ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ И
ПРОФИЛАКТИКА ЕЕ НАРУШЕНИЙ
«Дерево чти, пока оно молодо, ребенка учи, пока он не вырос», - гласит пословица.
Основа счастья - это здоровье. Надо укреплять его ежедневно, начиная с раннего детского возраста, и важнейшую роль здесь играет отношение родителей. При этом важно не только стремиться создавать необходимые условия для правильного физического развития, но быть личным примером для своего ребенка.
Осанка – это привычная, непринужденная манера держать свое тело. Если она правильная, то фигура человека выглядит красивой, стройной, а походка легкой и упругой. Процесс формирования осанки начинается с самого раннего возраста.
Отклонения в осанке не только неэстетичны, но и неблагоприятно сказываются на положении внутренних органов.
Отчего может нарушиться осанка?
1. Мебель, не соответствующая возрасту, особенно когда ребенок долгое время проводит в вынужденной позе. Поэтому нужно всегда помнить о соответствии стульев и столов и не мешать ребенку больше времени проводить в свободной позе (например, лежа на ковре).
2. Постоянное придерживание ребенка при ходьбе за одну и ту же руку.
3. Привычка ребенка стоять с опорой на одну и ту же ногу. Правильная ходьба та, при которой масса тела равномерно распределяется на обе ноги.
4. Неправильная поза во время сна (поджав ноги к животу, «калачиком», и т. д.)
5. Нарушения осанки чаще развиваются у малоподвижных, ослабленных детей с плохо развитой мускулатурой, поэтому необходимы гимнастические упражнения для качественного укрепления тех мышц, которые обеспечивают хорошую осанку.
Воспитание ощущений правильной осанки приобретается за счет многократного повторения правильного положения тела: лежа, сидя, стоя.
С этой целью рекомендуются следующие мероприятия:
1. Изучение и воспитание ощущения осанки с помощью зеркала. Ребенок перед зеркалом несколько раз восстанавливает нарушенную осанку с помощью взрослого. Он должен понять, что для этого необходимо произвести некоторые действия (выпрямить позвоночник, развернуть плечи, втянуть живот)
2. Упражнения у вертикальной плоскости. Ребенок прикасается к плоскости (стена без плинтусов, дверь) пятками, икрами, ягодицами, лопатками и головой. Когда ребенок научится стоять правильно у плоскости, рекомендуются различные упражнения – отведение рук, ног в стороны, приседание с касанием плоскости затылком, спиной, лопатками. Целесообразно сочетать упражнения с удержанием предметов на голове.
3. Ношение различных предметов на голове. К этим упражнениям относятся: ходьба на носках, по бревну, на коленях, приседания, лазание по гимнастической стенке (не уронив при этом положенный на голову предмет)
4. Координация движений, умение владеть своим телом. Здесь полезны упражнения в равновесии и балансировании. Например, стойка на одной ноге, ходьба по бревну, скамейке с предметом на голове и повороты, «ласточка» на одной ноге.
1. В условиях семьи необходимо стремиться соблюдать тот же четкий распорядок дня и занятий детей, что и детском саду.
2. У ребенка должна быть своя мебель, соответствующая его росту (стол, стул, кровать).
3. Когда ребенок сидит, ступни должны полностью касаться пола, ноги согнуты в коленях под прямым углом. Следите, чтобы ребенок сидел прямо, опираясь на обе руки (нельзя, чтобы локоть свисал со стола); можно откинуться на спинку стула; нельзя наклоняться низко над столом.
4. Не рекомендуется детям младшего возраста спать на кровати с прогибающейся сеткой.
5. Обратите внимание на то, чтобы дети не спали «калачиком» на боку с высокой подушкой, так как позвоночник прогибается и формируется неправильная осанка, появляется сколиоз.
6. Следите за походкой ребенка. Не следует широко шагать и сильно размахивать руками, разводить носки в стороны, «шаркать» пятками, горбиться и раскачиваться. Такая ходьба увеличивает напряжение мышц и вызывает быстрое утомление.
7. Постарайтесь выходить чуть раньше, чтобы ребенку не пришлось бежать за родителями, которые тянут его за руку, чаще всего за одну и ту же каждое утро. Все это может привести к дисбалансу мышечного корсета и нарушению осанки.
Беляева Людмила Александровна,
инструктор по физической культуре