Упражнения для тренировки памяти




Занятие 26

Упражнения для тренировки внимания

Вопросы

1. Каково значение внимания в профессиональной деятельности ре­ферента?

2. Каковы основные показатели внимания?

3. Каковы основные способы распределения внимания при слуховом восприятии?

4. Каковы условия, необходимые для появления, сохранения и разви­тия внимания?

Задание 1. Оцените свою способность к концентрации внимания, выполз дующее упражнение.

Упражнение «Концентрация внимания»

Предлагаемый тест предназначен для определения умения концентрировать внимание, а также для развития этой способности.

Вам предлагается таблица с 25 строками цифр. За 7 минут необходимо в каждой строке таблицы отыскать и подчеркнуть чертой снизу все пары рядом расположенных цифр, сумма которых равна 10. Например:

A. 2 91 4875639 46 78831 2345678987654 37.

 

А.2 9 14875639467883 1234567898765437

Б. 98765432198765431421521621728192

B. 12345678912345671521631746135124
Г. 33467382914567349129123198765190

Д. 53982774675370988028382082465934

Е. 20563770895749745505533554465505

Ж. 64328976378209382457864018258640

3. 76554744466688831345178913141561

И. 32132112312354378239237236324376

К. 98798787682676570198684743289610

Л. 19873826455910884234568345679467

М. 24682468369118194455566667777738

Н. 83659172375943767766554433221199

0. 91827364558183729108207456789234

П. 27348556472378026775675675645766

Р. 63860918764382928765465435432321

С 97543354683354668574635296645342

Т. 40439347368247463647586972837283

У. 90161984632876428487659071 151682

Ф. 83654289661036826754698457342891

X. 48654876983473896474676476473468

Ц. 89573869010285378232818171615648

Ч. 64286497628018365283667788991122

Ш. 48295163837846752266337744888599

Щ. 62482746389619848328455918264379

 

Затем проверьте свои результаты, подсчитав пропуски или неверно отмеченные пары цифр. За каждую ошибку присваивается один балл. Свой результат занесите в следующую таблицу (в графу первой серии опыта):

 

№ серии      
Число штрафных баллов    

Задание выполняется в три серии, с тремя бланками таблицы. Перерыв между сериями - 3-5 минут. После окончания каждой серии нужно записать число штрафных баллов в приведенную выше таблицу.

Выполняя задание, следует концентрировать внимание на расположении цифр в строке, чтобы не пропустить искомую пару цифр. Работайте как можно скорее, не возвращайтесь назад для перепроверки, это отразится на ваших результатах. Через 7 минут после начала прекращайте работу и начинайте подсчет пропусков. При незавершенной работе результаты не учитываются.

Обработка результатов

Всего в таблице 149 пар цифр, сумма которых равна 10. Оцените свою способность к концентрации по следующей таблице:

Характеристика внимания   % ошибок Число штрафных баллов
Высокая концентрация 10% от 0 до 26
Хорошая концентрация 20% от 27 до 37
Удовлетворительные данные 30% от 38 до 48
Плохая концентрация 40% от 49 до 149

 

Задание 2. Оцените устойчивость своего внимания с помощью следующего теста.

Тест «Устойчивость внимания»

Цель теста - определение интервала колебания естественного внимания. Этот тест может быть использован также в качестве упражнения для повышения устойчивости внимания.

Смотрите на рис. 1 («Ваза из двух лиц»), приведенный ниже, и стуком карандаша отмечайте моменты, когда происходит «смена рисунка», т.е. вместо вазы вы начинаете видеть два профиля и наоборот. Количество ударов в течение 1 минуты должен фиксировать ваш помощник.

Помните, что естественные колебания внимания происходят в среднем через 10-12 секунд, т.е. в течение минуты смена изображения происходит в среднем 5-6 раз. Если ваш результат превышает средний, то у вас слишком низкая устойчивость внимания.

Затем с помощью волевого усилия постарайтесь удерживать в центре своего внимания то или иное изображение (например, вазу), задерживая его смену, и снова стучать карандашом, если смена изображения все-таки произошла. Сравните количество ударов с первым вариантом выполнения упражнения.

Для тренировки устойчивости внимания это упражнение рекомендуется выполнять первые полгода в течение 1-3 раз в месяц, а затем примерно 1 раз в год.

 

Рис. 1

Задание 3. Проверьте свою способность к распределению внимания, выполнив приведенный ниже тест.

Тест «Способность к распределению внимания»

Для определения способности распределять внимание используется следующая таблица.

Таблица

схкехвхвекнеиенаекхекнаивквесв

свеснаисан вснхаесхаиснаеекини

кеихнвхакеснаикквскивиехаеквси

еаесксеаикоснкехвквимхаксхе

снаиквихквкевскснхиаснаксхкхв

аенаксхкивхникиснаивеснаивеснапнехсх

виевкевкнехеиснаинхвксиснаиавх

екнаксниснеисавиехквхеивнакисхк

аек хевскхевханиснквевеснаисекх

евеиснаеаиснквехикхнкеаиснаеак

вхвиснаеиекаивекехкеиснесаеикв

саениснаинкенвивнаеиснвиаеваен

виквенаиенекхавихнвихкхехнвисн

аисесхкваиснасавкхснеисхихекас

кевквнаиснаиснкевкхавсиаккасес

снаисвкневеввнкнснеиснаисеквкнв

кеивкаиснаснаиснаквннакснаиена

нкнквсквевкниесавиеневнаиенсев

иваксвеикснавакесвикесиксвкиес

авеивиенаканвиивнаниенаиквиеак

аиснаенквенвнкеаиснкаикнвевнкв

внеснаискесикнаеснкнквинкаксен

наксвеевеаиснаснаснкивкнкекнвиснк

виснаинавикнснаисвнкнваиснанеке

сниснаикаенкиснаикнекеиснанкек

каисвеквннаисннекниснаксквнквн

неинаиннкнкикикнеквкисвнинакнн

снаисаиснавнвкнниснвнеквнивнеи

исневнаквннивснавсавснаекеанвк

снавсневиннаисинвнвксснаисвнвн

 

Вы должны за 5 минут внимательно просматривая эту таблицу, как можно быстрее обводить букву «а» кружочком, а буквы «с», «к» зачеркивать разными способами например:

букву «с» вы зачеркиваете одной косой чертой,

букву «к» вы зачеркиваете крестиком.

По окончании работы нужно оценить ее точность и производительность, чтобы пользоваться полученными данными как для первичной самодиагностики, так и для оценки степени развития своей способности к распределению внимания после занятий или самостоятельной работы.

Показатель точности работы вычисляется по формуле:

Е

А = ______,

Е + О

где А - точность работы;

Е - число правильно зачеркнутых знаков;

О - число ошибок.

При О = О А = 1, при наличии ошибок А всегда меньше 1.

Показатель производительности вычисляется по формуле:

П = С • А,

где П - производительность,

С - число просмотренных знаков (в таблице С = 1786 знаков).

Эти показатели характеризуют особенности вашей деятельности не только в данной тестовой ситуации, но и имеют более широкое значение. Например, если вы за 5 минут просмотрели 1500 знаков и правильно оценили 1350 (90%) из них, то это означает высокую степень способности к устойчивости внимания.

Задание 4. Оцените свою способность к переключению внимания, выполнив приведенный ниже тест.

Тест «Переключаемость внимания»

Оценить вашу способность выполнять действия, требующие постоянного переключения внимания с одного ряда действий на другой, можно с помощью таблиц Шульте (см. ниже).

Перед вами ставится задача последовательно осуществлять поиск цифр то из таблицы А, то из таблицы Б. Причем, если из таблицы А поиск цифр идет по восходящей - от 1 до 25, то из таблицы Б - по нисходящей - от 25 до 1. Например: «1,25,2,24,...». При этом необходимо показывать называемые цифры в таблицах ручкой или указкой, а также засекать время, затрачиваемое на работу.

Таблица А

         
         
         
         
         

 

Таблица Б

         
         
         
         
         

Выполняйте упражнение каждый день, меняя предварительно расположение цифр в клетках. Следите за динамикой упражнения. Время его выполнения должно все время сокращаться.

Задание 5. Оцените объем своего внимания, выполнив следующий тест.

Тест «Объем внимания»

Внимательно рассмотрите в течение 2-3 секунд, не более, первую фигуру на приведенном ниже рисунке 3 и по памяти постарайтесь как можно точнее ее воспроизвести. Таким же образом последовательно проверьте себя на всех шести фигурах.

За каждый правильно помещенный квадратик в соответствующую клетку таблицы начисляется одно очко. Если вы набрали 49 очков, можно заключить, что объем внимания хороший. Если набрано менее 35 очков, необходимо еще потренироваться 1-2 раза в месяц на протяжении первого полугодия, а затем возвращаться к этому упражнению по мере необходимости для самооценки и тренировки.

Тест для определения объема внимания

Рис. 2

Задание 6. Текст для упражнения «Созерцание зеленой точки» (методика чтения описана в лекции).

Я совершенно спокоен. Я абсолютно спокоен. Быстрое чтение дает мне радость, ощущение легкости, подъем. Я не утомляюсь, и мое самочувствие улучшается с каждым днем. Мне легко учиться быстро читать. Занимаясь, я остаюсь свободным, свежим. Сейчас я стараюсь как можно ярче представить себе, о чем идет речь. Текст любой трудности я читаю только один раз. Всегда использую первое правило быстрого чтения - читать без регрессий. Глаза бегут легко и свободно только вперед. Я умею так читать. Я буду так читать всегда. Я читаю быстро. Постоянно помню семь блоков интегрального алгоритма чтения. Зрительный образ алгоритма видится мне четко, ясно. Читая текст, я свободно раскладываю его содержание в блоки алгоритма. Всё лишнее отбрасываю. Новая программа чтения действует теперь сама собой, по привычке. Я буду так читать всегда. Я читаю быстро. Всегда вижу в тексте его основное смысловое значение - доминанту. Ясно вижу ее. Она высвечивается, как на экране, выпукло, ярко, контрастно. Всегда могу записать ее своими словами, на языке собственных мыслей. Я читаю быстро. У меня нет артикуляции. Я запомнил ритм для ее подавления. Он не дает проговаривать. Я буду помнить его всегда. Я читаю все быстрее и быстрее. Чувствую, что с каждым днем мое зрение становится более острым, сосредоточенным, сильным. Поле моего зрения постоянно расширяется. С каждым ☼ днем я всё лучше и лучше вижу всю страницу, вижу весь текст сразу. Ясно, отчетливо. Мой взгляд свободен, спокоен, ясен. Глаза легко и свободно скользят по тексту только вертикально сверху вниз по центру страницы. Я могу прочитать одну страницу за пятнадцать секунд, за семь секунд, за одну секунду. Вижу текст, как на экране. Ясно вижу всю страницу сразу. Я стараюсь как можно ярче представить себе, о чём идет речь. Я чувствую себя сильным, молодым, здоровым. Нервная система, весь мой организм набираются энергии, спокойствия, выносливости, силы. Мой сон глубокий, крепкий. Я читаю удивительно быстро. Я всегда внимателен. Сосредоточен. Посторонние мысли не беспокоят. Мое внимание подчиняется мне. Я постоянно тренирую своё внимание. У меня отличная память. Моя память улучшается с каждым днем. Нужное запоминается само собой, без всяких усилий и высвечивается как на экране - полно и точно. Я читаю очень быстро. Я наслаждаюсь техникой быстрого чтения. Я читаю свободно, легко, с упоением. Я совершенно спокоен. Я абсолютно спокоен. Быстрое чтение дает мне радость, ощущение легкости, подъём. Я не утомляюсь, и мое самочувствие улучшается с каждым днем. Я читаю быстро. Я закодировал новые программы и коды чтения в своем мозге, в своем сознании. Я буду быстро читать всегда.

Занятие 27

Упражнения для тренировки памяти

Вопросы

1. Что такое память?

2. Каковы основные типы памяти?

3. Что такое запоминание?

4. Каковы основные приемы логического запоминания?

5. Какой способ запоминания большого по объему материала является наиболее продуктивным?

6. Что такое забывание?

7. Что такое мнемотехника?

Задание 1. Упражнение для оценки способности к смысловому прогнозированию. Оцените свою способность к смысловому прогнозированию. С этой целью выполните приведенный тест.

Читая текст, вставьте вместо пропусков слова, которые, по вашему мнению, более всего подходят по контексту. Запишите их, а затем сверьте с правильными ответами.

., Во второй... двадцатого... создалось такое..., когда уже стало невозможным не... всего ущерба, который... окружающей... человеком. Тревога за будущее..., причем... будущее, все настойчивее... людей. Особенно... проблема сохранения... среды ощущается в таких высокоразвитых..., как США, Япония, ФРГ, Италия, Голландия, Франция и др. Создавшаяся..., получившая название "экологического кризиса",... толчком для проведения целого ряда исследований, ставящих... установления взаимосвязи... ростом населения нашей..., техническим... и их влиянием... окружающий нас....

(См. Справочные материалы).

Оценка результатов

Если записанное слово полностью совпадает с правильным ответом, вы получаете 1 балл. Аналогично оценивается слово, являющееся близким синонимом, например, века = столетия, видеть = замечать, природе = среде, недалекое = ближайшее, природной = окружающей, послужила = явилась, задачу = цель.

Если записанное слово отличается от исходного по грамматической форме (например, другой падеж, число, время и т.п.), то вы получаете 0,5 балла.

Если слово не совпадает с исходным или совсем пропущено, вы получаете 0 баллов.

Просуммируйте набранные вами баллы.

Оцените свою способность к смысловому прогнозированию в соответствии со следующей таблицей:

Сумма баллов Оценка
18-20 отлично
14-17 очень хорошо
10-13 хорошо
6-9 удовлетворительно
3-5 плохо
0-2 очень плохо

 

Если вы получили плохую или удовлетворительную оценку, необходимо выполнять следующие упражнения для развития у себя такой способности.

Задание при выполнении упражнений: восполнить пропуски в тексте. Старайтесь проделать это как можно быстрее.

Упражнение 1.Текст с пропущенными окончаниями.

В окрестное... Токио действ... 71 станц... по прогнозиро... зем летряс.... Их сооруже... начал... семь лет наз..., когда японс... парламе... издал соответству... закон. 20 таких станц... находят... на земн. поверх..., остальн... - в скважи..., глубоко под зем.... Станц... имею., сверхчувствитель... электрон... оборудо...; вся информа..., получае.. ими, поступа... в специаль... цент..., где обрабатыва... с помощ... ком пью.... За пять лет, с серед... 1979 г. до серед... 1984 г., аппараты стан... зарегистри... 28 тыс... подзем... толч... различ... сил...

Упражнение 2.Текст с пропущенными в словах двумя первым буквами.

Впрочем,..следователи.. нюдь не..едлагают заменять..ли-мерными..гнитами..адиционные -..таллические. У..ганических ферромагнетиков..йдутся свои..ласти..именения. Их..трудно..учить чутко..агировать на..менения..ешней..еды. Они будут..еличивать или..еньшать силу,..ажем в..висимости от..вещенности или от..нцентрации того или..ого газа,..дкости...ачит,..обы..гистрировать..формацию, им не..жна..ектроэнергия...оиство..икальное.Б..рвую..ередь им..интересовались экологи,..давно..рспективы..имесей..сматри-вались на..ждународном..мпозиуме "..мплексные..тоды..нтроля..чества природной среды",..оходившем в Москве.

Упражнение 3.Текст, в котором с обеих сторон пропущено по две буквы. Первая и единственная страна на нашей п..-..те, уже однажды применившая страшное о..-..е - США, - продолжает насыщать им св....сеналы. Эта же страна с настойчивост....яка "оспаривает первенство" в размещен....ерного оружия на территории западноев..-..йских стран, милитаризации космоса. Да....мая ухищренная пропаганда не может за..-..вать того факта, что этот опасный ку....авящей верхушки США и тех, кто ее подд..-..вает, нацелен против тех стран, котор....ердо и последовательно отстаивают м...

Такое упражнение можно выполнять без посторонней помощи. Возьмите любой текст. Закройте полосками бумаги по 2-3 буквы справа и слева страницы. Затем постарайтесь быстро его прочитать, домысливая недостающее. Проверьте правильность своих догадок.

Упражнение 4.Текст с пропущенными словами.

Наибольшее... оказывают на природу... промышленности, обеспечивающие весь комплекс... человека. Среди них по величине наносимого... нужно... энергетику, целлюлозно-бумажную..., черную и цветную..., химическую и нефтехимическую... и некоторые другие.... За рубежом неоднократно... мнение, будто бы есть простой..., исключающий... цивилизации на... природную…. Он заключается в том, что... якобы должен потреблять только те..., которые дает естественная дикая..., то есть предлагает... к первобытному... жизни. В связи с этим …, сможет ли... человек довольствоваться таким... жизни и... ли природа обеспечить хотя бы минимальные потребности для... нормального существования всего земного шара?

(См. Справочные материалы).

Задание 2. Оцените свою слуховую память. Для этого выполните приведенный тест.

Упражнение «Слуховая память»

Пусть для вас прочтут 10 различных слов под порядковыми номерамисо скоростью одно слово за 2 секунды. Например:

1. дерево

2. пылесос

3. пирамида

4. комната

5. арбуз

6. метель

7. банка

8. тетрадь

9. магазин

10. небо

Запишите запомнившиеся слова и их номера.

Проверьте записанное. Если слово и его порядковый номер совпадают с исходными, оцените такой ответ в 10 баллов. Если слово вспомнилось, а порядковый номер перепутан - 5 баллов. Суммируйте набранные баллы, и вы вычислите примерный процент эффективности вашей слуховой памяти. Оцените полученный результат в соответствии со следующей таблицей:

Результат (в процентах) Оценка
90-100 отлично
70-90 очень хорошо
50-70 хорошо
30-50 удовлетворительно
10-30 плохо
0-10 очень плохо

 

Если вы получили плохую или удовлетворительную оценку, выполняйте данный тест каждый день, изменяя набор тестовых слов.

Задание 4. Тренируйте свое умение концентрироваться. С этой целью выберите для просмотра какую-либо телепередачу, тема которой обозначена в телепрограмме. Если вы предварительно уже сделали запись телепередач (как это было рекомендовано в модуле 1, то можете использовать их в качестве материала для тренировки.

Далее подготовьтесь к ее прослушиванию, выполнив следующие этапы концентрации:

· Вспомните, что вы уже знаете о предмете.

· Продумайте тему и попробуйте угадать, как говорящий может ее развить.

· Непосредственно перед прослушиванием необходимо:

· Занять объективную и кооперативную позицию по отношению к говорящему и к содержанию передачи.

· Создать интерес к предмету речи. Подумайте, чем основное содержание речи может быть вам полезным.

· Выключить свои эмоциональные блоки.

Перечисленные действия необходимо выполнять каждый раз, когда вам предстоит слушать устное выступление или смотреть телепередачу.

Задание 5. Тренируйте свое умение анализировать содержание. С этой целью во время прослушивания выполняйте следующие действия:

· Определите цель речи.

· Определите композицию речи.

· Определите главную тему речи.

· Определите главную идею оратора.

· Определите формы аргументации.

· Определите формы резюмирования и заключительных выводов.

Если передача записана на магнитофон (видеомагнитофон), полезно прослушать ее несколько раз, чтобы убедиться в адекватности своего анализа.

Выполняйте перечисленные действия при каждом прослушивании устного выступления или просмотре телепередач.

 

 

СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ

Ответы к заданию 1: половине, века, положение, видеть, нанесен, природе, человечества, недалекое, охватывает, остро, природной, странах, ситуация, послужила, задачу, между, планеты, прогрессом, на, мир.

Ответы к заданию 1, упражнению 4: влияние, отрасли, потреб­ностей, ущерба, отметить, промышленность, металлургию, промыш­ленность, отрасли, высказывалось, выход, воздействие, окружающую, среду, человек, продукты, природа, возврат, образу, возникает вопрос, современный, образом, сможет, поддержания.

 

 

 

Рекомендуемая литература

 

1. ГОСТ 7.9-95 (ИСО 214-76). Реферат и аннотация. Общие требования. - Минск: Изд-во стандартов, 1996. - IV, 7 с.

2. Борикова Л.В., Виноградова Н.А. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работу: Учебн.пособие для студ.сред.пед.учеб.заведений. –М.:Издат.центр «Академия», 2000. –128с.

3. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учеб.пособие для вузов. – Ростов н/Д: Феникс, 2000. –544с.

4. Вейзе А.А. Чтение, аннотирование и реферирование иностранного текста. – М.: Высш.шк., 1985. – 127с.

5. Вейзе А.А. Реферирование текста. М., 1978.

6. Гойхман О.Я., Гордиенко Т.В., Надеина Т.М., Романова Н.Н., Соловьев Э.Я., Филиппов А.В. Теория и практика референтской деятельности: Учебное пособие / Под общ. Ред. О.Я. Гойхмана. – М.: ИНФРА-М, 1999. – 298 с.

7. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация: Учебник. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 272 с. – (Высшее образование).

8. Гречихин А.А. Жанры информационной литературы: обзор, реферат / А.А.Гречихин, И.Г.Здоров, А.И.Соловьев. - М.: Книга, 1983. - 319 с. - (От рукописи - к книге).

9. Колесникова Н.И. От конспекта к диссертации: Учебное пособие по развитию навыков письменной речи. – М.: Флинта: Наука, 2002. – 288с.

10. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник–практикум. – 8-е изд. – М.: Флинта: Наука, 2002. – 315с.

11. Соловьев В.И. Составление и редактирование рефератов. М., 1975.

12. Суминова Т.Н. Аннотирование, реферирование и обзорно-аналитическая деятельность: учеб. пособие / Т.Н.Суминова; МГУКИ. - М., 2001.-74 с.

13. Референт руководителя / О.Я. Гойхман, Л.М. Гончарова, Т.В. Гордиенко, Т.М. Надеина, Н.Н. Романова, Э.Я. Соловьев, А.В. Филиппов / Под ред. О.Я. Гойхмана. – М.: «Ось-89», 2008. – 528 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: