Вывод: что же такое сюита?




Биография Модеста Петровича Мусоргского

видео

Русский композитор Модест Петрович Мусоргский говорил: "Искусство есть средство беседы с людьми".

Композитор беседует со слушателями при помощи средств музыкальной выразительности, среди которых центральное место занимает интонация. Интонация роднит музыку с разговорной речью. Из интонаций складывается мелодия - "душа" музыкального произведения. От того, как развиваются и взаимодействуют между собой мелодии, зависит рождение музыкального образа.

Музыкальный образ - это живое, обобщённое представление о действительности, выраженное в музыкальных интонациях.

М.П. Мусоргский создал произведение, поистине уникальное в мировой музыке фортепианная сюита «Картинки с выставки».

Узнаем историю создания этого произведения.

У Мусоргского был друг – архитектор и художник Виктор Александрович Гартман. В Петербурге, в залах Академии Художеств была организована посмертная выставка его работ, на которой было представлено почти всё, что создал Гартман.

Мусоргский посетил выставку, и 10 картин ему особенно понравились. Они вдохновили его на создание сюиты. В июне 1874 года 35-летний Модест Петрович Мусоргский в исключительно короткий срок – около 3-х недель – создаёт «Картинки с выставки».

«Звуки и мысль в воздухе повисли…едва успеваю царапать на бумаге»,- писал композитор Стасову. «Хочу скорее и надёжнее сделать… До сих пор считаю удачным».

Это признание удачи особенно ценно, потому что автор всегда был до придирчивости строг к себе.

Музыкальные образы «Картинок…» ярки и живописны:
«Гном»,
«Избушка на курьих ножках» («Баба-Яга»),
«Балет невылупившихся птенцов» - сказочные картинки;

«Ссора детей во время игры», «Быдло»,
«Два еврея»,
«Лиможский рынок» - бытовые;

«Старый замок»,
«Катакомбы» - романтические.

В финале сюиты, названном «Богатырские ворота», воспевается могучая сила народа. Создается яркая, живописная картина. Гудят колокола. С пением проходят странники, пришедшие из дальних краёв в стольный град Киев. Постепенно нарастает ощущение праздничности.

Все пьесы объединены общей темой, которую композитор назвал «Прогулка». Эта тема звучит в сюите 4 раза, изменяется и развивается.

Тему «Прогулки» композитор назвал «интермедами» (интермедиями, что в переводе с латинского означает промежуточный).

По словам композитора, он изобразил этой темой самого себя прохаживающимся по выставке работ Гартмана.

Вывод: что же такое сюита?

СЮИТА (с фр. Suite — «ряд», «последовательность») - музыкальное произведение из нескольких разнохарактерных пьес, объединенных единством замысла

Сейчас мы не только прослушаем некоторые части сюиты («картинки»), но и постараемся их проанализировать и определить образный язык.

Перед вами рисунок Гартмана «Избушка на курьих ножках». Это эскиз дизайна бронзовых часов в русском стиле. Прослушайте музыку и сопоставьте образное содержание рисунка и музыки.

Мусоргский

Баба Яга (Избушка на курьих ножках)

3:03

Выберите из предложенных характеристики, соответствующие эскизу и пьесе и выпишите их в колонки:

(тяжелый, изящный, страшный, легкий, мощный, резкий, тонкий, суровый, мрачный, живописный, сердитый, напряженный, массивный, элегантный, унылый, утонченный, поэтичный.

Вывод: В девятой «картинке» образ полон жизни и движения — «Избушка на курьих ножках» или «Баба-Яга». У Гартмана был эскиз изящных бронзовых часов в виде избушки на курьих ножках. Однако фантазия Мусоргского изобразила совершенно другое — мощный динамичный образ Бабы-Яги. В начале пьесы слышны какие-то стуки, сердитые выкрики, ворчание. Помните, как в сказках: «Баба-Яга вышла из избушки, сердито крикнула, костылем постучала — и подъехала к ней ступа с пестом и метлой; села Яга в ступу, пестом погоняет, помелом след заметает; свист поднялся в лесу от полета страшной Яги, деревья до земли гнутся, птицы и звери от страха разбегаются». Все это замечательно передано в музыке Мусоргского. Здесь уже нет песенных мелодий, они неуклюжи и резки, как и сам страшный образ злой Яги. Вот уже начался ее полет, музыка становится быстрой, порывистой — мчится свирепая Яга и все сокрушает на своем пути. Затем наступает совершенно другая средняя часть пьесы, тихая и тревожная, полная неустойчивых звуков — то ли полёт, то ли ночной лес. Затем — третья часть — резко врывается повтор первой темы, и завершается пьеса фортепианной каденцией (кода-финал) из быстрых попеременных звуков через октаву во «взлетающем» направлении, которые в конце концов без перерыва «врезаются» в первый аккорд финальной пьесы — «Богатырских ворот».

«Картинка» «Богатырские ворота»

Богатырские ворота. В стольном городе во Киеве Финальная часть цикла основана на эскизе Гартмана к его макету декорации к спектаклю, архитектурному проекту киевских городских ворот. Проект Гартмана, поданный на конкурс, был сделан в древнерусском стиле — глава со звонницей в виде богатырского шлема, украшение над воротами в форме кокошника. Ворота создавали образ Киева как древнерусской столицы.

М.П.Мусоргский, "Картинки с выставки"

10.Богатырские ворота. В стольном городе во Киеве, Рихтер

4:51

Выберите из предложенных характеристики, соответствующие эскизу и пьесе и выпишите их в колонки:

(богатырский, торжественный, подвижный, грандиозный, могучий, изящный, легкий, грациозный, мощный, мужественный, величественный, древнерусский, сильный, колокольный, праздничный, воздушный)

Вывод: Финальную пьесу сюиты Мусоргский создает в былинно-богатырском духе, с торжественными аккордами и перезвоном колоколов. В ней снова слышны интонации темы «Прогулки», но здесь она становится величественной и торжественной. Пьеса, созданная воображением Мусоргского, рисует развёрнутую картину народного торжества и воспринимается как мощный оперный финал. Вначале звучит широкая русская песенная мелодия, затем она контрастно сменяется тихой и отстранённой второй темой, напоминающей церковное пение.

Открыто и прямо воспевается могучая сила народа. Создается яркая, живописная картина. С пением проходят странники, пришедшие из дальних краев в стольный град Киев. Заканчивается все произведение празднично и радостно, мощным перезвоном колоколов.

Ворота русских богатырей. Памятник величия и славы русского народа!

Мусоргский сюиту написал для фортепиано. Как вы думаете, м ожет ли музыка обогащаться?

Произведение Мусоргского «Картинки с выставки» не знает аналогий ни в европейском, ни в русском музыкальном искусстве. Композиторов-симфонистов постоянно привлекало в них богатство красок. Одно из оркестровых переложений цикла блестяще осуществил французский композитор - импрессионист Морис Равель в 1922 году.

Обогащение эмоционально-эстетического опыта учащихся. Современная интерпретация «Картинок" Модеста Мусоргского.

Государственный академический симфонический оркестр им. Евгения Светланова исполняет цикл произведений "Картинки с выставки" Модеста Петровича Мусоргского в оркестровке Мориса Равеля. Мастер песочной анимации Артур Кириллов.

Итог урока.

Сегодня мы познакомились со стилевыми особенностями и раскрывали образный мир произведений какого композитора?

Как называется произведение, над которым мы работали?

Сделаем вывод, какие образы были раскрыты в сюите «Картинки с выставки»?

Теперь вы готовы дать ответ на вопрос: может ли музыка «рисовать» картины?

Домашнее задание: нарисовать рисунок к любому из прозвучавших произведений Мусоргского из сюиты «Картинки с выставки».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: