Научные подходы к организации и проведению соц/экономического, соц/ медицинского, соц/правового и психосоциального консультирования.




Психоаналитическое направление.

В его основе лежит глубинная психология (психодинамическое направление), представлена на сегодня психоанализом З. Фрейда и множеством его модификаций (А. Адлер, К. Юнг, Э. Фромм, К. Хорни и др.). В рамках психоанализа сущность человека определяется психической энергией, сексуальной природой и опытом раннего детства. Основу структуры личности составляют три инстанции: ид, эго, суперэго. Поведение мотивируется сексуальными побуждениями. Патология возникает из-за вытесненных в детском возрасте конфликтов. Нормальное развитие основывается на современном чередовании стадий сексуального развития.

Цель консультирования: перевести в сознание вытесненный в бессознательное материал; помочь клиенту воспроизвести ранний опыт и проанализировать вытесненные конфликты; реконструировать базисную личность.

Адлерианское направление.

Подчеркивается позитивная природа человека. Каждый человек в раннем детстве формирует уникальный стиль жизни. Поведение мотивируется стремлением к достижению целей и социальным интересом. На стиль жизни влияют порядковый номер рождения, стиль родительского воспитания, те или иные особенности физического развития. Нормальное развитие личности предполагает адекватные жизненные цели. Акцент в консультировании делается на трансформации целей жизни клиента, помощи в формировании социально значимых целей и корректировке ошибочной мотивации посредством обретения чувства равенства с другими людьми. Важное место занимает реконструкция индивидуального стиля жизни.

Терапия поведения имеет в своей основе поведенческий подход в психологии. Исторически это направление идет от работ Д. Уотсона и Б. Скиннера, к которым позднее присоединились Э. Ч. Толмен, К. Л. Халл и др. В нем человек рассматривается как продукт среды и одновременно ее творец. Поведение формируется в процессе обучения. Нормальному поведению обучают посредством подкрепления и имитации. Бихевиористы, как правило, выясняют причинно-следственные связи в последовательности событий, определяющих поведение клиента; совместно с клиентом выбираются достижимые для него цели, перечисляются альтернативы, формулируется конкретный план действий на будущее. Психолог-бихевиорист действует и как консультантэксперт, обучающий клиента эффективному поведению.

Рационально-эмоционально-поведенческая терапия – подход в психотерапии, созданный А. Эллисом, А. Беком. Человек рождается со склонностью к рациональному мышлению, но одновременно и со склонностью к парологичности. В качестве главной причины психических расстройств рассматриваются ошибочные, иррациональные когнитивные установки (убеждения, верования, идеи, предположения и т. п.), а не прошлый опыт индивида. Такие когниции в терминах РЭПТ называются «иррациональными верованиями» (иногда – «иррациональными убеждениями»), и основной целью терапии является их устранение. В основе адаптивного поведения лежат рациональное мышление и своевременная коррекция принимаемых решений. Консультирование направлено на устранение «саморазрушающего» подхода клиента к жизни и помощь в формировании толерантного и рационального подхода; способствует применению научного метода при решении поведенческих и эмоциональных проблем. Клиент-центрированная терапия (К. Роджерс, А. Маслоу, Г. Олпорт). Акцентируется позитивная природа человека – свойственное ему врожденное стремление к самореализации. Проблемы возникают при вытеснении некоторых чувств из поля сознания и искажении оценки опыта. Основу психического здоровья составляют соответствие идеального Я реальному Я, направленность на реализацию собственной личности и стремление к самопознанию. Подчеркивается значимость уверенности в себе. В результате реалистического представления о самом себе человек приобретает способность разрешать проблемы, с которыми он сталкивается. Клиент сам определяет, достиг ли он в результате терапии желаемых целей, в любую минуту он может прекратить терапию или решить продолжать ее дальше. Цель консультирования – создать благоприятный климат консультирования, подходящий для самоисследования и распознавания факторов, мешающих росту личности, поощрять открытость клиента опыту, уверенность в себе, спонтанность.

Экзистенциональная терапия (И. Ялом, Р. Мэй, Д. Бьюдженталь, С. Л. Братченко, Д. А. Леонтьев, Р. Кочюнас, В. Франкл, Н. В. Клюева и др.). Основное внимание уделяется способности человека познавать свой внутренний мир, свободно выбирать судьбу, ответственности и экзистенциональной тревоге как основному мотивирующему фактору, поиску уникального смысла в бессмысленном мире, одиночеству и отношениям с другими, временности жизни и проблеме смерти. Развитие личности основывается на уникальности каждого человека. Отмечая, что в экзистенциальной психологии нет единого мнения по данному вопросу, Р. Кочюнас выделяет следующие экзистенциальные факторы – данности человеческого существования:

1) чувство бытия;

2) свобода, её ограниченность и ответственность за неё;

3) конечность человека или переживание Ничто;

4) экзистенциальная тревога;

5) экзистенциальная вина;

6) существование во времени;

7) смысл и бессмысленность.

Встреча человека с данностями существования находится в центре внимания процесса экзистенциального консультирования. С точки зрения Р. Кочюнаса, цель экзистенциальной психотерапии – помочь клиенту понять, до каких пределов простирается его свобода что-то менять в жизненной ситуации; в чем трудности разрешимы, а в чем – нет; в чем клиент сам себя ограничивает.

Трансактный анализ. Согласно концепции Э. Берна, человек запрограммирован «ранними решениями» в отношении жизненной позиции. Он проживает свою жизнь по «сценарию», написанному при активном участии его близких, прежде всего родителей, принимает решения в настоящем, основанные на стереотипах, которые когда-то были необходимы для его психологического выживания, но теперь чаще всего бесполезны. Основная цель консультирования – реконструкция личности на основе пересмотра жизненных позиций, гармонизация Эгосостояний, обучение навыкам противостояния манипуляциям, формирование способности к подлиному общению. Трансактный анализ включает в себя:

1) структурный анализ – анализ структуры личности;

2) анализ трансакций – вербальных и невербальных взаимодействий между людьми;

3) анализ психологических игр – скрытых трансакций, приводящих к желаемому исходу (выигрышу);

4) анализ сценария (скриптанализ) – индивидуального жизненного сценария, которому человек невольно следует (В. В. Макаров, 1999).

Гештальттерапия (основные идеи и методы разработали Ф. Перлз, Л. Перлз, П. Гудман). Человек представляет собой целостное социобиопсихологическое существо. Человек и окружающая его среда – единый гештальт, структурное целое, которое называют полем организм/окружающая среда. Среда влияет на организм, а организм преобразует свою среду. Применительно к психологии межличностных отношений это означает, что, с одной стороны, на нас влияет поведение окружающих людей, с другой – если мы изменяем свое поведение, то и окружающие вынуждены меняться. Основными принципами являются актуальность (работа в настоящем), стремление к развитию осознанности и развитие способности принимать ответственность за свою жизнь.

Главная цель гештальттерапии – достижение возможно более полного осознания себя: своих чувств, потребностей, желаний, телесных процессов, мыслительной деятельности, а также, насколько возможно, полного осознания внешнего мира, прежде всего мира межличностных отношений. Гештальттерапия не стремится к немедленному изменению поведения и быстрому устранению симптомов. Устранение симптомов или изменение поведения, достигнутые без достаточного осознания, не дают стойких результатов или приводит к возникновению новых проблем на месте старых.

В результате гештальттерапии клиент приобретает способность сознательно выбирать свое поведение, используя различные аспекты своей личности, сделать свою жизнь более наполненной, избавиться от невротических и других болезненных симптомов. Он становится устойчивым к манипуляциям других людей и сам способен обходиться без манипуляций, другими словами, он научается стоять на собственных ногах.

Телесно-ориентированная психотерапия (ТОП) – это способ исцеления души через работу с телом, неоднозначно понимаемое направление психотерапии, целью которого является изменение психического функционирования человека с помощью ориентированных на тело методических приемов. В настоящее время описаны не менее 15 различных подходов, определяемых как «работа с телом». Наиболее известные виды телесно-ориентированной психотерапии: характерологический анализ В. Райха, биоэнергетический анализ А. Лоуэна, концепция телесного осознавания Фельденкрайза, метод интеграции движений Ф. Александера, метод чувственного сознавания (Ш. Селвер и Ч. Брукс), структурная интеграция (И. Рольф). Менее известны в нашей стране техники биосинтеза, бондинга, танатотерапии (В. А. Баскаков).

Телесно-ориентированная психотерапия возникла на основе практического опыта и многолетних наблюдений взаимосвязи духовного и телесного в функционировании организма. Она в большей степени, чем другие направления консультирования и психотерапии, придерживается холистического подхода, необходимость в развитии которого постоянно возрастает. Преодоление дуализма тела и разума и возвращение к целостной личности ведет к глубоким изменениям понимания поведения человека. Методы телесно-ориентированной психотерапии направлены на обеспечение условий, в которых человек сможет пережить свой опыт как взаимосвязь психического и 28 телесного, принять себя в этом качестве, тем самым получив возможность для улучшения своего функционирования.

Арт-терапия. В переводе с английского языка «арттерапия» – лечение изобразительным искусством. Искусство можно рассматривать как одно из средств самовыражения личности. Искусство развивает и воспитывает человека, позволяет ему разобраться в жизни и лучше понять самого себя, способствует фиксации и передаче чувств и мыслей коммуникатора (А. И. Копытин). Язык искусства по-своему доступен и понятен каждому человеку, в особенности если иметь в виду глубину его эмоционального проникновения. Именно поэтому методы воздействия на личность с помощью искусства очень эффективны.

Психотерапия искусством – это вид психотерапии, который основан на использовании различных форм и видов искусства в лечебных целях. Традиционно психотерапия искусством представлена следующими основными направлениями: арт-терапией, драма-терапией, музыкотерапией и танце-двигательной терапией. Таким образом, арт-терапия – одна из составляющих терапии искусством. В настоящее время термин «арт-терапия» применяется в научной литературе в двух смыслах:

1) метод, основанный на использовании различных форм творческой деятельности (как специфического вида деятельности человека);

2) метод, в основе которого психотехнологии, связанные с использованием изобразительного творчества (визуальное искусство).

С точки зрения западной психологии арт-терапия – это метод лечения, воздействия на человека, основанный не только на привлечении клиента к занятиям изобразительным творчеством, но и на восприятии им готовой изобразительной продукции (например, восприятии и обсуждении картин, фото- и видеоматериалов). Исходя из этого, выделяют активную и пассивную арт-терапию. Активная арт-терапия предполагает побуждение клиентов к самостоятельной творческой деятельности, пассивная же основана на использовании уже существующих произведений искусства через их анализ и интерпретацию.

Системный подход. Определяется не ориентацией на теоретические модели, а сфокусированностью на партнерстве, семье, супружестве, группах как самостоятельных организмах, целостных системах со своей историей, внутренними закономерностями и динамикой, этапами развития, ценностными ориентациями и т. д.

Консультирование в рамках этого подхода исходит из того, что дисфункциональная система отношений определяет дезадаптацию ее участников, психолог занимает позицию включенного наблюдателя или активного наставника. Он задает вопросы, наблюдает и контролирует, структурирует коммуникацию участников, драматизирует отношения и моделирует конфликты, дает домашние задания и т. д.

Интегративный, или мультимодальный, подход. Становится все более определяющей тенденцией, внутри которой выделяют методический эклектизм и теоретическую интеграцию. В практической плоскости интеграция направляется принципом Г. Пауля: какая психотерапия и кем проводимая наиболее эффективна для этого человека с его специфическими проблемами в его обстоятельствах и окружении или, по выражению М. Эриксона, для каждого пациента – своя психотерапия. Смешение разных факторов и стилей интеграции создает «дикую психотерапию», чреватую, как подчеркивает А. Лазарус, непредсказуемыми эффектами. Кроме названных выше направлений можно назвать такие развивающиеся направления, как трансперсональная психология (К. Уилбер), терапию творческим самовыражением М. Е. Бурно, «дианализ» Ю. В. Завьялова, понимающую психотерапию Ф. Е. Василюка и другие.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: