ПРЕДЛАГАЮТ ВАШЕМУ ВНИМАНИЮ ПРОГРАММЫПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ДЛЯ РАБОТНИКОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОЬРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Профессиональная переподготовка
Тьюторское сопровождение обучающихся в дошкольной образовательной организации с присвоением квалификации «Тьютор», 340 часов
Основы тьюторской деятельности в образовательной организации в условиях реализации профессионального стандарта «Специалист в области воспитания» с присвоением квалификации «Специалист в области воспитания, тьютор», 550 ч.
«Педагогика и методика дошкольного образования с дополнительной подготовкой в области тьюторства и гувернерства» с присвоением квалификации «Воспитатель детей дошкольного возраста», 1080 часов
Повышение квалификации
Тьюторская работа с детьми с ОВЗ в ДОУ, 72 часа
Тьюторское сопровождение дошкольников согласно ФГОС ДО и профстандарта «Специалист в области воспитания», 72 часа
«Тьютор в системе семейного воспитания и инклюзивного образования в условиях реализации ФГОС для детей с ОВЗ», 144 часа
Тьютор в дошкольном образовательном учреждении
Тьютор является для ребенка и его семьи помощником в организации образования. Он сопровождает путь развития, подбирает различные элементы-кирпичики, которые затем складываются в индивидуальную образовательную программу. На современном этапе признается важная роль дошкольного этапа в процессе становления личности, поэтому многие организации, особенно работающие с инклюзией, задумываются о включении рассматриваемой позиции в штат своих работников.
Основные направления работы тьютора в ДОУ
· Первое из них – общеразвивающее. Поскольку основная задача тьютора – поддержка инициативы и интересов детей, то в первую очередь педагог-тьютор (или воспитатель с тьюторской компетентностью) будет подбирать для детей такие виды деятельности, в которых ребёнок будет учиться выбирать (делать простой выбор – из игрушек, своих занятий), осознавать свои первые интересы, предпочтения. Он будет наблюдать за ребёнком, предлагать различные пробы. На дошкольном этапе обучения тьютор максимально тесно работает не только с ребёнком, но и с родителями и другими воспитателями, психологами, логопедами. Целью этого взаимодействия будет обсуждение с ними особенностей ребёнка, его выявленных интересов, и как следствие, различных аспектов планирования его образовательного движения. Именно тьютор соберёт воедино вместе с родителями все элементы образования, которые есть на данный момент. Например, он расскажет родителям, какие ресурсы есть в детском саду, на что направлены те или иные занятия, он проанализирует с родителями, какими ресурсами пользуется семья за рамками детского сада, он обсудит ресурсы, которые могут появиться (ведь помимо детского сада, есть ещё множество полезных способов и мест для развития ребёнка).
|
· Сопровождение в отдельной предметной области. Ключевая задача тьютора, если он работает в узкой предметной области – подметить зарождающийся интерес у ребенка и оттолкнуться от него. Интерес у дошкольников проявляется через вопросы, эмоции, действия с предметами, заинтересовавшими ребенка. Зафиксировав интерес, тьютор совместно с воспитателем (или без него) создает условия для его развития в определенной области с помощью сюжетно-ролевых игр, экскурсий, сказок и т.д. Сегодня в некоторых детских садах существует практика сопровождения ребёнка и его родителей в разработке собственного исследовательского проекта. Этот непростой формат является сильным средством именно для тьютора. В ходе сопровождения в проекте он может выявить интерес ребёнка в определённой предметной области (например, интересно ребёнку, чем кормят аквариумных рыбок или как образуются сосульки), а затем организовать деятельность по его развитию (вместе с семьёй разработать эксперимент, представить его результаты на конкурсе и т.д.). Поэтому кстати, тьютор — это ещё и тот человек в организации, который непосредственно связан с выявлением и сопровождением одарённых детей.
|
· Сопровождение детей с ОВЗ. Про данное направление я планирую написать отдельную статью. Здесь хочу лишь отметить, что тьютор – профессия средовая, поэтому прежде чем работать с детьми (в том числе, с ОВЗ), он изучает среду образовательной организации, после чего корректирует или видоизменяет её, чтобы ребенок с особыми потребностями имел возможность выстраивать своё образовательное движение. Важно понимать, что тьютор- это не просто физически сопровождающий детей с ОВЗ (помогающий, например, передвигаться, обслуживать себя), тьютор – педагог, работающий с образовательным маршрутом ребенка, который включает изучение его особенностей, подбор различных ресурсов, практик, адаптированных под запросы конкретного ребёнка и родителей.
|
· Также на начальном этапе поступления ребёнка в новое образовательное учреждение направлением работы тьютора является сопровождение адаптации к новому месту. Перед тем, как заниматься адаптацией, тьютор максимально изучает информацию о ребенке, после чего основываясь на интересах, старается включать ребенка в процесс. Педагог наблюдает, как воспитанник чувствует себя в кругу других детей и если требуется, то подключает других специалистов и родителей.
Функции тьютора в ДОУ
1. Организация образовательной среды для дошкольников
· это, в первую очередь, проектирование открытой, вариативной образовательной среды (например, среда, созданная Марией Монтессори – это самый близкий и удачный пример тьюторского хода);
· повышение доступности образовательных ресурсов для освоения детьми индивидуальных образовательных маршрутов и проектов;
· проектирование специальной образовательной среды для дошкольников с ОВЗ и инвалидностью;
· координация взаимодействия субъектов образования.
2. Организационно-методическое обеспечение поддержки дошкольника:
· подбор методических средств для создания детьми индивидуальных образовательных маршрутов, проектов;
· методическое обеспечение взаимодействия субъектов образования в целях индивидуализации образовательного процесса;
· подбор и разработка методических средств для анализа результатов тьюторского сопровождения.
3. Педагогическое сопровождение индивидуальных образовательных маршрутов дошкольников:
· выявление индивидуальных особенностей, интересов, способностей, проблем, затруднений воспитанников;
· вовлечение ребенка в разработку его индивидуальных образовательных маршрутов, проектов;
· сопровождение детей в реализации маршрутов;
· подбор и адаптация педагогических средств индивидуализации;
· педагогическая поддержка рефлексии дошкольников;
· организация участия родителей в разработке индивидуальных образовательных маршрутов, проектов ребенка.