромского крестьянина Ивана Осиповича Сусанина в 1612 году, в трудное для России время оккупации её иностранными захватчиками. Польские войска были уже изгнаны из Москвы, но отдельные их отряды ещё бродили по стране. Один из таких отрядов забрел в село Домнино, где жил Иван Сусанин. Сусанин согласился стать проводником, но завел отряд поляков в непроходимые дебри и болота и сам погиб там.

Подвиг костромского крестьянина вдохновлял поэта-декабриста К. Рылеева, написавшего думу "Иван Сусанин". И Рылеев, и Глинка в героическом поступке простого человека усматривали проявление силы и патриотизма всего русского народа, готового отдать жизнь во имя свободы родной земли.

(Сказать детям, что одной из самых важных частей любого произведения является заключительная часть - (т.е. эпилог). Эпилогом оперы М.И. Глинки "Иван Сусанин" является хор "Славься". (прослушать аудиозапись)

(Спросить какой хор это пел? Какие голоса звучали?)

(После прослушивания и беседы о характере, об образах, игра "Композитор")

Учащимся предлагают побывать в роли композиторов и составить ритмический рисунок хора с помощью нотных длительностей.

("Чтобы вам было легче, давайте прохлопаем этот ритмический рисунок", учащиеся делятся на группы и составляют ритмический рисунок для слов хора)

Длинные нотки будут красные, короткие синие (или наоборот)

 

 

"Пожалуйста, прикрепите ваши ритмические рисунки к нотному стану на доске. Каждая группа вывешивает свой такт. Всего тактов четыре".

(группы проверяют правильность ритмического рисунка у своих товарищей)

После того, как учащиеся справятся с заданием, учитель предлагает исполнить заключительный хор из оперы "Иван Сусанин

"Славься". Этот гениальный хор воплотил в себя богатырский образ народа - победителя, который в трудный момент для Руси, собрался вместе и победил врага. Музыка хора многогранна и обобщает гимнообразные интонации, народно-песенные, торжественные, эпические, героические, исторические. Мелодия хора плавная, в ней есть поступенное движение и обороты, напоминающие колокольный перезвон. Скачок на б. сексту вверх объединяет его с хором "Родина моя". В гармонии "Славься" - диатонические аккорды, плагальные обороты и использование побочных ступеней. В хоре упругие ритмические акценты, симметрическое строение, а фанфарные возгласы придают черты военного шествия. Хор "Славься" особенно торжественный, когда исполняется тремя хорами и двумя оркестрами, (духовой оркестр - на сцене). К ним присоединяются колокола, а в оркестровой партии звучит триольное сопровождение. В хоровых партиях звучат ликующие подголоски, в которых слышатся интонации из женского хора интродукции. В финале дважды упоминается героический поступок Сусанина "Запомнит весь русский народ…". Эти фразы выделяются гармоническими сдвигами. Так Глинка выразил мысль, что подвиг Сусанина совершен ради народа и остается бессмертным.

Урок 4

( на примере произведения С.С. Прокофьева "Александр Невский")

(портрет композитора, картинка Александр Невский)

Анализ музыкального произведения С.С. Прокофьева. Сопоставление его с картиной П. Корина "Александр Невский".

"Наш урок начался с музыки С.С. Прокофьева кантата "Александр Невский" хор "Вставайте, люди русские!"



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: