Заказчик признал товар иностранным, потому что у поставщика не было сертификата СТ-1




Когда отечественный товар или товар из стран ЕАЭС можно признать иностранным

В статье смотрите подборку дел о применении документов, подтверждающих отечественное происхождение товара в закупках по нацрежиму. Разобрали ситуации, когда заказчик должен признать товар иностранным и в каких случаях неправомерно запрашивать сертификат СТ-1. В конце статьи смотрите таблицу по всем нормативным документам с документами по стране происхождения. Она поможет при подготовке закупки и рассмотрении заявок.

 

Если вы подписчик комплекта с журналом «Госзакупки.ру»

Новый материал с вариантами, как по-новому обосновать цену на услуги охраны, открыт для чтения

 

Сертификат СТ-1 подтверждает страну происхождения товара и требуется в ряде закупок с применением нацрежима. Если поставщик не предоставил сертификат или он просрочен, при оценке заявки заказчик вынужден будет признать товар иностранным и применить к нему ограничения или условия допуска. А сам поставщик потеряет все свои конкурентные преимущества отечественной продукции перед иностранной.

При проверке заявок обращайте внимание на сроки действия сертификатов. Если в законе говорится, что поставщик может предоставить один из документов на выбор, не ограничивайте выбор участника закупки. Ниже смотрите две ситуации, когда поставщик попытался оспорить решение заказчика, но ФАС отклонила жалобы. В третьей ситуации заказчик сам неправомерно ограничил конкуренцию, запросив исключительно сертификат СТ-1. Разберем эти правила на примере трех дел из административной практики ФАС.

Заказчик признал товар иностранным из-за просроченного сертификата

О чем дело. Заказчик провел электронный аукцион на поставку лекарственного препарата оксалиплатин. Победил участник, который предложил лекарственный препарат индийского происхождения. Участник 2 не согласился и подал жалобу в ФАС. Он предложил к поставке два лекарственных препарата российского производства и приложил сертификаты происхождения товара. По мнению участника 2, аукционная комиссия неправомерно признала победителем участника 1, который предложил иностранный товар.

Позиция участника 2. На российском фармрынке есть более 10 различных лекарственных препаратов с МНН оксалиплатин. По его мнению, другие заявки на аукцион содержали лекарственные препараты различных российских производителей. Поэтому заявку победителя должны были отклонить согласно постановлению от 30.11.2015 № 1289 об ограничении допуска лекарств из списка ЖНВЛП.

Один из сертификатов участника 2 истек во время проведения аукциона, поэтому заказчик признал его товары иностранными. Но, по мнению участника 2, если сертификат СТ-1 сроком до одного года прекращает свое действие во время закупки, он продлевается до завершения закупки (п. 3.8 приказа ТПП от 21.12.2015 № 93).

Итог дела. Действие сертификата продлевается, если сертификат сроком до одного года, такой вывод следовал из решения ФАС. У участника 2 сертификат был на год. По мнению ведомства, заявку участника 2 заказчик правомерно приравнял к заявкам с иностранным товаром. Лекарственный препарат российского происхождения был только в одной заявке. Следовательно, для оценки заявок положения постановления от 30.11.2015 № 1289 не применяются.

Но для заказчика на этом история не закончилась. Поскольку ограничения из постановления от 30.11.2015 № 1289 не применялись, заказчик должен был применить преференции и снизить цену контракта, предложенную победителем — у того был индийский товар. В аукционах к заявке с иностранным товаром применяется понижающий коэффициент — цена контракта снижается на 15 процентов (приказ Минфина от 04.06.2018 № 126н). Но цена не была снижена. Заказчик нарушил требования частей 3, 4 статьи 14 Закона № 44-ФЗ. Ему выдали предписание.

Документ: решение Новгородского УФАС от 04.02.2021 по делу № 053/06/69–69/2021

Заказчик признал товар иностранным, потому что у поставщика не было сертификата СТ-1

О чем дело. Заказчик провел электронный аукцион на поставку расходных медицинских материалов — инфузионной системы для переливания растворов. ОКПД2 товара входит в перечень постановления от 05.02.2015 № 102, поэтому заказчик установил ограничения. Заказчик получил пять заявок на участие в аукционе.

По условиям постановления от 05.02.2015 № 102, которое регулирует допуск заявок на поставку медицинских изделий, заказчик должен был отклонить все заявки с иностранными товарами. Но он этого не сделал. Четыре из пяти заявок соответствовали требованиям. В двух из них предлагался китайский товар, в одной — производства Армении, еще в одной — российского производства. Один из участников пожаловался в ФАС на то, что заказчик не применил ограничения по нацрежиму.

По требованиям постановления от 05.02.2015 № 102, поставщик должен подтвердить страну производства медицинских изделий сертификатом о происхождении товара. Однако участник, предложивший товар из Армении, не приложил к заявке соответствующий сертификат. Таким образом, все заявки, кроме заявки с российским товаром, заказчик признал иностранными. Поскольку только у одной заявки был российский товар, ограничения по постановлению от 05.02.2015 № 102 не применяли.

Итог дела. Раз заявка с российским товаром была одна, заказчик не должен применять ограничения по постановлению от 05.02.2015 № 102. Такой вывод следует из решения ФАС.

Документ: решение Бурятского УФАС от 08.06.2021 по делу № 003/06/69–550/2021



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: