Внешний и внутренний аудит маркетинга




 

В данной главе на практических примерах представлены две основные методики проведения аудита маркетинга, с помощью комплексного подхода, который предусматривает краткое описание финансовых, маркетинговых и долевых аспектов аудита, и балльной оценки по заданным критериям эффективности функционирования предприятия на рынке, с помощью шкалы оценок. Также я привел пример реального плана готового проекта по проведению маркетингового аудита независимым маркетологом-консультантом Суриным Алексеем.

Основные этапы внешнего аудита маркетинга

1. Подготовительный этап:

· Переговоры, уточнение целей;

· Предварительная диагностика, подготовка технического задания;

· Подписание договора, заключение контракта.

2. Диагностический этап:

· Анализ данных;

· Выявление проблем.

3. Этап по выработке решений:

· Подготовка альтернативных вариантов;

· Обсуждение вариантов;

· Принятие плана конкретных действий.

4. Этап по внедрению принятых решений:

· Организация;

· Сопровождение;

· Обучение;

· Корректировка;

5. Этап по оценке работы в целом и подготовке итогового отчета.

Методика комплексного подхода

Методика включает разработку и анализ трех оценочных листов:

· Финансового (отчет о прибылях и убытках);

· Маркетингового (динамика продаж, доля рынка, лояльность покупателей, привлечение и сохранение клиентов);

· Долевого (балансового) (выплаты акционерам, служащим компании, торговым посредникам и т.д.);

Практический пример аудита маркетинга по данной методике.

1. Финансовый аспект аудита.

Это оценка финансовой стабильности предприятия с использованием показателей по платежеспособности, финансовой устойчивости, рентабельности.

Анализ прибыли. За последние несколько лет на предприятии общий размер прибыли утроился. Прибыль по продажам увеличилась вдвое (с 6 до 12%). Прибыль на активы выросла в 2,5 раза. Положение предприятия с точки зрения ее финансовой деятельности в целом удовлетворяет руководство и держателей акций. Однако важно установить, насколько эти результаты основаны на деятельности других функциональных направлений предприятия. Есть ли перспективы роста?

Вместе с тем отмечается, что затраты на НИОКР заметно упали. Это означает, что предприятие выпускает старую продукцию, не обновляя ее. Это опасно для перспектив продажи и доходов.

Затраты на маркетинг остаются на протяжении этого периода времени достаточно стабильными. Хотя возможно, что их увеличение привело бы к более высокому росту доходов от продаж.

2. Маркетинговый аспект аудита

Несмотря на рост продаж, доля рынка падает (с20 до 15%). Это означает, что конкуренты развиваются быстрее. Теряется наращивание скорости (темпов прироста) продаж.

Уровень сохранения постоянных клиентов падает (с 83 до 80%). Рост новых клиентов незначителен. По результатам тестирования процент неудовлетворенных покупателей качеством товара и обслуживанием возрастает (с 12 до 19%). Снижается возможность будущей потенциальной прибыли. Слабо осуществляется маркетинг отношений.

3. Долевой аспект аудита

Прибыль акционеров могла бы возрасти в результате сокращения внутренних расходов предприятия, увеличения масштабов производства и других мероприятий, в то же время снижение прибыли рыночных посредников может привести к сложностям в сбыте продукции. Необходимо добиваться сбалансированности с точки зрения создания благоприятных отношений со всеми партнерами.

Методика бальной оценки эффективности маркетинговой функции компании

· (Американская консалтинговая фирма «Коперникус»: Аудит маркетинга компании «Бостонские лифты». 1998г.) (см. Таблица 2, с. 25).

Эта методика включает:

· Выбор показателей для аудита;

· Оценка показателей по балльной системе;

· Разработка плана мероприятий по результатам аудита;


Таблица 2. Балльная оценка эффективности маркетинговой деятельности компании «Бостонские лифты»

№ п/п Критерии эффективности маркетинга Распределение оценочных баллов
0-15 16-35 36-50 51-65 66-85 86-100
критическое опасное удовлетворительное среднее хорошее потрясающее
  Цели и стратегии     +      
  Маркетинговый климат     +      
  Целевая сегментация     +      
  Позиционирование и дифференциация     +      
  Управление ценообразованием     +      
  Управление продуктом       +    
  Управление рекламой     +      
  Связи с общественностью +          
  Управление продвижением         +  
  Прямой маркетинг   +        
  Маркетинг отношений   +        
  Обслуживание клиентов         +  
  Интегрированные маркетинговые коммуникации     +      
  Управление распределением         +  
  Управление торговыми клиентами       +    
  Развитие новых товаров   +        
  Маркетинговые исследования     +      
  Управление марочным капиталом     +      
  Управление сбытом         +  
  Реализация маркетинговых мероприятий     +      
  Организация маркетинга       +    
                           

 

Общий результат эффективности деятельности компании – 47 баллов.[1, c.267]

Пример реального проекта аудита маркетинга на предприятии:

Аудит маркетинга торговой организации

Описываемый комплекс работ кроме аудита включает ряд дополнительных связанных работ, которые в описываемой ситуации, исходя из реальных потребностей компании, должны выполняться совместно.

Описание бизнеса: оптовые поставки продуктов питания, количество сотрудников – 35 человек, годовой объем продаж – 15 миллионов долларов.

Цель:

Целью настоящего консалтингового проекта является комплексный анализ маркетинговой среды компании для оптимизации маркетинга в организации.

Задачи

1. Оценка возможностей расширения и повышения эффективности бизнеса;

2. Выработка конкурентной стратегии;

Работы:

Сроки приведены в календарных днях, некоторые работы ведутся параллельно.

1. Запуск проекта

Первичный контакт, уточнение целей и задач проекта - 1 день;

2. Диагностика

Составление первичного вопросника – 2 дня;

Проведение интервью с топ-менеджерами – 2 дня;

Анализ ответов и составление анкеты опроса – 2 дня;

Опрос менеджеров отдела продаж – 4 дня;

3. Исследования

Кабинетное исследование – 3 дня;

Анализ БД продаж клиентов 3 дня;

Мониторинг цен конкурентов – 3 дня;

Проведение опроса клиентов – 30 дней;

Обработка и анализ результатов – 14 дней;

4. Модернизация фирменного стиля – 21 день;

5. Поиск кандидатуры штатного маркетолога – 21 день;

6. Проведение тренинга с менеджерами по продажам – 4 дня;

7. Разработка CRM ((Customer Relationships Management) - это деловая стратегия привлечения и управления клиентами, нацеленная на рост и увеличение доходности бизнеса компании. Согласно опросу бизнес-представителей, приоритетными вопросами в развитии компании считается привлечение новых клиентов (86% опрошенных), повышение продуктивности (84%), снижение затрат (81%), улучшение обслуживания клиентов (77%) и получение доступа на новые рынки (60%). При грамотной разработке стратегии CRM компания сможет решить следующие вопросы:

· вести общую клиентскую базу;

· управлять контактами (вести историю взаимоотношений с клиентами, создавать коммерческие предложения и т.д.);

· вести архив документации, систематизировать виды и формы документов;

· анализировать входящие заказы, формировать отчеты;

· проводить анализ эффективности работы сотрудников;

· планировать стратегии по работе с клиентами;

· и решать многие другие задачи.) – 30 дней;

8. Подготовка комплекса финальных документов – 14 дней;

9. Финальная презентация – 1 день;

Общая продолжительность – 4 календарных месяца.

Результаты:

1. Выводы:

· Определение рынка компании, рыночной доли компании;

· Удовлетворенность клиентов услугами компании;

· Сегментирование, выделение целевых сегментов, определение стратегии захвата;

· Эффективность работы компании:

¾ упущенная прибыль;

¾ причины ухода клиентов;

¾ недостатки компании и проблемные зоны;

¾ возможные резервы менеджеров по продажам и т.д.;

· Обоснование необходимости перемен с целью повышения имиджа компании, качества обслуживания, захвата новых сегментов и т.д.;

Рекомендации:

1. Конкурентная стратегия компании на основе:

· Опрос менеджеров;

· Мониторинг конкурентов;

· Опрос клиентов;

· SWOT-анализ;

2. Рекомендации по созданию корпоративной культуры:

· Миссия;

· Позиционирование компании;

· Корпоративная «Белая Книга» компании: ценности, система мотивации, политика компании в отношениях с клиентами, агрегация накопленного опыта («Ноу-хау») менеджеров по продажам и т.д.

· Постановка комплекса целей компании;

· Модернизация фирменного стиля компании: логотип, слоган, бланки, прайс-листы и т.д.;

· Рекомендации по созданию сайта компании;

3. Предложение по организации нового sales-подразделения: поиск сегмента, расчет окупаемости;

4. Проведение тренинга с менеджерами по продажам;

Оптимизация бизнес процессов маркетинга:

1. Необходимые изменения производственных процессов для улучшения качества обслуживания клиентов – введение категорий клиентов, стандартов обслуживания и т.д.;

2. Оптимизация ассортимента, ценовой политики;

3. Введение дополнительных услуг;

4. Узкие места в оказании услуг;

5. Работа менеджеров по продажам: модернизация системы оплаты, стимулирование мотивации, введение презенторов для ведения переговоров и т.д.

Внедрение службы маркетинга в компании:

1. Поиск и подбор штатного маркетолога;

2. Формы отчетов о работе с клиентами;

3. Должностные инструкции отдела маркетинга, сотрудников отдела маркетинга;

4. Анкеты опроса потребителей;

5. Инструкции для интервьюеров;

6. Формы для мониторинга конкурентов;

Разработка маркетинговой информационной системы:

1. Разработка CRM СУБД на основе MS Access и 1С;

2. Мониторинг конкурентов;

3. Форма обратной связи от клиентов;

План маркетинга компании включающий:

1. Цели организации;

2. Программа продвижения продукции – реклама, промо- акции и т.д.;

3. Финансовый и организационный план;

4. Механизмы контроля;

Выгоды

Выгоды компании, полученные в результате работ:

1. Повышение имиджа компании;

2. Повышение мотивации сотрудников;

3. Организация нового торгового подразделения, специализирующегося на отдельном сегменте, позволяет увеличить продажи компании на 30%-50% в первые полгода;

4. Повышение доли компании на 15% в выбранном сегменте в течение следующих трех месяцев;

5. Оптимизация ассортимента, введение дополнительных услуг;

6. Повышение удовлетворенности клиентов;

Стоимость

Общая стоимость 10 тыс. долл.. В стоимость включены дополнительные внешние расходы на проведение исследования клиентов и на модернизацию фирменного стиля.

Материал, изложенный в данной главе достаточно наглядно демонстрирует важность проведения аудита маркетинга на предприятии, в результате которого у организации появляется возможность выйти на более высокий уровень в глазах потенциальных покупателей по сравнению с конкурентами, тем самым повысить долю рынка, увеличить рентабельность и добиться максимальной отдачи от имеющихся ресурсов. [6]

 

Заключение

 

В курсовой работе я рассмотрел теоретическую базу аудита маркетинга, способы формирования бюджета маркетинга и практические примеры применения маркетингового аудита на предприятии, в результате чего, можно сделать вывод, что в современных развивающихся рыночных отношениях, аудит маркетинга должен стать неотъемлемой частью любых предприятий, ориентирующихся на достижение стабильности, финансовой независимости и материальной удовлетворенности своих сотрудников. Также следует отметить, что аудит маркетинга касается только тех предприятий, где руководство принимает стратегические решения на базе концепции долгосрочных партнерских отношений, т.е. с заботой об удовлетворении каждого покупателя из сегмента, а, следовательно, и с ориентацией на долгосрочную прибыль. Но, к сожалению, многие российские предприятия продолжают работать по старинке (пассивное отношение к маркетингу, субъективизм и дистанцирование руководителей от сотрудников и потребителей, забывая, что именно они являются основным инструментом для достижения целей предприятия и т.д.), вследствие чего, в стране производится очень мало товаров, которые превосходили бы импортные по ожидаемым потребительским ценностям.

Подводя итог, можно сделать вывод, что маркетинговый аудит – это систематическое всестороннее изучение деятельности, среды, целей и стратегий компании для выявления проблем и возможностей компании. Это не разовое мероприятие, а постоянный и непрерывный процесс, который поставляет информацию о состоянии всех элементов системы маркетинга на предприятии и о рынках. Маркетинговый аудит позволяет выяснить, действительно ли фирма использует лучшие из имеющихся у нее возможностей и сколь эффективно она это делает.

 

Список использованной литературы

 

1. Соловьев Б.А. Маркетинг: Учебник – М.: ИНФРА-М, 2007. – 383с. – (Учебники для программы МВА).

2. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. 11-е изд. – СПб.: Питер, 2004. – 800 с.: ил.

3. Ламбен Ж. – Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок / перев. с англ.. – СПб.: Питер, 2005.- 800 с.: ил.

4. Маркова В. Д. Маркетинг, Менеджмент.: Омега-Л – 2008. - 204 с.

5. Глазов М.М., Фирова И.П. Маркетинг предприятия: анализ и диагностика.: Андреевский издательский дом, 2007.-268с.

6. Интернет ресурс: www.surin.marketolog.biz.

7. Интернет ресурс: www.dis.ru.

8. Интернет ресурс: www.mavriz.ru.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: