Тема 6.2. Дидактические игры и упражнения на ориентировку в пространстве
Задания для самостоятельной работы студентов
1. Подобрать 5 дидактических игр на ориентировку в пространстве.
2. Подготовить 1 упражнение для графического диктанта.
Вопросами формирования у детей представлений о пространстве занимались такие известные педагоги-исследователи, как М. Фидлер, Т. И. Ерофеева, В. Новикова, А. А. Столяр, Е. В. Сербина, О. М. Дьяченко, А. М. Леушина и др.
Исследования ученых показали, что, если пространственные представления сформированы у ребенка недостаточно или неточно, это напрямую влияет на уровень его интеллектуального развития: при конструировании малышу бывает трудно составить целое из частей, воспроизвести заданную форму, у него нарушается графическая деятельность.
Развитие ориентировки в пространстве, как показали исследования А. Я. Колодной, начинается с дифференцировки пространственных отношений собственного тела ребенка (выделяет и называет правую руку, левую, парные части тела). Включение слова в процесс восприятия, овладение самостоятельной речью в значительной степени способствует совершенствованию пространственных отношений, направлений (А. А. Люблинская, А. Я. Колодная, Е. Ф. Рыбалко и др.) «Чем точнее слова определяют направление, - подчеркивает А. А. Люблинская, - тем легче ребенок ориентируется в нем, тем полнее включает эти пространственные признаки в отражаемую им картину мира, тем более осмысленной логичной и цельной она становится для ребенка».
Поэтому, чтобы у детей не было проблем, стоит уже сейчас уделить внимание играм и упражнениям, которые помогут ему сформировать и развить пространственные представления.
|
Эффективность коррекционно–педагогической деятельности обусловлена использованием методов: наглядного, практического, словесного. Специфика использования и сочетания методов обуславливается тем, что развивать ориентировку в пространстве можно только в условиях, когда ребенок активно выполняет различные действия и операции. Обучение ориентировки в пространстве включает четыре этапа. Каждый этап представляет серию усложняющихся заданий.
На первом этапе необходимо создать у детей четкие представления о своем теле и его симметричности, о пространственном расположении его частей обучить их пространственной ориентировке «на себе». Обучению детей различать правую и левую стороны «на себе» и словесно обозначать их соответствующими терминами придется уделить много времени, так как ориентировка именно в этих направлениях является основой освоения детьми не только схемы своего тела, но и пространства вокруг себя. Использование в обучении реальных чувственных ощущений ребенка, вовлечение его в игровые ситуации помогает прочно усвоить необходимые знания и умения.
Задача второго этапа - дать детям представление о том, что собственное тело является точкой отсчета при ориентировке в окружающем пространстве, то есть «от себя». На третьем этапе идет обучение моделированию предметно –
пространственных построений. Четвертый этап – обучение ориентировке в пространстве с помощью схем. Овладение ориентировкой в пространстве дошкольников процесс сложный и длительный, требующий от педагогов настойчивости и терпения. Наиболее успешное освоение детьми ориентировки в окружающем пространстве реализуется в дидактических играх и упражнениях.
|
"Найди свой кружок".
Задача игры. Развитие пространственной ориентировки.
1-2-3-4-5,
Приглашаю вас играть!
Желтый, красный мяч бери
И кружочек свой найди.
Дети становятся, используя ориентиры-круги, наклеенные на полу.
"Куда мы бросили мяч? "
Задача игры. Закрепить понятия: "близко", "далеко".
Ход игры. Воспитательница берет два мяча разной величины и бросает один далеко, другой ближе. Спрашивает у детей, какой из мячей она бросила далеко и какой близко. Во второй раз спрашивает, куда бросила большой и куда маленький мяч. Потом мяч бросают двое детей, а остальные определяют, какой мяч бросили далеко, какой близко.
"Угадай, что изменилось"
Задача игры. Упражнение в наблюдательности, развивать ориентировку в пространстве.
Пособия. Игрушки, предметы.
Ход игры. Воспитатель назначает ребенка, который должен определить изменения в игрушках, размещенных на столе или в группе. Важно, чтобы дети предварительно внимательно посмотрели, как размещены игрушки, предметы (число, состав, положение предметов следует разнообразить). Можно играть без предметов, дети меняют своё месторасположение в комнате, а водящий угадывает.
Физкульминутка "Аист".
Аист, аист, длинноногий,
Покажи домой дорогу.
Топай правою ногой,
Топай левою ногой.
Снова — правою ногой,
Снова — левою ногой,
После — правою ногой,
После — левою ногой.
Вот тогда придешь домой.
|
Физкультминутка "Самолёт".
Пролетает самолет, (раскинули руки, летим, глазки вниз)
С ним собрался я в полет! (смотрим вниз, не опуская головы, словно оглядывая из кабины землю)
Правое крыло отвел - (посмотрели как можно дальше вправо)
Левое крыло отвел - (посмотрели влево)
Я мотор завожу (рука описывает большой круг, глазки следят за движением руки)
И внимательно гляжу! (описываем круг в другую сторону)
Поднимаюсь и лечу, (описываем рукой большие восьмёрки)
Возвращаться не хочу! (следим за движением руки глазами)
Физкультминутка "На зарядку становись!"
Эй, ребята, что вы спите!
На зарядку становитесь!
Справа – друг и слева – друг!
Вместе все в веселый круг!
Под веселые напевы
Повернемся вправо, влево.
Руки вверх! Руки вниз!
Вверх! И снова поклонись!
Вправо, влево головою!
Руки вверх! Перед собою!
Топни правою ногой!
Вправо шаг. На месте стой!
Топни левой ногой!
Влево шаг! И снова стой.
Повернись направо к другу.
Правую дай другу руку.
Повернись налево к другу.
Левую дай другу руку.
Шаг – назад и два – вперед!
Вправо, влево поворот!
Покружимся, повернемся,
Снова за руки возьмемся.
Во саду ли, в огороде
У Ивана ослик бродит.
Выбирает, выбирает,
Что сначала съесть – не знает.
Наверху созрела слива,
А внизу растет крапива.
Впереди крыжовник зреет,
Позади малина спеет.
Слева – свекла, справа – брюква,
Слева – тыква, справа – клюква.
Снизу – свежая трава,
Сверху – сочная ботва.
Закружилась голова,
Кружится в глазах листва.
Ослик глубоко вздохнул…
И без сил на землю лег.
Упражнения, цель которых проверить и понять, как ребенок ориентируется в понятиях "верх", "низ", "право", "лево"; ориентируется в пространстве; использует предлоги: на, под, между, за, около и др. для обозначения месторасположение предметов. С помощью данных упражнений формируется первоначальный опыт ориентировки в пространстве с учетом направлений, восприятие самого пространства. При выполнении не подгоняйте ребенка, пусть он немного подумает, прежде, чем выполнит задание. В словаре детей не должно быть неточных слов: «та, эта» (вместо «правая, левая», «там, тут, туда» (вместо «справа, слева, направо») и т. д.
1. Показать правую (левую) руку. Взять предмет правой (левой) рукой.
2. Поставь кеглю впереди (сзади, справа (слева) от игрушки.
3. Игровое упражнений «Куда показывает флажок?». Ребенок сам может выполнять игровые задания, указанные с помощью флажков, лент, шаров, мячей.
4. Упражнение напоминает игру в "военных". Педагог - командир, готовит солдата к военному параду. Ребенок должен выполнять ваши команды: повернуться направо (налево, постоять на правой (левой) ноге, поднять правую (левую) ногу. Команды могут даваться в произвольном порядке.
5. Определить правую (левую) сторону на другом человеке, на картинке (можно использовать книжки-раскраски).
6. Назови, что находится впереди (сзади, справа (слева) от тебя.
7. Задания по картинкам: задавайте вопросы так, чтобы в ответах ребенок использовал предлоги (пространственное расположение объектов). Можно поиграть с ребенком в игры "Найди предмет" (по инструкции педагога, "Исправь ошибку" (или "Что перепутал художник").
Чтобы закрепить навыки ориентировки на собственном теле, постоянно предлагайте ребенку находить на своей одежде и правильно называть различ-ные детали (воротник, рукава, карманы, застежки) и их расположение, используя при этом пространственные обозначения: «Этот карман правый, а этот левый», «Воротник вверху», «Пуговицы на платье сзади». Скажите ребенку: «Положи носовой платок в правый (левый) карман», «Покажи на своей рубашке правый (левый) рукав», «Застегни верхнюю (нижнюю) пуговицу».
При каждом удобном случае надо употреблять слова, обозначающие пространственное расположение частей тела ребенка и направления пространства. На прогулке проговаривайте те направления, в которых движетесь с ребенком: «Сейчас мы с тобой идем прямо, вперед. Теперь мы повернем направо». Слова сопровождайте указательными жестами в направлении движения.
Глазомер развивается и совершенствуется в конструктивной деятельности, когда ребенок подбирает нужные, недостающие для постройки детали, когда делит комок глины, чтобы ее хватило для лепки всех частей предмета.
При работе с детьми можно использовать задания типа: "Подумай и составь предложения по картинке. " Не забудь в своих предложениях употреблять слова: НА, В, ПОД, ЗА, ПЕРЕД, У, ОТ.