Государство – это единая политическая организация власти в масштабах всей страны, располагающая спец. Аппаратом управления и принуждения, издающая обязательные для всех законы и обладающая суверенитетом.
Конфессия – объединение верующих в пределах одной религии, имеющее свое вероучение, особенности богослужения и особую организационную структуру.
Деноминация – тип религиозной организации, специфическим признаком деноминации является ее промежуточный характер по отношению к церкви и к секте.
Классификация №1.
Совокупность государственно-конфессиональных отношений может определяться через юридическую формализацию, правового статуса религиозных объединений. В данном случае классификация отношений государства и конфессии складывается в 2х формах:
1. Отношение с государственной религией (церковью, конфессией) т.е. закрепление ее привилегированного положения по сравнению с другими вероисповеданиями.
2. Режим отделения религии (конфессии, церкви) от государства.
В данном случае этот режим понимается как любые разновидности государственно-конфессиональных отношений, не предусматривающие наличие государственной конфессии, чей статус законодательно закреплен.
Классификация №2. (Морозова)
Соотношение государства и конфессий может быть представлено классификацией государств по их отношению к религии, т.е. типу госудраственно-конфессиональных отношений выделяют:
-клерикальные
-светские
-теократические
-атеистические
1) Клерикальные государства – религия официально имеет статус государственной и занимает привилегированное положение по сравнению с другими конфессиями. Статус государственной религии предполагает тесное сотрудничество государства и церкви. (Великобритания, Норвегия, Швеция, Дания, Испания).
Характеристика:
= в сфере экономических отношений признается право собственности на широкий круг объектов, здания, строения, землю, предметы культа;
= церковь получает от государства субсидии, материальную помощь, налоговые льготы;
= церковь наделена рядом юр. Полномочий, н-р правом регистрировать брак, рождение, смерть, регулировать брако-семейные отношения;
= церковь имеет право участвовать в политической жизни страны, иметь представительство в государственных органах;
=церковь обладает широкими полномочиями в сфере образования, воспитания, может ввести цензуру печатной продукции.
2) Светские государства (Германия, Франция, РФ, Белоруссия). В рамках светских государств все виды религиозных организаций отделены от государства, они не исполняют политические, юридические функции. Для правового режима религиозных организаций в светском государстве характерны следующие черты:
= государство и его органы не вправе контролировать отношения граждан к религии;
= государство не вмешивается во внутрицерковную деятельность, если не нарушается законодательство;
= государство не оказывает ни одной из конфессий материальной, финансовой и др. помощи;
= религиозные организации не выполняют по поручению государства юридических функций;
= конфессии не вмешиваются в политическую жизнь страны.
3) Теократическое государство – государство, которое признает за религиозной догматикой и религиозными органами высший авторитет, как в области законодательства, так и в области реальной политики (Ватикан, Иран, Пакистан, Марокко, Саудовская Аравия)
= государственная власть принадлежит церкви, которая имеет статус государственной религии;
= доминирование религии над правом;
= религиозные нормы составляют основной источник законодательства, регулируют сферы частной и публичной жизни;
= глава государства может одновременно являться высшим религиозным деятелем.
4) Атеистические государства характеризуются преследованием религиозных организаций властями.
= религиозные организации либо запрещаются либо находятся под жестким контролем государства;
= религиозные объединения не обладают правами юридического лица и не могут совершать юридически значимых действий;
= священнослужители и верующие репрессируются;
= запрещается проведение в общественных местах религиозных обрядов, ритуалов, издание и распространение религиозной литературы. Албания (конституция 1976 г.)
Классификация № 3 (Е.М. Мирошникова) выделяет основные модели государственно-конфессиональных отношений в нетеократических государствах:
1)Идентификационная модель – модель государственной церкви, характерная для Дании, Норвегии, Финляндии, Англии, Греции.
2) Сепарационная – отделительная модель, принятая в США, Франции.
3) Кооперационная – модель нейтралитета и сотрудничества, действующая в Германии, Испании, Италии, Бельгии, Австрии.
Классификация № 4 (Логинов А.В.) Логинов видоизменяет данную классификацию и сводит ее к 2-м различным моделям:
- Сепарационной;
- Кооперационной.
Основание классификации – принятый тип правового регулирования.
1) Для сепарационной модели характерен универсальных тип правового регулирования, не допускающий различий в правовом статусе деноминаций (Франция, США).
2) Для кооперационной модели характерен дифференцированный тип регулирования, предполагающей, что государство оставляет за собой право дифференцировать отношения к различным конфессиональным сообществам, наделенным разным объемом полномочий.
Кооперационная модель делится на 3 подмодели:
1) государственный статус одной церкви (Греция, Англия, Норвегия);
2) подмодель договорных отношений конфессии с государством (Испания, Талия, Польша, Белоруссия)
3) законодательное выделение признанных конфессий (РФ, Болгария, Бельгия).
Классификация № 5 (Шаляпин) Интегративная типология государственно-конфессиональных отношений опирается на наблюдения профессора Ф.А. фон Гейзау, проф. Лазарева. Фон Гейзау выделяет 4 различных сценария гос-конф-х отношений в Европе 20 века: 1 сценарий: государство с укорененными конфессиями, имеющими привилегированный статус и находящимися в зависимости от гос. власти (Великобритания, Скандинавские страны – Дания, Финляндия, Швеция, Норвегия); 2 сценарий: страны, в которых произошло формальное отделение церкви от государства, но их отношения были урегулированы соглашениями (конкордатами), свидетельствами об особом отношении светской власти к католической церкви (Австрия, Италия, Португалия); 3 сценарий: страны со смешанным в конфессиональном отношении составом населения, которые приняли законодательства, базирующиеся на принципах нейтральности государство по отношению к религии (Франция, германия); 4 сценарий: страны, в которых примат 1 конфессии закреплен конституционно (Греция).
Типологию по Гейзау можно дополнить моделью теократии по Арановскому (это режим, в котором политическая власть реально принадлежит духовным лидерам, божеству, а регулятором общественных и политических отношений является предписания религиозного происхождения – каноны).
Также интегративная типология дополняется конфронтационной моделью, которую выделяют Лазарев, здесь имеется ввиду не преследование церкви государством, а противостояние церкви и государства, проведение антигосударственной политики, основанной на религиозных нормах как это было в Латинской Америке в сер. 60 гг.
Вопрос № 26