Средства коммуникации играют огромную роль в процессе передачи информации. От правильного выбора средства передачи информации будет зависеть процесс получения данного сообщения тем, кому оно предназначено, его правильная трактовка и восприятие, а следовательно и реакция на него.
Средства коммуникации можно разделить на две группы: вербальные и невербальные.
Вербальные средства коммуникации - это устная и письменная разновидности языка (речь и письмо).
Невербальные средства коммуникации - это средства общения, включающие:
- первичные языки: система жестов, отличная от жестового языка глухонемых, пантомима, мимика;
- вторичные языки: азбука Морзе, музыкальная нотация, языки программирования.
Языковая среда является основным средством общения между людьми. Именно с помощью нее происходит обмен всей информацией. Насколько точно язык может передать то, что хочет объяснить человек? Возникает как минимум 2 звена, где информация будет искажена:
1. Интерпретация мысли в слова источником информации. Язык слишком несовершенен для описания мысли человека. Также человек наполняет сообщение своим текущим эмоциональным состоянием, чем дополнительно искажает информацию.
2. Интерпретация слов в мысль получателем. Принимающий информацию воспримет ее так, как он понимает это на своем этапе развития, добавив при этом своё эмоциональное состояние, которое вполне может не совпасть с состоянием передающего. Иногда в процессе мышления человек пытается вычленить отдельные мысли с целью их осознания, логического осмысления. Человек чувствует поток, а чаще множество потоков мыслей, но как только он пытается выбрать из него нужное, ощущается потеря ключевого смысла, полноты.
|
Возможно, это происходит потому, что человек интерпретирует мысль доступными ему средствами, обычно с помощью языка, а т.к. язык не может полностью описать мысль, происходит потеря информации.
Кроме того, затрачивая время на интерпретацию и осознание, человек отрывается от непрерывно движущегося потока мышления и дополнительно теряет часть информации. Узость слов не позволяет четко описать человеку свое состояние и отношение к вещам - это является причиной искажений, заблуждений и непониманий.
Звук может быть также частью языковой среды. Сам по себе звук воздействует сочетаниями, которые также могут быть и частями слов. При этом сочетания могут быть как знакомыми воспринимающему человеку, так и новыми, но и те, и другие будут оказывать влияние.
Музыка может быть самостоятельным средством общения. Она точнее передает эмоциональное состояние транслятора, чем язык, хотя также вносит искажения, но уже только на этапе восприятия из-за различия в текущем состоянии принимающего.
Язык изображений, наверно, самый древний и тем не менее не теряющий актуальности до настоящего времени. Изображение может точнее передать короткий сигнал, используя язык символов. При передаче более насыщенных и полных картин опять же появляются искажения, наверно, не меньшие, а иногда и большие чем при передаче с помощью языка.
Наиболее эффективными средствами коммуникаций являются вербальные, а именно – письменная разновидность языка. Это связано с тем, что при письме происходит меньшее искажение информации, письмо не содержит ни мимики, ни жестов, ни настроения. Эмоциональное состояние отправителя может выдать только почерк, если письмо написано от руки, а также знаки препинания ("!", "?", "…" и др.). Кроме того, прочитанное воспринимается людьми, как правило, лучше, чем услышанное.
|
3. Краткая характеристика организации и обобщение результатов исследования
МКЦ "Мегатавр" был создан в целях осуществления: маркетинговых исследований и консультаций; разработки и проведения комплексных рекламных кампаний (реклама в средствах массовой информации, наружная реклама и другие рекламные мероприятия и акции); поиска на Хабаровском рекламном рынке новых возможностей для удовлетворения спроса рекламодателей и получения прибыли его Участником.
ООО "МКЦ "Мегатавр" в виде рекламного агентства полного цикла было образовано в 1997 года. Через год, рекламное агентство было реорганизовано в маркетинговый центр, завершена регистрация торговой марки и торгового знака "Мегатавр".
В 2002 году была учреждена компания ООО "Мегатавр Трэйд".
В соответствие с Уставом область деятельности ООО "МКЦ "Мегатавр" чрезвычайно широка. На настоящий момент основными направлениями деятельности ООО "Мегатавр" являются:
- широкий спектр маркетинговых исследований: от оценки эффективности рекламной компании до исследования потребительских предпочтений;
- разработку и проведение комплексных рекламных кампаний и рекламных акций;
- разработку и проведение акций по стимулированию продаж;
|
- организацию и проведение презентаций;
- консалтинг в области маркетинга и управления.
В компании существует четыре отдела: отдел маркетинговых исследований; отдел стратегического планирования и консалтинга; отдел Public Relations; отдел продаж.
Продажами услуг ООО "Мегатавр Трэйд" и взаимодействием с клиентами занимается коммерческий директор и руководители отделов.
Численность работников предприятия составила: в 2003 году – 219 человек; в 2004 – 244; в 2005 – 305 человек. Динамика численности персонала ООО "Мегатавр" представлена на рис. 2.
Рис. 2. Динамика численности ООО "Мегатавр" в 2003 – 2005 гг.
На предприятии достаточно эффективно развит процесс коммуникаций. Общение между сотрудниками происходит с применением как вербальных, так и невербальных средств коммуникаций. Внутри отделов, где сотрудники работают вместе не первый год, люди понимают друг друга без слов, при помощи жестов и мимики. Но наиболее часто используются вербальные средства коммуникаций – речь и письмо.
Кроме того, рабочие места руководителей и специалистов оснащены современными средствами коммуникаций: телефонными аппаратами, факсами, персональными компьютерами, соединенными в локальную сеть, имеющими доступ к сети Интернет и программы электронной почты.
Несмотря на довольно успешное функционирование современной системы внутрифирменных коммуникаций с многочисленными каналами поступления информации как по вертикали, так и по горизонтали, повышение эффективности обмена информацией является одной из ключевых проблем, которую постоянно поднимают как руководители организации, так и сотрудники.
Порой в самые "телефонные часы" (с двух до пяти часов дня) персонал офиса отсутствует на рабочих местах в связи с различного рода заданиями вне предприятия, собраниями и пр. Использование же автоответчиков еще не вошло в привычку сотрудников фирмы.
Система взаимоотношений между начальником и подчиненным
- в Обществе работают люди высококвалифицированные и творческие. Специфика деятельности откладывает свой отпечаток и на взаимоотношения между начальником и подчиненным. Эти отношения носят, в целом, неформальный характер, строятся на основе партнерства и доверия.
Основная проблема, которую решают создатели имиджа фирмы, заключается в том, чтобы обеспечить благоприятное впечатление среди широкой публики от всего того, что делает предприятие как таковое для общества в целом и для каждого из его членов в отдельности.
Основными критериями престижа предприятия являются:
- уровень ответственности по отношению к потребителям и местной общественности, к охране окружающей среды;
- финансовая стабильность;
- высокое качество услуг;
- забота о персонале;
- высокий профессиональный уровень и компетентность руководителей.
Наиболее распространенным способом развития отношений с обществом является распространение собственной печатной продукции в форме брошюр, буклетов и т.п., в которой представлена история предприятия, общественно полезная деятельность, забота о благе потребителей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Осуществление коммуникаций - это связующий процесс, необходимый для любого важного управленческого действия. Коммуникация - это процесс обмена информацией между людьми.
Основными элементами коммуникационного процесса являются отправитель, сообщение, канал и получатель.
Этапы процесса - разработка идеи, кодирование и выбор канала, передача и расшифровка.
Обратная связь, т.е. реакция получателя, показывающая, понята или не понята переданная информация, помогает преодолеть шум.
Шум в информационной системе - это то, что искажает смысл вследствие языковых различий, различий в восприятии, а также физических взаимодействий.
Коммуникация бывает: межличностная, публичная, массовая; речевая; паралингвистическая; вещественно-знаковая.
Важнейшие виды общения: вербальное и невербальное.
На рассматриваемом предприятии (в ООО "Мегатавр") достаточно эффективно развит процесс коммуникаций. Общение между сотрудниками происходит с применением как вербальных, так и невербальных средств коммуникаций.
Несмотря на довольно успешное функционирование современной системы внутрифирменных коммуникаций повышение эффективности обмена информацией является одной из ключевых проблем.
Решение проблемы повышения эффективности коммуникационных процессов в организации заключается во внедрении разного рода техники для электронных коммуникаций; повышении ответственности сотрудников за качество и достоверность передаваемой информации; в развитии отношений между сотрудниками и руководством, основанными на доверии и партнерстве.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аверченко Л.К. Психология делового общения. – Новосибирск: НГАЭиУ, 2000. – 235 с.
2. Вершигора Е.Е. Менеджмент. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 283 с.
3. Виханский О.С., Наумов А. И. Менеджмент. – М.: Гардарики, 2002. – 528 с.
4. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента. – Мн.: Новое издание, 2001. – 336 с.
5. Румянцева З.П., Соломатин Н.А. Менеджмент организации. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 432 с.
6. Румянцева З. П. Общее управление организацией. Теория и практика. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 304 с.
7. Семенов А. К. Набоков В. И. Основы менеджмента. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 465 с.