Габриэль Феликсович Шершеневич 1863-1912




Представитель юр. Позитивизма

Основные рабты:

1-учебник русского гражданского права.

2- общая теория права 1910-1912

Методологические основания праваовой теории.

Единственный источник знания – опыт. Философия же должна обобщать данные эмпирических наук, но не претендовать на самостоятельность. Социальная философия должна заниматься изучением общественных феноменов.

Юр. Позитивизм критикует естественно-правовую школу, упрекая её в том, что она не исследуя конкретных отношений, конструирует их абстракцию. Юр наука должна строиться на изучении юр норм (законов)

Задача философии права – это исследование главных понятий лежащих в основе специальных юр наук.

Разделы юр науки:

-история философии права.

-политика права.

Назначение специальных юр наук – доставка материала, который будет обобщен философией права.

 

Взгляды на природу общества.

Исходный пункт социальной концепции – это изолированный индивид. Основной его руководящий мотив – это инстинкт самосохранения, в своём поведении он руководствуется представлением об удовольствии и страдании. Этика Ш по свой природе утилитарна и гидонистична.

Потребности со временем усложнаяются, индивиды объединяются в сообщество. Общество –это организованная совокупность индивидов сотрудничающих на почве общности интересов. Помимо эгоизма теперь общественная среда создает представление человека о его интересах. Общество руководствуется благом большинства. Победа тех чьи интересы совпадают. Воля общества выражена в социальных нормах, называемых (правовыми, моральными)

Все социальные нормы обеспечивают общественный эгоизм. Любые социальные нормы внешни для индивида. Нравственность – это поле борьбы индивида и общества, которое стремится навязать человеку общие правила. Нравственные нормы – это результат компромисса. Нравственность – это совокупность требований общества к индивиду, без которых общежитие невозможно. Ш по мере развития общества человек получает больше свободы, появляются такие сферы жизни, где влияние права не распространяется.

Право (положительное)

Объективно – совокупность правовых норм,

Субъективное – возможность осуществления своих интересов, эти две стороны права. Субъективное право вторично от объективного. Право не может существовать вне государства, т.к. оно исходит от него. Действие права ограничивается пределами власти государства.

Признаки права

-право – это норма, определяющая отношение человека к человеку с угрозой на случай её нарушения страданием, причиняемым государством.

Право – это норма должного поведения человека неисполнение которой влечет за собой принеждение со стороны органов государства. П-во всегда имеет принудительный характер. Государство не в силах изменить волю человека, его отношение к действиям. Государство может только склонить его к желаемому поведению. Это принуждение всегда носит только психический характер. Человек исполняющий норму имеет мотивом угрозу насилия. Без таковой угрозы права не существует. Таким образом из числа правовых норм исключаются те, в которых отсутствует санкция.

-конституционное, международное, обычное, каноническое.

Мотивы в правовой сфере:

1) Чувство законности формируется воспитанием. Иногда оно заставляет поступать против интересов.

2) Сознание собственного интереса.

3) Страх перед угрозой государства.

Соотношение права с нравственностью.

Ш считает, что объединяющим моментом права и нравственности является выработанность обществом и то, что оба они служат для нормирования поведения людей. Т.е и то и то является социальным регулятором. Нравственность вырабатывается обществом, а право уполномоченным государственным органом. Право предполагает организованное принуждение, нравственность не предполагает такового.

Нормы права имеют предрасположенность к эволюции и видоизменению, нравственность может трансформироваться только с обществом. И право и нравственность действуют согласованно в силу наличия общей связи. По содержанию они совпадают. Законодатель вынужден считаться с общественным интересом. Тем ни менее противоречия возможны. Право может разрешать без нравственности. Нравственность сдерживает произвол законодателя.

Власть государства.

Прнятие государства может быть только социологическим.

Его признаки:

1. Объединение людей.

2. Господствующей над ними

3. Территориальной властью

в основе власти государства лежит сила – (способность властвующих своими велениями определить поведение подчиненных) главный признак отличающий государство от другой власти – самостоятельность, которая в свою очередь состоит из (независимости, верховенства, неограниченности и неделимости)

 

К.А.НЕВОЛИН

 

Под законоведением Неволин имеет в виду юриспруденцию, т. е. всю юридическую науку в целом. Общий предмет законо­ведения - законы. Различные науки законоведения (отдельные юридические науки) изучают этот общий предмет с разных сто­рон. С учетом этого Неволин выделяет в структуре юриспру­денции различные «разряды» наук законоведения и составные части.

Весьма важное концептуально-правовое значение имеет классификация наук по критерию «различия источников наше­го познания о законах». По данному критерию Неволин делит законы на естественные и положительные. Из такого деления следует, что и законоведение состоит из двух частей: 1) из фи­лософии законодательства, предмет которой - естественные законы (естественное право), и 2) из положительного законове­дения, предмет которого - положительные законы (позитив­ное право). Соответствующие названным двум частям две груп­пы наук законоведения - это, согласно Неволину, 1) история философии законодательства, завершением которой является «современный философский взгляд на предметы законодатель­ства», и 2) история положительного законодательства (внешняя история, излагающая формы законов, и внутренняя история, излагающая содержание законов), которая «непосредственно переходит в науки законодательства действующего».

Особое место в системе законоведения занимает такая от­дельная юридическая наука, как энциклопедия законоведения, предмет которой - «обзор всех наук законоведения в общей их связи». Она, по Неволину, состоит из двух частей: общей и осо­бенной. В первой части определяется общий предмет законове­дения - законы и устанавливается общий состав наук законо­ведения. Во второй части содержится систематический обзор этого состава различных юридических наук.

Энциклопедия законоведения Неволина - это «теория нау­ки законов», согласно которой целостность юриспруденции и связь между отдельными юридическими науками «основывает­ся на единстве их предмета».

Общим предметом законоведения, по Неволину, являются законы. Сущность закона — правда (справедливость): «Закон по существу своему есть вообще правда». Подлинный смысл правды (справедливости) можно выявить и уяснить лишь путем философского исследования. «Точным и твердым образом, — подчеркивает Неволин, — существо правды может быть опре­делено только в философии». Согласно его концепции филосо­фии законодательства, понятие правды (справедливости) — это проявление божественного начала в мире нравственном, где божество открывает себя при участии и посредстве людей. «Су­щества нравственные сознают идею правды Божественной и в своей воле осуществляют ее».

По самой своей природе люди как нравственные существа находятся в необходимом общении с другими людьми. В таком общении правда (справедливость), т. е. сущность закона, — это «верность одного нравственного существа целому обществу (союзу) нравственных существ». Поясняя свое понимание правды (справедливости), Неволин подчеркивает: «Праведным мы называем не только все то, что не противоречит свойству этого общения (с отрицательной стороны), но еще более то, что служит к сохранению и укреплению союза нравственных существ между собой (с положительной стороны); Неправедным, Напротив, называем все то, что ослабляет и разрушает этот все­общий союз нравственных существ».

В своем непрерывном историческом развитии люди как нравственные существа все полнее и совершеннее проявляют, раскрывают и выражают идею божественной правды (справед­ливости) в своем бытии, в многообразных формах человеческо­го общения на разных «ступенях жизни общественной» — в се­мье, роде, гражданском обществе, государстве, союзе народов (межгосударственных отношениях).

Эти общественные формы (союзы) Неволин трактует одно­временно и как различные этапы в социально-историческом развитии человечества, и как ступени все более полного и оп­ределенного выражения и воплощения начал правды (справед­ливости, идеи законодательства) в общественной жизни людей.

Каждый высший или последующий союз, отмечает Нево­лин, заключает в себе в качестве своего звена и все низшие или предшествующие. А каждое низшее общество содержит в себе и все высшие, по крайней мере в зародыше. «Не везде, — отмеча­ет Неволин, — общежитие между людьми достигает высшей ступени... Но если где народы достигают высшей ступени об­щежития, то достигают не иначе, как, пройдя все низшие или непосредственно в собственной жизни, или в лице других на­родов, которые прошли за них эти ступени и могут теперь по­ставить их прямо на одну из высших».

К.А. Неволин в "Энциклопедии законоведения" раскрывает природу и виды законов, выделяя среди них законы определительные, устанавливающие права и обязанности членов общества и общества к его членам и другим обществам, и законы охранительные. Последние предназначены для предупреждения нарушений прав, пресечения нарушений, восстановления нарушенных прав в их прежней силе и действии.

Законы государства выполняют две основные функции: оп­ределительную и охранительную. Первая функция состоит в том, что закон государства определяет права и обязанности членов государства друг к другу и к государству, а также права и обязанности самого государства к своим членам и кдругим государствам. Вторая функция состоит в том, что закон госу­дарства устанавливает внешние меры для охранения определен­ных им прав и обязанностей. К числу охранительных относятся меры предупреждения и пресечения беспорядков, меры наказа­ния за нарушение прав, а также меры поощрения (награды) к гражданским доблестям. Главная цель наказания - восстанов­ление нарушенного закона: «Наказывая злодеяние, государство тем самым показывает его ничтожество и, обращая нарушен­ный закон против самого преступника, восстанавливает закон в прежнюю его силу».

В своем правовом учении Неволин, различая естественные законы (естественное право) и положительные законы (пози­тивное право), отмечает, что «первые представляют всеобщую и необходимую сторону законодательства, вторые - случайную и ограниченную, первые, взятые в их совокупности, образуют идею законодательств, которые служат ее проявлением».

Соотношение естественного закона (т. е. идеи закона) и по­ложительного закона (т. е. формы внешнего проявления и вы­ражения идеи закона в законодательствах разных государств) Неволин трактует как взаимосвязь двух составных частей «во всяком законодательстве». При этом естественные законы (идея законодательств) — это та часть «всякого законодательст­ва», которая может быть познана непосредственно умом и сама по себе имеет обязательную силу, независимо от общественно­го постановления, а положительные законы (как формы прояв­ления идеи законодательств) — та часть «во всяком законода­тельстве», которая познается только из самого законодательст­ва, действующего в государстве, и имеет обязательную силу только потому, что она установлена государством. «В действи­тельности ни одна из поименованных частей не может сущест­вовать отдельно от другой и без другой: первая (как всеобщее) без второй (как особенного) есть голое понятие без полноты жизни; вторая (как особенное) без первой (как своего всеобще­го) есть только хаотическое смешение разных случайностей без всякой внутренней связи, без твердого основания, без вечного и неизменного достоинства».

В своем переводе проблемы соотношения естественного и позитивного права в плоскость соотношения идеи закона и внешней формы ее проявления Неволин (вслед за Гегелем) стремится преодолеть их традиционный дуализм и критическое противопоставление друг другу. Особенности характера и со­держания позитивного права зависят от целого ряда факторов. «Определеннейший вид, — отмечает Неволин, — получает идея законодательства в положительных законах: а) от особенного характера народа, степени его развития, исторических отноше­ний к другим народам, вообще от действия причин временных и местных; б) в государстве общие неизменные начала правды прилагаются к тому или другому особенному роду отношений, встречающихся в действительной жизни; в) сверх приложения к особенному роду предметов вечные начала правды в государ­стве прилагаются еще к отдельным, единичным случаям жизни, чтобы данный случай получил окончательное решение». Учет этих факторов в процессе законодательства означает «сущест­венное отношение между идеей законодательств и положитель­ными законами», т. е. соответствие позитивных законов идее законодательств.

По поводу политически острой во все времена проблемы не­соответствия позитивных законов «идее законодательств» (т. е. фактически — о произвольных, правонарушающих законах) Неволин философски отстраненно и деликатно замечает: «Слу­чайное отношение между ними, т. е. не основанное на необходимости вещи, может состоять в противоречии их друг с дру­гом». Возможность противоречия позитивных законов «идее за­конодательств», таким образом, признается, но критически не исследуется. Так, впрочем, обстоит дело и в гегелевской фило­софии права, которой здесь, да и во многих других местах сво­его учения Неволин следует, правда, с постоянной оглядкой на исторически менее развитую российскую действительность (по сравнению с немецкими реалиями времен Гегеля).

«Общая идея законодательств», подчеркивает Неволин, осу­ществляется не полностью и вдруг в законодательстве какого-то отдельного государства, а постепенно и непрерывно в зако­нодательствах разных государств, причем каждое из них прохо­дит различные ступени своего бытия и осуществления данной идеи. «Каждый народ, - пишет он, - при этом осуществлении идеи имеет свое особое назначение; раскрывши одну ее сторо­ну, он передает свой труд другому счастливейшему. Целая идея законодательств осуществляется только в целой их совокупно­сти».

Освещая разнообразие и особенности законодательств раз­ных эпох и народов, Неволин подчеркивает их сущностное единство. «Все положительные законодательства, выражая одну общую идею, в существе своем тождественны. Все они развива­ются в одном и том же порядке, восходя от начал ограничен­ных к началам более общим. Все они представляют поразитель­ное сходство между собой, когда находятся на равных ступенях развития». Однако при этом он (в духе позитивистского исто­ризма) обходит вопросы о ступенях исторического прогресса с точки зрения осуществления «общей идеи законодательств» в законодательстве различных государств его эпохи, о степени правовой развитости российского законодательства в его соот­ношении с законодательствами тогдашних западноевропейских государств и т. д.

8. Муромцев Сергей Андреевич. (1850-1910)

Социологическая школа права.

Сходна юр. Позитивизму, она требует изучения правовой конкретики, реальную жизнь права, его применения.

По мнению представителей СШ, право – это не система абстрактных идей, и не система норм исходящих от государства, а реальные общественные отношения, в рамках которых субъекты реализуют свои права и обязанности.

Норма права – вторичное относительно конкретных связей субъекта явление. Первые опыты СШ связаны со второй половиной XIX века.

Центральное понятие концепции СШ – это интерес, а право в свою очередь – это защищенный интерес.

Основные работы Муромцева

1. Определение и основное разделение права 1879.

2. Что такое догма права? 1884

В первой работе М. формулирует установку своей философии, где юриспруденцию он определил основой социологии.

Задача социальных наук – это изучение законов общественной жизни, задачей правоведения является изучение той сферы общественной жизни, что является правом.

Право должно исследоваться эмпирическим путем, во взаимодействии с другими социальными явлениями. М. считает, что право в жизни существует во взаимодействии и должно так осуществляться.

Право и Правопорядок

М. считает, что общество представляет самостоятельную реальность и силу, которая не сводится к простой совокупности её членов.

М. – представитель социального атомизма.

- общество имеет самостоятельные интересы, и интересы индивидов могут расходиться с его интересами.

Общество стремится к установлению общего порядка, к закреплению нормального порядка взаимоотношений между людьми.

С этой целью общественные союзы надзирают за своими членами.

Общество даёт или организованную или неорганизованную защиту общественных отношений. Организованная защита осуществляется заранее определённым порядком, посредством специальных органов. Она порождает право и называется правовой.

Право – это порядок отношений защищенных организованным (юридическим) способом. Оно отличается от других общественных отношений только организованной формой защиты. (Нормативная сторона права в этой концепции отодвигается на второй план)

Неорганизованная защита происходит в заранее неопределённых формах. Субъекты, получающие защиту и индивиды против которых защищает общество, получают статус лица в юридическом смысле.

Неорганизованная форма – это мораль, нравы и обычаи.

При таком подходе сфера действия права расширяется, т.е. оно может существовать до государства и формироваться без его участия.
Правоотношения (структура)

До того как отношения получают защиту, они носят фактический характер. Когда появляется защита, у субъекта обретается возможность противодействия внешним силам. Первоначальное отношение удваивается, и наряду с ним появляются (?)вынужденные(?) отношения, они носят вспомогательный характер для защиты первого отношения. Чтобы разделить отношения, М. называет защищаемые отношения правовыми, а защищающие – юридическими.

Юридические отношения могут существовать в форме притязания. Эту форму они обретают в случае нарушения права. Нарушение порядка – это скорее исключение, до которого правоотношения существуют в форме связанности других лиц, обязанных уважать защищаемое право. В такой форме они существуют с момента возникновения права.

Защищающие (юр. Отношения) могут быть обеспечены другими юр отношениями.

М: «в область права должны быть включены только те отношения, существование которых обусловлено юридической защитой, без которых они не могут существовать.»

Правовыми не могут быть те отношения, которые сопровождаются юридической защитой, но не могут быть реализованы без неё.

Праву не принадлежит то, что принадлежит привычке, обычаю, нравственности, долгу без наличия внимания юридической защиты.

Правопорядок – вся совокупность прав, существующая в данное время в данном обществе, это элемент общественного порядка, произведённый юридической защитой. Право можно отождествлять как с конкретным правоотношением, так и с общим правопорядком.

Правопорядок состоит как из сложившихся в институты правоотношений, так и их не сложившихся (отношения, которые только зарождаются, или уже вырождаются, а также случайные кратковременные отношения.)

Отношения права и юр нормы.

Норма – это второстепенное явление. Правопорядок рождается в обществе, с другой же стороны – нормы имеют влияние на правопорядок.

Юридическая Норма – это правило, которое определяет пределы и способы юр защиты правоотношений, предписание власти, регулирующей правовой быт народа. ЮН касается только порядка защиты.
Источники ЮН: сознание общества, законодатель, юристы.

- совокупность этих норм – это то, что называется правом в объективном смысле слова.

Норма – это важнейший фактор правового порядка, значение норм определяется авторитетом власти.

Справедливость – это одна из важнейших форм правопорядка, это этическая категория, совокупность субъективных представления о наиболее совершенном правопорядке, это та часть сознания субъекта, которая рисует будущий правопорядок.

Объективное право может получить отрицательную оценку как по субъективным причинам, так и по объективным. Совокупное действие различных факторов может парализовать действие различных норм, что приведет к бессилию права.

Правопорядок консервативен => иногда отжившая своё норма признаётся недействующей и не порождает общественных отношений («мертвая норма») тем ни менее, параллельно с ними могут существовать нормальные правоотношения.

Противоречия между нормой и правопорядком могут быть преодолены путём распределения сферы судейского усмотрения.

По мере развития общества роль суда должна возрастать и его роль – приведение действующего правопорядка в соответствие со справедливостью.

Политика Права (науки)

Право и мораль.

-их отношение определяет отношения организованного и неорганизованного способов защиты. М: «существенного противоречия между правом и нравственностью нет, все важные юр нормы согласуются с нравственностью. Противоречия возникают из-за отставания исторического развития права и несут они временный характер.»

М: причины противоречий

«организованная защита более затратна и сфера её применения уже сферы применения неофициальной защиты. Организованная защита более сложная => право не может развиваться так равномерно как нравственность. Не все отношения одинаково легко поддаются организованному контролю, в такие отношения лучше не вмешиваться (семья).»

Сам юр контроль применим только к тем отношениям, которые проявляются во вне. Право всегда действует, а нравственность касается внутренней стороны.

 

 

9. Л.И.Петражицкий. ( 1867-1931)

Основные работы:

1. Очерки философии права 1900 год

2. Введение в изучение права и нравственности. Основы эмоциональной психологии. 1905 год

3. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. 1907

 

Право П понимал как психологическое явление.

П отталкивался от критики традиционного деления на познания, чувства и волю. П считал, что это односторонние процессы, в психике человека же есть процессы имеющие двусторонний характер. С одной стороны это претерпевание, а с другой лги побуждают к определенной деятельности.

Раздражения, вызывающие отталкивание – репульсия. Раздражения вызывающие определенные ответные действия – аппульсия.

В числе двусторонних переживаний П выделяет нормативные переживания – они порождают представления о норме поведения, входят в состав мотивационных процессов.

В числе этих переживаний П выделяет эстетические и этические. Эстетические – по поводу явлений красивых и безобразных (например правил приличия или представлений об элегантности)

Этические – нравственные и правовые переживания (эмоции), основание оценки с точки зрения должного и недолжного. (в пример П приводит эмоции долга)

На основе эстетических эмоций зарождаются побуждения, носящие мистический авторитетный характер решения долженствования высшим авторитетом.

Понятие права и нравственности

- это явления индивидуальные в психике (изначально противоположные юр позитивизму)

Разница между правом и нравственностью только в характере переживания субъекта.

Нравственные эмоции. Обязанности, которые осознаются свободными по отношению к другим, по которым другим ничего не причитается со стороны обязанных являются нравственными обязанностями. Порождаются односторонними императивными эмоциями. (субъект считает себя обязанным в то время, как никто его не обязывает.)

Правовая обязанность – обязанности, которые создаются несвободными по отношению к другим, по которым, то к чему обязана другая сторона причитается другому как должное (юр обязанность) основаны на одностороннем атрибутивно-императивных эмоциях.

Право – те этические переживание, эмоции, которые имебт императивно-атрибутивный характер.

Разница права и нравственности заключается в:

· Отношении к исполнению обязанности посторонними лицами вместо обязанного лица.

· Отношение к принудительному исполнению

· Отношение к намерению в области исполнения

· Отношение к мотивам исполнения.

Значение правовых норм.

Норма – это вторичное явление по отношению ко внутренним психическим переживаниямж.

- это продукты эмоциональной проекции «эмоциональные фантазмы» - результат перенесения субъективных переживаний лица на объективную реальность.

Источник обязанности находится в психике человека, а в силу эмоциональной проекции человеку кажется, что обязанности имеют объективную реальность.

От норм П отличает нормативные факты, способные вызывать императивно-атрибутивные эмоции. Прежде всего в связи с нормативными фактами возникают позитивные желания.

Норма представляется нам должной (?), а нормативный факт …..(?)

На основе одного нормативного факта могут возникать нормативные эмоции. При неизменности нормативных фактов право может изменяться. В сферу права попадают разные явления. П исходит из концепции правового плюрализма. Он говорит о существовании множества правовых систем в рамках одного общества. П различает:

*интуитивное право

*позитивное право

Позитивное право - это этические переживания, содержащие в себе представления нормативных фактов. Позитивные гетерономные правовые эмоции.

Интуитивное право – это автономные правовые эмоции, не содержащие представлений нормативных фактов.

Виды позитивного права: законное, обычное, прецедентное, книжное. А также экспертизы, отдельных юристов, религиозных авторитетов, односторонних обещаний, юридических поговорок.

Позитивное право формируется в сообществах людей, дает право для более крупных групп людей.

Интуитивное право носит индивидуальный характер. Индивидуальное право сообразуется с конкретными обстоятельствами данного случая. Позитивное право предполагает наличие установленного шаблона поведения, оно свободно изменяется в процессе исторического развития.

Позитивное право фиксировано и может отставать от заносов времени. Интеллектуальный состав интуитивного права более (?) => оно обладает более широкой преемственностью.

Между индивидуальным и позитивным правом возникают различия. Официальное и неофициальное право – это разновидности позитивного права, его отличительные признаки – это опора на государственную поддержку => это привилегированное государственное право. Неофициальное право существует во всех сферах жизни общества. Это может быть и позитивное, и интуитивное право. Это всё императивно-атрибутивные переживания вне сфер вмешательства законов и судов. К неофициальному праву относятся обязанности в сфере интимных отношений между близкими людьми. Детское право – те правила которые формируются во взаимоотношениях между детьми.

Блаблабла

 

10. Соловьев В.С (1853-1900)

 

- Философ, богослов, поэт и публицист. Стоял у истоков русского духовного возрождения начала XX века.

Основные работы

1.Критика отвлеченных начал 1880г

2. Духовные основы жизни 1884г

3. Оправдание добра 1897г

 

Философская концепция С называется «Философией всеединства». Основные её постулаты были сформулированы Шеллингом.

Всеединство в философии С – это бог (абсолют)

«Если бог –это абсолют, значит он должен включать в себя всё» - такой подход создает опасность перехода концепции С в пантеизм. С же пытался дистанцироваться от пантеизма и различать бога от мира.

Бог творит мир и не отождествляется с ним. Создаётся аппозиция – бог как единство и множество творений. Посредство между этими противоположностями выполняет София – душа мира.

София – включает в себя и божественное начало и тварное бытие.

София свободна от бога, она обособляется и утверждается независимо от него. Так С трактует грехоподения

Цель мирового тварного бытия – это воссоединение с богом, следовательно всеединство – это цель бытия, которая возможна усилиями только человечества => человечество должно стать богочеловечеством. Христос – прообраз этого будущего.

Пока же человечество не обрело единства с богом, оно поддерживается естественными и людскими законами, которые сдерживают распад человеческого общества. Чтобы человечество достигло идеального составления, все сферы человеческой жизни должны быть пересмотрены с учетом этих целей.

*Рациональная наука должна объединиться с религией в теософию.

* Теургия – свободное творчество, реализация человека в живой природе.

*Свободная теократия ­–­ идеал общественной жизни – это организованное единство общества в котором различные элементы не обособлены, а представляются необходимыми частями одного и того же сложного существа.

 

Три союза (в обществе)

1.Религиозный (Церковь) – она ставит цели перед обществом (стремления ко всеединству – С)

2. Гражданский (Государство) – доставляет материальные средства для достижения цели (обеспечивает справедливый порядок)

3. Экономический (Земство) доставляет материальные средства для достижения цели.

Государство бессмысленно без целей, которые ставит ему церковь.

Государство подчиняет себе экономику, формируя справедливый правопорядок.

Государство должно носить не национальный характер, а вселенский.

 

В 1880 С охватывается идеей объединения христианских церквей.

С критикует РПЦ за её пассивность, однако он констатирует духовное падение запада, где церковь имеет слабое влияние. С: западное общество подверглось трем искушениям:

· Насильственный путь приведения к истине (методы католической церкви, как борьба с инакомыслием, еретиками и инквизиция => раскол)

· Самовозвышение разума человека (рационализм) Запад слишком сильно полагается на силы человесеского разума.

· Увеличение материальной стороны жизни (социализм – его наиболее яркое проявление)

 

Восточная церковь сохранила истину, однако не смогла её осуществить – создать христианскую культуру, однако западная церковь смогла создать культуру антихристианскую.

Необходим синтез духовного начала востока и человеческой активности запада.
Единство церкви должно произойти под главенством папы римского.

 

- «РОССИЯ И ВСЕЛЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ» 1889.

 

Этико-правовая концепция

Взгляды С в работы «оправдание добра» 1897

Отправной точкой в концепции С, является то, что идеал добра носит всеобъемлющий характер.

С не пытается уйти от противоречий разных культур о добре. Представленные в конкретном содержании идеалы добра могут быть разными.

- содержание разное, форма же универсальная. Однако все народы знают что есть добро и зло, разница же заключается в уровне развития нравственного сознания. Евангельская мораль тоже не конечна и развивается к некому абсолюту.

С выделяет три задатка нравственного человека:

1. – Чувство стыда. (оно отличает человека от животного) предполагается для зарождения совести.

2. – жалость (альтруизм) она преобразуется в чувство справедливости

3. – чувство благоговения перед высоким началом, оно проявляется в уверенности в смысле мира и человека, в уверенности в высшем начале.

 

Из стремления преодоления несовершенства появляется стремление к совершенствованию как личности, так и общества. Цель этого нравственного прогресса – царство божие на земле. Оно достижимо.

Нравственное совершенство не возможно в изолированной личности. С характеризует общество как расширенную личность, личность в свою очередь – это сжатое общество. Они тождественны. Между обществом и личностью должен быть баланс. Необходимо установление формального порядка.

 

Право – есть исторически подвижное определение необходимого принудительного равновесия личной свободы и общественного блага.

Основу права представляет принцип справедливости «каждому своё». Необходимыми усорвиями права являются идеи свободы и равенства.

Естественное право – это смысл права как такового.

Естественное право – это формула под которую история подстраивает различные переменные величины позитивного права.

 

Соотношение права и нравтсвенности.

Праву в сфере нравственности соответсвтует принцип справедливости.

Любовь к ближнему – это высшая степень добродетели, нравственность требует абсолютного совершенства. Стремление же к совершенству требует сощдания условий совершенствования.

Право – это одно из средств совершенствования.

Правовая организация общества – это ступень достижения конечного идеального.

Право подчинено нравственной идее.

 

Противоречия между правом и нравственностью – это противоречия между разными ступенями развития.

Прогресс права – это приближение к нравственным требованиям.

Право есть принудительное требование реализации определенной минимальной добродетели, порядка недопускающего известного проявления зла.

Задача права не в превращении мира царство божие, а в том, чтобы мир не превратился в ад.

Поскольку человек свободен, ему должна быть предоставлена свобода быть безнравственным.

Право обеспечивает свободу быть безнравственным.

Наказание – это не возмездие, и не устрашение, а средство человеколюбия в интересах преступника и общества.

 

Государство – это организованная жалость. Христианское государство имеет прогрессивную задачу, оно должно содействовать свободному развитию человека, который должен достигнуть царства божия.

 

 

Школа возрожденного естественного права.

Трубецкой Е.Н 1863-1920

1.Энциклопедия права.

Правовые взгляды

Право – подход к определению права заключается в том, что в праве есть личное и общественное начала, оно устанавливает общественный порядок. Но в то же время оно направлено на свободную волю индивида. Общественный элемент должен быть личностным.

Свобода понимается в двух аспектах

· Внутренняя свобода – сфера определяющаяся поведением человека. Никакое внешнее воздействие не может её ограничить.

· Внешняя свобода – возможность действовать во внешнем мире.

Оба этих аспекта не могут существовать друг без друга.

Внешняя свобода может быть ограничена, но именно она составляет содержание права. – это внешняя свобода предоставленная и ограниченная нормами.

Право – это совокупность норм предоставляющих и ограничивающих внешнюю свободу лиц в их взаимных отношениях.

Т. Считал, что связь с государством не является личностным признаком права.

Государство – это правовая организация. Если государство таково, то если мы начнем определять право, то мы получим замкнутый круг.

Принудительность не входит в число обязательных признаков права, авторитет права основан на чисто психологических факторах.

Право не равно нравственности, отождествление их связано с с тем, что сторонники этой идеи ….. (?)

Содержание права, это внешняя свобода чело



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: