При этом факт угрозы не обусловлен действиями родителей и наличием их вины.
Установление обстоятельств угрозы жизни, их правовая оценка и установление причинно-следственной связи должны регулироваться уголовно-процессуальным законодательством.
В пояснительной записке прямо сказано о том, что отобрание ребенка у родителей (лиц, их заменяющих) возможно «вне зависимости от их вины».
Введение ответственности гражданина в отсутствие правонарушения с его стороны подрывает конституционные права граждан и нарушает часть 1 статьи 45 Конституции Российской Федерации, согласно которой «Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется».
Кроме того, произвольное изъятие ребенка из семьи при отсутствии вины родителей также обусловлено неопределенным толкованием понятия «непосредственной угрозы жизни или здоровью» ребенка (проектируемый пункт 1 статьи 77 СК РФ). Поскольку это положение имеется и в действующем законодательстве, анализ практики показывает, что трактуется это понятие крайне широко и субъективно, что исключает адекватную оценку обстоятельств.
Неопределенный характер формулировок и опасные возможности для субъективного толкования содержит и проект пункта 2 статьи 77 СК РФ, регулирующий административный порядок отобрания ребенка при «при наличии оснований полагать, что смерть ребенка может наступить в течение нескольких часов».
При этом факт угрозы никак не обусловлен действиями родителей и наличием их вины.
Законопроект никак не регулирует вопрос проверки поступившей информации органами опеки и попечительства, предусмотренный проектом пункта 1 статьи 77 СК РФ, что фактически допускает «дистанционную» проверку ими информации с последующей подачей заявления об отобрании ребенка в суд, или полностью освобождает органы опеки и попечительства от проведения полной и всесторонней проверки.
Из содержания проекта части 2 статьи 319.1 ГПК РФ усматривается, что к заявлению об отобрании ребенка не прикладываются никакие доказательства наличия «непосредственной угрозы жизни или здоровью»; не требуется точных данных даже об имени ребенка и родителей: они указываются только «если эти
сведения известны заявителю».
При этом содержание проекта части 1 статьи 319.2 ГПК РФ свидетельствует о том, что соблюдение процессуальных прав родителей никак не гарантируется, поскольку их участие в суде необязательно.
Учитывая, что проектом части 2 статьи 319.2 ГПК РФ предусмотрено рассмотрение дела судом в течение 24 часов с момента поступления заявления, объективной возможности у любых родителей подготовиться к судебному заседанию и отстоять свои права, нет и быть не может.
С учетом изложенного следует сделать вывод о том, что проект закона нарушает часть 1 статьи 12 ГПК РФ, согласно которой «Правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон».
Следует обратить особое внимание на то, что проект пункта 3 статьи 77 СК РФ предусматривает три варианта действий для органа опеки и попечительства: обратиться в суд с иском об ограничении родительских прав или о лишении родителей родительских прав, либо с иском об отмене усыновления» в течение семи дней с момента отобрания ребенка.
То есть даже в случае неоправданного отобрания ребенка невозможность возврата ребенка в семью закрепится на законодательном уровне.
Ссылка на положения статьи 64 Кодекса о браке и семье РСФСР 1969 года не является основанием для защиты проекта федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (о порядке отобрания ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью) (проект № 986679–7) и не опровергает представленные доводы против него.
Считаю, что законопроект, положения которого носят карательный характер, не может быть оценен положительно или хотя бы нейтрально, поскольку игнорирует наличие основных прав, свобод и принципов как международного права, так и правовые гарантии, предоставленные гражданам Конституцией РФ.
Таким образом,предлагаемое законопроектом регулирование расширяет спектр возможностей для отобрания ребенка по субъективному усмотрению правоприменителей и не соответствует принятым поправкам к Конституции РФ, согласно которым дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России (часть 4 статьи 67.1 Конституции РФ).
Приложение:
Юридическое заключение на проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (о порядке отобрания ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью) (проект № 986679–7).