Акт применения права – это правовой акт компетентного органа или должностного лица, изданный на основании юридических фактов и норм права, определяющий права, обязанности или меру юридической ответственности конкретных лиц.
Правоприменительные акты имеют ряд особенностей:
1. Они издаются компетентными органами или должностными лицами. Отсюда вытекает государственно-властный характер актов применения права.
2. Строго индивидуальны, т.е. адресованы определенным лицам, издаются применительно к строго определенному случаю.
3. Акты применения права направлены на реализацию требований юридических норм, так как конкретизируют общие предписания норм права применительно к определенным ситуациям и лицам, официально фиксируют их субъективные права, обязанности, ответственность.
4. Реализация правоприменительных актов обеспечена государственным принуждением.
Акты применения права могут быть классифицированы:
I. По субъектам принятия:
1. акты органов государственной власти
2. органов государственного управления
3. контрольно-надзорных органов
4. судебных органов
5. органов местного самоуправления
II. По характеру правового воздействия:
1. регулятивные - направлены на организацию исполнения содержащихся в нормах права предписаний применительно к конкретной ситуации, лицу. Акт регистрации брака, присвоение воинского звания;
2. охранительные – обеспечивают реализацию санкций охранительных норм, устанавливая меры юридической ответственности.
III. По значению в правоприменительном процессе:
1. вспомогательные (определение суда о назначении экспертизы);
2. основные (решение суда).
IV. По форме:
1. имеющие вид отдельного документа (приговор, решение суда);
2. имеющие форму резолюции на других материалах дела (утверждение прокурором обвинительного заключения);
3. устный вид.
Акты применения права должны отвечать требованиям обоснованности, законности и целесообразности.
Требование обоснованности – должны содержать глубокую и всестороннюю мотивировку. Требование относится к фактической стороне дела, к логическим выводам о доказательствах.
Требование законности – строгое соответствие нормативно-правовым актам, на основе которых они принимаются; должны издаваться в пределах компетенции соответствующего органа, должностного лица.
Требование целесообразности – выражается в соблюдении принципов справедливости, эффективности, учета материального положения сторон, индивидуализации ответственности и т.д.
Правоприменительный акты имеют четкую структуру и состоят их четырех частей.
Вводная часть содержит наименование акта, место и дату принятия, наименование органа или должностного лица, которое принимает решение.
В о писательной части описываются факты, являющиеся предметом рассмотрения.
Мотивировочная часть включает анализ доказательств, подтверждающих наличие или отсутствие фактических обстоятельств, их юридическую квалификацию, указание на процессуальные нормы.
В резолютивной части формулируется решение по делу.
- Толкование права: понятие, виды толкования по объему.
Толкование – особый вид деятельности государственных органов, должностных лиц, граждан и их объединений, направленной на раскрытие смыслового содержания правовых норм и на выявление содержащейся в них государственной воли.
Толкование – не обычный мыслительный процесс, а интеллектуально-волевая деятельность. Он включает в себя два самостоятельных компонента: уяснение и разъяснение.
Уяснение – процесс понимания, осознания содержания норм «для себя».
Разъяснение – объяснение, доведение усвоенного содержания для других.
В юридической литературе высказывались различные точки зрения по поводу указанных элементов. Одни ученые рассматривали толкование только как уяснение, другие сводили его исключительно к разъяснению. Кроме того, предпринимались попытки определить среди двух компонентов главный. Вместе с тем, по мнению ученых Корельского и Перевалова, подобная постановка вопроса представляется некорректной. Уяснение и разъяснение – две диалектически связанные стороны единого процесса. Прежде чем разъяснить содержание нормы другим, интерпретатор должен уяснить ее содержание для себя.
Необходимость толкования в праве вызывается возможными противоречиями между его формой и содержанием. Содержание права находит свое выражение в нормативно-правовых актах, которые не всегда правильно выражают волю законодателя из-за низкого уровня юридической техники, недостатков технического порядка. В подобном случае толкование – условие познания подлинного содержания юридических предписаний.
Толкование права необходимо также в силу противоречий между формальным характером правовых норм и динамикой общественных отношений. В силу формальной определенности правовые предписания остаются неизменными, стабильными и до их изменения. В то же время общественная жизнь изменяется постоянно. Нередко закон применяется в существенно изменившихся по сравнению с моментом его издания условиях.
Толкование выполняет следующие функции:
1. Познавательная функция – в ходе толкования субъекты познают право, содержание правовых предписаний.
2. Конкретизационная функция – при толковании правовые предписания зачастую конкретизируются, уточняются с учетом конкретных обстоятельств.
3. Регламентирующая функция – толкованием в форме официального разъяснения как бы завершается процесс нормативной регламентации общественных отношений.
4. Правообеспечительная функция – акты толкования издаются для обеспечения единства и эффективности правоприменительной практики.
5. Сигнализаторская функция – толкование нормативных актов позволяет обнаружить их недостатки технического и юридического характера.
Важное значение имеет толкование норм права по объему. Суть методов толкования норм права по объему заключается в определении степени соответствия содержания нормы права ее текстовому оформлению и выражению.
В том случае, когда при рассмотрении нормы права обнаруживается, что смысл и содержание нормы полностью совпадает с ее текстовым оформлением и выражением, когда смысл ее усваивается буквально, говорят о буквальном толковании. Например, в ст. 37 Закона РФ о банках и банковской деятельности сказано, что «вкладчиками банка могут быть граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства». Здесь словесное выражение и действительное содержание по объему совпадают, субъекты данного правоотношения перечислены полностью.
Однако в правотворческой практике нередко имеют место случаи, когда такого соответствия не бывает. При этом возможны два варианта.
1. Текстовое выражение и оформление нормы права, ее словесная формулировка оказываются шире ее логического смысла и содержания. В данном случае необходимо использовать метод ограничительного толкования. Например, ст. 32 Конституции РФ предусмотрено, что «граждане РФ имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей». Очевидно, что в данном случае термином «граждане» обозначаются лишь взрослые, дееспособные люди. Здесь имеет место случай, когда буква закона гораздо шире его смысла и когда требуется его ограничительное толкование.
2. Буква закона может быть уже его логического смысла. В данном случае необходимо использовать метод расширительного толкования нормы права.
Способы толкования.
Способы толкования – это совокупность приемов и средств, используемых для установления содержания правовых актов.
В юридической науке и практике различаются следующие способы толкования:
1. грамматический
2. логический
3. систематический
4. историко-политический
5. специально-юридический
6. телеологический
7. функциональный
Грамматическое толкование заключается в грамматическом, лексическом и синтаксическом анализе текста нормы или статьи нормативно-правового акта. При этом особое внимание обращается на структуру текста, расстановку знаков препинания, на смысловое значение в данном тексте общеупотребительных слов и терминов, юридическую терминологию.
Логическое толкование – это толкование правового акта по его смыслу с использованием законов логики. Применяется для выяснения логического смысла правовых предписаний.
Систематическое толкование – заключается в уяснении смысла нормы права путем сопоставления ее с иными нормами. Благодаря систематическому способу, можно выявить юридическую силу правовой нормы, сферу ее действия, принадлежность к определенной отрасли, институту права.
Историко-политическое толкование. Основной смысл и содержание его сводится к выяснению социально-политической ситуации, в которой принималась данная норма, к установлению социально-политических мотивов ее издания, к определению основных целей и намерений законодателя. Историческое толкование, особо отмечалось в дореволюционной литературе, есть «уяснение содержания данного закона по сопоставлению его с другим, ранее существовавшим». Такое понимание историко-политического толкования сохраняет свое значение и в настоящее время.
Специально-юридическое толкование. Выражение властной воли законодателя осуществляется не только с помощью общеупотребительных слов, но и специфических требований. При этом используются различные юридико-технические средства и приемы, учитываются различные способы, методы и типы правового регулирования. Это обусловливает потребность в специальных юридических знаниях, которые интерпретатор применяет при толковании норм.
Телеологическое толкование – направлено на установление целей издания правовых актов. Так, в преамбуле указа Президента РФ «О реализации конституционных прав граждан на землю» закреплено, что данный акт принят «в целях обеспечения защиты конституционных прав граждан на землю». С учетом названных целей субъекты права и должны толковать и применять положения указа, исходя из приоритетной защиты интересов граждан.
Функциональное толкование. В некоторых случаях для уяснения смысла нормы недостаточно брать во внимание только ее формальный анализ и общие условия реализации. Иногда интерпретатор должен учитывать условия и факторы, при которых реализуется норма. Особенно это касается оценочных терминов («уважительные причины», «существенный вред», «крайняя необходимость»).