Органы государства: понятие, признаки, виды.




 

Важнейшим составным элементом любого государства является его государственный аппарат. С его помощью производится управление государством.

Государственный аппарат – система органов государства, с помощью которых осуществляется государственная власть, выполняются основные функции государства, достигаются стоящие перед ним задачи.

Важнейшими и неотъемлемыми составными частями государственного аппарата выступают его государственные органы. В научной литературе они понимаются неодинаково. В одних случаях, под государственным органом понимается «учреждение, выполняющее определенные задачи в той или иной области общественной жизни (например, орган здравоохранения, орган образования)».

В других случаях, госорган рассматривается как «составная часть механизма государства, имеющая в соответствии с законом собственную структуру, строго определенные полномочия по управлению конкретной сферой общественной жизни и органически взаимодействующая с другими частями государственного механизма, образующими единое целое» (Хропанюк).

В третьих случаях государственный орган трактуется как «определенным образом организованная группа людей, действующая в соответствующей сфере, в рамках своей компетенции и участвующая в реализации определенных государственных функций» (Денисов).

Каждый государственный орган представляет собой относительно самостоятельное, структурно обособленное звено государственного аппарата, создаваемое государством для осуществления строго определенного вида государственной деятельности. Каждый государственный орган наделен соответствующей компетенцией и опирается в процессе реализации своих полномочий на организационную, материальную и принудительную силу государства.

 

Признаки государственных органов:

1. формирование госоргана по воле государства и осуществление им своих функций от имени государства;

2. выполнение каждым госорганом строго определенных, установленных в законодательном порядке видов и форм деятельности;

3. наличие у каждого госоргана юридически закрепленных организационной структуры, территориального масштаба деятельности, специального положения, определяющего его место и роль в государственном аппарате, а также порядка его взаимоотношений с другими государственными органами и организаций;

4. наделение госоргана полномочиями государственно-правового характера.

 

Наличие государственно-властных полномочий – наиболее существенный признак государственного органа. Государственно-властные полномочия практически выражаются в издании государственными органами от имени государства юридически обязательных нормативных и индивидуальных актов, в осуществлении ими наблюдения за соблюдением требований, содержащихся в этих актах, в обеспечении и защите этих требований от нарушений путем применения мер воспитания, убеждения, разъяснения и поощрения, а также государственного принуждения.

В состав каждого государственного органа входят лица, являющиеся непосредственными исполнителями возложенных не него полномочий, и лица, технически обеспечивающие выполнение его функций и полномочий. В его составе также есть особый технический аппарат, материально-технические средства.

Виды государственных органов:

 

I. органы законодательной власти. Осуществляют законодательную деятельность. Подразделяются на высшие и местные. К высшим относятся парламенты (ГД и СФ России, Конгресс США, Парламент Англии, Национальное Собрание и Сенат Франции). Одной из важнейших функций является принятие законов. Конституции отдельных государств специально указывают не только на то, что «парламент является высшим органом государственной власти», но и на то, что он выступает «единственным законодательным органом государства» (Конституция Японии). Местные органы осуществляют государственную власть на местах.

 

II. органы исполнительной власти. Осуществляют исполнительную и распорядительную деятельность. Исполнительная деятельность проявляется в том, что они выступают как непосредственные исполнители требований, содержащихся в актах органов законодательной власти и вышестоящих органах исполнительной власти.

Распорядительная деятельность выражается в том, что они принимают меры к выполнению подчиненными им органами и организациями данных требований и обеспечивают это путем издания своих собственных актов.

1. в зависимости от задач и территориального масштаба органы исполнительной власти делятся на:

- центральные – те, деятельность которых распространяется на территорию всей страны или на территорию государств – субъектов федерации (кабинеты, советы министров, министерства, государственные комитеты).

- местные – органы, деятельность которых ограничивается рамками одной или нескольких административно-территориальных единиц (исполнительные комитеты, муниципалитеты, администрации предприятий).

2. от характера, объема и содержания полномочий органы исполнительной власти делятся на:

- общей компетенции (советы министров) – объединяют и направляют работу по руководству всеми отраслями или большинством отраслей государственного управления.

- специальной компетенции (министерства) – осуществляют руководство отдельными отраслями государственного управления.

Ведущую роль в системе органов исполнительной власти выполняют Правительства. Они являются высшими исполнительными органами государственной власти и возглавляют всю систему государственных органов.

 

III. судебные органы. Основной функцией является осуществление правосудия. Судебные органы являются носителем судебной власти. Это положение закреплено в конституциях и законах ряда государств.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: