Синтетический и аналитический учет материалов




 

На синтетических счетах учет материальных ценностей ведут по фактической себестоимости. При этом в дебет материальных счетов относят все расходы по их приобретению. Синтетический учет материалов на производственных предприятиях ведется на счете 10 «Материалы». Этот счет имеет следующие субсчета:

1. «Сырьё и материалы»;

2. «Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали»;

3. «Топливо»;

4. «Тара и тарные материалы»;

5. «Запасные части»;

6. «Прочие материалы»;

7. «Материалы, переданные в переработку на сторону»;

8. «Строительные материалы»;

9. «Инвентарь и хозяйственные принадлежности».

В соответствии с "Планом счетов бухгалтерского уче­та" синтетический учет материалов на счете 10 "Материа­лы" ведется по фактической себестоимости.

При этом способе на счете 10 "Материалы" отража­ются все расходы по их приобретению и заготовке.

Традиционным и более упрощенным является учет ма­териалов по фактической себестоимости. В этом случае на поступившие материалы в бухгалтерском учете дебетуют счет 10 "Материалы" и кредитуют счета:

76 "Расчеты с разными дебиторами и кредитора­ми" — на стоимость услуг, оплачиваемых чеками транс­портным (железнодорожным, водным) организациям, а так­же информационные и консультационные услуги, таможен­ные пошлины и др.;

71 "Расчеты с подотчетными лицами" — на сто­имость сырья и материалов, приобретенных и оплаченных из подотчетных сумм;

23 "Вспомогательные производства" — на расходы по доставке материалов собственным транспортом и на фак­тическую себестоимость материалов собственного производ­ства;

20 "Основное производство" — на стоимость полу­ченных из производства возвратных отходов и др.

Если при приеме материалов обнаруживается их недо­стача или порча, то эти операции на материальных счетах не отражаются. В случае, когда недостача сырья и матери­алов не превышает норму естественной убыли в пути, то она списывается на общехозяйственные расходы предпри­ятия. При обнаружении же недостачи и порчи сырья и ма­териалов по вине поставщика последнему предъявляется претензия. Эта операция в учете отражается по дебету сче­та 76-2 "Расчеты по претензиям" и кредиту счета 60 "Рас­четы с поставщиками и подрядчиками".

При ведении синтетического учета материалов по фак­тической себестоимости в рамках счета 10 "Материалы" открываются два аналитических счета:

· материалы по учетным ценам;

· транспортно-заготовительные расходы или отклоне­ние в стоимости материалов.

Отпуск сырья и материалов из центральных складов в кладовые производственных цехов рассматривается как внутреннее перемещение и в бухгалтерском учете отра­жается записью: дебет счета 10 "Материалы", аналитичес­кий счет "Центральный склад"; кредит счета 10 "Материа­лы", аналитический счет "Производственный цех".

Производственный расход сырья и материалов в бух­галтерском учете отражается путем списания с кредита счета 10 "Материалы" в дебет счетов:

20 "Основное производство" — на стоимость сырья и материалов, израсходованных в основном производстве;

23 "Вспомогательные производства" — на стоимость материалов, израсходованных во вспомогательных произ­водствах;

25 "Общепроизводственные расходы" — на стоимость материалов, израсходованных на общепроизводственные нужды;

26 "Общехозяйственные расходы" — на стоимость материалов, израсходованных на общехозяйственные нуж­ды;

28"Брак в производстве" — на стоимость материа­лов, израсходованных на исправление бракованной продук­ции и др.

В течение месяца списание сырья и материалов произ­водится по учетным ценам. В конце месяца определяют раз­ницу между фактической себестоимостью израсходованных материалов и стоимостью их по учетным ценам. При этом, если факти­ческая себестоимость выше учетной цены, то разницу между ними списывают дополнительной бухгалтерской проводкой, обратную же разницу — способом "красное сторно", т. е. отрицательными числами (сторнировочная запись).

В бухгалтерии предприятия, наря­ду с синтетическим учетом материалов, параллельно ве­дется аналитический учет. На предприятие ООО «Стереотип» используется оперативно-бухгалтерский способ учета материалов.

Оперативно-бухгалтерский способ учета материалов предусматривает ведение натурального учета материалов на складе. Работник бухгалтерии, принимая отчеты от ма­териально ответственных лиц непосредственно на складах, проверяет по первичным документам правильность отра­жения их данных в регистрах складского учета. В бухгал­терии натурально-стоимостный учет не ведут, а применя­ют суммовой учет движения материалов.

В конце месяца на основании данных складского учета бухгалтер выписывает количественные остатки материа­лов по их отдельным видам в специальную сальдовую ведо­мость учета остатка материалов на складе (без оборотов прихода и остатка). Затем бухгалтер осуществляет такси­ровку и подсчет итогов остатков материалов по твердым учетным ставкам каждой учетной группы материалов и в целом по складу.

Оперативно-бухгалтерский (сальдовый) способ учета материалов — один из наиболее эффективных, особенно в условиях ручной обработки учетных данных и малой меха­низации учета. Его применение позволяет избежать гро­моздкого натурально-стоимостного учета в бухгалтерии и дублирования с записями складского учета.

Оперативно-бухгалтерский учет материалов на предпри­ятии ООО «Стереотип» ведется в журнале-ордере №10 (Приложение З). Например, журнал - ордер и ведомость по счету 10.1 за первый квартал 2006 года, отражается по каждому факту поступления или отпуска материалов в производство в отдельной строке. В нем указывается начальный остаток по дебету счета 10.1 - 5206,36 рублей, итого по корреспондирующим счетам: счет 60 – 584105,23 рублей, счет 20 – 491422,22 рублей и счет 26 – 2818,65 рублей, дебетовый оборот – 584105,23 рублей и кредитовый оборот – 494240,87 рублей. По каждой строке рассчитывается конечный остаток по дебету счета 10.1 – 95070,72 рублей.

Поступающие материалы, не сопровождающиеся платежными документами от поставщиков (неотфактурованные поставки), опри­ходуют по акту о приемке материалов, составляемому на складе. Оприходование неотфактурованных поставок осуществляют по учетным ценам либо по ценам договора или предыдущих поставок. Если до конца месяца платежное требование не поступит, то приемная оцен­ка на указанные поставки сохраняется. В следующем месяце при по­ступлении платежного требования стоимость неотфактурованных по­ставок в приемной оценке сторнируют и составляют новую запись по фактическим суммам, указанным в документах поставщиков.

При приемке материалов от поставщиков могут быть выявлены излишки или недостачи фактически поступившего количества мате­риалов по сравнению с документальными данными, оформляемые актом. Излишки приходуют по акту и расценивают по учетным ценам организации или по отпускным ценам. Затем отдел снабжения сооб­щает об излишках поставщику и просит выслать платежное требова­ние на стоимость излишков.

Если при приемке материалов обнаружена недостача или их порча, то их стоимость отражают по дебету счета 76 «Расчеты с разными деби­торами и кредиторами», субсчет 2 «Расчеты по претензиям», и кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». На материальных счетах стоимость недостач или порчи материалов не отражают.

Аналитический учет поступления материалов в значительной мере зависит от выбора учетной цены. Если в качестве твердых учетных цен применяют средние покупные цены, то поступившие материалы отражают на каждом аналитическом счете по средним ценам. Нацен­ки сбытовых и снабженческих организаций и транспортно-заготови-тельные расходы по всем поступившим материалам учитывают на одном аналитическом счете «Транспортно-заготовительные расходы и наценки снабженческих и сбытовых организаций».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: