Государство и конфессии.




Государство – это единая политическая организация власти в масштабах всей страны, располагающая спец. Аппаратом управления и принуждения, издающая обязательные для всех законы и обладающая суверенитетом.

Конфессия – объединение верующих в пределах одной религии, имеющее свое вероучение, особенности богослужения и особую организационную структуру.

Деноминация – тип религиозной организации, специфическим признаком деноминации является ее промежуточный характер по отношению к церкви и к секте.

Классификация №1.

Совокупность государственно-конфессиональных отношений может определяться через юридическую формализацию, правового статуса религиозных объединений. В данном случае классификация отношений государства и конфессии складывается в 2х формах:

1. Отношение с государственной религией (церковью, конфессией) т.е. закрепление ее привилегированного положения по сравнению с другими вероисповеданиями.

2. Режим отделения религии (конфессии, церкви) от государства.

В данном случае этот режим понимается как любые разновидности государственно-конфессиональных отношений, не предусматривающие наличие государственной конфессии, чей статус законодательно закреплен.

Классификация №2. (Морозова)

Соотношение государства и конфессий может быть представлено классификацией государств по их отношению к религии, т.е. типу госудраственно-конфессиональных отношений выделяют:

-клерикальные

-светские

-теократические

-атеистические

1) Клерикальные государства – религия официально имеет статус государственной и занимает привилегированное положение по сравнению с другими конфессиями. Статус государственной религии предполагает тесное сотрудничество государства и церкви. (Великобритания, Норвегия, Швеция, Дания, Испания).

Характеристика:

= в сфере экономических отношений признается право собственности на широкий круг объектов, здания, строения, землю, предметы культа;

= церковь получает от государства субсидии, материальную помощь, налоговые льготы;

= церковь наделена рядом юр. Полномочий, н-р правом регистрировать брак, рождение, смерть, регулировать брако-семейные отношения;

= церковь имеет право участвовать в политической жизни страны, иметь представительство в государственных органах;

=церковь обладает широкими полномочиями в сфере образования, воспитания, может ввести цензуру печатной продукции.

2) Светские государства (Германия, Франция, РФ, Белоруссия). В рамках светских государств все виды религиозных организаций отделены от государства, они не исполняют политические, юридические функции. Для правового режима религиозных организаций в светском государстве характерны следующие черты:

= государство и его органы не вправе контролировать отношения граждан к религии;

= государство не вмешивается во внутрицерковную деятельность, если не нарушается законодательство;

= государство не оказывает ни одной из конфессий материальной, финансовой и др. помощи;

= религиозные организации не выполняют по поручению государства юридических функций;

= конфессии не вмешиваются в политическую жизнь страны.

3) Теократическое государство – государство, которое признает за религиозной догматикой и религиозными органами высший авторитет, как в области законодательства, так и в области реальной политики (Ватикан, Иран, Пакистан, Марокко, Саудовская Аравия)

= государственная власть принадлежит церкви, которая имеет статус государственной религии;

= доминирование религии над правом;

= религиозные нормы составляют основной источник законодательства, регулируют сферы частной и публичной жизни;

= глава государства может одновременно являться высшим религиозным деятелем.

4) Атеистические государства характеризуются преследованием религиозных организаций властями.

= религиозные организации либо запрещаются либо находятся под жестким контролем государства;

= религиозные объединения не обладают правами юридического лица и не могут совершать юридически значимых действий;

= священнослужители и верующие репрессируются;

= запрещается проведение в общественных местах религиозных обрядов, ритуалов, издание и распространение религиозной литературы. Албания (конституция 1976 г.)

Классификация № 3 (Е.М. Мирошникова) выделяет основные модели государственно-конфессиональных отношений в нетеократических государствах:

1)Идентификационная модель – модель государственной церкви, характерная для Дании, Норвегии, Финляндии, Англии, Греции.

2) Сепарационная – отделительная модель, принятая в США, Франции.

3) Кооперационная – модель нейтралитета и сотрудничества, действующая в Германии, Испании, Италии, Бельгии, Австрии.

Классификация № 4 (Логинов А.В.) Логинов видоизменяет данную классификацию и сводит ее к 2-м различным моделям:

- Сепарационной;

- Кооперационной.

Основание классификации – принятый тип правового регулирования.

1) Для сепарационной модели характерен универсальных тип правового регулирования, не допускающий различий в правовом статусе деноминаций (Франция, США).

2) Для кооперационной модели характерен дифференцированный тип регулирования, предполагающей, что государство оставляет за собой право дифференцировать отношения к различным конфессиональным сообществам, наделенным разным объемом полномочий.

Кооперационная модель делится на 3 подмодели:

1) государственный статус одной церкви (Греция, Англия, Норвегия);

2) подмодель договорных отношений конфессии с государством (Испания, Талия, Польша, Белоруссия)

3) законодательное выделение признанных конфессий (РФ, Болгария, Бельгия).

Классификация № 5 (Шаляпин) Интегративная типология государственно-конфессиональных отношений опирается на наблюдения профессора Ф.А. фон Гейзау, проф. Лазарева. Фон Гейзау выделяет 4 различных сценария гос-конф-х отношений в Европе 20 века: 1 сценарий: государство с укорененными конфессиями, имеющими привилегированный статус и находящимися в зависимости от гос. власти (Великобритания, Скандинавские страны – Дания, Финляндия, Швеция, Норвегия); 2 сценарий: страны, в которых произошло формальное отделение церкви от государства, но их отношения были урегулированы соглашениями (конкордатами), свидетельствами об особом отношении светской власти к католической церкви (Австрия, Италия, Португалия); 3 сценарий: страны со смешанным в конфессиональном отношении составом населения, которые приняли законодательства, базирующиеся на принципах нейтральности государство по отношению к религии (Франция, германия); 4 сценарий: страны, в которых примат 1 конфессии закреплен конституционно (Греция).

Типологию по Гейзау можно дополнить моделью теократии по Арановскому (это режим, в котором политическая власть реально принадлежит духовным лидерам, божеству, а регулятором общественных и политических отношений является предписания религиозного происхождения – каноны).

Также интегративная типология дополняется конфронтационной моделью, которую выделяют Лазарев, здесь имеется ввиду не преследование церкви государством, а противостояние церкви и государства, проведение антигосударственной политики, основанной на религиозных нормах как это было в Латинской Америке в сер. 60 гг.

 

 

Вопрос № 26



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: