События революции 1848—1849 гг. Лукьян Кобылица




 

Из курса новой истории вам известно, что в 1848— 1849 гг. буржуазные революции охватили ряд европейских стран, в том числе Австрийскую империю. Там, на западноукраинских землях, главным центром революционных событий стал Львов. В ночь на 2 ноября 1848 г. львовские рабочие, ремесленники и студенты разных национальностей (украинцы, поляки, евреи) совместными усилиями возвели в центре города несколько баррикад. Над одной из них взметнулся красный флаг.

На следующий день защитники баррикад, вооруженные винтовками, пистолетами, саблями, копьями, топорами, завязали бой с правительственными войсками и вынудили их отступить. Тогда австрийский главнокомандующий приказал обстрелять город из орудий, установленных на близлежащих холмах. Загорелись здания ратуши, театра, университета, политехнической академии. Повстанцы понесли значительные потери и прекратили сопротивление. Сотни их попали на расправу военным судам. В городе, а через несколько дней и во всей Восточной Галиции было введено военное положение. Начались репрессии.

В революционных выступлениях на улицах Львова и ряда других городов в 1848 г. наиболее активно участвовали пролетарские массы. Их героическая борьба служила примером для сельской бедноты. Украинские крестьяне вместе с польскими, словацкими, венгерскими, румынскими решительно потребовали ликвидации феодальных порядков.

Напуганные большим размахом крестьянского движения, австрийские власти были вынуждены весной 1848 г. провозгласить отмену барщины и других феодальных повинностей. Правда, крестьян обязали уплатить помещикам и государству большой выкуп и полностью лишили их давнишнего права на бесплатное пользование пастбищами и лесными угодьями.

Не удивительно, что грабительская реформа вызвала глубокое возмущение крестьян. Один из них Лукьян Кобылица, избранный крестьянскими массами во время революции даже депутатом парламента, вернувшись из Вены осенью 1848 г., немедленно созвал в местечке Выжница многотысячное собрание. В своей речи он призвал бедноту восстанием поддержать революцию в Венгрии. Большинство депутатов парламента проголосовали за исключение Кобылицы из его состава. Но подлинно народный депутат уже убедился, что правительство не желает облегчить тяжкую долю украинского крестьянства Северной Буковины. Кобылица решил действовать самостоятельно.

Из самых храбрых крестьян Лукьян организовал конный отряд и отправился в освободительный поход по всей буковинской земле. Действуя вроде бы с полномочиями австрийского кесаря (монарха), он в каждом селе или местечке, куда прибывал со своим отрядом, проводил выборы органов местного самоуправления, объявлял земли леса и пастбища собственностью народа. Повстанцы отнимали имущество у помещиков и раздавали его крестьянам, а также начали заготовлять продовольствие и фураж для нужд восставших венгерских революционеров.

Решительность восставших буковинцев в борьбе против угнетателей прославлена в народной песне:

Гайда панів бити, Гнів у серці кожнім,

Землю розділяти!.. М'язи наче криця,

Ой шумить Черомош, Гей веде повстанців

Ой гудуть Карпати. Лук'ян Кобилиця.

Австрийские власти на Буковине обещали высокую награду тем, кто выдаст руководителя украинских повстанцев. Но предателя не нашлось, и антикрепостническое движение продолжалось полтора года. Тогда против повстанцев были брошены регулярные войска. Их численный перевес и гораздо лучшее вооружение решили судьбу восстания. Захваченный в плен Кобылица был замучен карателями. Как и Кармалюк, он стал героем многих народных песен и легенд. Его также воспели в своих произведениях классики украинской литературы И.Я. Франко и Ю.А. Федькович. Освободительное движение буковинских крестьян под руководством Лукьяна Кобылицы освещалось и в «Новой Рейнской газете», которая во время революции печаталась в Германии под редакцией Карла Маркса.

Таким образом, революция 1848—1849 гг, способствовала подъему социальной и национально-освободительной борьбы западноукраинского населения против австрийской монархии. Но и на этот раз трудящиеся не добились удовлетворения своих требований. Мыслями и чаяниями они все чаще устремляются на восток — к единокровным братьям-украинцам в составе России.


Развитие культуры

Просвещение и наука

 

В первой половине XIX в. в связи с открытием университетов в Харькове (1805) и Киеве (1834), лицеев в Одессе, Нежине, гимназий в Полтаве, Харькове, Одессе и ряде других городов значительно расширились возможности получить среднее и высшее образование для детей привилегированных классов и сословий.

В крайне запущенном состоянии находилось просвещение народных масс на западноукраинских землях, захваченных Австрийской империей. Церковь, которой подчинялись все начальные школы, главное внимание уделяла изучению основ религии. Но и таким «просвещением» в 40-х годах XIX века было охвачено только 14 процентов детей школьного возраста.

Правящие круги как австрийской, так и российской монархий тормозили развитие науки, но остановить ее движение вперед не могли. В 40-х годах XIX в. в Киеве начала работать Временная комиссия для разбора древних актов. Она собирала, изучала и публиковала документы об историческом прошлом Украины. Сотрудником комиссии был и Т.Г. Шевченко. По ее поручению он совершал поездки, во время которых зарисовывал и описывал археологические находки и древние архитектурные сооружения. На основе революционно-демократических убеждений поэт в своих произведениях осмысливал события отечественной и зарубежной" истории, клеймил реакционных историков, которые защищали царизм и пытались опорочить освободительную борьбу украинского народа, призывал крепить единство украинских и русских трудящихся в борьбе против феодально-крепостнического строя.

В это время известный русский и украинский историк Н.И. Костомаров издал свои труды «Богдан Хмельницкий» и «Бунт Стеньки Разина», в которых заметно политическое влияние сочинений Т.Г. Шевченко, Н.Г. Чернышевского, общение с этими известными социал-демократами.

Выдающийся ученый-славист, профессор Харьковского университета И.И. Срезневский составил и издал историко-фольклористический сборник «Запорожская старина». Вошедшие в него украинские народные песни и думы (с обстоятельными объяснениями) проникнуты идеей нерушимого братского единения украинского и русского народов. Срезневский одним из первых прогрессивных деятелей русской культуры выступил в прессе за развитие украинского языка, за его использование в литературе, печати, науке.

Первый ректор Киевского университета, разносторонний ученый М.А. Максимович подготовил и опубликовал три сборника украинских народных песен. Он же был автором двухтомного учебника ботаники, по которому учились студенты всей страны. Так же использовалось трехтомное издание «Курса математики», подготовленное профессором Харьковского университета Т.Ф. Осиповским.

Ученым с мировым именем стал выпускник Харьковского Университета, уроженец Полтавщины гениальный математик М.В. Остроградский. После усовершенствования своих знаний в Париже он всю жизнь работал в Петербурге, где его избрали академиком Академии наук. М.В. Остроградский, как и Максимович, был товарищем Т.Г. Шевченко, разделял его взгляды, подвергался полицейским преследованиям. Основатель Харьковского университета В.Н. Каразин создал неподалеку от Харькова первую на Украине метеорологическую станцию.

 

Фольклор. Литература

 

В песнях, думах, преданиях, легендах, передававшихся из поколения в поколение, народ воспевал свое героическое прошлое, связанное с защитой Отечества от иноземных захватчиков, с борьбой за социальное и национальное освобождение. Песни и думы вдохновенно исполняли кобзари, бандуристы и лирники. Талантливейший кобзарь XIX в. Остап Вересай родился в селе Калюжинцы на Черниговщине. Слепой с четырехлетнего возраста, он свыше 70 лет шествовал от одного села к другому, пел под аккомпанемент кобзы, пробуждая у слушателей самые благородные чувства, воодушевляя на борьбу против социальной несправедливости.

Выдающимся событием в жизни украинского народа стал выход в свет «Кобзаря» Т.Г. Шевченко. Книгу, изданную в Петербурге в 1840 г., тепло встретила передовая русская общественность. Похвально отозвался о ней на страницах журнала «Отечественные записки» В.Г. Белинский, отметивший, что в произведениях Шевченко находим «все элементы народной поэзии». В творчестве гениального украинского поэта органично сочетались беспощадное разоблачение самодержавно-крепостнического строя, деспотии и паразитизма помещиков и царских сатрапов с гимном освободительной борьбе народных масс. Тараса Шевченко вместе с И.П. Котляревским по праву считают основоположниками новой украинской литературы и украинского литературного языка.

Остро критиковали (хоть и не всегда открыто) произвол и паразитизм крепостников, злоупотребления чиновников современники Тараса Шевченко прогрессивные украинские писатели И.П. Котляревский, Г. Ф. Квитка-Основьяненко, П.П. Гулак-Артемовский.

Общероссийское освободительное движение, связанное с деятельностью дворянских революционеров, а потом революционных демократов, неутихающая борьба трудящихся масс, главным образом закрепощенного крестьянства оказывали решающее влияние на развитие украинской культуры. Ведущую роль тут играла русская классическая литература XIX в., теснейшим образом связанная идейно с борьбой против крепостничества и царизма. Передовые русские писатели А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь проявляли большой интерес к жизни украинского народа, рассказывали о нем в своих произведениях (вспомните те из них, с которыми вы познакомились на уроках русской литературы).




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: