Качества, которыми я обладаю в данный момент | Качества, которыми я хотел бы обладать | Способы достижения цели (кратко) |
Форма таблицы может быть и иной, например, содержать оценку качеств по какой-либо шкале. При затруднениях в самооценке желательно обратиться к психологу. Если человек не может четко сформулировать свое представление о самом себе (не важно, совпадет ли оно с мнением окружающих), то он будет испытывать трудности и в дальнейшем процессе формирования имиджа.
Следующим этапом является конструктивное использование критики. Для того, чтобы обратиться к другим с просьбой высказать критические замечания, требуется некоторое мужество. Многие предпочитают не травмировать себя подобной процедурой. Однако она необходима для достижения конечной цели. Желательно найти для этой цели людей, которые искренне заинтересованы. Следует объяснить им желание изменить какой-либо аспект самопрезентации и попросить помощи и совета. Также следует попросить «помощника» быть конкретным и обстоятельным. Иногда окружающие подвергают критике умение человека подавать себя совершенно непроизвольно. Например, если собеседники постоянно просят повторить только что сказанное человеком, будучи не в силах разобрать его речь, тем самым они критикуют один из аспектов его способа самопрезентации. Если одна женщина непреднамеренно говорит другой: «Мне больше нравится, когда у тебя длинные волосы», она тоже задействует обратную связь. Таким образом, непроизвольные критические высказывания окружающих тоже подлежат исследованию в целях организации работы по совершенствованию имиджа. Рекомендуется сознательно провоцировать окружающих на такие высказывания, например: «Как, по-вашему, не слишком ли быстро я говорю?», «Ты полагаешь, мне следует снова отрастить волосы?» и т.д. При этом следует поощрять людей быть искренними.[12]
|
Обычно критические замечания из вторых рук типа «говорят, что…» не бывают конструктивными. Анализируя такие замечания, следует понять, какие мотивы стоят за ними, и стоит ли их принимать во внимание. Однако в отдельных случаях и на такие замечания стоит обратить внимание.
Руководитель может провести анкетирование среди своих сотрудников. Анкета не должна быть прямо посвящена его имиджу. Вопросы должны быть осторожно сформулированы для того, чтобы подчиненные отвечали искренне. Можно разместить вопросы, посвященные отношению к личности руководителя и методам руководства, среди других, например, посвященных улучшению качества продукции. При составлении такой анкеты также желательно воспользоваться помощью специалиста. Возможно использование методики экспертной оценки, пример которой приведен выше. Однако, при применении этой методики помощь специалиста необходима. Руководитель не может использовать ее самостоятельно, так как в этом случае ответы будут далеки от действительности (особенно, если это руководитель высшего уровня).[13]
Таким образом, руководитель должен определить для себя цель создания имиджа, а при возможности и конечный результат («идеальный имидж») и исходную базу формирования, т.е. образ, имеющийся в настоящий момент. После этого процесс создания имиджа разбивается на составные части, и определяются способы достижения цели и его примерные сроки по каждой из составляющих.
|
Особое значение в процессе создания имиджа имеет планирование. Значение планирования в жизни любого человека, стремящегося к достижению успеха, подчеркивается в работах практически всех авторов. Без рационально составленного плана достижение любой конечной цели, в том числе и желаемого имиджа, практически невозможно. Рекомендуется даже выделять определенное время, например, несколько часов в определенный день недели, только для организации процесса планирования. Такой подход существенно экономит время и делает работу более эффективной. Мероприятия по совершенствованию имиджа должны быть включены в план работы наряду с другими делами. В зависимости от поставленной цели этими мероприятиями могут быть действия по совершенствованию внешнего имиджа (например, посещение парикмахера, косметолога, визажиста), либо действия, направленные на улучшение психологической составляющей имиджа (посещение психолога, обучение на курсах, изучение иностранного языка и т.д.). Исчерпывающий список мероприятий составить практически невозможно, действия зависят от поставленной цели. Если какое-либо мероприятие по совершенствованию имиджа планируется исключительно ради престижа (потому что так делают все), оно не будет способствовать достижению желаемого результата. Любое действие, предпринимаемое руководителем (человеком, без сомнения, занятым), должно служить определенной цели и выполняться абсолютно сознательно.
|
Формирование имиджа не является изменением личности человека. Этот процесс не может сделать из одного человека совершенно другого. Поэтому для руководителя важно знание основ психологии для того, чтобы быть в состоянии оценить психологические особенности собственной личности и грамотно использовать свои сильные и слабые стороны. Понимание особенностей личности может помочь понять причины существования создавшегося, исходного имиджа. Знание собственных достоинств и недостатков (для выполнения какой-либо работы, так как практически не существует достоинств и недостатков «вообще», за исключением соблюдения норм морали) является значительным преимуществом каждого руководителя. Это знание является залогом правильного применения достоинств и избежания ситуаций, связанных с проявлением недостатков. Уже только это знание может способствовать улучшению впечатления, производимого руководителем на окружающих, которое, собственно, и является имиджем. С другой стороны, знание психологии позволяет руководителю правильно оценивать действия подчиненных и формировать их отношение к себе.[14]
Я считаю, что имидж, сформированный Павловым в общем и целом носит позитивный и благоприятный характер. Подчиненные уважают его, клиенты ценят как партнера, его имидж и имидж фирмы не «запятнан» каким бы то ни было скандалом или отрицательными отзывами. Однако, помимо общих рекомендаций по формированию имиджа, которые актуальны для любого руководителя, Евгению Валентиновичу хотелось бы дать несколько рекомендаций.
Во-первых, как уже говорилось выше, ЗАО «Октант» и его руководитель не появлялись в последнее время на страницах Воронежской прессы. Для улучшения имиджа фирмы, самого Павлова, а также как рекламный ход можно произвести публикацию с кратким описанием рода деятельности фирмы, ее успехов, опыта работы на данном рынке, а заодно и о ее руководителе, который уже на протяжении нескольких лет прилагает все усилия для благополучия фирмы. Это сразу улучшило бы имидж руководителя ЗАО «Октант» в глазах уже имеющихся и потенциальных клиентов.
Вторая рекомендация касается уже непосредственно самого Евгения Валентиновича и его общения. При характеристике имиджа выше говорилось о том, что, казалось бы, положительная черта – вежливое и спокойное общение с собеседниками у него перерастает в недостаток. Необходимо более живо проявлять интерес к собеседнику, в общении нельзя быть излишне, подчеркнуто вежливым, так как это держит на расстоянии собеседника, может вызвать у него недоверие.
Тот факт, что фирма является небольшой, а ее руководитель закрытым, является в данном случае недостатком. Для его устранения можно порекомендовать провести корпоративный вечер или всей фирмой съездить на природу – в общем, дать понять сотрудникам, что их руководителю не чуждо ничто человеческое. Опять же, подобное отношение к своему персоналу выгодно характеризует руководителя в глазах партнеров.
Заключение
Рассмотренные аспекты формирования имиджа руководителя со временем приобретают все большее значение. С увеличением частного сектора в экономике в последние годы, все наибольшую роль начинает играть руководитель фирмы, предприятия. Ему необходимо ежедневно решать возникающие в связи с осуществлением его функций проблемы, при этом немаловажную роль играет умение грамотно общаться с людьми, внушать доверие, убеждать. Вот тут-то и играет свою роль имидж. От того, какое мнение сложится о руководителе, зависит не только его личный успех, но и успех предприятия в целом.
Современные руководители должны уделять большое внимание созданию своего имиджа, для этого необходимо знать не только основные составляющие имиджа, и пути их формирования, но и уметь на практике использовать психологические и поведенческие приемы.
В данной работе рассмотрены теоретические аспекты проблемы, а также в последней части приведены практические рекомендации по работе над созданием своего имиджа.
Использованная литература
1. Алексеев А.А., Громова Л.А. Поймите меня правильно. // СПб.: Экономическая школа.-1999.-280с.
2. Грачев М. Суперкадры. Управление персоналом в международной корпорации // М.: Дело ЛТД.-2000.-450с.
3. Душков Б.А. Психология типов личности. // Екатеринбург: Деловая книга.-2005.-120с.
4. Дэвис Ф. Создай себе имидж. //М.: ООО «Попурри».-1998.-315с.
5. Емельянов Е.Н., Поварницына С.Е. Психология бизнеса. // М.: Армада.-2004.-280с.
6. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента. // Минск: Издательский центр «Экономпресс».-2004.-458с.
7. Колоскова Мария. Внутренний имидж руководителя компании // Научно-практический журнал Персонал-микс. – 2003. - №6
8. Кэссон Г. Как завоевать престиж. (Настольная книга бизнесмена) // М.: Агентство «ФАИР».-2006.-85с.
9. Максвелл Дж. Шеф и его команда. (Серия «Бизнес без секретов») // СПб.: Питер.-2002. –320с.
10. Саркисян Б. Победа на переговорах. // СПб.: Питер.-1998.-230с.
11. Старобинский Э. Е. Основы менеджмента на коммерческой фирме. // М.: АО «Интел-Синтез».-2002.-368с.
12. Харрингтон Дж. Управление качеством в американских корпорациях. // М.: Экономика.-2005.-210с.
13. https://www.oktant.vrn.ru/
[1] Старобинский Э. Е. Основы менеджмента на коммерческой фирме. // М.: АО «Интел-Синтез».-2002
[2] Haute Couture с англ. Высокая мода
[3] Мария Колоскова. Внутренний имидж руководителя компании / научно-практический журнал Персонал-микс. – 2003. - №6
[4] Мария Колоскова. Внутренний имидж руководителя компании / научно-практический журнал Персонал-микс. – 2003. - №6
[5] Мария Колоскова. Внутренний имидж руководителя компании / научно-практический журнал Персонал-микс. – 2003. - №6
[6] Емельянов Е.Н., Поварницына С.Е. Психология бизнеса. // М.: Армада.-2004/
[7] Душков Б.А. Психология типов личности. // Екатеринбург: Деловая книга.-2005
[8] Душков Б.А. Психология типов личности. // Екатеринбург: Деловая книга.-2005
[9] Дэвис Ф. Создай себе имидж. //М.: ООО «Попурри».-1998
[10] Харрингтон Дж. Управление качеством в американских корпорациях. // М.: Экономика.-2005
[11] Кэссон Г. Как завоевать престиж. (Настольная книга бизнесмена) // М.: Агентство «ФАИР».-2006
[12] Алексеев А.А., Громова Л.А. Поймите меня правильно. // СПб.: Экономическая школа.-1999.
[13] Кабушкин Н.И. Основы менеджмента. // Минск: Издательский центр «Экономпресс».-2004
[14] Грачев М. Суперкадры. Управление персоналом в международной корпорации // М.: Дело ЛТД.-2000