Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 9
Г. Нижнеудинск
Конспект урока «Реактивное движение»
Класс к учебнику А.В. Перышкин.
Автор: Карпова Татьяна Анатольевна, учитель физики, 1 категория
Место выполнения работы: МКОУ СОШ № 9, г. Нижнеудинск, Иркутская область, улица Масловского 34
Урок «Реактивное движение».
Цель урока:
1.Познакомиться с практическим применением закона сохранения импульса.
2. Формирование навыка самостоятельной работы, умения видеть практическую пользу знаний
3. Развитие познавательных интересов.
Личностные. Развитие познавательных интересов и самостоятельности в приобретении новых знаний и умений: опытное подтверждение физических законов.Объяснение наблюдаемых явлений на основе физических законов. Воспитание уважения к творцам науки и техники: обсуждение вклада учёных в освоении космоса.
Регулятивные: Фиксировать результаты наблюдения и делать выводы.Формированиенавыков адекватно воспринимать предложенияи оценку учителей и одноклассников. Формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей.
Познавательные: Приобретение опыта самостоятельного поиска информации с использованием различных источников (учебных тексов, справочных и научно-популярных изданий, ресурсов Интернета) и выделение необходимой информации.
Коммуникативные: Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях. Готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения.Использование приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.
|
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Методы обучения на уроке: частично - поисковый.
Демонстрации: презентация «Реактивное движение»; опыт с сегнеровым колесом; запуск действующей модели ракеты; самодвижущаяся тележка; движение воздушного шара (хаотичное); движение воздушного шара по прямой линии; опыт с отклонением трубки при вытекании воды; запуск ракеты сделанной своими руками из пластмассовой бутылки 0,5 л.
I. Организационный момент.
- четкое начало урока;
- готовность к уроку;
- отсутствующие.
- запись даты и темы урока.
II. Целеполагание.
Учащиеся самостоятельно выходят на цели и задачи урока.
Познакомиться: с понятием реактивное движение;с примерами реактивного движения;
с устройством и принципом действия ракеты. Выяснить: от чего зависит скорость ракеты.
III. Актуализация опорных знаний.
1. Что такое импульс тела?
2. Как направлен импульс тела?
3. Что такое импульс силы?
4. Чему равен импульс силы?
5. Сформулировать закон сохранения импульса.
6. Записать формулу закона сохранения импульса для упругого удара.
7. Записать формулу закона сохранения импульса для неупругого удара.
IY. Учебная задача.
Заранее до урока в кабинете все столы (2 стола соединенных вместе, за которые могут сесть от 4 до 6 учеников) поставлены по группам. На столах имеются таблички с названием: 1 «Экспериментаторы»; 2 «Биофизики»; 3 «Конструкторы»; 4. «Теоретики»; 5 «Историки». Поэтому обучающиеся сами делают выбор, в каком направлении они могут работать на уроке. У каждой группы свое компентентностно-ориентированное задание, которое они должны выполнить за 10 минут используя учебную литературу или интернет ресурсы.
|
Задание 1. Группа «Экспериментаторы».
1. Что произойдет, если надутый воздушный шарик выпустить из рук?
____________________________________________________________________
2. Какие тела взаимодействуют?
____________________________________________________________________
3. Что можно сказать о направлении движения шара и воздуха выходящего из шара?
_____________________________________________________________________
4. Придумайте способ движения шара по прямой линии двумя способами. В первом случае у вас имеется: нитки, канцелярские скрепки, скотч, воздушный шарик. Во втором случае: тележка легкоподвижная, воздушный шарик, скотч.
______________________________________________________________________
5. Будет ли двигаться тележка, если из нее будет вытекать вода?
______________________________________________________________________
6. Движение, которое вы наблюдали можно назвать реактивным?
______________________________________________________________________
7. Что такое реактивное движение?
______________________________________________________________________
Задание 2. Группа «Биофизики»
1. Пользуясь учебником или интернетом привести примеры реактивного движения.
______________________________________________________________________
2. Почему огурец назвали «бешенный»?
______________________________________________________________________
3. За счет чего происходит движение каракатиц и личинок стрекоз?
______________________________________________________________________
4. Объяснить механизм движения кальмара.
______________________________________________________________________
5. Что общего между движением кальмара и катера с водометным двигателем?
______________________________________________________________________
Задание 3. Группа «Конструкторы».
|
1. Что такое ракета?
_______________________________________________________________________
2. Устройство ракеты.
_______________________________________________________________________
3. Какая часть ракеты увеличивает ее скорость?
_______________________________________________________________________
4. Какое топливо используют в ракетах?
_______________________________________________________________________
5. Какую роль играют ступени ракеты?
_______________________________________________________________________
6. Домашняя заготовка. Действующая модель ракеты из пластиковой бутылки 0,5 л.
Задание 4. Группа «Теоретики».
1. Запишите формулу закона сохранения импульса для упругого удара, если первое тело ракета, а второе тело газ.
_______________________________________________________________________
2. Чему равен суммарный импульс ракеты и газа до старта, если ракета покоилась?
_______________________________________________________________________
3. Чему равен суммарный импульс ракеты и газа после старта?
_______________________________________________________________________
4. Записать закон сохранения импульса с учетом п.2 и п.3.
_______________________________________________________________________
5. Чему равна скорость ракеты?
_______________________________________________________________________
6. От чего зависит скорость ракеты?
_______________________________________________________________________
7. Во сколько раз масса газа должна быть больше массы ракеты?
_______________________________________________________________________
8. Что означает знак «-» в формуле скорости ракеты? ___________________________
Задание 5. Группа «Историки»
1. В Древнем Китае была изобретена ракета? О каких ракетах идет речь?
_______________________________________________________________________
2. Талантливый изобретатель описал “предварительную конструкцию ракетного самолета иподготовил рукопись “Проекта воздухоплавательного прибора”. Как его звали?
_______________________________________________________________________
3. Кто предложил проект космического корабля с реактивным двигателем в 1893 г.?
_______________________________________________________________________
4. Кто из американских ученых с 1907 г. работал в области ракетостроения и межпланетных полетов?
_______________________________________________________________________
5. С 1912 г. активно занимался проблемами космических полетов крупный французский ученый и авиаконструктор. Он ввел в употребление термин астронавтика. Назовите его имя.
_______________________________________________________________________
6. Русский ученый, изобретатель, открыл принцип реактивного движения, основоположник космонавтики. Кто это?
_______________________________________________________________________
7. Кто является основоположником практической космонавтики?
_______________________________________________________________________
8. Когда был запущен первый ИСЗ?
_______________________________________________________________________
9. Первый полет человека в космос. Когда и кто?
_______________________________________________________________________
10. Первый полет на Луну. Назовите имена астронавтов. Укажите страну и год.
_______________________________________________________________________
11. Реактивное движение и спорт.
_______________________________________________________________________
Y. Выступление групп.
Представитель от каждой группы дает ответ о проделанной работе не более 5 минут. Учитель при ответах использует заранее подготовленную презентацию «Реактивное движение». В конце выступлений запуск модели ракеты школьной и самодельной. Сравнив движение ракеты, ученики отвечают на вопрос: Почему у самодельной ракеты высота поднятия больше?
YI. Рефлексия.
Я узнал …
Мне понравилось …
YII. Итог урока.
Ученики оценивают работу в группах (самооценка и взаимооценка).
YIII. Домашнее задание. § 22, упр. 21 № 1 и 2 или № 3 и 4 по выбору.