Понятие системы, отрасли и института права. Критерии деления права на отрасли и институты.




Система права - внутренняя структура права, состоящая из взаимосогласованных норм, институтов, подотраслей и отраслей права в системе права действуют связи 3 уровней: между нормами, объединёнными в правовые институты; между институтами соответствующей отрасли права; между отдельными отраслями права.

Структурные элементы:

1. Институт права - система взаимосвязанных норм, регулирующих относительно самостоятельную совокупность общественных отношений, либо какие-то их компоненты.

Примеры институтов права: в трудовом праве: дисциплины труда, материальной ответственности, охраны труда; в уголовно-процессуальном праве: потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого; в гражданском праве: исковой давности, представительства.

Признаки института права:

- юридическое единство правовых норм;

- полнота регулирования определённой совокупности общественных отношений;

- обособление норм, образующих правовые институты в главах, разделах законодательства.

2. Подотрасль права - целостное образование, которым регламентируется специфический вид общественных отношений в пределах сферы правового регулирования, соответствующей отрасли права. В гражданском праве выделяется подотрасль жилищного, авторского, наследственного права.

Признаки подотрасли права:

- регулирует особо крупную сферу общественных отношений, являющуюся частью предмета регулирования соответствующей отрасли права;

- наличие обособленного законодательства;

- является факультативным элементом системы права.

3. Отрасль права - совокупность правовых норм, регулирующих определённую сферу общественных отношений (совокупность взаимосвязанных правовых институтов, регулирующих относительно самостоятельную обширную сферу общественных отношений).

Признаки отрасли права:

- отрасль имеет особый предмет и метод правового регулирования обширной сферы общественных отношений

- содержит полный набор юридических средств, методов правового воздействия, устанавливаемых государством в процессе регулирования общественных отношений соответствующей сферы

- наличие основного института, закрепляющего общеотраслевые принципы права, определяющего предмет, метод, задачи отрасли и иные положения

- в пределах отрасли определяется своеобразный юридический режим, регламентирующий правовое положение субъектов права, устанавливающий законные способы реализации прав и исполнение юридических обязанностей, а также государственно-правовые меры, направленные на реализацию правовых норм в конкретных отношениях

- способность взаимодействовать с другими отраслями права

- наличие обособленного, как правило, кодифицированного законодательства

Критерии выделения отраслей в системе права:

1. предмет правового регулирования - обособленная сфера качественно однородных общественных отношений

2. метод правового регулирования - совокупность юридических приёмов и средств, с помощью которых осуществляется правовое регулирование качественно однородных общественных отношений (юридический критерий). Выделяют 2 метода: императивный и диспозитивный.

Ю.А. Дмитриев.

Система права - это внутреннее строение действующего в государстве права, отражающее единство составляющих его норм и их разграничение на отрасли, институты и подотрасли права.

Система права носит объективный характер, обусловленный реально существующей системой общественных отношений. Она не может создаваться по субъективному усмотрению законодателя, не зависит от его воли и желаний. Объективность ее существования подтверждается тем обстоятельством, что в современных цивилизованных государствах существуют однородные отрасли права, идентичные всем странам (конституционное, гражданское, семейное, уголовное и др.). При проведении тех или иных законодательных преобразований система права сохраняет устойчивость, стабильность. Правовые реформы обычно осуществляются в рамках общей схемы строения права, существующей объективно и неподвластной законодателю. Будучи устойчивой к изменениям законодательства, она служит основой для преемственности правовой формы, сохраняя для новых поколений выработанные многовековой практикой элементы общих компонентов права: нормы, институты, отрасли.

Система права характеризуется единством и взаимосвязанностью входящих в нее норм, обусловленными единством целей и задач правового регулирования, едиными принципами, определяющими сущность права. Регулирующая сила правовых норм невозможна без их взаимосогласованности и общей целенаправленности. Право, разделяясь на определенные элементы: нормы, институты, отрасли, оказывает регулирующее воздействие на общественные отношения всеми юридическими средствами в совокупности. Чем согласованнее между собой элементы системы права, тем эффективнее социальная роль права.

Понятие система права следует отличать от понятия "правовая система", которое значительно шире по объему и включает в себя как законодательство, представляющее собой определенную органическую систему, так и иные явления юридической действительности: правовую практику и общественное правосознание, т.е. практически весь спектр существующих в обществе юридических явлений.

Отрасль права – это объективно обособившаяся внутри системы права совокупность взаимосвязанных между собой норм, объединенных общностью предмета и метода правового регулирования. Например, нормы, которые регулируют трудовые отношения и определяют права и обязанности работников и работодателей, составляют трудовое право, а нормы, регулирующие порядок сбора и распределения денежных средств - финансовое право.

Каждая отрасль воплощает специфический режим правового регулирования, характеризуемый особыми приемами регулятивного воздействия: свой порядок возникновения прав и обязанностей субъектов права, их обеспечения и охраны, специфика мер государственного принуждения при нарушении норм соответствующей отрасли, особые принципы, общие положения, пронизывающие содержание ее норм.

Отрасль права обычно имеет многоуровневую структуру. В большинстве отраслей выделяются общая и особенная часть. В общей части формулируются нормативные предписания, являющиеся основополагающими для конкретных норм отрасли, как бы "обслуживающими" их и распространяющие свое действие, как правило, на весь круг отношений, регулируемых отраслью. Общая часть включает в себя также общеотраслевые принципы права, определяет предмет и задачи отрасли, ее объем. Она как бы объединяет, цементирует содержание отрасли. Нормы общей части развиваются и конкретизируются в институтах и отдельных положениях особенной части. Такая структура позволяет компактно изложить нормативный материал, исключить повторения, облегчить толкование и применение норм отрасли.

Правовой институт - это группа, комплекс взаимосвязанных юридических норм, регулирующих определенный вид схожих, близких по содержанию, родственных общественных отношений386.

Правовой институт включает в себя регулятивные нормы права (правила поведения) и отправные нормы, которые через него могут быть совместно задействованы в процессе правового регулирования Объективной материальной предпосылкой интеграции правовых норм в институты является наличие соответствующей разновидности общественных отношений.

В зависимости от элементного состава в системе права можно выделить простые и сложные правовые институты. Простой правовой институт напрямую объединяет схожие, близкие нормы права внутри какой-то одной, определенной отрасли права. Сложный правовой институт также складывается из схожих, близких норм права, которые он объединяет через посредство входящих в него нескольких простых институтов, более конкретных и меньших по объему, но имеющих и самостоятельное значение.

В зависимости от отраслевой принадлежности норм, образующих правовой институт, различаются отраслевые и комплексные (межотраслевые) правовые институты. Отраслевой правовой институт состоит из норм одной отрасли права, и бывает, как отмечалось выше, простым или сложным, когда объединяет несколько простых правовых институтов. Во втором случае в пределах одной отрасли права появляется сложное правовое образование.

Наиболее значительные по объему и содержанию, так называемые укрупненные многосложные отраслевые правовые институты принято рассматривать как подотрасли права. Это цельные по составу и предмету регулирования образования, которые регламентируют особую сферу отношений в пределах более широкого комплекса отношений, урегулированных той же или иной отраслью права (например, жилищное, наследственное, авторское право в отрасли гражданского права; право социального обеспечения в отрасли трудового права; избирательное право, парламентское права в отрасли конституционного права).

 

КРИТЕРИИ ДЕЛЕНИЯ ПРАВА НА ОТРАСЛИ И ИНСТИТУТЫ

Марченко

 

Деление системы права на отрасли и институты не есть выражение какого бы то ни было благого пожелания или намерения ученых-юристов и государственных деятелей. Это объективная необходимость, отражающая реально существующее в обществе разнообразие социальных отношений и опосредующих их правовых норм. Вместе с тем это выработанная и осознанная обществом академическая и практическая потребность.

Какие причины вызывают необходимость разделения действующего права на составные части — «отделы»? — вопрошал еще в начале XX в. Г. Ф. Шершеневич. И отвечал: теоретическая, педагогическая, практическая причины. «С теоретической стороны,— отмечал автор,— в нормах права наблюдается внутреннее различие по их характерным чертам, которое требует соответствующей классификации. С педагогической стороны огромный, все нарастающий материал права не допускает одновременного изучения его без разделения на части. Наконец, с практической точки зрения то обстоятельство, что разным органам управления, особенно судам, приходится иметь дело с различными

группами норм, побуждает найти более или менее твердые основания для разграничения подведомственности. Все эти причины вызвали в науке ряд попыток к разделению права».

Необходимость подразделения системы права на различные составные части существовала в обществе всегда. Однако подходы к решению этой проблемы были далеко не всегда одинаковыми.

Немецкий ученый Варнкониг предлагал, например, подразделять систему права на составные части в зависимости «от степени их защищенности». Такими составными частями он считал частное, публичное и международное право1. По мнению автора, наиболее защищенным со стороны государства является частное право, менее защищенным — публичное право, еще менее защищенным — международное право.

Нетрудно видеть, что критерий деления системы права на составные части в зависимости от степени их защищенности имеет, скорее, субъективный, нежели объективный характер.

Другой немецкий ученый, известный юрист второй половины XIX — начала XX в., О. Гирке, делил систему права на две части: право индивидуальное и право социальное. В основе деления лежал такой своеобразный критерий, как осознание человеком самого себя в виде «обособленного индивида» и одновременно «как члена общественного целого»3.

Данный критерий имел не менее субъективный характер, чем ранее приведенный. В силу этого он не мог длительное время удовлетворять научные и практические потребности деления системы права на составные части.

Одним из наиболее устоявшихся и широко признанных в западной юриспруденции подходов к делению системы права на составные части является подразделение на публичное и частное право. Это деление получило признание еще в Древнем Риме и распространяется на все системы права, обслуживающие институт частной собственности, и все возникающие и развивающиеся на его основе общественные отношения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: