Продолжение от 22 ноября 2014 года




Лиса и Журавль

(открытое письмо (номер 2) к руководителям и работникам сферы образования, от Катанугина Игоря, гувернера, г. Бежецк)

Дорогие коллеги – педагогические работники, уважаемые родители, просто дорогие друзья!

Вот, буквально сегодня я написал мое первое письмо – «Розовые Мечты о Школе» – и практически сразу же решил дать продолжение – это письмо номер два – и обратиться в нем напрямую к очень дорогому для меня опыту, как был поставлен и как протекал учебный процесс в Унверситете Дружбы Народов имени Патриса Лумумбы в годы моей учебы там (1982-1990), и конкретно в преподавании испанского языка.

Итак, мои уважаемые – и скажу искренне – дорогие для меня собеседники, коллеги, родители учеников – по сути пишут, что идет атака на некоторые фундаментальные принципы, на которых должна быть основана сама система и практика образования! Какие это принципы? – Да очень простые – это по сути те же принципы НАСТОЯЩЕЙ демократии – глубокое реальное уважение к человеку – как учителю, так и ученику, и родителям – всем участникам образовательного процесса! Признание неотъемлемых – а на самом деле Богом данных, поэтому и неотъемлемых прав человека – права на индивидуальность, на свой свободный поиск – жизненный поиск, профессиональный, духовный! Права на приемлемые сносные (хотя бы!) условия жизни и труда – учебного в данном случае!

Вы сами можете продолжить список – это закреплено в Декларации Прав Человека и в ее специальном Детском разделе! Так вот, дорогие коллеги, друзья! – Ведь самой главной опорой всегда должен быть ЗАКОН! – А это – Декларация Прав человека – есть по сути именно НАИВЫСШИЙ закон, к которому мы можем и должны апеллировать!

Далее. КАК апеллировать? – Если коротко – просто, спокойно, уважительно к власть предержащим, без вполне понятных при таких проблемах обвинительных интонаций и эмоций! То есть совмещая глубокое понимание ситуации и насущности перемен со спокойной уравновешенной интонацией! Трудно ли это? – Да, пожалуй! – Но возможно и конструктивно – и наиболее перспективно в смысле нашего успеха!

Далее. Мы можем ссылаться на НЕСОМНЕННЫЙ авторитетный опыт прошлых поколений педагогов и педагогических школ – и это не может не быть весомым аргументом! При размышлении о месте, роли и значении Индивидуальности мне очень нравится вспоминать басню Крылова «Лиса и Журавль» (все-таки какой талантливейший литератор!). Ведь что говорит басня? – Лиса не может съесть кашу из кувшина с высоким горлышком, а Журавлю крайне неудобно клевать кашу с плоской тарелки! Одно и то же действие – съесть кашу – но разным животным и птицам нужны для этого совершенно РАЗНЫЕ условия и приемы!!!

Так и два наших преподавателя по испанскому языку – два Анатолия Васильевича – делали одно и то же дело – но СОВЕРШЕННО ПО-РАЗНОМУ! АВ – младший – как я уже писал – всегда давал одно и то же задание – рассказ на свободную тему – и просто спокойно прохаживался туда-сюда весь урок – задавая вопросы, побуждая нас к дискуссиям… Потом уже я более глубоко осознал – он не просто «прохаживался» - он БЫЛ (и ЕСТЬ, конечно же!). Сами того не вполне сознавая, мы ощущали его человеческое Присутствие – имею ввиду Человеческое с большой буквы Ч – доброе понимающее ободряющее – даже с улыбкой и юмором!

Другой же – старший АВ – тот был (и ЕСТЬ – даже если уже не в этом мире!) просто совершенно потрясающим Артистом, актером педагогической сцены! – За его плечами был огромный жизненный опыт – Испания еще военных времен, Латинская Америка, личное знакомство с совершенно выдающимися мировыми писателями, поэтами, переводчиками!... Иллюстрируя какое-нибудь новое слово, АВ – старший мог пуститься в бесподобное театрализованное путешествие в ту или иную ситуацию в минувшие годы!

«Летим мы однажды из Парижа в Буэнос-Айрес (самолетом Эар-Франс), - рассказывал он однажды, - погода хорошая, все спокойны… И вдруг над Атлантикой самолет вошел в зону сильнейшего шторма, грозы! Нас трясет, как щепку, кидает – ужас! Все уже потеряли всякую уверенность, что будем живы! Стюардессы вывезли все запасы спиртного – пейте, помирать – так с музыкой! И после всех этих бедствий вдруг все успокоилось, и мы подлетаем к Буэнос-Айресу при ясной солнечной погоде! Спускаемся по трапу, и никто на земле даже не представляет, ЧТО мы только что пережили!...»

А еще были у нас также чудесные замечательные преподавательницы – женщины (опять же по испанскому языку, имею ввиду в данном случае)! И они преподавали каждая по-своему, и тоже очень эффективно и интересно – даже – поверьте – чем дальше во времени, тем более трогательными и дорогими становятся эти воспоминания!

Понимаете – КАЖДЫЙ – ПО-СВОЕМУ! Да, были и планы, и программы, и вместе с тем тот опыт вполне доказал – все хорошее можно - МОЖНО И НУЖНО совместить – и планирование какое-то разумное, и сохранение яркой самобытной индивидуальности каждого педагогического работника!

Вот, пожалуй, на этом завершу данное письмо – ибо, признаться, уже много сегодня набрал на компьютере, уже тяжело стало… Позволю себе еще раз подчеркнуть одну простую и вместе с тем очень сильную, по-моему, мысль. Дорогие коллеги! Ведь воистину – в этих неизбежных дискуссиях с руководящими работниками Министерства образования мы вполне можем – и это очень перспективно с точки зрения успеха – АПЕЛЛИРОВАТЬ к ценнейшему опыту наших старших коллег в искусстве преподавания! Ведь устремление к новому – настоящее устремление – всегда БЕРЕЖНО к прошлым драгоценным накоплениям!!! Никто не сможет это отрицать – никакие чиновники!!!

Ну вот, выразил сейчас – как смог – некоторые мысли в ответ на комментарии к моему 1-ому письму! Спасибо за Ваши живые отклики, за Ваши искренние старания что-то изменить в лучшую сторону!

Продолжение от 22 ноября 2014 года

Да, дорогие читатели, как видите, по форме это именно письма… Просто почувствовал сейчас, что хочу что-то добавить – и от себя, и по впечатлениям от слов многих учителей, которые говорят о серьезнейших проблемах и тормозах в самой постановке учебного процесса – простите за несколько формальный стиль!

Вчера я писал о наших преподавателях – мужчинах – и как же не вспомнить с благодарностью о чудесных преподавателях – женщинах! Например, самый первый год обучения – это было в далеком уже 1982-1983 учебном году – испанский язык преподавала у нас (напомню, речь идет об Университете Дружбы Народов имени Патриса Лумумбы) совершенно чудесная удивительная женщина – Ангелина Петровна (фамилия, если не ошибаюсь, была у нее двойная – Претель-Мартинес – если я правильно помню…). Она была в возрасте, тоненькая, седая, с морщинками на удивительно приятном всегда добром энергичном как-то именно молодом лице – молодом по своему какому-то скрытому оптимизму, по чувству Радости жизни, радости работы, радости от общения с нами!

Да, поэтому я говорю при любой возможности, что иностранный язык надо изучать только, исключительно на позитиве, с хорошим, приподнятым настроением, с чувством как бы голода по все новым и новым знаниям! – Ибо у нас так и было! У нас все так и было поставлено – благодаря таким замечательным преподавателям и простой разумной организации труда!

Интересный момент. Испанский язык мне просто дали, как говорится, поставили перед фактом – ведь в школе я учил немецкий! Просто эти опытнейшие преподаватели прекрасно знали – никаких проблем начинать с нуля в любом возрасте нет! Мы же были молоды, полны сил и мотивации, и энергии – так какая же беда начать язык с нуля?! Среди прочего, лично мне это говорит также и о том, что если уж и обучать языку второклашек – то опять же ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО при условии, если преподавателю удастся сделать эти занятия радостными, приятными, интересными для детей! – В противном случае – это уже что-то такое, чему просто не подобрать слов с позитивным значением!

И это было практически погружение в язык – шесть дней в неделю по четыре часа в день в аудитории, плюс два часа самоподготовки – и так весь учебный год! Понимаете? – Занимались спокойно, не спеша, основательно, серьезно! И без малейших намеков на какие-то помехи, горы ненужных бумаг, одергивания со стороны администрации! Нашим учителям просто ДОВЕРЯЛИ!!! Никто из руководства абсолютно ничем им не докучал, не мешал, не заставлял делать ни одной вещи, которая выглядела бы лишней, ненужной в глазах учителя!!!

Пишу это, имея ввиду – о столь многочисленные горькие жалобы моих коллег – работников образования! Они сетуют – и это правда – что им просто не дают спокойно работать, подменяя творчество немыслимыми объемами ненужной «писанины» и прочими помехами! И вот я привожу сейчас эти замечательные примеры – примеры разумной организации учебного процесса, примеры истинного доверия к учителю и замечательных результатов такого торжества ЗДРАВОГО СМЫСЛА!!!

Дорогие коллеги! Давайте просто апеллировать к подобному несомненно положительному опыту старших поколений! Ведь никто не сможет открыто отрицать непреходящую ценность этого драгоценного опыта! Итак, у нас не было никакой нервотрепки – ни у студентов, ни у преподавателей! Довольно часто – пожалуй, каждую неделю – в конце недели – Ангелина Петровна устраивала прямо в учебной аудитории чаепитие; мы «складывались», покупали торт или еще что-нибудь вкусное и не спеша пили чай за свободными непринужденными разговорами «обо всем», как говорится – очень приятными и интересными для всех! И никакого барьера между нами и нашей чудесной учительницей! В сердце она была также молода, оптимистична, всегда умела найти слова, нужные, доступные, понятные именно данному человеку!

Потом у нас были и другие преподавательницы испанского – напротив, очень молоденькие - Лейла Газыевна, Фатима Адамовна; имена некоторых я уже и забыл – но не забыл впечатления от их уроков – спокойный размеренный учебный труд – напряженный, но все по силам, все соответствует, все внутренне уравновешено – и опять же никто ни кого не дергает, не заваливает ненужной контр-продуктивной работой – ни администрация учителей, ни учителя – нас, студентов! Все просто спокойно планомерно работают, никому не мешая!

Лиса и Журавль – так мне нравится кратко, образно, символично обозначать идею индивидуальности каждого человека, как индивидуален подход у героев этой басни Крылова!. Да, на самом деле – ведь и каждая из этих преподавательниц – женщин, как и оба Анатолия Васильевича – каждый и каждая были и есть яркие самобытные индивидуальности – и это четко проявлялось в работе! И было у всех понимание, что это – нормально, даже очень хорошо! Имело место просто разумное гармоничное сочетание опять же разумного планирования и вполне естественной для каждого человека индивидуальности!

Естественно, и в средних школах все это вполне применимо, все так и должно быть! Опять же мудрый баланс, равновесие во всем, торжество здравого смысла, опять же доверие к учителю, учет мнений и пожеланий самих учителей – практиков!

Устремляться в Будущее на основе позитивного опыта прошлого - вот одна из простых замечательных мыслей, которую я хотел бы еще раз проиллюстрировать в этом скромном письме.

Искренне, с наилучшими пожеланиями, Игорь Катанугин, г. Бежецк, 21-22 ноября 2014 года.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: